Предмет – обществознание Класс – 7 Тема урока Правоотношения и их особенности. Правовые нормы.
Тип урока – открытие нового знания
Цель урока: расширение представлений о правоотношениях, их структуре, особенностях.
Задачи:
1.Познакомить обучающихся с понятиями «правоотношения», «нормы права».Сформировать представление о правоотношениях как об особой разновидности социальных отношений
3. Продолжить формирование умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать информацию, систематизировать, анализировать полученные данные, умение сотрудничать, работать в команде.
4.Способствовать творческому развитию и самовыражению обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся: определять правоотношения по их признакам.
Получат возможность научиться: работать с документом; высказывать собственное мнение, суждения, умение работать в команде
Метапредметные УУД:
Познавательные: развитие навыков осмысленного чтения, целеполагания, выделения необходимой информации
Коммуникативные: владение устной речью, учитывать позиций других членов группы, строить отношения с членами группы на основе толерантности.
Регулятивные: самостоятельное планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, умение выдвигать версии решения проблемы;
Личностные УУД: формирование правового самосознания, развитие коммуникативных и речевых способностей.
Основные понятия: правоотношения, субъекты, объекты, содержание правоотношений, правовые нормы.
Оборудование: раздаточный материал с заданиями для учащихся, компьютер с презентацией, рабочие листы для групп.
Ход урока
Учитель:
I. Орг. Момент
- Добрый день, ребята. Мы сегодня на уроке будем изучать сложную тему, вам понадобится ваша смекалка, интуиция и знания. Работать вы будете в группах, вместе выполнять задания. Работать с тетрадями и рабочими листами мы не будем, но вы не переживайте, вы все получите материалы этой темы, чтобы у вас была возможность повторить тему и подготовится к следующему уроку. Вместе с нами на уроке будут находиться гости- это учителя из других школ и из нашей школы. Можете посмотреть на наших гостей, чтобы убедится, что все они все доброжелательные люди. И я верю, что все у нас сегодня получится. Итак, мы начинаем наш урок.
- Чтобы определить тему урока, необходимо разгадать ребус.
+ ОТНОШЕНИЯ
+МЫ
- Итак, тема нашего урока Правоотношения и их особенности. Нормы права.
Давайте теперь определим цели и задачи нашего урока.
(узнать, что такое правоотношения, их особенности, признаки, узнать, что такое нормы права).
-– На прошлых уроках мы изучили, что такое право, социальные нормы, какую роль играют социальные нормы в жизни человека. На этом уроке мы рассмотрим, как с помощью права регулируются отношения в обществе и что такое «правоотношения».
План урока
1. Правоотношения.
2. Структура правоотношений.
3. Правоспособность, дееспособность.
4. Нормы права.
II. Изучение нового материала.
Нам необходимо вспомнить
-Что такое социальные нормы?
-Приведите примеры социальных норм (религиозные, правовые, корпоративные, моральные)
- Какие из них самые строгие? (правовые)
- А что мы называем правом? (Право – совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.)
– Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного
рода общественные отношения: личные, религиозные, этические и др. Характер этих
отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении.
Вы общаетесь с родителями, друг с другом, учителями. Взрослые также общаются с
коллегами, друзьями. Заболев, мы вступаем в отношения с врачами, покупая
товар-с продавцами. Все это социальные отношения.
Однако существует особая область человеческих отношений, которые могут быть
урегулированы должным образом только при помощи правовых норм.
1.Выполнение задания 1 (помним про интуицию и смекалку)
- Ребята, я предлагаю вам сейчас выполнить задание. Перед вами различные ситуации.
1) Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.
2) Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться своим мобильным телефоном.
3) Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из его почтового ящика корреспонденцию.
4) Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.
5) Ирина Матвеевна, не согласившись с мнением экспертов магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.
1.Определите, в каких ситуациях говорится о социальных отношениях. (2,3,5)
Почему вы так решили? (так как социальные отношения- это связи, различные виды взаимодействия с людьми)
- А теперь я вас попрошу еще раз проанализировать ситуации и выбрать те, которые, по вашему мнению, относятся к правоотношениям. (3,5)
-Почему вы так решили?
Так, вынимая корреспонденцию из почтового ящика соседа, Леонид совершал действия, которые можно квалифицировать как нарушение тайны переписки. Данное правонарушение является преступлением, и ответственность наступает по нормам уголовного права с 16 лет.
Участница ситуации 5, Ирина Матвеевна, вступила в правовые отношения с магазином и согласно нормам, установленным в законе о правах потребителя, имеет право на защиту своих прав.
Ребята, у участников правоотношений есть права и юридические обязанности.
- А как вы думаете, кто-то должен контролировать, как соблюдаются правила участниками правоотношений? (Да, это государство)
Итак, вы уже научились выделять среди социальных отношений правоотношения. Осталось дать определение, что такое правоотношения
-А сейчас я предлагаю из словосочетаний составить определение понятия «Правоотношение» и вклеить определение в рабочий лист вашей группы.
Правоотношение- это общественное отношение, возникающее на основе прав и юридических обязанностей его участников, обеспечиваемых силой государства.
Выполнение задания (1-2 мин)
Проверка.
Вступая в правовые отношения, люди должны выстраивать их не по собственному усмотрению, а руководствуясь законом.
- В структуре правоотношений выделяют 3 элемента
Субъекты (участники правоотношений),
Объекты (по поводу чего возникают)
Содержание (права и обязанности сторон- участников правоотношений)
Я предлагаю вновь вернуться к ситуациям № 3 и 5 в задании № 1.
Определите субъектов правоотношений в данных ситуациях.
3. Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.
Субъекты правоотношений – Леонид и его сосед, объектом правоотношений – это корреспонденция. Содержанием же правоотношений будет юридическое право соседа на получение корреспонденции и юридическая обязанность Леонида на исполнение права на тайну переписки.
5. Ирина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.
Субъекты правоотношений – Ирина и магазин, объект правоотношений стиральная машина. Содержание – право Ирины на независимую экспертизу, обязанность магазина удовлетворить данное право.
Вопрос: В чем разница в субъектах правоотношений в предложенных ситуациях (в первой - отношения между людьми (физическими лицами), а во второй между физическим лицом и магазином (лицом юридическим).
- Получается, участниками правоотношений могут быть как физические, так и юридические лица. Чтобы закрепить знания об участниках правоотношений, выполним задание 2.
Проверка
Физические лица |
Юридические лица |
Граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, беженцы. |
предприятия, организации, фирмы, общеобразовательная школа. |
- Ребята, а сейчас мы с вами попробуем применить наши знания на практике и выполним задание 3
Выполнение задания 3 ( устно)
Задание 3. Прочитайте ситуации и определите элементы правоотношений (субъекты, объекты, содержание)
Ситуация 1. Гражданин Иванов предоставил гражданину Петрову свою квартиру для проживания по договору найма. Прожив 3 месяца, гражданин Петров съехал с квартиры, не заплатив.
Ситуация 2. Гражданин Сидоров решил сэкономить и не оплатил проезд в автобусе, который работал без кондуктора. Вошедшие контролеры потребовали заплатить штраф.
Ситуация 3. Находясь на территории заповедника, два молодых человека решили сообщить всем посетителям о том, что они здесь были и нацарапали на скале свои имена. Обнаружив это, охрана заповедника задержала молодых людей.
Ситуация 4. На скользкой дороге гражданин Н. выехал на полосу встречного движения и повредил автомобиль гражданина С.
Проверка задания.
- Ребята, а как вы думаете, с какого возраста можно быть участником правоотношений? А вы можете быть участниками правоотношений?
- приведите примеры правоотношений, когда вы являлись их участниками (покупка в магазине, проезд в транспорте, посещение театра, экскурсии.)
Чтобы быть участником правоотношений, нужно обладать двумя характеристиками. Правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность- это способность иметь права и обязанности.
Дееспособность- это способность пользоваться правами и исполнять обязанности.
-Как вы думаете, когда появляется способность иметь права у физических лиц? (с рождения)
- А вот с дееспособностью немного сложнее. Прочитайте извлечения из Гражданского кодекса РФ и заполните таблицу по дееспособности граждан.
Работа с Гражданским кодексом
Возраст |
Права несовершеннолетних |
6 —14 лет |
|
14 —16 лет |
|
с 16 лет |
|
16 —18 лет |
Проверка.
У физических лиц правоспособность возникает с рождения, дееспособность постепенно, начиная с 6 лет, с 6 до 18 лет физические лица обладают частичной дееспособностью, полная дееспособность наступает с 18 лет.
У юридических лиц правоспособность и дееспособность возникает одновременно с их регистрацией и заканчивается с ликвидацией (с закрытием) фирмы, предприятия.
3. Нормы права.
- Все правоотношения строятся на основе правовых норм.
Нормы права — это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, установленные государством, регулирующие общественные отношения и обеспеченные возможностью государственного принуждения.
-Ребята, прочитайте определение понятия «нормы права» и найдите 4 отличительные особенности норм права от остальных социальных норм.
Особенности:
1) Общеобязательные
2) Формально определённые ( закреплены в законах, имеют письменную форму)
3) Установлены государством
4) Обеспечены возможностью государственного принуждения.
- почему вы не выбрали признак регулирующие общественные отношения как отличительный признак нормы права? (потому что это признак всех социальных норм).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Верю-не верю». Приготовили сигнальные карточки.
1. Субъектами правоотношений могут быть граждане, организации, животные. (нет)
2. Правоспособность у физических лиц наступает с рождения (верно)
3.Полная дееспособность у физических лиц наступает в 18 лет. (верно)
4.Стать участником правоотношений можно только с 18 лет (неверно)
5. Правоотношение- это общественное отношение, возникающее на основе прав и юридических обязанностей его участников, обеспечиваемых силой государства. (верно)
6.Дееспособность- это способность иметь права и обязанности. (неверно)
7. Правовые нормы охраняются силой общественного мнения (неверно)
9.Одним их отличительных признаков правовых норм является то, что они являются общеобязательными и формально-определенными правилами поведения (верно)
10. Содержание правоотношений- это права и обязанности субъектов, участников правоотношений (верно)
11. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (верно)
12. Объектами правоотношений могут быть деньги, вещи, ценности, объекты недвижимости. (верно)
ИТОГ
-Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какими способами вы получали эти знания? (работали с документом, выполняли задания)
-Как вы считаете, работать и получать знания в группе сложнее, чем делать это самостоятельно? (высказывают мнения)
-Какую бы отметку вы поставили бы себе за урок? (спросить 4-5 человек)
- Вы большие молодцы, а за урок я ставлю отметки-
Материалы по теме я вручаю старосте класса, она вам их раздаст. Домашнее задание- изучить материалы, подготовится к самостоятельной работе по этой теме.
По желанию- составить по теме кроссворд на листе А4.
Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.