Конспект урока «Мир природы и человека» в 4 классе.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа-интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Шагалова Татьяна Викторовна, учитель дефектолог 1 категории
Тема: Почва. Состав почвы.
Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.
Задачи:
1. Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практической работы.
2.Развивать навыки исследовательской деятельности, восприятие, наблюдательность, речь.
3. Воспитывать познавательный интерес. Развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся;
воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся.
Оборудование:
1. Н.Б. Матвеева , И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова Учебник Мир природы и человека 1 часть 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы.
2. Компьютер, телевизор.
3. Презентация: картинки с изображениями по теме: «Почва»
4. Видеофильм «Что такое почва?».
5. Иллюстрация с изображением планеты Земля.
6. Глобус, изделия из глины.
7. Карточки со словами: ПОЧВА, ВОДА, ПЕРЕГНОЙ, ПЕСОК, ГЛИНА, МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ, КАМНИ.
8. Индивидуальные карточки (задания из рабочей тетради).
Ход урока.
I. Организационный момент.
1 слайд. Сегодня к нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, друг другу и мне, и с хорошим настроением начнём работать.
II. Подготовка к восприятию темы
- Отгадайте загадку:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут - Я все терплю и всем добром плачу.
(земля)
2 слайд. Мы живем на планете Земля. Землей мы называем и нашу планету, и сушу, и почву (землю), по которой ходим.
Физкультминутка для глаз «Космос»
Открыли учебники стр. 48. Рассмотрим рисунки (на доске, глобус). Найди и покажи планету Земля.
На планете видны моря и океаны. Покажи их на рисунке. Есть суша. Покажи ее на рисунке.
III. Объяснение новой темы.
3 слайд. Что люди называют землей
Люди привыкли называть землей самый верхний слой суши. Правильно этот слой называется почва. Благодаря почве растут леса, травы. Почва дает опору для корней растений, в ней находятся вещества, необходимые растениям для роста. Человек обрабатывает землю (почву) и выращивает овощи, фрукты, хлеб.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о чем? Как вы думаете, какая тема урока? Правильно, почва.
4 слайд. Почва - верхний слой поверхности Земли, который пронизан корнями растений, в котором живут разные животные.
- А как же образуется почва?
5 слайд. Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.
IV Освоение нового материала.
Просмотр видео «Что такое почва?» (на видео показываются практические опыты)
Мы посмотрели фильм, скажите мне, из каких частей состоит почва?
6 слайд. На доске разбор слов ВОЗДУХ, ВОДА, ПЕРЕГНОЙ, ПЕСОК, ГЛИНА, МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ, КАМНИ.
7 слайд. Ветер же приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.
8 слайд. Заглянем внутрь слоя почвы.
9 слайд. Куда исчезают опавшие листья? Все опавшие листья, семена растений и даже мелкие корешки перегнивают и превращаются в почву (перегной). Она становится богатой питательными веществами, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.
10 слайд. Рассмотрим состав почвы, размешанной в воде.
11 слайд. Растения получают из почвы питательные вещества и воду.
12 слайд. Человек обрабатывает почву, чтобы растения лучше росли, копает, рыхлит, поливает.
Рассмотрим рисунки на странице 49, Подумайте, почему у дерева большие корни? Рассмотрите корни травы. Сравните корни дерева и травы.
Какие части растений моркови и свеклы человек использует в пищу? Покажите их на рисунке. А теперь немного отдохнем.
V. Физкультминутка (видео)
Вспомните, что растениями для роста нужны свет и тепло, которые дает солнце, нужны вода и воздух. Нужна им и земля. Почва – верхний слой земли. Почва сложно устроена. В состав почвы входят песок, глина, камни, перегной. Перегной – это перегнившие части растений. Это плодородный слой почвы. Плодородным он называется потому, что содержит вещества, необходимые растениям для роста. Если в почве много перегноя, то растения хорошо растут, дают плоды.
Так из чего состоит почва?
Как называется плодородный слой почвы? 13 слайд, 14 слайд.
VI. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.
Что нужно растениям для того, чтобы расти?
15 слайд. Рассмотрим рисунок на странице 50. Найдите и покажите, где находится перегной.
16 слайд. Найдите и покажите, где находится песок, какого он цвета.
17 слайд. Найдите и покажите, где находится глина. Кто знает, что можно изготовить из глины. (Показ изделий)
18 слайд. Найдите и покажите, где находятся камни.
VII. Самостоятельная работа.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. В ходе выполнения этой работы каждый из вас проверит свои знания по теме урока.
19 слайд. Работа в тетради. (Карточки) Выполняем.
Закончи предложения.
Определи на рисунке, где находится почва. Раскрась ее коричневым карандашом.
Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении этого задания.
20 слайд.
Учащиеся поднимают руки.
- Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.
-Как называется такая почва? (глинистая)
- Почву богатую перегноем называют чернозем. Что такое перегной? Почему почву называют чернозем?
VIII. Итоги урока.
Итак, в ходе урока мы узнали состав почвы. Назовите, что входит в состав почвы.
Практическую работу мы выполнили.
Молодцы! Поставьте на карточке себе оценку 5.
Поднимите руку те, кто при выполнении этого задания допустил одну или 2 ошибки.
Учащиеся поднимают руки.
Поставьте себе оценку 4.
Какая тема урока?
Учащиеся: Почва.
Что для вас было самым интересным на уроке?
Ответы детей.
Перечислите состав почвы?
Учащиеся: Песок, камни, глина.
Домашнее задание.
Дома вы ещё раз повторите всё то, о чём мы сегодня говорили.
21 слайд. «Спасибо за работу!» Учитель оценивает работу детей на уроке.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.