РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ АРМЕНИИ
План:
Введение
1.1. Проблема межкультурной коммуникации в изучении иностранных языков. Урок – сказка – эффективный путь в вопросе развития межкультурной коммуникации.
1.2. Технология создания методического обеспечения в формировании межкультурной коммуникации в процессе урока – сказки.
План урока. Тема- ''Добро пожаловать в сказку’’.
Введение
О том, что язык и культура являются взаимосвязанными элементами социальной жизни, люди начали задумываться еще в XVIII веке, однако целенаправленно этой проблемой стали заниматься только в конце прошлого века. Однако, можно сказать, что подобные исследования не имели под собой твердой научной почвы, они носили больше декларативный характер. Однако, за последние два десятилетия, на этом поприще появились довольно значительные и интересные с практической точки зрения исследования. Это свидетельствует об интересе и стремлении лингвистов исследовать языковые явления в более широком культурологическом контексте. Это говорит о том, что исследования данной области все еще не теряют своей актуальности.
Само понятие «культура» можно условно разделить на две части: объективную и субъективную.
Объективная культура включает все возможные институты, такие как экономическая система, социальные обычаи, политические структуры и процессы, а также литература, виды искусства и ремесла.
Субъективная культура - это психологические черты культуры, включающие ценности и образцы мышления (ментальность). Вот эта субъективная культура и представляет, по мнению многих исследователей, огромную трудность для понимания.
Целью данной работы будет обозначено раскрытие содержания и выделение специфических черт межкультурной коммуникации в образовательной среде через изучение иностранных языков в процессе урока.
В соответствие с целью я выдвигаю следующие задачи для решения:
- рассмотреть проблему межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам;
- дать понятие языковой коммуникации как социолингвистическому явлению;
- проанализировать состояние изученности проблемы межкультурной коммуникации в отечественной и зарубежной школах;
- спроектировать технологию создания методического обеспечения в формировании межкультурной коммуникации в процессе современного урока.
1.1. Проблема межкультурной коммуникации в изучении иностранных языков. Урок – сказка – эффективный путь в вопросе развития межкультурной коммуникации.
На сегодняшний момент состояние методики преподавания иностранных языков, даже в стенах вуза не всегда отражает реальные потребности общества в освоении иностранных языков.
Программы по практике устной и письменной речи включают в себя лишь общие руководства для формирования у учащихся коммуникативной компетенции.
Урок-прежде всего процесс, где реализуется задача воспитания и развития гармонично развитой, духовной личности с тонким эстетическим вкусом. Эффективно и успешно можно осуществить данную задачу путем уроков-сказок.
Я, например, убедилась, что большой интерес к изучению русскому языку вызывают у учащихся организованные уроки-сказки и мероприятия на русском языке. Ведь не секрет, что для эффективного изучения иностранному, необходимо познакомить и столкнуть ребёнка с культурой и творчеством данного народа. Исполняя песню, стих русских писателей и композиторов на русском, детям национальных школ прививается любовь к языку, литературе, искусству этого народа.
Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазий, творчества.
В.А.Сухомлинский
На любом мероприятии ученик получает больше знаний и информации, чем на обычном уроке. Он не только приобретает знания, но и имеет широкую возможность демонстрации своих умений и качеств в лучшей степени. Представляю несколько фотографий, снятых во время мероприятия во втором классе Базумской средней школе РА.
Учителя планируя свои уроки, прежде всего, должны акцентировать внимание на привлечение заинтересованности у учеников. Необходимы частые мероприятия, праздники, концерты на русском языке.
Уроки
русского языка должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого
иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений.
Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными
возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать
актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.
«Земные чувства все отдайте постиженью
новизны» - эти слова великого Данте являются актуальными на пути освоения как
мультимедийных технологий, так и педагогических.
Кроме различных форм и методов работы,
создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный
психологический климат, который создаётся во время любых мероприятий и
уроков-сказок.
Одной из главных особенностей сказки является
то, что в ней в "чистом" виде представлены противоположные эталоны
человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие,
благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость. Сказка –
первое художественное произведение, позволяющее ребенку переживать чувство
сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство,
страстно желать победы добра. Она расширяет нравственный опыт ребенка.
Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает их героев
любимыми или презираемыми – вполне реальными существами, поступки которых можно
спроецировать на собственную жизнь. Процесс
изучения иностранного языка способствует формированию творческой
самостоятельности, т.к. в рамках данного предмета есть возможность использовать
творческие задания и упражнения, которые требуют от учащихся самостоятельной
работы и учат их пользоваться языковым материалом для выражения своих мыслей в
диалогической и монологической речи.
Богатый материал для развития детского
воображения и творчества представляют сказки, недаром они составляют
значительную часть текстов, на которых дети постигают богатство русского языка.
Здесь важное место принадлежит как народной сказке, так и авторской,
литературной: А. Пушкина, П. Ершова, А. Толстого, Д. Мамина - Сибиряка,
К. Паустовского и др. Включены в учебные тексты книг школьной программы
начальных классов основных базовых и средних общеобразовательных школ РА сегодня
и сказки зарубежных писателей: Х. К. Андерсен, братьев Гримм и др. Благодаря
чему сказка воспитывает? Сказка, прежде всего, действует на чувства, или, как
принято говорить в жизни, на сердце, и лишь затем на ум. Слушая сказку, ребенок
неосознанно, в своем воображении, сливается с героями сказки, если они ему
симпатичны. И тогда вместе с ними он проявляет доброту и благородство, рискует
собой ради других, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает
подвиги и побеждает злых и страшных чудовищ: И Кощея Бессмертного, и Бабу Ягу,
и Змея Горыныча. Сказки воспитывают у ребенка способность волноваться чужими
несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую свадьбу как свою.
Детей надо приучать и размышлять над сказками.
Это несложно уже потому, что дети любят, когда им вновь и вновь повторяют
полюбившиеся сказки, и они сами проигрывают их в своем воображении.
Вместе с детьми надо искать ответы на вопросы:
почему в сказках Иванушка-дурачок оказывается удачливее своих старших братьев?
Не за глупость ведь, а за какие-то другие свойства характера и поступки? Что
помогает Золушке выстоять в ее нелегкой судьбе? Почему, в конце концов,
пострадал Колобок? Дети склонны одушевлять предметы, явления природы, наделять
человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают и
принимают язык сказок. С помощью сказки они получают возможность усвоения
нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить
доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о
справедливости, упорстве, мужестве. Детям полезны не только фольклорные сказки,
но и сказки, написанные поэтами и писателями
Сказки с их чудесами и волшебными
превращениями наиболее близки детскому мироощущению. Дети, не знавшие сказок,
вырастают ущербными и скудными в эмоциональном плане людьми. Сказки передают
нравственные понятия и чувства не в виде голой морали или нудной проповеди, а в
прозрачной, ясной по смыслу, прелестной, захватывающей и забавной форме. Они
знакомят ребенка со сложной и противоречивой жизнью. В самой прямой форме в
сказке отражена борьба светлого и темного. Если, слушая сказку, он не
переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него
в глазах пренебрежение,- это значит, что в детской душе что-то надломлено и
много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.
Волшебные сказки своим появлением обязаны
трудовой деятельности человека далёкого прошлого. Преодолевая силы природы,
люди не просто хотели познать окружающий их мир, они мечтали об облегчении
своего труда.
Познавательная
сторона сказки так же важна. Строгая оценка народа доказывает: «Сочувствие,
совесть, содействие, сострадание – это основы человеческой чести и
достоинства». Положительной стороной выступают искренность, доверчивость, сила
духа, правда, отзывчивость, оптимизм, мягкость и уступчивость.
В настоящее время сказка развивается, в ней
используются особенности современного быта, новейшие достижения науки и
техники, которые базируются на сказочных принципах «победе добра над злом»,
взаимовыручке, патриотизме и др. Изучение сказки даёт возможность решать
развивающие и воспитательные задачи обучения. Вымышленные истории о
волшебниках, героях могут дать ответы на многие вопросы. Ребенок начинает
понимать, что лучше учиться не на своих ошибках, а на опыте других, и в
дальнейшем стараться не допускать их. В этом плане большую роль играют герои
сказок, которые учат тому, что каждый поступок приводит, к далеко не всегда
положительным, тем или иным поступкам. Сказочный фантастический мир,
наполненный тайнами, чудесам и волшебством, всегда дает возможность детям
оценивать, выступать на стороне своего любимого персонажа, активно принимать
участие в воображаемом мире.
Сопоставляя
себя со сказочными героями, школьники иногда узнают самих себя или своих
друзей, получают знания о взаимоотношениях людей и мире, учатся преодолевать
барьеры и препятствия, которые возникают в жизни, ищут союзников и совместно
добиваются справедливости, верят в силу добра и любви.
При грамотном подходе педагога, работа со
сказкой может быть привнесена в обучение, она несёт в себе
эмоционально-положительный заряд. Необходимо детям давать дополнительные
задания: привлекать их к работе со сказками, загадками, пословицами, уметь
оценить тот или иной поступок героя, продолжить сказку и т.д.
Сказки А. С. Пушкина являются примером того, как простонародный сюжет может стать шедевром высокого литературного языка. Поэт сумел в стихотворной форме передать не только характеры героев, но и обязательное условие любого подобного повествования – поучение, то есть то, чему учит сказка. «О рыбаке и рыбке» – это сюжет о человеческой жадности. Сказка «О царе Салтане» о том, что зло и коварство наказуемы, а побеждает всегда добро. Так в сюжетах всех сказок, написанных поэтом
Когда учителя
объясняют школьникам, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» (2 класс), они
опираются на сюжет произведения. Это правильно, так как дети должны понимать,
какие основные категории движут поступками людей: добро и зло, щедрость и
жадность, предательство и прощение, и многие другие. Сказки помогают детям
разобраться в них и сделать правильный выбор в пользу добра.
Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»:
истинное предназначение человека – быть в ладу со своей душой и окружающей
реальностью. Старик прекрасно справлялся с материальным миром, который
символизирует синее море.
Старуха олицетворяет человеческий эгоизм,
который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое
счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно
поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.
У русского поэта очень хорошо описана
покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой
рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является
прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более
грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее
предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину
материальных благ.
В ведической культуре рыбка олицетворяет Бога.
Не менее могущественна она и в произведении Пушкина. Если задуматься, чему учит
«Сказка о рыбаке и рыбке», ответы будут очевидны: ложная эгоистическая оболочка
не может дать человеку счастья. Для этого ему нужны не материальные блага, а
единство души с Богом, которое проявляется в гармоничном состоянии покоя и
получения радости от бытия.
Сегодня фраза «остаться у разбитого корыта»
применяется на бытовом уровне, когда говорят о человеческой жадности.
1.2. Технология создания методического обеспечения в формировании межкультурной коммуникации в процессе урока – сказки.
План урока. Тема- ''Добро пожаловать в сказку''.
Урок- процесс, где реализуется задача воспитания и развития личности с учётом его индивидуальных способностей. Но, мало учитывается вопрос национального аспекта. Он достаточно важен и необходим для формирования и воспитания личности, для становления достойного гражданина 21 века-века глобализации и больших изменений.
Основной и самой важной задачей развития культуры межнационального воспитания, является воспитание человека-гуманиста. Люди могут быть “независимо от эпохи и направленности государства, где формируется гражданин, деятельными и праздными, гуманными, или жестокими, полезными, или вредными, смотря по тому, в какую сторону направляется господствующее течение идей.’’(по Д. И. Писареву).Для достижения успеха в формировании межнациональной коммуникации в процессе урока учитель не должен отождествлять национальный аспект ученика: особенности национальной культуры , традиции и обычаи, ментальность и другие ценности от иностранного(в данном случае-русского языка).
От умения учителя правильно
организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия
зависит во многом эффективность учебного процесса.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять
интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую
самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы
проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.
Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам
организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может
быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к потере интереса к
предмету.
Я думаю, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе
преподавания иностранного языка доступно каждому учителю, стоит только немного
отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что могло
бы заинтересовать детей, заставило их задуматься о том, что иностранный язык
нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать
себя образованным человеком, который может запросто пообщаться с иностранцем,
прочесть объявление на иностранном языке, понять иноязычную речь. А
использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к
предмету, желания изучать язык и общаться на нем.
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-сказка. Использование
такой формы урока иностранного языка совершенствует произносительные навыки
учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической
мотивации. Подготовка сказки — творческая работа, которая способствует
выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных и
творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую
деятельность учащихся, развивает их интерес к языку, служит лучшему усвоению
культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при
этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного
словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И
немаловажно то, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Уважаемые
коллеги, хочу представить план урока на тему ''Добро пожаловать в сказку".
Именно через сказку мы можем воспитывать у учащихся эстетический правильный
вкус.
Сказка способна развить у ребёнка гуманизм и
любовь к добру. Время, в котором мы живём, очень суетливое. Люди общаются по
интернету, все куда-то спешат. Дети больше смотрят телевизор, играют в
компьютерные игры, а сказкам всё меньше и меньше уделяется внимание. Сказка -
это чудо из чудес. А так хочется верить в сказки, где добро побеждает зло и
исполняются все желания. Древние традиции народа заложены в народных сказках.
Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», поэтому
очень важно знать мудрость сказки и уметь использовать её уроки в повседневной
жизни.
https://youtu.be/8yUKrh8AVeo
25.04.2019г. 3 класс
Тема. Добро пожаловать в сказку.
Тип урока – обобщение и систематизация знаний
Цель урока:
-познакомить учеников со сказкой,
-применять на практике полученные знания.
Должны знать |
Должны уметь |
· Название сказок · Героев сказок · Авторов сказок · Антонимы · Синонимы · Об актуальности и нужности сказки
|
· Выразительно читать · Вести диалог · Отвечать на вопросы · Сравнивать и характеризировать героев сказок · Рассказывать сказки ''Репка'', ''Курочка Ряба'' · Досказывать строчки из сказок · Исполнять песни из сказки ''Красная Шапочка'', песню Чебурашки, ''Голубой вагон'' · Делать самостоятельные выводы по теме
|
Воспитывать
· Любовь к сказке в 21 веке
· Эстетику хорошего вкуса
· Дружелюбие, доброту, толерантность
· -Уважение к культуре русского народа
Методы
Беседы, фронтального опроса, диалога, игры, инсценировки, Т-образной таблицы.
Предыдущая связь
Знание и повторение предыдущих сказок.
Оборудование
Учебник третьего класса, доска, выставка книг, портреты некоторых сказочников, герои мультфильмов, компьютер.
На доске слова А. С. Пушкина
Слушаю сказки – и вознаграждаю те недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
Ход
Стадия вызова
(Орг. момент) Урок начин. со стихотворения-приветствия.
Шаг 1. Диалог между Красной Шапочкой и Незнайкой.
Шаг2. Исполнение ученицей песни ''Красной Шапочки''.
Шаг 3. Все ученики выходят по просьбе учителя к доске. Ученики представляют героев разных сказок. Между ними тоже происходит диалог. Ученик –герой из сказки Ованеса Туманяна ''Храбрый Назар'' спрашивает:
-Какие еще сказки Ованеса Туманяна вы знаете? Ученики называют ''Враль'', ''Непобедимый Петух'' (связь с родным языком).
Стадия осмысления
Шаг 4. На урок приходят гости из мультфильма ''Чебурашка и Крокодил Гена''. Ученики слушают песню в исполнении Чебурашки. Ученица рассказывает сказку ''Курочка Ряба'', ученики анализируют сказку и приходят к выводу, что простое яйцо лучше, чем золотое. Учительница даёт сведения о золоте, как драгоценном материале (межпредметная связь с естествознанием).
Шаг 5. Дети инсценируют сказку ''Репка'' Отвечают на вопросы учителя и делают вывод, что все люди должны помогать друг другу.
Шаг 6. Игра- назови сказку. Дети называют сказки ''Курочка Ряба'', ''Красная Шапочка'', ''Емеля'', ''Айболит'' и другие.
Игра- назови героя сказки.
Шаг 7. Письмо. На доске антонимы.
Дурак-умный
Добрый-злой
Непобедимый-слабый
Храбрый-трусливый
Синонимы
Умный-способный
Непобедимый-неодолимый
Храбрый-бесстрашный
Весёлый-радостный
Ученики данными антонимами и синонимами характеризуют соответственно героев сказок.
Шаг 8. Творческая работа.
Составление предложений по теме из начальных букв слова.
С – казка учит добру и красоте.
К – то не знает этой сказки?
А – йболит лечит зверей и птиц.
З – нание – сила.
К – олобок, колобок.
А – лексей Толстой – автор сказки ''Буратино''.
Ученики исполняют песню ''Голубой вагон'' (Шаинского)
Шаг 8. Рефлексия.
Что услышал? |
Кого увидел? |
Что узнал? |
Сказку ''Курочка Ряба'' Сказку ''Репка'' Сказку ''Айболит'' Песню Красной Шапочки Песню Чебурашки Песню ''Голубой вагон'' |
Героев сказок – Снежную Королеву, Незнайку, Айболита, Буратино, Мальвину, Перро, Храброго Назара, Красную Шапочку, Волка, Чебурашку и Крокодила Гену. |
1 Простое яйцо лучше, чем золотое. 2 Люди должны помогать друг к другу. 3 Добро победит зло. 4 Золото – драгоценный металл.
|
Шаг 9. Оценивание учеников.
В третьем классе 16 учеников, отсутствующих нет.
Шаг 10. Домашнее задание. (повторить все сказки).
Место проведения урока – с. Базум, Лорийской области, Базумская средняя школа РА
Хочу представить несколько фотографий, снятых во время урока.
Т.е., как не крути, сказка-вымысел… Но ведь в ней всё необыкновенно, волшебно и очень привлекательно. Идёт погружение в таинственный, зачарованный мир, где звери говорят человеческим голосом, где предметы и деревья передвигаются сами по себе, где добро обязательно побеждает зло.
Умное, доброе, правильное, высоконравственное, заложенное в сказках помогает воспитать в наших детях самые лучшие человеческие качества. Сказка учит жизненным премудростям. И эти ценности вечные, из них складывается то, что и называем мы – духовная культура.
Слова
и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем
сознании и живут в нас, независимо от того где находимся мы сами.
Сказки дают возможность расширить словарный
запас по любой теме (будь то сказки о животных, бытовые или волшебные).
Традиционные русские повторы, особая мелодичность, редкие “забытые” нами слова,
пословицы и поговорки, чем так богата русская речь: всё это позволяет сделать
сказку доступной, понятной для детского сознания, помогает легко и быстро
запомнить её. А всё это развивает фантазию детей, учит их красивой и складной
речи. (Как знать, может те сказки, которые они начинают придумывать вслед
русским народным сказкам, тоже когда-то войдут в сокровищницу языка).
Сказки — неисчерпаемый источник сведений о национальном характере. Сила их и в том, что они не только раскрывают его, но и создают. В сказках раскрывается множество отдельных черт характера русского человека и особенностей его внутреннего мира и идеалов.
Как известно, "сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Одной из главных особенностей сказки является то, что в ней в "чистом" виде представлены противоположные эталоны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, - воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мысли, а красота; родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке». Мудрый педагог имел в виду сказку в общепринятом смысле слова. Однако сила и значение ее оказались так велики, что лингвисты решили взять этот жанр на вооружение и поставить на службу Великому Русскому Языку.
Язык
- это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие
лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи, - все, что делает язык живым,
призвано вызвать у учащихся интерес, должно быть предметом рассмотрения на
уроках языка.
Важнейшей задачей обучения русскому языку
является формирование индивидуальных особенностей личности, развития творческих
способностей, интуиции, воображения и мышления. Для того чтобы решить эту
задачу, необходимо увлечь школьников, заинтересовать предметом.
Для развития интереса у учащихся при изучении
русского языка, могут быть использованы различные методы и приемы, в числе
которых лингвистические сказки и миниатюры.
Сказки способствует развитию речи, мышления учащихся, обогащают их внутренний мир. Сказками не стоит пренебрегать даже в старшем возрасте, все мы, родом из детства, и имеем душу ребёнка, которая тянется к волшебному и доброму миру, который несёт в себе сказка.
Профессия педагога, несомненно, одна из самых благородных и роль учителя в жизни человека чрезвычайно велика, переоценить ее сложно. Этот человек становится для всех проводником на пути к знаниям, он не только обучает своих учеников ряду предметов, но и заботится о правильном их восприятии, о мыслительном процессе, о личностной самореализации и раскрытии творческих способностей.
Что
значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит
радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим
человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и
горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком.
Хороший учитель – это, во-вторых, человек,
хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет,
влюбленный в нее, знающий ее горизонты – новейшие открытия, исследования,
достижения. Хороший учитель знает во много раз больше, чем предусматривает
программа средней школы.
Хороший учитель – это, в-третьих, человек,
знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки
о воспитании работать с детьми невозможно.
Хороший учитель – это, в-четвертых, человек, в
совершенстве владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер
своего дела.
(В.А.Сухомлинский)
Список использованной литературы
1. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова - М., Рус. яз., 2000.543с.
2. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. Страноведение и преподавание русского языка как иностранного, М., Наука 2001. 251с
3. Булкин А.П. Изучение иностранных языков в России. Социокультурный аспект // ИЯШ - 1998 - №6.
4. Верещагина И. Н. и Прыткина Т.А. Английский язык Учебник для 2 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. М.: Просвещение,2000.
5. Выборова Г. Е. и Мельчина О.П. 70 устных тем по англ. яз. (I и II уровни). Пособие к базовому курсу "Easy English" М.: АСТ-Пресс,1998.
6. Коптюг Н.М. Интернет - уроки как вспомогательный материал для учителей англ. яз. ИЯШ- 2000.
![]() |
Учитель русского языка и литературы
Базумской средней школы, Лорийской области РА
Мариам Саргсян
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.