Конспект урока по географии для 6 класса "Атмосфера"

  • docx
  • 17.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Атмосфера. Конспект урока 6 класс.docx

Конспект урока географии в 6 а классе

Дата проведения: 23.11.2016

Тема урока: «Атмосфера».

Цели урока:

  • Показать значение атмосферы для жизни на планете;
  • Сформировать понятие «атмосфера», показать ее состав и строение;
  • Сформировать понятие о тропосфере как части атмосферы, наиболее важной для жизни людей;
  • Реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью.

Задачи урока:

·         Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

·         воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

·         овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов;
формирование способности каждого ученика в учебной деятельности;

·         воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассника, умения оказывать и принимать помощь.

Планируемые результаты:

Предметные: 

·         дать представление об атмосфере; анализировать схему «Состав воздуха»; выяснять строение атмосферы; 

·         делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле; понимать смысл выражения  «тропосфера- кухня погоды».

Метапредметные: 

·         умение самостоятельно определять цели своего обучения;

·         ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; 

·         умение определять понятия; 

·         устанавливать причинно – следственные связи; 

·         строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 

·         развивать смысловое чтение;

·         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 

·         умение применять полученные знания в социальной практике;

·         формирование учебных умений познавательной направленности, в том числе логических, а также умение преобразовывать текст из одного вида в другой.

Личностные:

·         понимать, какое значение имеет воздушная оболочка Земли для жизни на Земле; 

·         понимать необходимость охраны чистоты атмосферного воздуха в своей местности.

Методы обучения: Частично-поисковый, проблемный

Формы организации: Фронтальная, индивидуальная, парная

Средства обучения:

·         Учебник «География. Планета Земля. 5-6 классы» А.А. Лобжанидзе (стр. 102-103)

·         Тетрадь – тренажер. «География. Планета Земля. 5-6 классы» А.А. Лобжанидзе. Часть 2. (стр. 20)

·         Атлас «География. Планета Земля. 5-6 классы» (стр. 32-33)

·         Презентация к уроку, видеофрагмент «Полярное сияние»

·         Проектор, доска

 

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Учитель приветствует учащихся. Проверяет, все ли готовы к уроку.

Посмотрите на слова «Ее не видно, но она есть». (Слайд № 1)

-Определите тему урока?

-Правильно, атмосфера. (Слайд № 2)

-Кто уже знает, что такое атмосфера? (воздушная оболочка Земли)

-Какие земные оболочки мы уже изучили? (литосфера, гидросфера)

-А из чего состоит атмосфера? (из воздуха)

-Давайте вспомним, какими свойствами обладает воздух? (прозрачный, бесцветный, нет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, проводит тепло)

-Какой газ необходим для дыхания? (кислород)

-Какой газ выделяют растения под действием солнечных лучей? (кислород).

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (создание проблемной ситуации)

-Как вы думаете, сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без вреда для здоровья? (обсуждение вопроса)

(Слайд № 3)

3.Постановка учебной цели и задач урока (целеполагание)

Тема урока «Атмосфера».

-С чем мы сегодня должны познакомиться на уроке? (из чего состоит воздух, каково строение атмосферы, какое значение имеет атмосфера)

-Зачем нужно изучать атмосферу?

(Слайд № 4)

4. Этап планирования

Сегодня на уроке нам понадобится учебник, атлас, цветные карандаши. Работать мы будем самостоятельно и в парах.

Давайте проговорим условия работы в парах:

- правильно читать задания, помогать друг другу, уметь договариваться и работу делить поровну

 

 

5. Этап «открытия» нового знания

(Слайд № 5)

Понятие атмосфера ввел Михаил Ломоносов  в 1775 г.

Мы с вами говорили на прошлых уроках, что все оболочки Земли находятся во взаимосвязи и проникают друг в друга.

-Как вы думаете, где начинается и где заканчивается атмосфера? (Атмосфера есть в литосфере, т. к. в земле живут живые организмы, корни растений поглощают азот. Почвенный воздух, он по составу отличается от наземного. Верхней границы у атмосферы нет, она переходит в космическое пространство).

Задание № 1. Прочитайте текст учебника и заполните пропуски. Работаем самостоятельно. (Слайд № 6)

1.Атмосфера – это …………………………………

2.Граница атмосферы ………………………………….

3.Воздух состоит из …………… , …………….. и ………………. .

4.Первичная атмосфера состояла из ………………………

5.Цианобактерии – это ………………………

 

Взаимопроверка (слайд презентации). Оцените своего соседа и поставьте баллы. 1 верный ответ – 1 балл. (Слайд № 7)

1.Атмосфера – это воздушная оболочка Земли.

2.Граница атмосферы простирается до 1000 км.

3.Воздух состоит из азота, кислорода и аргона.

4.Первичная атмосфера из углекислого газа.

5.Цианобактерии – это синезелёные водоросли.

 

Задание № 2. На основе информации в учебнике (стр. 102-103) заполните таблицу «Строение атмосферы». Работаем в парах.

(Слайд № 8)

Слои атмосферы

Верхняя граница (км)

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера

8-9 км или

18 км

Содержит 4/5 всего воздуха

Содержится почти вся влага и много облаков

С высотой понижается, достигая

-550С

Стратосфера

50-55 км

Разреженный воздух, нельзя дышать

Почти нет облаков, не бывает осадков

С высотой повышается, достигая 00С

Верхние слои атмосферы

До 80 км

Разрежен, не поглощает солнечное тепло и не рассеивает свет

Влаги и облаков нет

Температура с высотой понижается до -800С

- Проверяем! (сначала устные ответы, затем сравнение с ответом на презентации). (Слайд № 9)

- Что такое озоновый слой? (Слайд № 10-12)

- Где он находится?

- Для чего он нужен?

- Что такое озоновая дыра?

- Пахнет ли озон?

(Учитель обобщает ответы учащихся, демонстрирует информацию на слайдах)

- Посмотрите еще раз текст и скажите, о каких слоях идет речь в тексте, но нет в таблице? (о термосфере и ионосфере)

- Как вы думаете, почему они так называются?

(В термосфере повышается температура, в ионосфере электризуются частицы газов и возникает полярное сияние)

- Кто-нибудь видел полярное сияние? (ответы учащихся, демонстрация видео) (Слайд № 13 и видеофрагмент «Северное сияние»)

 

- Иногда атмосферу называют «воздушным океаном».

Как вы думаете, почему?

Задание № 3. Перед вами листы, изобразите в виде схемы, какое значение имеет атмосфера. Используйте текст учебника (Слайд № 14)

 

                                              Среда жизни

 

Овал: Атмосфера -«воздушный океан»Дыхание                                                                            Защита

 

 

 

Удерживает тепло                                                Круговорот воды

 

                                         Образуются осадки

(Проверка схем, демонстрация лучших работ) (Слайд № 15)

 

6.Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

-Итак, сегодня на уроке мы говорили об атмосфере Земли. Можем ли сейчас ответить на вопрос, который я задавала в начале урока?

(Слайд № 16)

-Как вы думаете, сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без вреда для здоровья? (нет, нельзя, воздух сильно разрежен, мало кислорода, низкие температуры).

Задание № 4. Игра «Что означают эти цифры?» Соотнесите

(Слайд № 17)

Показатель

Значение

1

78%

Н

Верхняя граница тропосферы над экватором

2

4/5

Е

Аргон

3

55 км

А

Кислород

4

21%

Х

Верхняя граница стратосферы

5

18 км

Д

Азот

6

-80°С

И

Температура в стратосфере

7

0,9%

Ы

Атмосферный воздух в тропосфере

 

(Слайд № 18) Проверяем друг у друга (самопроверка).

1

2

3

4

5

6

7

д

ы

х

а

н

и

е

 

-Какое слово получилось?

 

7.Рефлексия

-Мы сегодня изучали тему «Атмосфера». Как вы думаете, мы достигли цели урока? На все ли вопросы мы можем ответить? (Слайд № 19)

 

Учитель предлагает ответить на вопросы, поставив знаки +,-

(Слайд № 20)

На уроке я выполнил все задания

 

Мне было интересно

 

Я узнал много нового

 

Я доволен собой

 

8.Домашнее задание

Параграф 39, тетрадь – тренажер с. 20 № 1, с.21 № 11. Творческое задание для любознательных: «Доказать, что тропосфера – «кухня погоды» (задание можно выполнить на листе бумаги А4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Атмосфера» 6 класс

Рабочий лист для самостоятельной работы  ________________________________

 

Задание № 1.

 

Прочитай текст учебника (стр. 102) и заполни пропуски.

Работай самостоятельно.

1.Атмосфера – это ………………………………………………………………………

2.Граница атмосферы …………………………………………………………………..

3.Воздух состоит из ……………………….. , …………………………… и ………………………. .

4.Первичная атмосфера состояла из …………………………………………………

5.Цианобактерии – это ……………………………………………………………….

 

Твой результат: ___________ баллов

 

 

Задание № 4. Игра «Что означают эти цифры?»

 

Соотнеси:

 

Показатель

Значение

1

78%

Н

Верхняя граница тропосферы над экватором

2

4/5

Е

Аргон

3

55 км

А

Кислород

4

21%

Х

Верхняя граница стратосферы

5

18 км

Д

Азот

6

-80°С

И

Температура в стратосфере

7

0,9%

Ы

Атмосферный воздух в тропосфере

 

Запиши полученный ответ:

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Твои впечатления от урока (поставь знаки + или -)

На уроке я выполнил все задания

 

Мне было интересно

 

Я узнал много нового

 

Я доволен собой

 

 

Спасибо за работу на уроке!

Тема «Атмосфера»

Для работы в парах

 

Задание № 2. На основе информации в учебнике (стр. 102-103) заполните таблицу «Строение атмосферы».

Слои атмосферы

Верхняя граница (км)

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера

 

 

 

 

Стратосфера

 

 

 

Верхние слои атмосферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание № 3. Изобразите в виде схемы значение атмосферы

 

 

 

 

 

 

Овал: АТМОСФЕРА – «ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН»
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Самопроверка

1. Атмосфера – это оболочка

А) Газовая

Б) Водная

В) Соленая

2. Самый нижний слой атмосферы:

А) Стратосфера

Б) Тропосфера

В) Верхние слои атмосферы

3. Кислорода в воздухе содержится:

А) 30%

Б) 21%

В) 78%

4. В тропосфере образуются:

А) Облака

Б) Ультрафиолетовые лучи

В) Грунтовые воды

5. Озоновый слой защищает от:

А) перегревания земной поверхности;

Б) ультрафиолетовых лучей падения

В) метеоритов на землю.

 

 

Самопроверка

1. Атмосфера – это оболочка

А) Газовая

Б) Водная

В) Соленая

2. Самый нижний слой атмосферы:

А) Стратосфера

Б) Тропосфера

В) Верхние слои атмосферы

3. Кислорода в воздухе содержится:

А) 30%

Б) 21%

В) 78%

4. В тропосфере образуются:

А) Облака

Б) Ультрафиолетовые лучи

В) Грунтовые воды

5. Озоновый слой защищает от:

А) перегревания земной поверхности;

Б) ультрафиолетовых лучей падения

В) метеоритов на землю.

 

 

Самопроверка

1. Атмосфера – это оболочка

А) Газовая

Б) Водная

В) Соленая

2. Самый нижний слой атмосферы:

А) Стратосфера

Б) Тропосфера

В) Верхние слои атмосферы

3. Кислорода в воздухе содержится:

А) 30%

Б) 21%

В) 78%

4. В тропосфере образуются:

А) Облака

Б) Ультрафиолетовые лучи

В) Грунтовые воды

5. Озоновый слой защищает от:

А) перегревания земной поверхности;

Б) ультрафиолетовых лучей падения

В) метеоритов на землю.

 

 

Самопроверка

1. Атмосфера – это оболочка

А) Газовая

Б) Водная

В) Соленая

2. Самый нижний слой атмосферы:

А) Стратосфера

Б) Тропосфера

В) Верхние слои атмосферы

3. Кислорода в воздухе содержится:

А) 30%

Б) 21%

В) 78%

4. В тропосфере образуются:

А) Облака

Б) Ультрафиолетовые лучи

В) Грунтовые воды

5. Озоновый слой защищает от:

А) перегревания земной поверхности;

Б) ультрафиолетовых лучей падения

В) метеоритов на землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Атмосфера»

Задание № 1. На основе информации в учебнике (стр. 102-103) заполните таблицу в тетради «Строение атмосферы».

Слои атмосферы

Верхняя граница (км)

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера

Стратосфера

Верхние слои атмосферы

 

Задание № 4. «Что означают эти цифры?»

Соотнеси и запиши полученный ответ в тетрадь:

Показатель

Значение

1

78%

Н

Верхняя граница тропосферы над экватором

2

4/5

Е

Аргон

3

55 км

А

Кислород

4

21%

Х

Верхняя граница стратосферы

5

18 км

Д

Азот

6

-80°С

И

Температура в стратосфере

7

0,9%

Ы

Атмосферный воздух в тропосфере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Атмосфера»

Задание № 1. На основе информации в учебнике (стр. 102-103) заполните таблицу в тетради «Строение атмосферы».

Слои атмосферы

Верхняя граница (км)

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера

Стратосфера

Верхние слои атмосферы

 

Задание № 4. «Что означают эти цифры?»

Соотнеси и запиши полученный ответ в тетрадь:

Показатель

Значение

1

78%

Н

Верхняя граница тропосферы над экватором

2

4/5

Е

Аргон

3

55 км

А

Кислород

4

21%

Х

Верхняя граница стратосферы

5

18 км

Д

Азот

6

-80°С

И

Температура в стратосфере

7

0,9%

Ы

Атмосферный воздух в тропосфере

 

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Атмосфера – это оболочка

А) Газовая

Б) Водная

В) Соленая

2. Самый нижний слой атмосферы:

А) Стратосфера

Б) Тропосфера

В) Верхние слои атмосферы

3. Кислорода в воздухе содержится:

А) 30%

Б) 21%

В) 78%

4. В тропосфере образуются:

А) Облака

Б) Ультрафиолетовые лучи

В) Грунтовые воды

5. Озоновый слой защищает от:

А) перегревания земной поверхности;

Б) ультрафиолетовых лучей падения

В) метеоритов на землю.

 

 

 

 

 

 

 

            ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Атмосфера – это оболочка

А) Газовая

Б) Водная

В) Соленая

2. Самый нижний слой атмосферы:

А) Стратосфера

Б) Тропосфера

В) Верхние слои атмосферы

3. Кислорода в воздухе содержится:

А) 30%

Б) 21%

В) 78%

4. В тропосфере образуются:

А) Облака

Б) Ультрафиолетовые лучи

В) Грунтовые воды

5. Озоновый слой защищает от:

А) перегревания земной поверхности;

Б) ультрафиолетовых лучей падения

В) метеоритов на землю.