КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:
«Объём прямоугольного параллелепипеда ». 5 КЛАСС
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
Предметные : сформировать у учащихся представления об объёме прямоугольного параллелепипеда, научить учащихся находить объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Личностные :формировать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения.
Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.
Планируемые результаты: учащий получит представление об объёме прямоугольного параллелепипеда, научится находить объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день ! Присаживайтесь. Отметим отсутствующих.
2. Устная работа. Начнем мы наш урок с устного «Блиц –опроса» по пройденной теме: (Слайды)
1) Прямоугольный параллелепипед – это ( плоская, объемная) фигура.
2) У параллелепипеда _____ вершин,_________ ребер, _______ граней.
3) Прямоугольный параллелепипед имеет _______ измерения.
4) Измерения прямоугольного параллелепипеда называются __________.
5) Форму прямоугольного параллелепипеда имеют ___________.
6) Прямоугольный параллелепипед , у которого все измерения равны, называется ______.
7) Каждое ребро параллелепипеда принадлежит _______ граням.
8) Каждая грань параллелепипеда содержит _______ ребра.
9) Каждое ребро параллелепипеда содержит _______вершины.
10) Измерения прямоугольного параллелепипеда a=4 см, в= 5 см, с= 6см.
Общая длина ребер параллелепипед равна _______.
3. Изучение новой темы:
Учитель: Продолжим работу дальше. У меня в руках две фигуры? Кто скажет, что за фигуры? ( Параллелепипед и пирамида). Как вы думаете чем они отличаются? ( формой, размерами) . Что у них общего?( Фигуры объемные) Очень хорошо. А если я возьму две другие объемные фигуры , например ведро и банку, чем они будут отличаться? ( Ответ уч-ся вместимостью или объемом.) Правильно. Вместимость фигуры характеризуется объемом.
«Объём прямоугольного параллелепипеда» - тема нашего сегодняшнего урока.
Объем – мера, размер, величина, пространство. Я хотела бы дополнить и уточнить значение этого термина. Чтобы понять, что такое объем той или иной формы: твоя чашка или кувшин с молоком. Чем больше вошло в форму молока , тем больше её объем.
Итак, тему мы определили. Теперь необходимо определить цели нашей работы на уроке. Попробуйте их сформулировать.
Цели:
1. Мы познакомимся с объёмом прямоугольного параллелепипеда
2. Мы научимся находить объём прямоугольного параллелепипеда и куба
3. Мы будем развивать умение анализировать, рассуждать.
Очень хорошо. А теперь откроем тетради запишем число , тему урока.
Для начала познакомимся с единицами измерения объёма:
1 мм³, 1см³; 1дм³, 1м³, 1км³ (записать в тетради) .
1 см =10 мм,
1 см2 = (10мм)2 = 100 мм2,
1 см3 = (10 мм)3 =1000 мм3 .
Представьте себе кубик с ребром в 1 см (демонстрируется кубик). Если составить фигуру из 4 таких кубиков, то чему будет равен объём? Правильно 4 кубикам. Молодцы. Какой вывод мы можем сделать? Ответ учащихся. Измерить объем фигуры – значит подсчитать , сколько единичных кубов в нее помещается.
Хорошо! А пока немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА:
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
А теперь давай выполним практическую работу. У вас на столах лежат пустые коробочки ( разных размеров) и кубик с ребром 1 см . Нужно вычислить сколько таких кубиков поместится в ваши коробочки? Кто сможет это посчитать быстрее всех? ( ответ учащихся) .
Проверим ваши вычисления ( проверяем вычисления учащихся, выслушиваем способ вычисления, делаем выводы). Очень хорошо.
Вывод: Чтобы вычислить сколько кубиков поместится , надо измерить длину, ширину и высоту коробочки. Перемножить измерения.
Молодцы те ребята , которые догадались быстро и легко найти объем параллелепипеда. ( выставляются оценки тем учащимся кто догадался сосчитать быстро и верно).
Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений или Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению его длины , ширины и высоты. Объём параллелепипеда можно вычислить с помощью математических формул.
Запишем в тетрадях.
V = abc, где V – объем фигуры
a – длина параллелепипеда, b – ширина параллелепипеда, с – высота параллелепипеда.
Что получается, если α умножим на b? Как можно найти объём параллелепипеда, зная площадь основания?
4. Закрепление изученного материала:
А сейчас проверим ваши знания, выполнив № 618 по учебнику стр. 157 Учащиеся выполняют, записывают в тетрадях, чему равен объем (всего) параллелепипеда и сколько в нем дано желтых кубиков. ( к доске вызывается ученик, записывает у доски решения, оценивание учащегося)
V= 4*3*5= 60 cм3, Vж = 18 cм3
V= 4*4*6= 96 cм3, Vж = 35 cм3.
Молодцы. Вычисляли верно.
Используя формулу V = Sосн. · h, найдите неизвестную величину:
S |
15см |
18см |
? |
36см |
? |
h |
3см |
? |
2 |
6см |
? |
V |
? |
72 см³ |
38 см³ |
? |
27 см³ |
Проверьте решения.
S |
15см |
18см |
19см |
36см |
36см² |
h |
3см |
4см |
2см |
6см |
6см |
V |
45 см³ |
72 см³ |
38 см³ |
216 см³ |
27 см³ |
А сейчас запишем домашнее задание.
5. Домашнее задание: § 23, № 621,625.
6. Подведение итогов урока: А теперь проверим , как вы усвоили тему урока:
1. Как найти объём коробки? V=25*20*20, V=10000см3
2. Вычислите: объём параллелепипеда и объём куба, если сможете, так как формулу объёма куба будем проходить на следующий урок.
Молодцы. С заданием справились.
Где мы можем применять объема прямоугольного параллелепипеда ? ( ответ учащихся).
Ребята вам урок понравился? Что узнали нового? ( Ребята высказывают свои мнения). Расскажите, какое настроение у вас после урока?( Ответы учащихся)
Спасибо, ребята, вам всем за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.