Конспект урока обществознания "Правоотношения. Нормы права". 7 класс
Оценка 4.9

Конспект урока обществознания "Правоотношения. Нормы права". 7 класс

Оценка 4.9
docx
02.12.2024
Конспект урока обществознания "Правоотношения. Нормы права". 7 класс
Конспект урока_7 кл._Правоотношения. Нормы права .docx

Предмет – обществознание  Класс – 7   Тема урока Правоотношения и их особенности. Правовые нормы.

Тип урока – открытие нового знания

Цель урока: расширение представлений о правоотношениях, их структуре, особенностях.

Задачи:

1.Познакомить обучающихся с понятиями «правоотношения», «нормы права».Сформировать представление о правоотношениях как об особой разновидности социальных отношений

3. Продолжить формирование умений получать из разнообразных источников и критически осмысливать информацию, систематизировать, анализировать полученные данные, умение сотрудничать, работать в команде.

4.Способствовать творческому развитию и самовыражению обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся: определять правоотношения по их признакам.

Получат возможность научиться: работать с документом; высказывать собственное мнение, суждения, умение работать в команде

Метапредметные УУД:

Познавательные: развитие навыков осмысленного чтения, целеполагания, выделения необходимой информации

 Коммуникативные: владение устной речью, учитывать позиций других членов группы, строить отношения с членами группы на основе толерантности.

Регулятивные: самостоятельное планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, умение выдвигать версии решения проблемы;

Личностные УУД: формирование правового самосознания, развитие коммуникативных и речевых способностей.

 Основные понятия: правоотношения, субъекты, объекты, содержание правоотношений, правовые нормы.

Оборудование: раздаточный материал с заданиями для учащихся, компьютер с презентацией, рабочие листы для групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Учитель:

I. Орг. Момент

- Добрый день, ребята. Мы сегодня на уроке будем изучать сложную тему, вам понадобится ваша смекалка, интуиция и знания. Работать вы будете в группах, вместе выполнять задания. Работать с тетрадями и рабочими листами мы не будем, но вы не переживайте, вы все получите материалы этой темы, чтобы у вас была возможность повторить тему и подготовится к следующему уроку.  Вместе с нами на уроке будут находиться гости- это учителя из других школ и из нашей школы. Можете посмотреть на наших гостей, чтобы убедится, что все они все доброжелательные люди. И я верю, что все у нас сегодня получится. Итак, мы начинаем наш урок.

- Чтобы определить тему урока, необходимо разгадать ребус.

 

+ ОТНОШЕНИЯ

https://steamuserimages-a.akamaihd.net/ugc/1797492754678938283/E515A8EC10C2832667BA18608AF66BFA57D88619/?imw=512&imh=384&ima=fit&impolicy=Letterbox&imcolor=%23000000&letterbox=truehttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/64/Virgola.svg/800px-Virgola.svg.png+МЫ

- Итак, тема нашего урока Правоотношения и их особенности. Нормы права.

Давайте теперь определим цели и задачи нашего урока.

(узнать, что такое правоотношения, их особенности, признаки, узнать, что такое нормы права).

-– На прошлых уроках мы изучили, что такое право, социальные нормы, какую роль играют социальные нормы в жизни человека. На этом уроке мы рассмотрим, как с помощью права регулируются отношения в обществе и что такое «правоотношения».

План урока

1.     Правоотношения.

2.     Структура правоотношений.

3.     Правоспособность, дееспособность.

4.     Нормы права.

 

II. Изучение нового материала.

Нам необходимо вспомнить

-Что такое социальные нормы?

-Приведите примеры социальных норм (религиозные, правовые, корпоративные, моральные)

- Какие из них самые строгие? (правовые)

- А что мы называем правом? (Право – совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.)

 

– Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения: личные, религиозные, этические и др. Характер этих отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении. Вы общаетесь с родителями, друг с другом, учителями. Взрослые также общаются с коллегами, друзьями. Заболев, мы вступаем в отношения с врачами, покупая товар-с продавцами. Все это социальные отношения.
    Однако существует особая область человеческих отношений, которые могут быть урегулированы должным образом только при помощи правовых норм.  

1.Выполнение задания 1 (помним про интуицию и смекалку)

- Ребята, я предлагаю вам сейчас выполнить задание. Перед вами различные ситуации.

1) Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.

2) Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться своим мобильным телефоном.

3) Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из его почтового ящика корреспонденцию.

4) Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.

5) Ирина Матвеевна, не согласившись с мнением экспертов магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

1.Определите, в каких ситуациях говорится о социальных отношениях. (2,3,5)

Почему вы так решили? (так как социальные отношения- это связи, различные виды взаимодействия с людьми)

- А теперь я вас попрошу еще раз проанализировать ситуации и выбрать те, которые, по вашему мнению, относятся к правоотношениям. (3,5)

-Почему вы так решили?

Так, вынимая корреспонденцию из почтового ящика соседа, Леонид совершал действия, которые можно квалифицировать как нарушение тайны переписки. Данное правонарушение является преступлением, и ответственность наступает по нормам уголовного права с 16 лет.

Участница ситуации 5, Ирина Матвеевна, вступила в правовые отношения с магазином и согласно нормам, установленным в законе о правах потребителя, имеет право на защиту своих прав.

Ребята, у участников правоотношений есть права и юридические обязанности.

- А как вы думаете, кто-то должен контролировать, как соблюдаются правила участниками правоотношений? (Да, это государство)

Итак, вы уже научились выделять среди социальных отношений правоотношения. Осталось дать определение, что такое правоотношения

-А сейчас я предлагаю из словосочетаний составить определение понятия «Правоотношение» и вклеить определение в рабочий лист вашей группы.

Правоотношение- это общественное отношение, возникающее на основе прав и юридических обязанностей его участников, обеспечиваемых силой государства.

Выполнение задания (1-2 мин)

Проверка.

Вступая в правовые отношения, люди должны выстраивать их не по собственному усмотрению, а руководствуясь законом.

- В структуре правоотношений выделяют 3 элемента

Субъекты (участники правоотношений),

Объекты (по поводу чего возникают)

Содержание (права и обязанности сторон- участников правоотношений)

Я предлагаю вновь вернуться к ситуациям № 3 и 5 в задании № 1.

Определите субъектов правоотношений в данных ситуациях.

3. Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.

Субъекты правоотношений – Леонид и его сосед, объектом правоотношений – это корреспонденция. Содержанием же правоотношений будет юридическое право соседа на получение корреспонденции и юридическая обязанность Леонида на исполнение права на тайну переписки.

5. Ирина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Субъекты правоотношений – Ирина и магазин, объект правоотношений стиральная машина. Содержание – право Ирины на независимую экспертизу, обязанность магазина удовлетворить данное право.

Вопрос: В чем разница в субъектах правоотношений в предложенных ситуациях (в первой - отношения между людьми (физическими лицами), а во второй между физическим лицом и магазином (лицом юридическим).

- Получается, участниками правоотношений могут быть как физические, так и юридические лица. Чтобы закрепить знания об участниках правоотношений, выполним задание 2.

Проверка

Физические лица

Юридические лица

Граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, беженцы.

 предприятия, организации, фирмы, общеобразовательная школа.

 

- Ребята, а сейчас мы с вами попробуем применить наши знания на практике и выполним задание 3

Выполнение задания 3 ( устно)

Задание 3. Прочитайте ситуации и определите элементы правоотношений (субъекты, объекты, содержание)

 

 

Ситуация 1. Гражданин Иванов предоставил гражданину Петрову свою квартиру для проживания по договору найма. Прожив 3 месяца, гражданин Петров съехал с квартиры, не заплатив.

 

Ситуация 2. Гражданин Сидоров решил сэкономить и не оплатил проезд в автобусе, который работал без кондуктора. Вошедшие контролеры потребовали заплатить штраф.

 

Ситуация 3. Находясь на территории заповедника, два молодых человека решили сообщить всем посетителям о том, что они здесь были и нацарапали на скале свои имена. Обнаружив это, охрана заповедника задержала молодых людей.

 

Ситуация 4. На скользкой дороге гражданин Н. выехал на полосу встречного движения и повредил автомобиль гражданина С.

 

Проверка задания.

- Ребята, а как вы думаете, с какого возраста можно быть участником правоотношений? А вы можете быть участниками правоотношений?

- приведите примеры правоотношений, когда вы являлись их участниками (покупка в магазине, проезд в транспорте, посещение театра, экскурсии.)

Чтобы быть участником правоотношений, нужно обладать двумя характеристиками. Правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность- это способность иметь права и обязанности.

Дееспособность- это способность пользоваться правами и исполнять обязанности.

-Как вы думаете, когда появляется способность иметь права у физических лиц? (с рождения)

- А вот с дееспособностью немного сложнее. Прочитайте извлечения из Гражданского кодекса РФ и заполните таблицу по дееспособности граждан.

Работа с Гражданским кодексом

Возраст

Права несовершеннолетних

6 —14 лет

14 —16 лет

с 16 лет

16 —18 лет

 

Проверка.

У физических лиц правоспособность возникает с рождения, дееспособность постепенно, начиная с 6 лет, с 6 до 18 лет физические лица обладают частичной дееспособностью, полная дееспособность наступает с 18 лет.

У юридических лиц правоспособность и дееспособность возникает одновременно с их регистрацией и заканчивается  с ликвидацией  (с закрытием) фирмы, предприятия.

 3. Нормы права.

- Все правоотношения строятся на основе правовых норм.

Нормы права — это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, установленные государством, регулирующие общественные отношения и обеспеченные возможностью государственного принуждения.

-Ребята, прочитайте определение понятия «нормы права» и найдите 4 отличительные особенности норм права от остальных социальных норм.

 

 

Особенности:

1)    Общеобязательные

2)    Формально определённые ( закреплены в законах, имеют письменную форму)

3)    Установлены государством

4)    Обеспечены возможностью государственного принуждения.

- почему вы не выбрали признак регулирующие общественные отношения как отличительный признак нормы права? (потому что это признак всех социальных норм).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Верю-не верю». Приготовили сигнальные карточки.

1. Субъектами правоотношений могут быть граждане, организации, животные. (нет)

2. Правоспособность у физических лиц наступает с рождения (верно)

3.Полная дееспособность у физических лиц наступает в 18 лет. (верно)

4.Стать участником правоотношений можно только с 18 лет (неверно)

5. Правоотношение- это общественное отношение, возникающее на основе прав и юридических обязанностей его участников, обеспечиваемых силой государства. (верно)

6.Дееспособность- это способность иметь права и обязанности. (неверно)

7. Правовые нормы охраняются силой общественного мнения (неверно)

9.Одним их отличительных признаков правовых норм является то, что они являются общеобязательными и формально-определенными правилами поведения (верно)

10. Содержание правоотношений- это права и обязанности субъектов, участников правоотношений (верно)

11. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (верно)

12. Объектами правоотношений могут быть деньги, вещи, ценности, объекты недвижимости. (верно)

ИТОГ

-Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какими способами вы получали эти знания? (работали с документом, выполняли задания)

-Как вы считаете, работать и получать знания в группе сложнее, чем делать это самостоятельно? (высказывают мнения)

-Какую бы отметку вы поставили бы себе за урок? (спросить 4-5 человек)

- Вы большие молодцы, а за урок я ставлю отметки-

Материалы по теме я вручаю старосте класса, она вам их раздаст. Домашнее задание- изучить материалы, подготовится к самостоятельной работе по этой теме.

По желанию- составить по теме кроссворд на листе А4.

Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Предме т – обществознание Класс – 7

Предме т – обществознание Класс – 7

Ход урока Учитель: I . Орг

Ход урока Учитель: I . Орг

II . Изучение нового материала

II . Изучение нового материала

Почему вы так решили? Так, вынимая корреспонденцию из почтового ящика соседа,

Почему вы так решили? Так, вынимая корреспонденцию из почтового ящика соседа,

Субъекты правоотношений – Ирина и магазин, объект правоотношений стиральная машина

Субъекты правоотношений – Ирина и магазин, объект правоотношений стиральная машина

Чтобы быть участником правоотношений, нужно обладать двумя характеристиками

Чтобы быть участником правоотношений, нужно обладать двумя характеристиками

Особенности: 1) Общеобязательные 2)

Особенности: 1) Общеобязательные 2)

Какую бы отметку вы поставили бы себе за урок? (спросить 4-5 человек) -

Какую бы отметку вы поставили бы себе за урок? (спросить 4-5 человек) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2024