Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"
Оценка 4.6

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Оценка 4.6
docx
15.12.2019
Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"
открытый урок Значение органов чувств человека 8 класс.docx

Конспект открытого урока по биологии

Класс 8

Тип урока: изучения нового материала (по дидактической цели), комбинированный с элементами практики (по способам организации деятельности).

Тема: Значение органов чувств человека в восприятии окружающего мира.

Цель урока: 

образовательная - конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов;

- сформировать знания о строении периферического звена зрительного, слухового, вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов;

развивающая - продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, рисунками в рабочей тетради к учебнику “Биология. Человек” авторы А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы;

- развивать умения сотрудничества, умения выступать, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать, слушать товарищей.

Оборудование: компьютер, проектор, экран. Презентация «Связь с внешним миром».

Ход урока.

1.Показ презентации.

(1 слайд) Эпиграф: «Психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения» И.М. Сеченов

 

(2 слайд) Отгадайте загадки:

·        Один говорит, двое глядят, двое  слушают (язык, глаза, уши)

·        Два братца глядятся – друг друга не видят (глаза)

·        Рядом два колодца, а между ними – одна перегородка (глаза и нос)

·        Плосконька досочка: по краям обшивочка, а в серёдке – дырочка (глаз)

·        Между двух светил я – один (глаза и нос)

·        Два брата живут рядом, а сойтись не могут (глаза)

 

- Как называются отгаданные органы? Что их объединяет? (органы чувств, воспринимают информацию об окружающем нас мире)

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить? (об органах чувств и их взаимосвязи друг с другом)

- А так же нам сегодня необходимо выяснить что такое «анализатор» и чем он отличается от органа чувств?

 

        Тема нашего урока «Значение органов чувств человека в восприятии окружающего мира?!».

- Как объяснить мысль Аристотеля: “В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств?”


       Человек воспринимает окружающий мир с помощью пяти основных органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Мы, например, видим цвет и форму предметов, слышим звуки, чувствуем запах и вкус. Но это лишь первый этап в сложной обработке поступающей информации, когда внешние раздражители преобразуются в форму, доступную для восприятия рецепторами, находящимися в органах чувств. Так, чтобы глаз мог воспринимать предметы, необходимо их сфокусировать на сетчатке; чтобы рецепторы уха могли воспринять звук, необходимо воздушные колебания перевести в механические и провести их к рецепторам. Эту функцию выполняют органы чувств.

А что же происходит с информацией полученной от рецепторов органа чувств? Ответ найдите в учебнике §51 с. 196.

Рецепторы органов чувств, проводящие пути и чувствительные зоны коры больших полушарий называется анализатором (сенсорной системой). Каждый  анализатор обладает специфичностью, т.е. реагирует только на свои раздражители. Так, глаз воспринимает свет, ухо – звуки. Рецепторы органов чувств воспринимают раздражение, а их анализ происходит в головном мозге.

 

(3 слайд)

I. Орган зрение

95% информации об окружающем мире мы с вами получаем именно благодаря глазам, они же, по подсчетам И. М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.

·        Я просыпаюсь утром и вижу лица своих родных людей.

·        Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, желтые одуванчики среди зеленой травы или заснеженные деревья.

·        Я иду коридорами своей школы и вижу вас, своих учеников, – и вы улыбаетесь мне.

·        Рафаэль, Рембрандт, Пикассо... – “Это надо видеть”, – говорим мы друг другу.

·        “Посмотри мне в глаза”, – просим мы любимых. Ведь еще В. Гюго сказал о том, что “глаза – зеркало души”. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.

Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. Посмотрите на портрет Струйской, принадлежащий кисти русского художника Федора Рокотова. Взгляд этой прекрасной женщины завораживает, притягивает, заставляет задуматься. А вот как описал его Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий:


Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полу плач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок.

Полу восторг, полу испуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.


А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть...

Вы скажете, слава Богу, это не с нами. Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.

У туркменского народа есть такая пословица: “От глазных болезней человек не умирает, но и о его здоровье никто не придет справляться”. И действительно, – от глазных болезней, как правило, не умирают. В нашей жизни, полной таких страшных слов, как рак, СПИД, инфаркт, инсульт, их существование не вызывает ощущение безысходности. Мы настолько смирились с неизбежностью потери зрения в той или иной степени, что вряд ли позвоним по телефону другу, чтобы поинтересоваться: “Ну, как там твои глаза?” На счет горла, печени, сердца обязательно спросим, а вот о глазах нет. Хотя еще в Древнем Египте именно глаза помогали ставить диагнозы больным. Этот метод известен и в настоящее время и называется “иридодиагностика”. Каждый орган имеет свою зону пятен на радужке глаза, и при заболеваниях эти пятна темнеют.

“Береги как зеницу око”, – говорят о самом дорогом.

 

1. Исследовательская работа «Ничего не вижу».

Двое за партой разделены – один завязывает себе глаза (он не видит), другой завязывает себе рот – он не может говорить (раздать приготовленные предметы (яблоко, каменная вазочка, металлическая пирамидка, апельсин, карандаш, часы …). На ваших столах лежат бланки. Их нужно заполнить, ответив на вопросы: «Что это?», «Что ты можешь сказать об этом предмете?», «Какие органы чувств работают в этом случае?», «А что вы не можете определить в этом случае?»

Отвечают «слепые». «Немые» подсказать им не могут, у них рты завязаны. Они только записывают ответы напарника.

Расскажите о предмете, который был у вас в руке.

Вывод: Можно рассказать о предмете почти все, не видя его. Но вот цвет предмета без органа зрения определить нельзя.

 

II Орган слуха.

Чувство слуха – одно из главных в жизни человека. Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми, служат основой взаимоотношений людей в обществе. С помощью органа слуха звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы, сигнализирующие о том, то происходит в окружающей среде. Орган слуха построен очень сложно и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

Чувствительность слуха оценивается по абсолютному порогу слышимости. У детей верхняя граница слуха достигает 22000 Гц (герц), у пожилых людей она ниже – около 15000 Гц.

У многих животных верхняя граница слуха выше, чем у человека. Например, у собак оно доходит до 38000 Гц, у кошек - 70000 Гц. У летучих мышей – 100000 Гц.

Для человека звуки в 50-100 тыс. колебаний в секунду неслышимы – это ультразвуки.

При действии звуков очень высокой интенсивности (шума) у человека возникает болевое ощущение, порог которого лежит около 140 дБ (децибел), а звук в 150 дБ становится непереносимым.

Искусственные длительные звуки высоких тонов приводят к угнетению и гибели животных и растений. Звук пролетающего сверхзвукового самолета угнетающе действует на пчел (они теряют ориентировку и прекращают полеты), убивает их личинки, от него лопается скорлупа яиц в птичьих гнездах.

Слишком много сейчас «меломанов», все достоинства музыки видящих в ее громкости. Не задумываясь, что их близкие страдают от этого. При этом барабанная перепонка колеблется с большим размахом и постепенно теряет свою эластичность. Чрезмерный шум не только ведет к потере слуха, но и вызывает психические нарушения у людей. Реакция на шум может проявляться и в деятельности внутренних органов, но особенно в сердечно – сосудистой системе.

Нельзя удалять серу из ушей спичкой, карандашом, булавкой. Это может привести к повреждению барабанной перепонки и полной глухоте.

При ангине, гриппе микроорганизмы, вызывающие эти заболевания, могут попасть из носоглотки через слуховую трубку в среднее ухо и вызывать воспаление. При этом теряется подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний к внутреннему уху. При болях в ухе нужно немедленно обратиться к врачу.

 

2. Исследовательская работа «Ничего не слышу».

Прошу выйти добровольца для демонстрации следующего эксперимента. Объясняю задачу: под музыку потанцевать. Причем музыку будет слышать только она через наушники (при этом выражение лица не должно выдавать истинный характер услышанной музыки – хоть плачь, хоть смейся – только движения). Вопросы на экране:

1.     Можно ли сказать какой характер музыки, «изображение» которой вы видите?

2.     Можно ли сказать какая это музыка: классическая или попсовая, джазовая или какая-то другая?

3.     Что же не дает нам возможность судить полноценно о полученной при помощи глаз информации?

Через компьютер включаю веселую музыку. Один ученик в наушниках танцует но вида не подает не движением не мимикой.

Что можно сказать по танцующей (ему) о типе музыки, ее темпе и т. д. Практически трудно угадать. Можно ли сказать эта музыка: серьезная, трагическая, скорее классическая или наоборот. Почему? Всё зависит от того, как будет танцевать уч-ся не улыбаясь, медленно двигаясь или наоборот.

ВыводБез органа слуха невозможно правильно оценить поступающую через органы зрения информацию о звуках.

 

3. Исследовательская работа «Равновесие»

Равновесие – это положение головы в пространстве.

- Какой орган за него отвечает? (орган равновесия (вестибулярный аппарат), находится в во внутреннем ухе)

- Хотите проверить свой вестибулярный аппарат?

Прошу всех встать, на экран вывожу исходную картинку (из учебника А. Г.Драгомирова и Р. Д. Маш) и предлагаю принять соответствующую позу:

 

III Орган вкуса

Вкус - ощущение сложное. Оно, как правило, возникает при восприятии пищи одновременно с запахом. Все вещества, которые растворяются в воде, обладают вкусом. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка – на вкусовых сосочках. Разные участки языка по-разному ощущают вкус: кончик языка более всего чувствителен к сладкому, задняя часть языка – к горькому, боковые края – к кислому, передняя и боковые части языка – к соленому. По нервным волокнам сигналы поступают в определенные отделы головного мозга. При обычном восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка. Из четырех простых вкусов: кислого, сладкого, горького и соленого – мозг создает сложный вкусовой образ, который возникает, когда мы едим мороженое, лимон, арбуз, клубнику и другое. Обоняние обязательно участвует в восприятии пищи.

 

4. Исследовательская работа «Определение вкуса».

Слышим, видим, осязаем, ощущаем вкус (но отсутствует обоняние)

На столе учителя стоят два штатива по три пробирки в каждом.


1 – простая вода;

2 – чуть сладкая вода;

3 – чуть соленая вода;

4 – простая вода;

5 – чуть сладкая вода;

6 – чуть соленая вода.


Вызываю добровольца. Даю снять пробу из 1, 2 и 3 пробирок и сказать, что там. 1 – простая вода, 2 – сладенькая вода, 3 – соленая вода. Какой вывод делает испытуемый?

Вызываю второго добровольца. Желательно с респираторным заболеванием. Даю на пробу содержимое 4, 5 и 6 пробирок. 4 -__________вода, 5 –__________ вода, 6 – ___________ вода – это её ответ.

На экране незаконченное предложение:

«Известно, что при простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда кажется безвкусной, так как…» (полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости, и соответствующих анализаторов, поэтому при насморке еда кажется безвкусной.)

 

IV Орган обоняния

5. Исследовательская работа. “Распознавание пахучих веществ”.

Цель: познакомиться с особенностями распознавания различных пахучих веществ; выяснить, какие вещества вызывают неприятные ощущения.

Оборудование: на каждый стол по 5 пробирок с пахучими веществами закрытыми ватой:

№1 – уксус;

№2 – рафинированное подсолнечное масло;

№3 – парфюмерное средство (духи, одеколон);

№4 – капли “Корвалол”;

№5 – нашатырный спирт.

ХОД РАБОТЫ

1. Возьмите поочерёдно пробирки с пахучими веществами плавными колебательными движениями поднесите к носу, делая несколько сильных и коротких вдохов. При нормальном дыхании вы будете ощущать запах. Определите вещество, данные занесите в тетрадь.

2. Задержите дыхание на некоторое время. Чувствуете ли вы запах?

3. Произведите несколько резких коротких нюхательных движений. Они особенно благоприятны для работы органа обоняния. При быстрых коротких вдохах воздух  вихревыми  движениями достигает непосредственно обонятельные рецепторы. При этом запах ощущается сильнее.

Предупреждение! Нельзя подносить пробирки к носовым ходам очень быстро, так как запахи могут быть достаточно резкими и вызовут защитные реакции: кашель, чихание, слезотечение.

Спросить ответы на вопросы практической работы

Подведение итогов работы.

Вывод: около 90 % информации поступает к человеку через глаза, 5 % – через уши и только 2 % – через обоняние. Но обоняние – чрезвычайно сильный канал, так как он воздействует непосредственно на подсознание, а значит и на наши чувства, мышление, поведение.

Давайте проверим это.

 

6. Исследовательская работа «Подсознание»

Учитель просит закрыть учащихся глаза и разбрызгивает по классу апельсиновый сок (можно любое, знакомое детям, ароматическое вещество).

- Что вы представили, ощутив запах? (ассоциации учащихся: Свежесть после дождя. Новый год. Стакан апельсинового сока)

- Почему у вас возникли такие ассоциации?

Вывод: все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании запаха.

 

V Кожно-мышечная чувствительность.

Настало время отдохнуть. Проведём эту минутку с пользой для здоровья и ещё раз вспомним об органах чувств.

- Закройте глаза и представьте, что вы пришли в сад и хотите сорвать с высокого дерева спелое яблоко. Мысленно опишите, в каком состоянии находится ваше тело. А теперь вы должны положить яблоки в корзину, стоящую под деревом. Мысленно опишите, в каком состоянии находится ваше тело. Вдруг, вы слышите какой-то шум и поворачиваете голову направо, а затем налево. Мысленно опишите, в каком состоянии находится ваше тело. А теперь вы отдаёте яблоко своему соседу слева, справа.

Почему возможно, описать состояние своего тела?

От мышц, сухожилий, суставных капсул, связок постоянно идут импульсы, информирующие головной мозг о состоянии органов опорно-двигательного аппарата.

Это кожно-мышечная чувствительность.

Проприоцепция – это положение тела в пространстве (мышечное). Люди почти всегда считают это чувство само собой разумеющимся. А вернее, вообще не знают, что же оно контролирует.

Проприоцепция - это способность чувствовать положение тела, или, более определенно, положение мышц, даже не используя зрение.

- Вспомните, когда в последний раз вы шли, разговаривая с кем-то, по дороге. Смотрели вы на ноги, чтобы сделать следующий шаг?

Рассказываю о маленьком Моцарте, который играл на закрытом тканью клавесине.

- Кто-нибудь может печатать на клавиатуре компьютера, не глядя на клавиши? Если да, то это и есть проприоцепция.

 

7. Исследовательская работа «Проприоцепция».

Прошу закрыть глаза и последовательно поднять руки вверх, опустить в сторону, опустить одну руку вниз, а вторую поднять вверх, поменять их местами и т. д.

- Сколько времени каждый из вас думал, прежде сделать то или иное движение? (нисколько) Вот это и есть проприоцепция! Тело запомнило уже давно эти движения, и вы не задумывались над тем, как их выполнять.

 

Общий  вывод о важной роли каждого органа чувств для человека и подчеркиваем, что только во взаимодействии всех чувств человек полноценно воспринимает окружающий мир, т. к. не получая сообщений из внешнего мира наша нервная система не может хорошо работать. Наше выживание зависит от знания того, что происходит во внешнем мире и от понимания нашего места в нем.

 

Закрепление.

Выполним тест по форме ОГЭ.

Ответы 


1 – 1. 

2 – 2. 

3 – 3. 

4 – 1. 

5 – 4.

6 – 1, 2, 5.


7. 1) Анализатор - это сложная система, осуществляющая восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма.

2) Орган чувств – это периферический аппарат, воспринимающий раздражение.

 

Рефлексия. Ребята ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Достигли ли вы цели урока?

2. Что помогало и что мешало вашей работе на уроке?

3. Оцени свою работу на уроке, подчеркнув нужное слово: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”

 

VII Домашнее задание.

 

1.Изучить п. 51, составить схемы анализаторов, встречающихся в тексте учебника.

2. Подготовить сообщение (презентацию) «Ошибки восприятия»

3. Объясните выражение

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемы » Д. Хевеши.*

 

Я желаю вам видеть, слышать, чувствовать окружающий мир не только головой, но и сердцем. И тогда, мир раскроется перед вами во всём своём многообразии.

 

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"

Конспект урока по биологии "Значение органов чувст человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2019