Конспект урока Мир природы и человека 4 класс Почва
Оценка 4.7

Конспект урока Мир природы и человека 4 класс Почва

Оценка 4.7
docx
01.04.2022
Конспект урока Мир природы и человека 4 класс Почва
Почва.docx

Конспект урока «Мир природы и человека» в 4 классе.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа-интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 Шагалова Татьяна Викторовна, учитель дефектолог 1 категории

Тема: Почва. Состав почвы.

Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.

Задачи:

1. Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практической работы.

2.Развивать навыки исследовательской деятельности, восприятие, наблюдательность, речь.

3. Воспитывать познавательный интерес. Развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся;

воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся.

Оборудование:

1.     Н.Б. Матвеева , И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова Учебник Мир природы и человека 1 часть 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы.

2.     Компьютер, телевизор.

3.     Презентация: картинки с изображениями по теме: «Почва»

4.     Видеофильм «Что такое почва?».

5.     Иллюстрация с изображением планеты Земля.

6.     Глобус, изделия из глины.

7.     Карточки со словами: ПОЧВА, ВОДА, ПЕРЕГНОЙ, ПЕСОК, ГЛИНА, МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ, КАМНИ.

8.     Индивидуальные карточки (задания из рабочей тетради).

Ход урока.

I. Организационный момент.

1 слайд.  Сегодня к нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, друг другу и мне, и с хорошим настроением начнём работать.

II. Подготовка к восприятию темы

- Отгадайте загадку:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут - Я все терплю и всем добром плачу.

(земля)

2 слайд. Мы живем на планете Земля. Землей мы называем и нашу планету, и сушу, и почву (землю), по которой ходим.

Физкультминутка для глаз «Космос»

Открыли учебники стр. 48. Рассмотрим рисунки (на доске, глобус). Найди и покажи планету Земля.

На планете видны моря и океаны. Покажи их на рисунке. Есть суша. Покажи ее на рисунке.

III. Объяснение новой темы.

3 слайд. Что люди называют землей

Люди привыкли называть землей самый верхний слой суши. Правильно этот слой называется почва. Благодаря почве растут леса, травы. Почва дает опору для корней растений, в ней находятся вещества, необходимые растениям для роста. Человек обрабатывает землю (почву) и выращивает овощи, фрукты, хлеб.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о чем? Как вы думаете, какая тема урока? Правильно, почва.

4 слайд. Почва - верхний слой поверхности Земли, который пронизан корнями растений, в котором живут разные животные.

- А как же образуется почва?

5 слайд. Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.

IV Освоение нового материала.

Просмотр видео «Что такое почва?» (на видео показываются практические опыты)

Мы посмотрели фильм, скажите мне, из каких частей состоит почва?

6 слайд. На доске разбор слов ВОЗДУХ, ВОДА, ПЕРЕГНОЙ, ПЕСОК, ГЛИНА, МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ, КАМНИ.

7 слайд.  Ветер же приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.

8 слайд. Заглянем внутрь слоя почвы.

9 слайд. Куда исчезают опавшие листья? Все опавшие листья, семена растений и даже  мелкие корешки  перегнивают и превращаются в почву (перегной). Она становится богатой питательными веществами,  в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.

10 слайд. Рассмотрим состав почвы, размешанной в воде.

11 слайд. Растения получают из почвы питательные вещества и воду.

12 слайд. Человек обрабатывает почву, чтобы растения лучше росли, копает, рыхлит, поливает.

Рассмотрим рисунки на странице 49, Подумайте, почему у дерева большие корни? Рассмотрите корни травы. Сравните корни дерева и травы.

Какие части растений моркови и свеклы человек использует в пищу? Покажите их на рисунке. А теперь немного отдохнем.

V. Физкультминутка (видео)

Вспомните, что растениями для роста нужны свет и тепло, которые дает солнце, нужны вода и воздух. Нужна им и земля. Почва – верхний слой земли. Почва сложно устроена. В состав почвы входят песок, глина, камни, перегной. Перегной – это перегнившие части растений. Это плодородный слой почвы. Плодородным он называется потому, что содержит вещества, необходимые растениям для роста. Если в почве много перегноя, то растения хорошо растут, дают плоды.

Так из чего состоит почва?

Как называется плодородный слой почвы? 13 слайд, 14 слайд.

VI. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.

Что нужно растениям для того, чтобы расти?

 15 слайд. Рассмотрим рисунок на странице 50. Найдите и покажите, где находится перегной.

16 слайд. Найдите и покажите, где находится песок, какого он цвета.

17 слайд. Найдите и покажите, где находится глина. Кто знает, что можно изготовить из глины. (Показ изделий)

18 слайд. Найдите и покажите, где находятся камни.

VII. Самостоятельная работа.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. В ходе выполнения этой работы каждый из вас проверит свои знания по теме урока.

19 слайд. Работа в тетради.  (Карточки) Выполняем.

Закончи предложения. 

Определи на рисунке, где находится почва. Раскрась ее коричневым карандашом.

Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении этого задания.

20 слайд.

Учащиеся поднимают руки.

- Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.

-Как называется такая почва? (глинистая)

Почву богатую перегноем называют чернозем. Что такое перегной? Почему почву называют чернозем?

VIII. Итоги урока.

Итак, в ходе урока мы узнали состав почвы. Назовите, что входит в состав почвы.

Практическую работу мы выполнили.

Молодцы! Поставьте на карточке себе оценку 5.

Поднимите руку те, кто при выполнении этого задания допустил одну или 2 ошибки.

Учащиеся поднимают руки.

Поставьте себе оценку 4.

Какая тема урока?

Учащиеся: Почва.

Что для вас было самым интересным на уроке?

Ответы детей.

Перечислите состав почвы?

Учащиеся: Песок, камни, глина.

Домашнее задание.

Дома вы ещё раз повторите всё то, о чём мы сегодня говорили.  

21 слайд. «Спасибо за работу!» Учитель оценивает работу детей на уроке.

          


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока «Мир природы и человека» в 4 классе

Конспект урока «Мир природы и человека» в 4 классе

Отгадайте загадку: Меня бьют, колотят, ворочают, режут -

Отгадайте загадку: Меня бьют, колотят, ворочают, режут -

Мы посмотрели фильм, скажите мне, из каких частей состоит почва ? 6 слайд

Мы посмотрели фильм, скажите мне, из каких частей состоит почва ? 6 слайд

Что нужно растениям для того, чтобы расти ? 15 слайд

Что нужно растениям для того, чтобы расти ? 15 слайд

Молодцы! Поставьте на карточке себе оценку 5

Молодцы! Поставьте на карточке себе оценку 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2022