Тема: Возрастные процессы.
Цель урока: познакомить учащихся с периодами формирования организма, их характерными особенностями.
Задачи урока:
- развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
- воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.
Планируемые результаты
Предметные
- влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
- подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
- основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
- формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный.
Тип: комбинированный
Оборудование: учебник «Биология. Человек», презентация, компьютер с доступом в Интернет.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Проверка Д/З.
Фронтальный опрос: На прошлых уроках мы познакомились с вами с очень важным процессом. С каким? (Размножение)
- Какая главная функция этого процесса? (Рождение новых людей, потомство).
- Какая система человека связана с процессом размножение? (Половая).
- Каким способом размножается человек (половым).
- Кто вспомнит особенности полового размножения? (Это тип размножения, в котором принимают участие 2 организма, отличающиеся друг от друга внешними признаками, строением половых органов, разными половыми клетками).
- Сколько особей участвует в половом размножении? (2)
-Какие это особи? ( Мужская и женская)
- Как называются половые клетки? (гаметы).
- Дайте название женским гаметам? (яйцеклетка)
- Как называется мужская гамета? (сперматозоид)
- Как называется процесс слияния половых клеток? (Оплодотворение)
- Какая клетка образуется при слиянии гамет (половых клеток)? (Зигота).
- Какие хромосомы несет яйцеклетка? (Х- хромосомы)
_ Какие хромосомы несет сперматозоид? (Х и У хромосомы)
_ От кого зависит пол ребенка? (от мужской половой клетки).
Задание на слайде:
Задание №1: Установите соответствие между органами и системой органов, в которую они входит: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНЫ |
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ |
А) матка |
1) мужская половая |
Б) влагалище |
2) женская половая |
В) яичники |
|
Г) семенники |
|
Д) пенис |
|
Е) простата |
|
Ж) яичники |
|
З) семявыносящие протоки |
|
И) мошонка |
|
Задание №2: Установите соответствие между половыми клетками и их характеристиками
Характеристики
А) содержит из половых хромосом только Х
Б) содержит из половых хромосом Х и Y
В) крупная клетка округлой формы
Г) мелкая клетка с длинным хвостиком
Д) подвижная
Е) неподвижная
Ж) Имеет большой запас питательных веществ.
Половые клетки
1. яйцеклетка
2. сперматозоид
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
3. Постановка цели и задач урока.
На слайде высвечиваются фотографии людей в разном возрасте. Что вы видите на слайде? Можно ли выявить какую – либо связь между ними? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Как вы считаете, что нам предстоит изучить на уроке? С чем познакомиться? Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?
Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Возрастные процессы».
4. Изучение нового материала.
Как и любой живой организм, человек рождается, растет, размножается, стареет и умирает. Все это относится к возрастным процессам.
- С какого момента исчисляется возраст человека? (С момента его рождения).
- Какая средняя продолжительность жизни человека? (Примерно 70-75 лет)
Выделяют несколько периодов жизни человека (слайд) и первый из них это период «Новорожденный и грудной ребенок».
Я предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа будет изучать свой период с помощью учебника и дополнительного материала с последующим заполнением таблицы «Основные возрастные периоды развития человека».
3.Работа по группам (самостоятельная работа с текстом учебника с. 227 - 230 с последующим заполнением таблицы «Основные возрастные периоды развития человека»)
№ |
Название периода |
Возраст ребенка |
Особенности развития |
1 группа - (новорожденный и грудной ребенок)
№ |
Название периода |
Возраст ребенка |
Особенности развития |
1 |
Новорожденный ребенок |
До месяца |
Ребенок слаб и беспомощен. Благодаря врожденным рефлексам он сосет грудь матери |
2 |
Грудной ребенок |
До года |
Масса тела ребенка увеличивается, движения усложняются. Ребенок может делать хватательные движения, овладевает основами общения. Растет быстро, с 6 месяцев у него начинают прорезываться молочные зубы. Ряд органов(глаз, внутреннее ухо) быстро достигают почти взрослых размеров. |
2 группа – (Детство)
№ |
Название периода |
Возраст ребенка |
Особенности развития |
3 |
Детство |
С 1 до 3 лет |
У ребенка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развивается речь, память ребенка. Он начинает ориентироваться в окружающем, активно познает мир. |
4 |
Дошкольный и младший школьный возраст |
С 3 до 11 лет |
Головной мозг достигает 1250 г. Клетки коры головного мозга, борозды и извилины, больших полушарий приобретают форму взрослого человека. Период формирования личности ребенка, активного развития памяти, мышления, воображения, речи. Этап освоения базовых знаний, умений и навыков (письма, счета, чтения) |
3 группа – (подростковый возраст)
№ |
Название периода |
Возраст ребенка |
Особенности развития |
5 |
Подростковый возраст |
12 – 16 лет |
У девочек и мальчиков усиливаются вторичные половые признаки, изменяются пропорции тела. |
4 группа (юношеский возраст)
№ |
Название периода |
Возраст ребенка |
Особенности развития |
6 |
Юношеский возраст |
16 - 21 год |
Завершается рост и развитие организма. |
Физминутка:
«Овощи»
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег
5 группа – (зрелый возраст)
6 группа – (пожилой и старческий возраст)
№ |
Название периода |
Возраст ребенка |
Особенности развития |
6 |
Зрелый возраст |
22 – 60 лет |
Строение тела изменяется мало. |
7 |
Пожилой возраст |
61 – 74 года |
Замедляется обмен веществ, снижается работоспособность всех систем органов. |
8 |
Старческий возраст |
75 – 90 лет |
Замедляется обмен веществ, снижается работоспособность всех систем органов. |
Обсуждение результатов таблиц.
5. Закрепление изученного.
Задание 1. На основании полученных знаний соотнесите события, происходящие с ребенком с первыми этапами его последовательного развития.
Периоды развития |
События |
1. период новорожденности или грудной 2. раннее детство 3. дошкольный период 4. школьный период 5. подростковый или юношеский период |
А) большой интерес к окружающему миру Б) происходит глубокая перестройка организма В) ускоряется умственное развитие, и приобретаются новые навыки Г)большую часть суток спит Д) осваивает много двигательных навыков |
Ответы: 1—г, 2—д, 3—а, 4—в, 5—б
Задание 2. Отметьте «+» характеристики, характерные для периодов
Характеристики |
Ранее детство |
Школьный |
Усиленно растет |
|
|
Становление характера |
|
|
Самостоятельное познание мира |
|
|
Акселерация |
|
|
Начинает ходить, манипулирует предметами |
|
|
Подражает взрослым |
|
|
Осваиваивает много новых двигательных навыков |
|
|
Овладевают письмом, чтением |
|
|
Задание 2. Отметьте «+» характеристики, характерные для периодов
Характеристики |
Грудной |
Дошкольный |
От трех до семи лет |
|
|
Большую часть суток спит |
|
|
Начинает держать головку |
|
|
Мир познает посредством игры |
|
|
Грудное вскармливание |
|
|
Высокая любознательность, время вопросов |
|
|
Богатая фантазия и эмоции |
|
|
Начинает сидеть в 6 месяцев |
|
|
Узнает маму по голосу |
|
|
Продолжает расти головной мозг и формируется внутренняя речь |
|
|
Задание 2. Отметьте «+» характеристики, характерные для периодов
Характеристики |
Грудной |
Школьный |
Большую часть суток спит |
|
|
Развитие мускулатуры |
|
|
Начинает держать головку |
|
|
Колебания артериального давления |
|
|
Формирование нравственной личности |
|
|
Развиваются половые признаки |
|
|
Грудное вскармливание |
|
|
Начинает сидеть в 6 месяцев |
|
|
Развитие навыков письма, счета |
|
|
Узнает маму по голосу |
|
|
6. Рефлексия
1) Понравился ли вам сегодняшней урок?
2) Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика по трем направлениям.
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1.Интересно |
1.Работал |
1.Понял материал |
2. Скучно |
2.Отдыхал |
2.Узнал больше, чем знал |
3. Безразлично |
3. Помогал другим |
3.Не понял |
1. Что нового узнали? С чем познакомились?
2. Где можем применить знания, полученные на уроке ? ( уважение к старшим.)
3. Что нужно делать для того, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих? (вести ЗОЖ)
6. Вывод по уроку: В развитии человека выделяют … и … этапы, …, … и …. периоды,
…, … и … возраст.
7. Выставление оценок с комментариями учителя, как за отдельно выполненные задания, так и за работу на уроке в целом.
8. Д/З: с. 227 – 230(пересказ).
По желанию: сообщения на темы «И.М. Сеченов – отец русской физиологии» и «И.П.Павлов – великий физиолог».
1 группа: Новорожденный период и грудной ребенок.
В новорожденный период - от рождения до 28 суток - у ребенка начинают самостоятельно (без участия организма матери) функционировать и взаимодействовать все органы и системы. Например, формируется способность к терморегуляции. «Включаются* дыхательные, сосательные, мигательные и другие рефлексы.
Грудной период (вскармливание грудью) длится до 1 гола. До 6 месяцев младенец питается материнским молоком. С 6-месячного возраста ему дают дополнительное питание. Пища должна быть измельченной. Особенно полезны витамины, соки. В 6-7 месяцев появляются первые молочные зубы, ребенок прибавляет в массе и росте. В год он начинает становиться на ножки и ходить.
№ |
Название периода |
Возраст ребенка |
Особенности развития |
|
|
|
|
2 группа: Детство.
Детство - от 1 года до 3 лет - очень важен в развитии, так как в этом возрасте формируются основные двигательные (ходьба, бег, прыжки, самостоятельность при еде) и умственные (речь) навыки. Ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые. Учится подражать им. Самостоятельно познает мир и самоутверждается в нем.
Дошкольный период. С 3 до 6- 7 лет продолжает активно развиваться головной мозг. Ребенок задает много вопросов. У него формируется внутренняя речь. Ребенок может подолгу играть, разговаривая сам с собой или с игрушками. Он сочиняет и рассказывает разные истории. Его умственное и физическое развитие во многом определяется игрой. Подвижные игры совершенствуют опорно-двигательный аппарат, а ролевые игры (в семью, в магазин, во врачей и больных) способствуют развитию коллективизма, воображения и фантазии. В этот период начинают формироваться тонкие двигательные навыки, позволяющие освоить лепку, рисование, письмо.
Младший школьный период(7-11...12 лет). Происходит смена социального статуса и основной деятельности. Дошкольник становится школьником, а игра как основной вид деятельности сменяется учебой. Теперь жизнь ребенка подчиняется учебному режиму, который дисциплинирует его.
Учение - серьезный, упорный и напряженный труд. Обучение ускоряет развитие у детей новых навыков и способностей, продолжается интенсивное развитие коры больших полушарий и совершенствование процессов памяти, мышления, внимания и воображения. Именно в младшем школьном возрасте особенно необходимо соблюдать режим дня и сочетать умственный труд с физической активностью.
№ |
Название периода |
Возраст ребенка |
Особенности развития |
|
|||
3 группы: Подростковый период.
В подростковый период (11-15 лет девочки, 12-16 лет мальчики) происходит глубокая перестройка всех физиологических систем. Это связано с началом функционирования половых желез и появлением вторичных половых признаков. В этот момент у мальчиков происходит интенсивное развитие мускулатуры, увеличивается масса тела, уменьшается толщина подкожного жирового слоя. У девочек формируются молочные железы, фигура приобретает специфические женские формы.
Следует помнить, что в этом возрасте сердечная мышца зачастую не успевает расти относительно мускулатуры тела, а сосуды относительно сердца. Поэтому для предотвращения перегрузок сердца подросткам рекомендуется дневной отдых 1 -1,5 ч.
В этот период могут увеличиваться возбудимость, наблюдаться расстройства сна. частые смены настроения, повышается раздражительность. Чтобы ваш переходной период проходил без осложнений и расстройств, старайтесь быть тактичными и доброжелательными друг к другу, учителям, родителям. Старайтесь все успеть, многому научиться, проявить себя творчески в разных сферах. Повзрослеть - это значит стать сильным, уравновешенным, спокойным, уверенным в себе человеком, верным данному слову и добивающимся намеченной цели.
Одна из особенностей современного человека акселерация. Это процесс ускорения темпов развития и увеличения массы и размеров тела. Среди причин акселерации называют самые разнообразные: улучшение питания, получение концентрированных витаминных препаратов, повышение общего радиоактивного фона и увеличение С02 в атмосфере, применение гормональных препаратов при производстве мяса животных и птиц.
№ |
Название периода |
Возраст ребенка |
Особенности развития |
|
|
||
4 Группа: Юношество.
Девушки (15-20 лет) и юноши (16-21 год) это время наступлении не только физиологической, но и социальной зрелости. Молодые люди оканчивают школу, получают аттестат, определяются с выбором профессии, учатся защищать Родину в рядах Вооруженных сил. В этом возрасте продолжается формирование скелета, окончательно устанавливаются все физиологические процессы. Продолжает формироваться сердечно-сосудистая система. Психические процессы память и мышление достигают максимального развития.
Развитие человека в юности подразумевает не только физическое созревание организма, но и социальную трансформацию. В этот период ключевыми становятся такие события, как получение паспорта, наступление уголовной ответственности и осознание ее, получение права вступать в брак и т.д. Многие юноши и девушки с 16-18 лет начинают трудовую деятельность, учатся зарабатывать и предстают перед важным вопросом выбора профессии. Характерной особенностью психологического развития личности в юношеском периоде является то, что молодые люди начинают задумываться о будущем и планировать свой жизненный путь.
№ |
Название периода |
Возраст ребенка |
Особенности развития |
|
|||
5 группа: Зрелость
В зрелый период (20- 58 лет женщины, 21- 63 года мужчины) у человека формируются трудовые навыки, связанные с определенным родом профессиональной деятельности. Это время реализации творческого, нравственного и социального потенциала через общественную и профессиональную жизнь и воспитание детей. В конце этого периода наступает следующая и последняя гормональная перестройка, связанная с угнетением функций половых желез. Возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний.
Масса головного мозга достигает наиболее высоких показателей к 20—29 годам и практически не меняется до 55—60 лет, затем наблюдается ее некоторое уменьшение. Взрослость — это время реализации детородной функции и ее завершения.
№ |
Название периода |
Возраст ребенка |
Особенности развития |
|
|||
6 группа: Старческий и пожилой возраст.
В пожилом возрасте (58-75 лет женщины, 63-75 лет мужчины) понижаются обмен веществ и температура тела. Кальций хуже усваивается организмом, кости становятся хрупкими и ломкими. Уменьшаются работоспособность и мышечная сила. Может изменяться масса тела. При соблюдении гигиенических норм, приеме минерально-витаминных препаратов и посильной физической нагрузке человек сохраняет активность. Именно в этом возрасте люли пользуются особым уважением и заботой со стороны общества, государства, своих близких. Большинство людей в этом возрасте во все времена считались хранителями народной мудрости и жизненного опыта.
В старческом возрасте (75-90 лет) снижаются все виды активности. Температура тела и уровень обмена веществ падают. Масса тела уменьшается. Сердечный ритм и давление крови в норме понижены.
Свыше 90 лет - это группа долгожителей. Не нужно думать, что это возраст полного износа организма. По подсчетам современных ученых, срок, отпущенный нам природой. 120лет. Японские медики предполагают, что человек может жить 200 250 лет. Видимо, они не далеки от истины, так как официально установлен рекорд долгожительства в 185 лет.
Все долгожители вели здоровый образ жизни, занимались сельскохозяйственным трудом, не покидали надолго свои деревни и были далеки от благ и ритмов современной цивилизации. Они не были подвержены депрессиям, всю жизнь работали, сохраняя физическую активность, не имели вредных привычек и были умеренны в еде, отдавая предпочтение растительной нише.
№ |
Название периода |
Возраст ребенка |
Особенности развития |
|
|
||
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1.Интересно |
1.Работал |
1.Понял материал |
2. Скучно |
2.Отдыхал |
2.Узнал больше, чем знал |
3. Безразлично |
3. Помогал другим |
3.Не понял |
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1.Интересно |
1.Работал |
1.Понял материал |
2. Скучно |
2.Отдыхал |
2.Узнал больше, чем знал |
3. Безразлично |
3. Помогал другим |
3.Не понял |
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1.Интересно |
1.Работал |
1.Понял материал |
2. Скучно |
2.Отдыхал |
2.Узнал больше, чем знал |
3. Безразлично |
3. Помогал другим |
3.Не понял |
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1.Интересно |
1.Работал |
1.Понял материал |
2. Скучно |
2.Отдыхал |
2.Узнал больше, чем знал |
3. Безразлично |
3. Помогал другим |
3.Не понял |
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1.Интересно |
1.Работал |
1.Понял материал |
2. Скучно |
2.Отдыхал |
2.Узнал больше, чем знал |
3. Безразлично |
3. Помогал другим |
3.Не понял |
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1.Интересно |
1.Работал |
1.Понял материал |
2. Скучно |
2.Отдыхал |
2.Узнал больше, чем знал |
3. Безразлично |
3. Помогал другим |
3.Не понял |
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1.Интересно |
1.Работал |
1.Понял материал |
2. Скучно |
2.Отдыхал |
2.Узнал больше, чем знал |
3. Безразлично |
3. Помогал другим |
3.Не понял |
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1.Интересно |
1.Работал |
1.Понял материал |
2. Скучно |
2.Отдыхал |
2.Узнал больше, чем знал |
3. Безразлично |
3. Помогал другим |
3.Не понял |
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1.Интересно |
1.Работал |
1.Понял материал |
2. Скучно |
2.Отдыхал |
2.Узнал больше, чем знал |
3. Безразлично |
3. Помогал другим |
3.Не понял |
Д/З: с. 227 – 230(пересказ). По желанию: сообщения на темы «И.М. Сеченов – отец русской физиологии» и «И.П.Павлов – великий физиолог».
|
Д/З: с. 227 – 230(пересказ). По желанию: сообщения на темы «И.М. Сеченов – отец русской физиологии» и «И.П.Павлов – великий физиолог».
|
Д/З: с. 227 – 230(пересказ). По желанию: сообщения на темы «И.М. Сеченов – отец русской физиологии» и «И.П.Павлов – великий физиолог».
|
Д/З: с. 227 – 230(пересказ). По желанию: сообщения на темы «И.М. Сеченов – отец русской физиологии» и «И.П.Павлов – великий физиолог».
|
Д/З: с. 227 – 230(пересказ). По желанию: сообщения на темы «И.М. Сеченов – отец русской физиологии» и «И.П.Павлов – великий физиолог».
|
Д/З: с. 227 – 230(пересказ). По желанию: сообщения на темы «И.М. Сеченов – отец русской физиологии» и «И.П.Павлов – великий физиолог».
|
Д/З: с. 227 – 230(пересказ). По желанию: сообщения на темы «И.М. Сеченов – отец русской физиологии» и «И.П.Павлов – великий физиолог».
|
Д/З: с. 227 – 230(пересказ). По желанию: сообщения на темы «И.М. Сеченов – отец русской физиологии» и «И.П.Павлов – великий физиолог».
|
Д/З: с. 227 – 230(пересказ). По желанию: сообщения на темы «И.М. Сеченов – отец русской физиологии» и «И.П.Павлов – великий физиолог».
|
Задание 2. Отметьте «+» характеристики, характерные для периодов
Характеристики |
Ранее детство |
Школьный |
Усиленно растет |
|
|
Становление характера |
|
|
Самостоятельное познание мира |
|
|
Акселерация |
|
|
Начинает ходить, манипулирует предметами |
|
|
Подражает взрослым |
|
|
Осваиваивает много новых двигательных навыков |
|
|
Овладевают письмом, чтением |
|
|
Задание 2. Отметьте «+» характеристики, характерные для периодов
Характеристики |
Грудной |
Дошкольный |
От трех до семи лет |
|
|
Большую часть суток спит |
|
|
Начинает держать головку |
|
|
Мир познает посредством игры |
|
|
Грудное вскармливание |
|
|
Высокая любознательность, время вопросов |
|
|
Богатая фантазия и эмоции |
|
|
Начинает сидеть в 6 месяцев |
|
|
Узнает маму по голосу |
|
|
Продолжает расти головной мозг и формируется внутренняя речь |
|
|
Задание 2. Отметьте «+» характеристики, характерные для периодов
Характеристики |
Грудной |
Школьный |
Большую часть суток спит |
|
|
Развитие мускулатуры |
|
|
Начинает держать головку |
|
|
Колебания артериального давления |
|
|
Формирование нравственной личности |
|
|
Развиваются половые признаки |
|
|
Грудное вскармливание |
|
|
Начинает сидеть в 6 месяцев |
|
|
Развитие навыков письма, счета |
|
|
Узнает маму по голосу |
|
|
Задание 2. Отметьте «+» характеристики, характерные для периодов
Характеристики |
Ранее детство |
Школьный |
Усиленно растет |
|
|
Становление характера |
|
|
Самостоятельное познание мира |
|
|
Акселерация |
|
|
Начинает ходить, манипулирует предметами |
|
|
Подражает взрослым |
|
|
Осваиваивает много новых двигательных навыков |
|
|
Овладевают письмом, чтением |
|
|
Задание 2. Отметьте «+» характеристики, характерные для периодов
Характеристики |
Грудной |
Дошкольный |
От трех до семи лет |
|
|
Большую часть суток спит |
|
|
Начинает держать головку |
|
|
Мир познает посредством игры |
|
|
Грудное вскармливание |
|
|
Высокая любознательность, время вопросов |
|
|
Богатая фантазия и эмоции |
|
|
Начинает сидеть в 6 месяцев |
|
|
Узнает маму по голосу |
|
|
Продолжает расти головной мозг и формируется внутренняя речь |
|
|
Задание 2. Отметьте «+» характеристики, характерные для периодов
Характеристики |
Грудной |
Школьный |
Большую часть суток спит |
|
|
Развитие мускулатуры |
|
|
Начинает держать головку |
|
|
Колебания артериального давления |
|
|
Формирование нравственной личности |
|
|
Развиваются половые признаки |
|
|
Грудное вскармливание |
|
|
Начинает сидеть в 6 месяцев |
|
|
Развитие навыков письма, счета |
|
|
Узнает маму по голосу |
|
|
Возрастные периоды
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/V9SH6hyYmTI" frameborder="0" gesture="media" allowfullscreen></iframe>
4 этапа жизни для всех людей
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/crG867AMND8" frameborder="0" gesture="media" allowfullscreen></iframe>
Подход с учетом всех этапов жизни человека
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/icZ68heEjH0" frameborder="0" gesture="media" allowfullscreen></iframe>
Как определить зрелость личности?
<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/_2t-Sr6aOu8" frameborder="0" gesture="media" allowfullscreen></iframe>
Ресурсы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.