Конспект урока окружающего мира
Оценка 4.7

Конспект урока окружающего мира

Оценка 4.7
doc
13.06.2020
Конспект урока окружающего мира
Вода - растворитель.doc

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Сеченовская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

Районный семинар

учителей начальных классов:

«Современный урок в свете требований ФГОС

 второго поколения»

 

Открытый урок по окружающему миру

Тема: «   Вода - растворитель  »

 

 

 

 

УМК:Н.Я. Дмитриева «Окружающий  мир

Класс:2 «а»

Учитель

Соответствие занимаемой должности

Елесина Елена Николаевна

 

 

 

 

                                                                                                                                                

С.Сеченово

14 февраля 2014 г.

Цели урока:

  1. создать условия для определения учащимися   свойства воды - растворитель;
  2. формировать исследовательские умения в практической деятельности;
  3. формировать универсальные учебные действия:
    • коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе,  построение речевых высказываний,  лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),
    • личностные (умение любоваться красотой окружающего мира, умение соблюдать установленные правила),
    • регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция),
    • познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение выделять существенное,  наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).

Оборудование:

  • химическая посуда для опытов: стаканы, мерные ложки;
  • вещества для опытов: соль, сода, песок, вишневый сок, мел, вода;
  • акварельные краски,  таблетки,  мыло, пакетик растворимого кофе, бутылка минеральной воды;
  • карточки-задания для фиксации результатов групповой работы;
  • ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку.

 

 

 

 

 

Оргмомент

- Прозвенел звонок – начинается урок.

- Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Взгляните на своего соседа, улыбнитесь. Начинаем урок.

Этап мотивирования к учебной деятельности (Личностные УУД

(умение любоваться красотой окружающего мира)

В кружево будто одеты  
Деревья, кусты, провода                                                                                                                                          И кажется сказкою это,
А, в сущности, только вода.

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А всё это только вода.

В бирюзовой дали, исчезая,
Лебедями плывут облака.
Вот туча идёт грозовая,
А, в сущности, только вода.

Снег белый пойдёт и укроет
Родные леса и поля.
Но время придёт - всё растает
И будет простая вода

Актуализация и постановка проблемы (Познавательные УУД (извлечение из памяти сохраненной информации)

- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе?

(- В твердом, жидком и газообразном состоянии)

Познавательные общеучебные УУД (анализ текста)

Вода!   Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.                                      

                                Антуан де Сент-Экзюпери

- Почему Антуан де Сент-Экзюпери написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»?

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

(- Жизнь зародилась в воде.

- Вода необходима для организма человека, для растений и животных.

- Без воды невозможна жизнь на Земле)

Познавательные УУД (умение классифицировать)

- Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и  моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода- это самая большая и удобная дорога.  По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. 

Вот она какая, вода!

- Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.

- Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке

Дети работают с карточками, выбирая  свойства воды:

·        не имеет формы

·        имеет форму

·        бесцветна

·        белая

·        прозрачная

·        текучая

·        упругая

·        без запаха

·        без вкуса

·        растворитель

·        горюча

 

Регулятивные  УУД (прогнозирование)

Растворитель – это свойство воды или нет?

- Да

- Нет

Познавательные УУД (постановка проблемы)

Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса.

растворитель

 
                                                 ?

 

 

Построение проекта выхода из проблемной ситуации (Регулятивные  УУД (умение формулировать тему и выявлять объект исследования)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Тема: Вода – растворитель?)

Что будет сегодня объектом исследования?

(Объект - вода.)

Предметом исследования будет свойство – растворитель.

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

- Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут пять исследовательских групп. В каждой группе 3 человека: руководитель, докладчик и  лаборант.

(Дети в каждой группе распределяют роли)

Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила)

- Роли в ваших группах уже распределены, но этого недостаточно. В каждой группе существуют правила.

- Правила работы в группах

  • Каждый выполняет свою роль
  • Говорим по очереди
  • Вкус веществ не определяем!!!

 И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод!
 
- Поднимите руки, кому понятны правила

Регулятивные  УУД (целеполагание)

- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее.

(Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель.)

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества)

- Перед вами план действий. Каждая группа будет работать с одним из пяти возможных веществ. После, на конференции мы обобщим опыт всех групп.

План действий.

1.Руководители зачитывают задание.

2.Лаборанты получают нужные вещества и выполняют опыт.

3.Все вместе наблюдают, делают опыт

4.Докладчики записывают результат в карточку, громко и чётко зачитывают выводы на конференции

5.Докладчики громко и чётко зачитывают выводы на конференции.

 
Реализация проекта (Познавательные УУД)

(умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы)

- Прошу руководителей подойти за заданиями для групп

(Руководители получают карточку,   зачитывают ее группе (см. Приложение 1).

- Прошу лаборантов подойти на склад за необходимым оборудованием и веществами

(Лаборанты получают химическую посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты.)

Физкультминутка (Коммуникативные УУД(лидерство и согласованность действий с партнерами)

Физкультминутку проводят дежурные.

 

Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём

Крепко  щеткой зубы трём

Моем шею, моем уши

 Вытираемся посуше.

Коммуникативные УУД

(построение речевых высказываний)

-Господа ученые, начинаем пресс-конференцию.  Ждём результатов ваших исследований. На конференции выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат.

Докладчик группы №1:

- После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Соль растворилась. 

(аплодисменты)

 Докладчик группы №2:

- После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы  увидели, что соль стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде.

(аплодисменты)

 Докладчик группы №3:

Мы налили в воду вишневый сок. Он смешался с водой и  равномерно по ней распределился.  Вода поменяла цвет.

(аплодисменты)

- Какой вывод вы сделали?

Соль растворяется в воде.

Сода растворяется в воде.

Сок растворяется в воде.

- Соль, сода, сок смешались с водой и теперь их трудно или даже невозможно отделить друг от друга. Они растворились.

Регулятивные УУД  (коррекция)

- Итак, мы заслушали отчеты 3 групп. Результаты их опытов у вас перед глазами.  Вернемся к свойствам воды (они на доске).  Какие будут предложения?

(- Убрать вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды.)

- Предоставляем слово 4 группе.

Докладчик группы  №4:

Мы насыпали в воду речной песок. Он опустился на дно. Вывод: речной песок не растворяется в воде.

(аплодисменты)

- Даем слово 5 группе

Докладчик группы №5:

Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился.

(аплодисменты)

- Мы заслушали отчеты еще 2 групп.   Какой вывод  сделаем?

(Вода растворяет не все вещества.)

Познавательные логические УУД (обобщение, формулирование выводов)

- Вспомните вопрос, который стоял перед научным  центром.

(Вода – растворитель?)

- Как вы сейчас ответите на него?

(Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (Познавательные общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической деятельности)

Итак, вы узнали новое свойство воды. Теперь это свойство попробуем применить в жизни

Я,  как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством - «растворитель».

Учитель выдает по группам

1. акварельные краски

2. таблетки

3. мыло

4. пакетик растворимого кофе

5. минеральная вода

Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием.

Коммуникативные УУД(построение речевых высказываний)

Группа №1: «Акварельные краски растворяются в воде»

Группа №2: «Таблетки растворяются в воде»

Группа №3: «Мыло растворяется в воде»

Группа №4: «Минеральные вещества растворяются в воде»

- Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные для организма человека.  Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной водой. Что значит надпись «газированная»?( «Газированная» значит «содержит газы»)

- Что нужно сделать, чтобы их увидеть?( Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть крышку.)

(Учитель выполняет рекомендации детей. Дети наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность.)

- Почему их не было видно?( - Они растворились в воде)

- Сделайте вывод. (- Газы тоже растворяются в воде.)

- Итак, в воде растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие (сок), но и газообразные вещества.

Рефлексия учебной деятельности (Регулятивные УУД (самооценка)

 

- Как вам работалось в группе?

- Легко ли вам было заполнять карточку?

- Были проблемы в работе лаборантов?

- Хорошо ли группа вас подготовила к докладу?

Итог урока, оценивание (Регулятивные УУД )

Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз.

(Вода – растворитель)

- Как вы доказали, что вода – растворитель?   (Ставили опыты.)

- Достигла ли цели ваша лаборатория?

Домашнее задание (Познавательные УУД (работа с информацией)

Предположим , что смешали соль, речной песок и опилки. Как всё отделить друг от друга?

Что будете делать? Где и как будете искать ответ?

( Подумаем сами,

- вспомним материал прошедшего урока,

- проведем опыт дома,

- спросим у старших,

- обратимся к Интернету и др.)

 

Учитель оценивает работу групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 1

Карточки-задания для групп

 

Задание для 1 группы                                                   Соль

1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку соли и размешайте.

2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли.

3.Выберете ответ:

плавают

 тонут,

стали незаметны

 

Задание для 2 группы                                                   Сода

1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку соды и размешайте.

2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соды.

3.Выберете ответ:

плавают

 тонут,

стали незаметны

 

Задание для 3 группы                                                 мел

1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку мела и размешайте.

2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами мела

3.Выберете ответ:

плавают

 тонут

 

Задание для 4группы                                                 песок

1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку песка и размешайте.

2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами песка

3.Выберете ответ:

плавают

 тонут 

 

Задание для 5группы                                                 сок

1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку сока и размешайте.

2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами сока

3.Выберете ответ:

плавают

 тонут

стали незаметны


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Цели урока: создать условия для определения учащимися свойства воды - растворитель; формировать исследовательские умения в практической деятельности ; формировать универсальные учебные действия: коммуникативные (умение принимать…

Цели урока: создать условия для определения учащимися свойства воды - растворитель; формировать исследовательские умения в практической деятельности ; формировать универсальные учебные действия: коммуникативные (умение принимать…

Прозвенел звонок – начинается урок

Прозвенел звонок – начинается урок

Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире

Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире

Регулятивные УУД (прогнозирование)

Регулятивные УУД (прогнозирование)

Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила) -

Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила) -

Прошу руководителей подойти за заданиями для групп (

Прошу руководителей подойти за заданиями для групп (

После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы увидели, что соль стала незаметной

После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы увидели, что соль стала незаметной

Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно

Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно

Группа №2 : «Таблетки растворяются в воде»

Группа №2 : «Таблетки растворяются в воде»

Достигла ли цели ваша лаборатория?

Достигла ли цели ваша лаборатория?

Приложение 1 Карточки-задания для групп

Приложение 1 Карточки-задания для групп
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020