Конспект урока географии в 6 а классе
Дата проведения: 23.11.2016
Тема урока: «Атмосфера».
Цели урока:
Задачи урока:
· Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
·
воспитание способности высказывать свою точку
зрения о способах решения практической задачи;
формирование способности определять содержание и
последовательность действий для решения поставленной задачи;
·
овладение приемами самоконтроля правильности
полученных результатов;
формирование способности каждого ученика в
учебной деятельности;
· воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассника, умения оказывать и принимать помощь.
Планируемые результаты:
Предметные:
· дать представление об атмосфере; анализировать схему «Состав воздуха»; выяснять строение атмосферы;
· делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле; понимать смысл выражения «тропосфера- кухня погоды».
Метапредметные:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения;
· ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
· умение определять понятия;
· устанавливать причинно – следственные связи;
· строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
· развивать смысловое чтение;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
· умение применять полученные знания в социальной практике;
· формирование учебных умений познавательной направленности, в том числе логических, а также умение преобразовывать текст из одного вида в другой.
Личностные:
· понимать, какое значение имеет воздушная оболочка Земли для жизни на Земле;
· понимать необходимость охраны чистоты атмосферного воздуха в своей местности.
Методы обучения: Частично-поисковый, проблемный
Формы организации: Фронтальная, индивидуальная, парная
Средства обучения:
· Учебник «География. Планета Земля. 5-6 классы» А.А. Лобжанидзе (стр. 102-103)
· Тетрадь – тренажер. «География. Планета Земля. 5-6 классы» А.А. Лобжанидзе. Часть 2. (стр. 20)
· Атлас «География. Планета Земля. 5-6 классы» (стр. 32-33)
· Презентация к уроку, видеофрагмент «Полярное сияние»
· Проектор, доска
Ход урока:
Этап урока |
Содержание урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности |
Учитель приветствует учащихся. Проверяет, все ли готовы к уроку. Посмотрите на слова «Ее не видно, но она есть». (Слайд № 1) -Определите тему урока? -Правильно, атмосфера. (Слайд № 2) -Кто уже знает, что такое атмосфера? (воздушная оболочка Земли) -Какие земные оболочки мы уже изучили? (литосфера, гидросфера) -А из чего состоит атмосфера? (из воздуха) -Давайте вспомним, какими свойствами обладает воздух? (прозрачный, бесцветный, нет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, проводит тепло) -Какой газ необходим для дыхания? (кислород) -Какой газ выделяют растения под действием солнечных лучей? (кислород). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (создание проблемной ситуации) |
-Как вы думаете, сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без вреда для здоровья? (обсуждение вопроса) (Слайд № 3) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Постановка учебной цели и задач урока (целеполагание) |
Тема урока «Атмосфера». -С чем мы сегодня должны познакомиться на уроке? (из чего состоит воздух, каково строение атмосферы, какое значение имеет атмосфера) -Зачем нужно изучать атмосферу? (Слайд № 4) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Этап планирования |
Сегодня на уроке нам понадобится учебник, атлас, цветные карандаши. Работать мы будем самостоятельно и в парах. Давайте проговорим условия работы в парах: - правильно читать задания, помогать друг другу, уметь договариваться и работу делить поровну
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Этап «открытия» нового знания |
(Слайд № 5) Понятие атмосфера ввел Михаил Ломоносов в 1775 г. Мы с вами говорили на прошлых уроках, что все оболочки Земли находятся во взаимосвязи и проникают друг в друга. -Как вы думаете, где начинается и где заканчивается атмосфера? (Атмосфера есть в литосфере, т. к. в земле живут живые организмы, корни растений поглощают азот. Почвенный воздух, он по составу отличается от наземного. Верхней границы у атмосферы нет, она переходит в космическое пространство). Задание № 1. Прочитайте текст учебника и заполните пропуски. Работаем самостоятельно. (Слайд № 6) 1.Атмосфера – это ………………………………… 2.Граница атмосферы …………………………………. 3.Воздух состоит из …………… , …………….. и ………………. . 4.Первичная атмосфера состояла из ……………………… 5.Цианобактерии – это ………………………
Взаимопроверка (слайд презентации). Оцените своего соседа и поставьте баллы. 1 верный ответ – 1 балл. (Слайд № 7) 1.Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. 2.Граница атмосферы простирается до 1000 км. 3.Воздух состоит из азота, кислорода и аргона. 4.Первичная атмосфера из углекислого газа. 5.Цианобактерии – это синезелёные водоросли.
Задание № 2. На основе информации в учебнике (стр. 102-103) заполните таблицу «Строение атмосферы». Работаем в парах. (Слайд № 8)
- Проверяем! (сначала устные ответы, затем сравнение с ответом на презентации). (Слайд № 9) - Что такое озоновый слой? (Слайд № 10-12) - Где он находится? - Для чего он нужен? - Что такое озоновая дыра? - Пахнет ли озон? (Учитель обобщает ответы учащихся, демонстрирует информацию на слайдах) - Посмотрите еще раз текст и скажите, о каких слоях идет речь в тексте, но нет в таблице? (о термосфере и ионосфере) - Как вы думаете, почему они так называются? (В термосфере повышается температура, в ионосфере электризуются частицы газов и возникает полярное сияние) - Кто-нибудь видел полярное сияние? (ответы учащихся, демонстрация видео) (Слайд № 13 и видеофрагмент «Северное сияние»)
- Иногда атмосферу называют «воздушным океаном». Как вы думаете, почему? Задание № 3. Перед вами листы, изобразите в виде схемы, какое значение имеет атмосфера. Используйте текст учебника (Слайд № 14)
Среда жизни
Удерживает тепло Круговорот воды
Образуются осадки (Проверка схем, демонстрация лучших работ) (Слайд № 15)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания |
-Итак, сегодня на уроке мы говорили об атмосфере Земли. Можем ли сейчас ответить на вопрос, который я задавала в начале урока? (Слайд № 16) -Как вы думаете, сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без вреда для здоровья? (нет, нельзя, воздух сильно разрежен, мало кислорода, низкие температуры). Задание № 4. Игра «Что означают эти цифры?» Соотнесите (Слайд № 17)
(Слайд № 18) Проверяем друг у друга (самопроверка).
-Какое слово получилось?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Рефлексия |
-Мы сегодня изучали тему «Атмосфера». Как вы думаете, мы достигли цели урока? На все ли вопросы мы можем ответить? (Слайд № 19)
Учитель предлагает ответить на вопросы, поставив знаки +,- (Слайд № 20)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Домашнее задание |
Параграф 39, тетрадь – тренажер с. 20 № 1, с.21 № 11. Творческое задание для любознательных: «Доказать, что тропосфера – «кухня погоды» (задание можно выполнить на листе бумаги А4) |
Тема «Атмосфера» 6 класс
Рабочий лист для самостоятельной работы ________________________________
Задание № 1.
Прочитай текст учебника (стр. 102) и заполни пропуски.
Работай самостоятельно.
1.Атмосфера – это ………………………………………………………………………
2.Граница атмосферы …………………………………………………………………..
3.Воздух состоит из ……………………….. , …………………………… и ………………………. .
4.Первичная атмосфера состояла из …………………………………………………
5.Цианобактерии – это ……………………………………………………………….
Твой результат: ___________ баллов
Задание № 4. Игра «Что означают эти цифры?»
Соотнеси:
Показатель |
Значение |
||
1 |
78% |
Н |
Верхняя граница тропосферы над экватором |
2 |
4/5 |
Е |
Аргон |
3 |
55 км |
А |
Кислород |
4 |
21% |
Х |
Верхняя граница стратосферы |
5 |
18 км |
Д |
Азот |
6 |
-80°С |
И |
Температура в стратосфере |
7 |
0,9% |
Ы |
Атмосферный воздух в тропосфере |
Запиши полученный ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Твои впечатления от урока (поставь знаки + или -)
На уроке я выполнил все задания |
|
Мне было интересно |
|
Я узнал много нового |
|
Я доволен собой |
|
Спасибо за работу на уроке!
Тема «Атмосфера»
Для работы в парах
Задание № 2. На основе информации в учебнике (стр. 102-103) заполните таблицу «Строение атмосферы».
Слои атмосферы |
Верхняя граница (км) |
Особенности воздуха |
Наличие влаги и облаков |
Особенности температуры |
Тропосфера |
|
|||
Стратосфера
|
||||
Верхние слои атмосферы
|
Задание № 3. Изобразите в виде схемы значение атмосферы
![]() |
Самопроверка 1. Атмосфера – это оболочка А) Газовая Б) Водная В) Соленая 2. Самый нижний слой атмосферы: А) Стратосфера Б) Тропосфера В) Верхние слои атмосферы 3. Кислорода в воздухе содержится: А) 30% Б) 21% В) 78% 4. В тропосфере образуются: А) Облака Б) Ультрафиолетовые лучи В) Грунтовые воды 5. Озоновый слой защищает от: А) перегревания земной поверхности; Б) ультрафиолетовых лучей падения В) метеоритов на землю.
|
Самопроверка 1. Атмосфера – это оболочка А) Газовая Б) Водная В) Соленая 2. Самый нижний слой атмосферы: А) Стратосфера Б) Тропосфера В) Верхние слои атмосферы 3. Кислорода в воздухе содержится: А) 30% Б) 21% В) 78% 4. В тропосфере образуются: А) Облака Б) Ультрафиолетовые лучи В) Грунтовые воды 5. Озоновый слой защищает от: А) перегревания земной поверхности; Б) ультрафиолетовых лучей падения В) метеоритов на землю.
|
Самопроверка 1. Атмосфера – это оболочка А) Газовая Б) Водная В) Соленая 2. Самый нижний слой атмосферы: А) Стратосфера Б) Тропосфера В) Верхние слои атмосферы 3. Кислорода в воздухе содержится: А) 30% Б) 21% В) 78% 4. В тропосфере образуются: А) Облака Б) Ультрафиолетовые лучи В) Грунтовые воды 5. Озоновый слой защищает от: А) перегревания земной поверхности; Б) ультрафиолетовых лучей падения В) метеоритов на землю.
|
Самопроверка 1. Атмосфера – это оболочка А) Газовая Б) Водная В) Соленая 2. Самый нижний слой атмосферы: А) Стратосфера Б) Тропосфера В) Верхние слои атмосферы 3. Кислорода в воздухе содержится: А) 30% Б) 21% В) 78% 4. В тропосфере образуются: А) Облака Б) Ультрафиолетовые лучи В) Грунтовые воды 5. Озоновый слой защищает от: А) перегревания земной поверхности; Б) ультрафиолетовых лучей падения В) метеоритов на землю.
|
Тема «Атмосфера»
Задание № 1. На основе информации в учебнике (стр. 102-103) заполните таблицу в тетради «Строение атмосферы».
Слои атмосферы |
Верхняя граница (км) |
Особенности воздуха |
Наличие влаги и облаков |
Особенности температуры |
Тропосфера |
||||
Стратосфера |
||||
Верхние слои атмосферы |
Задание № 4. «Что означают эти цифры?»
Соотнеси и запиши полученный ответ в тетрадь:
Показатель |
Значение |
||
1 |
78% |
Н |
Верхняя граница тропосферы над экватором |
2 |
4/5 |
Е |
Аргон |
3 |
55 км |
А |
Кислород |
4 |
21% |
Х |
Верхняя граница стратосферы |
5 |
18 км |
Д |
Азот |
6 |
-80°С |
И |
Температура в стратосфере |
7 |
0,9% |
Ы |
Атмосферный воздух в тропосфере |
Тема «Атмосфера»
Задание № 1. На основе информации в учебнике (стр. 102-103) заполните таблицу в тетради «Строение атмосферы».
Слои атмосферы |
Верхняя граница (км) |
Особенности воздуха |
Наличие влаги и облаков |
Особенности температуры |
Тропосфера |
||||
Стратосфера |
||||
Верхние слои атмосферы |
Задание № 4. «Что означают эти цифры?»
Соотнеси и запиши полученный ответ в тетрадь:
Показатель |
Значение |
||
1 |
78% |
Н |
Верхняя граница тропосферы над экватором |
2 |
4/5 |
Е |
Аргон |
3 |
55 км |
А |
Кислород |
4 |
21% |
Х |
Верхняя граница стратосферы |
5 |
18 км |
Д |
Азот |
6 |
-80°С |
И |
Температура в стратосфере |
7 |
0,9% |
Ы |
Атмосферный воздух в тропосфере |
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Атмосфера – это оболочка
А) Газовая
Б) Водная
В) Соленая
2. Самый нижний слой атмосферы:
А) Стратосфера
Б) Тропосфера
В) Верхние слои атмосферы
3. Кислорода в воздухе содержится:
А) 30%
Б) 21%
В) 78%
4. В тропосфере образуются:
А) Облака
Б) Ультрафиолетовые лучи
В) Грунтовые воды
5. Озоновый слой защищает от:
А) перегревания земной поверхности;
Б) ультрафиолетовых лучей падения
В) метеоритов на землю.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Атмосфера – это оболочка
А) Газовая
Б) Водная
В) Соленая
2. Самый нижний слой атмосферы:
А) Стратосфера
Б) Тропосфера
В) Верхние слои атмосферы
3. Кислорода в воздухе содержится:
А) 30%
Б) 21%
В) 78%
4. В тропосфере образуются:
А) Облака
Б) Ультрафиолетовые лучи
В) Грунтовые воды
5. Озоновый слой защищает от:
А) перегревания земной поверхности;
Б) ультрафиолетовых лучей падения
В) метеоритов на землю.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.