Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сеченовская средняя общеобразовательная школа
Учитель
Соответствие занимаемой должности
Елесина Елена Николаевна
С.Сеченово
14 февраля 2014 г.
Цели урока:
Оборудование:
Оргмомент
- Прозвенел звонок – начинается урок.
- Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Взгляните на своего соседа, улыбнитесь. Начинаем урок.
Этап мотивирования к учебной деятельности (Личностные УУД
(умение любоваться красотой окружающего мира)
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода И
кажется сказкою это,
А, в сущности, только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А всё это только вода.
В бирюзовой дали,
исчезая,
Лебедями плывут облака.
Вот туча идёт грозовая,
А, в сущности, только вода.
Снег
белый пойдёт и укроет
Родные леса и поля.
Но время придёт - всё растает
И
будет простая вода
Актуализация и постановка проблемы (Познавательные УУД (извлечение из памяти сохраненной информации)
- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе?
(- В твердом, жидком и газообразном состоянии)
Познавательные общеучебные УУД (анализ текста)
Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.
Антуан де Сент-Экзюпери
- Почему Антуан де Сент-Экзюпери написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»?
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
(- Жизнь зародилась в воде.
- Вода необходима для организма человека, для растений и животных.
- Без воды невозможна жизнь на Земле)
Познавательные УУД (умение классифицировать)
- Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода- это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.
Вот она какая, вода!
- Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.
- Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали на прошлом уроке
Дети работают с карточками, выбирая свойства воды:
· не имеет формы
· имеет форму
· бесцветна
· белая
· прозрачная
· текучая
· упругая
· без запаха
· без вкуса
· растворитель
· горюча
Регулятивные УУД (прогнозирование)
Растворитель – это свойство воды или нет?
- Да
- Нет
Познавательные УУД (постановка проблемы)
Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса.
|
Построение проекта выхода из проблемной ситуации (Регулятивные УУД (умение формулировать тему и выявлять объект исследования)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Тема: Вода – растворитель?)
Что будет сегодня объектом исследования?
(Объект - вода.)
Предметом исследования будет свойство – растворитель.
Коммуникативные УУД
(лидерство и согласованность действий с партнерами)
- Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут пять исследовательских групп. В каждой группе 3 человека: руководитель, докладчик и лаборант.
(Дети в каждой группе распределяют роли)
Личностные УУД (умение соблюдать установленные правила)
- Роли в ваших группах уже распределены, но этого недостаточно. В каждой группе существуют правила. - Правила работы в группах
|
И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный
вывод!
- Поднимите руки, кому понятны правила
Регулятивные УУД (целеполагание)
- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее.
(Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель.)
Коммуникативные УУД
(планирование учебного сотрудничества)
- Перед вами план действий. Каждая группа будет работать с одним из пяти возможных веществ. После, на конференции мы обобщим опыт всех групп.
План действий.
1.Руководители зачитывают задание.
2.Лаборанты получают нужные вещества и выполняют опыт.
3.Все вместе наблюдают, делают опыт
4.Докладчики записывают результат в карточку, громко и чётко зачитывают выводы на конференции
|
(умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы)
- Прошу руководителей подойти за заданиями для групп
(Руководители получают карточку, зачитывают ее группе (см. Приложение 1).
- Прошу лаборантов подойти на склад за необходимым оборудованием и веществами
(Лаборанты получают химическую посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты.)
Физкультминутка (Коммуникативные УУД(лидерство и согласованность действий с партнерами)
Физкультминутку проводят дежурные.
Льется чистая водица.
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём
Крепко щеткой зубы трём
Моем шею, моем уши
Вытираемся посуше.
Коммуникативные УУД
(построение речевых высказываний)
-Господа ученые, начинаем пресс-конференцию. Ждём результатов ваших исследований. На конференции выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат.
Докладчик группы №1:
- После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Соль растворилась.
(аплодисменты)
Докладчик группы №2:
- После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде.
(аплодисменты)
Докладчик группы №3:
Мы налили в воду вишневый сок. Он смешался с водой и равномерно по ней распределился. Вода поменяла цвет.
(аплодисменты)
- Какой вывод вы сделали?
Соль растворяется в воде.
Сода растворяется в воде.
Сок растворяется в воде.
- Соль, сода, сок смешались с водой и теперь их трудно или даже невозможно отделить друг от друга. Они растворились.
Регулятивные УУД (коррекция)
- Итак, мы заслушали отчеты 3 групп. Результаты их опытов у вас перед глазами. Вернемся к свойствам воды (они на доске). Какие будут предложения?
(- Убрать вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды.)
- Предоставляем слово 4 группе.
Докладчик группы №4:
Мы насыпали в воду речной песок. Он опустился на дно. Вывод: речной песок не растворяется в воде.
(аплодисменты)
- Даем слово 5 группе
Докладчик группы №5:
Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился.
(аплодисменты)
- Мы заслушали отчеты еще 2 групп. Какой вывод сделаем?
(Вода растворяет не все вещества.)
Познавательные логические УУД (обобщение, формулирование выводов)
- Вспомните вопрос, который стоял перед научным центром.
(Вода – растворитель?)
- Как вы сейчас ответите на него?
(Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (Познавательные общеучебные УУД (умение использовать полученные знания в практической деятельности)
Итак, вы узнали новое свойство воды. Теперь это свойство попробуем применить в жизни
Я, как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством - «растворитель».
Учитель выдает по группам
1. акварельные краски
2. таблетки
3. мыло
4. пакетик растворимого кофе
5. минеральная вода
Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием.
Коммуникативные УУД(построение речевых высказываний)
Группа №1: «Акварельные краски растворяются в воде»
Группа №2: «Таблетки растворяются в воде»
Группа №3: «Мыло растворяется в воде»
Группа №4: «Минеральные вещества растворяются в воде»
- Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные для организма человека. Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной водой. Что значит надпись «газированная»?( «Газированная» значит «содержит газы»)
- Что нужно сделать, чтобы их увидеть?( Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть крышку.)
(Учитель выполняет рекомендации детей. Дети наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность.)
- Почему их не было видно?( - Они растворились в воде)
- Сделайте вывод. (- Газы тоже растворяются в воде.)
- Итак, в воде растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие (сок), но и газообразные вещества.
Рефлексия учебной деятельности (Регулятивные УУД (самооценка)
- Как вам работалось в группе?
- Легко ли вам было заполнять карточку?
- Были проблемы в работе лаборантов?
- Хорошо ли группа вас подготовила к докладу?
Итог урока, оценивание (Регулятивные УУД )
Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз.
(Вода – растворитель)
- Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.)
- Достигла ли цели ваша лаборатория?
Домашнее задание (Познавательные УУД (работа с информацией)
Предположим , что смешали соль, речной песок и опилки. Как всё отделить друг от друга?
Что будете делать? Где и как будете искать ответ?
( Подумаем сами,
- вспомним материал прошедшего урока,
- проведем опыт дома,
- спросим у старших,
- обратимся к Интернету и др.)
Учитель оценивает работу групп.
Приложение 1
Карточки-задания для групп
Задание для 1 группы Соль
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку соли и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли.
3.Выберете ответ:
плавают
тонут,
стали незаметны
Задание для 2 группы Сода
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку соды и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соды.
3.Выберете ответ:
плавают
тонут,
стали незаметны
Задание для 3 группы мел
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку мела и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами мела
3.Выберете ответ:
плавают
тонут
Задание для 4группы песок
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку песка и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами песка
3.Выберете ответ:
плавают
тонут
Задание для 5группы сок
1.Насыпьте в стакан с водой мерную ложку сока и размешайте.
2.Понаблюдайте, что происходит с кристаллами сока
3.Выберете ответ:
плавают
тонут
стали незаметны
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.