Открытый урок по химии в 9 классе учителя химии
МКОУ «Аладашская СОШ-детский сад»
Ибрагимовой Фатимат Мурадагаевной
Тема« Природные источники углеводородов»
Цель урока – рассмотреть основные природные источники углеводородов проблемы, связанными с нефтью и нефтепродуктами, добычей и переработкой каменного угля, газа.
Задачи урока
ознакомить учащихся с составом и свойствами нефти, познакомиться с историей нефти, её добычей способами и продуктами ее переработки;
закрепить знания о месторождениях нефти; о составе, свойствах, применении углеводородов разных групп;
показать учащимся, что природный и попутный нефтяной газы, каменный уголь являются не только топливом, но и источником сырья химической промышленности;
закрепить знания о месторождениях газа и угля; о составе и свойствах углеводородов, о генетических связях между ними;
продолжить формирование навыков учащихся выполнять лабораторные работы;
воспитывать аккуратность работы с компьютером, работы с географическими картами
развивать экологическое воспитание, показав, возможные последствия экологических катастроф.
развивать умение пользоваться химическими сайтами, добывания необходимой информации с их помощью;
воспитывать компетентность учащихся, умение работать в группах;
Оборудование и ресурсы:
Тема изучается после того, как в курсе органической химии рассмотрены общие понятия, охарактеризованы строение и свойства различных групп углеводородов. Это придает обобщающий характер и позволяет повторить пройденное в новых взаимосвязях.
На уроке используются различные методы: актуализация знаний; работа с картой, со схемами, с коллекциями, с информационным материалом; лабораторный опыт, опрос, тестирование. Опрос на уроках чередуется с выполнением практических заданий (лабораторный опыт по изучению физических свойств нефти, работа со схемами и информационным листом, с коллекциями в лабораторном режиме, выполнение рисунков в тетради), что делает его гибким, неформальным.
Для проверки усвоения используются тесты, которые дают возможность учителю установить прочную обратную связь на уроке со всем классом, оперативно оценить знания каждого ученика.
Уроки динамичны, это достигается за счет использования ИКТ и большой подготовительной работыучащихся, учителя. Подготовленные презентации экономят время на уроке и делает подачу материала более наглядной, а урок более результативным.
Презентации используются на различных этапах урока .
Отличительные особенности данного урока: учащиеся сами ищут необходимые знания.
Межпредметные связи на уроке: история, биология, информатика, география, экология, математика.
Оборудование урока:
пробирка с нефтью, коллекция «Нефть и нефтепродукты», коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки», географические карты , выставочный стенд, мультимедийное оборудование.
Ход урока:
Тема урока «Природные источники углеводородов»
Девиз урока «Сами трудясь, вы сделаете все для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача - не беда, попробуйте еще.»
Д.И. Менделеев
Вопрос: Углеводороды все такие
разные-
Жидкие и твёрдые, и газообразные.
Почему так много их в природе?
Дело в ненасытном углероде. Почему мы говорим: … «углерод ненасытен»?
Ответ:
Углерод как никакой другой, “ненасытен”: он так и стремится образовывать то цепи, прямые и разветвлённые, то кольца, то сетки из множества своих атомов. Отсюда множество соединений из атомов углерода и водорода.
Вопрос:
Как вы понимаете слово углеводороды?
Ответ: Углеводороды – это и природный газ – метан, и другой бытовой горючий газ, которым наполняют баллоны – пропан С3Н8. Углеводороды – это и нефть, и бензин, и керосин. А ещё – органический растворитель С6Н6, парафин, из которого сделаны новогодние свечи, вазелин из аптеки и даже полиэтиленовый пакет для упаковки продуктов
Вопрос: Назовите природные источники углеводородов
Ответ:
Важнейшими природными источниками углеводородов являются полезные ископаемые – каменный уголь, нефть, газ.
Учитель
Углеводороды – вещества, состоящие из углерода и водорода, – являются основой органического синтеза, а органическую химию определяют как химию углеводородов и их производных. Наша страна занимает одно из ведущих мест в мире по запасам, добыче, экспорту и переработке углеводородного сырья. Природные источники углеводородов являются связующим звеном межгосударственных отношений в политической и экономической области.
Что вы знаете о природных источниках углеводородов, что хотели бы узнать и что вы узнаете сегодня на уроке, мы увидим по заполнению таблицы:
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал
|
Из курсов истории, географии, экологии, химии вы уже многое знаете о нефти. Что такое нефть? Теплотехник на этот вопрос ответит: «Прекрасное высококалорийное топливо». Географ скажет: «Ценнейшее полезное ископаемое». Химик возразит: «Нет! Это сырьё для получения множества химических продуктов». Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, кто из них прав и почему нефть называют «чёрным золотом».
Чёрная нефть струится,
Плещет тайги прибой,
И ощущают ноздри
Запах её огневой.
Нефть – это ярость света,
Ветра напор у виска.
Нефть – голубая ракета,
Рвущаяся в облака.
Вопрос: Что же такое нефть?
Ответ:
Нефть – это “сгусток энергии.С помощью лишь 1
миллилитра нефти можно нагреть на один градус целое ведро воды, а для того
чтобы вскипятить ведёрный самовар, нужно менее половины стакана нефти.
Нефть – это не только основа топливно-энергетического комплекса любого
государства.
Здесь к месту знаменитые слова Д. И. Менделеева “сжигать нефть – это то же, что
топить печь ассигнациями”. В каждой капле нефти содержится более 900 различных
химических соединений, более половины химических элементов Периодической
системы. Это действительно чудо природы, основа нефтехимической промышленности.
Примерно 90% всей добываемой нефти используется в качестве топлива. Несмотря на
“свои 10%”, нефтехимический синтез обеспечивает получение многих тысяч
органических соединений, которые удовлетворяют насущные потребности
современного общества. Недаром люди уважительно называют нефть “чёрным
золотом”, “кровью Земли”.
Сегодня нефть – основной источник энергии. Жидкое топливо наиболее удобно: оно
высококалорийно, легко транспортируется, содержит мало примесей.
Какие свойства, состав, переработка, применение и воздействие на окружающую среду нефти, вы узнаете сегодня, ранее воспользовавшись Всемирной информационной сетью -Интернет ребята 1 группы извлекли нужные сведения.
Слайд 1
Тема « Природные источники углеводородов. Нефть, первичная переработка нефти»
Слайд 2
План
Основные районы добычи нефти в России.
Состав нефти.
Первичная переработка нефти.
Продукты её переработки.
Последствия экологических катастроф.
Слайд 2
Нефть была известна человеку с глубокой древности. О её применении для освещения, обогрева, изготовления лекарств упоминали Геродот и Плутарх. В 19 в. стимулом к её развитию стало изобретение керосиновой лампы, а затем и двигателя внутреннего сгорания. В 20в. ни один другой вид первичных энергоресурсов не оказал большего влияния на экономическое и социальное развитие человечества, как нефть.
Россия по праву считается одной из немногих стран, в которых добыча нефти имеет долгую и славную историю. Российские геологи и нефтяники ведут поиски, разведку и разработку нефтяных месторождений свыше 135 лет. А первый нефтяной фонтан забил в России в 1864 году из скважины, пробуренной у реки Кудако на Кубани.
Российская Федерация обладает большими запасами нефти, она занимает 2 место по разведанным запасам нефти (20 млрд.т, что составляет 13% общемировых запасов нефти) после Саудовской Аравии (35,8 млрд.т), но хотя по добыче нефти Россия занимает 3 место в мире (в год добывается 350 млн т), после Саудовской Аравии и США ,но ресурсообеспеченость России нефтью невелика. Таким образом, при современном количестве разведанных ресурсов и данных темпах добычи нефти хватит на 57 лет, это один из самых низких показателей ресурсообеспеченности нефтью в мире.
Слайд 4
До настоящего времени главным центром нефтяной промышленности России остается Западная Сибирь. Начиная с середины 1980-х гг. в Западной Сибири добывается 65-72 % российской нефти .
В европейской части России в 2009 г. было добыто чуть более 30 % российской нефти – 148,5 млн т, что на 4,9 % превышает показатель предыдущего года. Основной объем нефти и конденсата в этом регионе добывается в Поволжье (61,9 млн т), прежде всего в старых традиционных районах нефтедобычи – Республиках Татарстан (32,9 млн т) и Башкортостан (11,4 млн т), Самарской области (11,8 млн т).
Одним из наиболее динамично развивающихся нефтегазоносных регионов в европейской части России является Тимано-Печорская НГП, где добыча нефти в 2009 г. составила около 31,6 млн т. Наиболее динамично здесь растет добыча нефти в Ненецком АО.
В Восточно-Сибирском регионе добыча ведется в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха (Якутия), В Республике Саха (Якутия) добыча нефти в 2009 г. составила около 2,5 млн т, увеличившись относительно 2008 г. более чем в 2 раза.
Нефтедобывающие предприятия Дальнего Востока (о-в Сахалин) в 2009 г. добыли 15,363 млн т, что на 2,435 млн т больше показателя 2008 г. Это связано в первую очередь с переходом проекта "Сахалин-2" на круглогодичную добычу.
Слайд 5
О добыче нефти на территории России (Северный
Кавказ и бассейны Печоры) известно давно. С 8 века нефть добывали из колодцев
на Апшеронском полуострове. Карта Апшеронского полуострова с указанием нефтяных
колодцев составлена в 1729. С 1745 нефть добывается на реке Ухта, с 1858 — на
полуострове Челекен. Первая скважина на нефть была пробурена в России на Апшеронском
полуострове в 1847, на Кубани в 1864 началась скважинная промышленная добыча
нефти. В 1866 одна из пробуренных скважин дала нефтяной фонтан с начальным
дебитом более 190 т в сутки. Вначале наряду с открытыми фонтанами и сбором
нефти в земляных амбарах добыча нефти из скважин осуществлялась также с помощью
цилиндрических вёдер с клапаном в днище или желонок. Из механизированных
способов эксплуатации впервые в 1865 в США была внедрена глубиннонасосная
эксплуатация, которую в 1874 применили на нефтепромыслах в Грузии, в 1876 в
Баку, в 1895 в Грозном. С 1958 прирост добычи нефти в CCCP за каждые 5 лет
составлял более 100 млн. т. Только за 1961-72 было добыто свыше 3 млрд. т нефти
(с газовым конденсатом). Такой бурный рост добычи был обеспечен благодаря вводу
в эксплуатацию новых месторождений как в освоенных, так и в новых нефтяных
районах (Западная Сибирь, морские районы Азербайджана, Западный Казахстан,
Белоруссия, Удмуртия и Оренбургская область).
Благодаря вводу в эксплуатацию месторождений Урало-Поволжья этот регион в
50-60-е гг. стал главным нефтедобывающим районом в стране.
Слайд 6,7
Состав нефти различных месторождений
Слайд 8,9,10
Первичная переработка нефти.
Слайд 11
Использование нефти
Слайд 12,13,14,15,16.
Последствия экологических катастроф.
Закрепление материала:
Задание 1
Лабораторно познакомится с физическими свойствами нефти: цветом, запахом, вязкостью, растворимостью в воде.
Задание 2
Назвать общие формулы алканов, алкенов, алкинов. Назвать по 3 гомолога каждого класса.
Задание 3
Познакомится с коллекцией «Нефть и нефтепродукты» в лабораторном режиме, выяснить области применения нефтепродуктов.
Задание 4
Отметить на контурных картах основные районы добычи нефти в России.
2-ая группа учащихся
Слайд 1
Тема «Природный источник углеводорода – каменный уголь».
Слайд 2
План
• История добычи угля в России.
• Уголь- ископаемое топливо.
• Виды угля.
• Использование угля.
• Добыча угля.
• Месторождения угля.
• Проблемы угольной промышленности.
Слайд 3
• История добычи угля в России
Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты (до революции Александровск-Грушевск). Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», — сказал Пётр I.
Рудознавец крепостной крестьянин Григорий Капустин в 1721 году открыл каменный уголь близ притока Северского Донца — реки Курдючьей и доказал его пригодность для использования в кузнечном и железоделательном производствах
В 1722 году Берг-коллегия предложила В. И. Геннину, ведавшему уральскими и сибирскими заводами, «иметь старание о прииске каменного угля как и в прочих европейских государствах обходятся дабы оным лесам теми угольями было подспорье».
Становление угольной промышленности в России относится к первой четверти XIX в., когда уже были открыты основные угольные бассейны.
Слайд 4
Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Международное название углерода происходит от лат. carbō («уголь»). Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он позволил совершить промышленную революцию, которая в свою очередь способствовала развитию угольной промышленности, обеспечив её более современной технологией.
Уголь образуется в условиях, когда гниющий растительный материал накапливается быстрее, чем происходит его бактериальное разложение. Идеальная обстановка для этого создаётся в болотах, где стоячая вода, обеднённая кислородом, препятствует жизнедеятельности бактерий и тем самым предохраняет растительную массу от полного разрушения. На определённой стадии процесса выделяемые в ходе него кислоты предотвращают дальнейшую деятельность бактерий. Так возникает торф — исходный продукт для образования угля. Если затем происходит его захоронение под другими наносами, то торф испытывает сжатие и, теряя воду и газы, преобразуется в уголь.
Слайд 5 -9
Виды угля
Уголь, подобно нефти и газу, представляет собой органическое вещество, подвергшееся медленному разложению под действием биологических и геологических процессов. Основа образования угля — растительные остатки. В зависимости от степени преобразования и удельного количествауглерода в угле различают четыре его типа: бурые угли, каменные угли, антрациты и графиты.
• Бурый уголь — твердый ископаемый уголь, образовавшийся из торфа, содержит 65—70 % углерода, имеет бурый цвет, наиболее молодой из ископаемых углей. Используется как местное топливо, а также как химическое сырье. Содержат много воды (43 %), и поэтому имеют низкую теплоту сгорания. Кроме того, содержат большое кол-во летучих веществ (до 50 %).
• Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений. Большинство залежей каменного угля было образовано в палеозое, преимущественно в каменноугольном периоде, примерно 300—350 миллионов лет тому назад. Это очень плотное образование. По химическому составу каменный уголь представляет смесь ароматических соединений с высокой массовой долей углерода, а также воды. Обладает высокой теплотворной способностью. На коксохимических заводах путем его переработки можно получить более 400 различных продуктов, стоимость которых выше стоимости самого угля.
• Антрацит — самый древний из ископаемых углей. Характеризуется большой плотностью и блеском. Содержит 95 % углерода. Применяется как твердое высококалорийное топливо (теплотворность 6800-8350 ккал/кг). Имеют наибольшую теплоту сгорания, но плохо воспламеняются. Используют его в качестве высококачественного топлива в металлургии, а также в химической и электрохимической промышленности.
Слайд 10
Использование угля
в металлургии (доменный и энергетический кокс),
в химической промышленности (смолы, газы, ацетилен, спирт, кислоты, пластмассы, лаки, лекарства и др.),
в энергетике (топливо)
Слайд 11,12
Способы добычи угля
Слайд 13-17
Месторождения угля
Кузбасс является одним из самых крупных угольных месторождений мира. Большая часть бассейна находится в пределах Кемеровской области.
Угольный бассейн расположен на территории Красноярского края и частично в Кемеровской и Иркутской областях. Обладает наиболее значительными запасами энергетического бурого угля, добывающегося открытым способом
Бассейн расположен в Европейской части России, на западном склоне Полярного Урала, в республике Коми и Ненецком национальном округе Архангельской области. Уголь добывается дорогим подземным способом. Юньягинский угольный разрез - один из самых высокорентабельных предприятий в Воркуте.
Это первое предприятие в мире, решившее вести добычу угля открытым способом в условиях вечной мерзлоты.
Слайд 18
Добыча угля по основным бассейнам в январе-июне 2007-2010 гг., млн. т.
Слайд 19
Экспорт угля
Слайд 20-26
Проблемы угольной промышленности
Большая часть угольных бассейнов находится в слабоосвоенных районах Сибири и Дальнего Востока.
Вечная мерзлота.
Добыча угля в бассейне оказывает негативное воздействие на состояние воздушной и водной среды, ландшафты, земельные ресурсы. Воздушная среда подвергается пылевому загрязнению от горной техники и с поверхностей разрезов. Пыль выпадает на периферии разрезов, загрязняя почвы и растительность.
При обогащении образуются отвалы «пустой породы» - терриконы.
Шахтный и карьерный фонды изношены, используемое оборудование не соответствует мировому уровню.
Убыточность огромного количества предприятий угольной промышленности приводит к закрытию шахт.
Проблемы занятости высвобожденных работников в шахтерских городах и поселках.
Аварийность и производственный травматизм.
В январе-июне 2010 г. произошло восемь
категорированных аварий, столько же, как и в первом полугодии 2009 г. Однако
количество случаев со смертельными травмами резко возросло до 100 против 31 в
январе-июне 2009 г. Труд под землей всегда был и остается опасным и
рискованным. К несчастью, подземная стихия в очередной раз напомнила об этом. В
ночь на 9 мая 2010 г. в Кузбассе на шахте «Распадская» произошли два взрыва с
интервалом примерно в четыре часа. В результате двух взрывов погибли 67
человек, судьба 23 горняков остается неизвестной, поскольку проведение
поисково-спасательных работ затруднено действующем в шахте пожаром. Кроме того,
после взрывов были госпитализированы и оказана помощь 132 пострадавшим.
После этой тяжелейшей аварии началась полномасштабная проверка всех
угольных шахт, которая еще раз подтвердила необходимость коренного улучшения
промышленной безопасности и охраны труда в угольной отрасли.
Слайд 27-29
Перспективы развития угольной промышленности:
Обеспечение конкурентоспособности в условиях насыщенности рынка альтернативными энергоресурсами.
Устойчивое и безопасное развитие угольной отрасли на основе современного научно-технического потенциала и технологий, отвечающих экологическим нормам.
Развитие базовых угледобывающих районов и месторождений Сибири, Дальнего Востока и европейской части России.
Расширение разработки месторождений с благоприятными горно-геологическими условиями.
Повышение качества угольной продукции на основе увеличения глубины обогащения коксующихся углей, внедрения новых технологий обогащения и глубокой переработки энергетических углей.
Закрепление материала
Задание
Рассмотреть коллекцию «Каменный уголь и продукты его переработки» назвать продукты коксохимического производства».
Задача
ВЫЧИСЛИТЬ СКОЛЬКО СГОРЕЛО УГЛЯ, ЕСЛИ ПРИ ЭТОМ ВЫДЕЛИЛОСЬ 33250 КДЖ ТЕПЛОТЫ.
3-я группа учащихся
Слайд 1
Тема «Природный и попутный газы»
Слайд 2
План
¢ Историческое применение природного газа.
¢ Месторождения газа.
¢ Переработка газа.
¢ Состав природного и попутного газов.
¢ Основные направления химических превращений алканов.
¢ Природный газ экологичен!
Слайд 3
Историческое применение природного газа
¢ Первые успешные попытки применения газообразного топлива были предприняты в Древнем Китае не менее чем за 1000 лет до нашей эры: природный газ, добывавшийся при помощи глубоких скважин и перекачивавшийся по бамбуковым трубопроводам, использовался в качестве топлива для выпаривания соли из естественных соляных растворов.
¢ Рассмотрим развитие газовой промышленности в нашей стране. В топливном балансе дореволюционной России, природный газ совсем не использовался. Применять природный газ для топлива начали лишь после Великой Октябрьской революции.
¢ В послевоенный период в течение ряда лет уровень добычи газа несколько увеличился, но в народном хозяйстве использовался в незначительных объемах.
Слайд 4
¢ Огромными запасами природного газа в мире обладают Россия
(1 место). По добыче 2 место, уступая США.
Газ добывают из недр земли с помощью скважин. Скважины стараются разместить равномерно по всей территории месторождения.
¢ Газ выходит из недр вследствие того, что в пласте находится под давлением, многократно превышающем атмосферное. Таким образом, движущей силой является разность давлений в пласте и системе сбора.
¢ В настоящее время основным видом транспорта является трубопроводный. Газ под давлением 75 атмосфер прокачивается по трубам диаметром до 1,4 метра.
¢ Кроме трубопроводного транспорта широко используют специальные танкеры — газовозы. Это специальные суда, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии .
¢ В осадочной оболочке земной коры сосредоточены огромные залежи природного газа. Согласно теории биогенного (органического) происхождения нефти, они образуются в результате разложения останков живых организмов.
Слайд 5,6
Месторождения
¢ Природный газ
Западная Сибирь (Уренгойское, Ямбургское), Оренбургско-Астраханское (содержит серу, гелий, этан, пропан и др.), Тимано-Печорское(Русановское, Ленинградское и др.).
Перспективные –Иркутская область, Якутия, Сахалин).Их запасы 54 трлн куб м.
¢ Попутный
В природе находятся над нефтью или растворены в ней.
Слайд 7,8,9
¢ Переработка газа
Переработка газа и газоконденсата осуществляется на пяти заводах: Оренбургском, Астраханском, Ново-Уренгойском, Сосногорском и Сургутском. РАО «Газпром» ведет строительство завода по производству полиэтилена в Новом Уренгое.
Построенный в 1974-1979 гг. Оренбургский газоперерабатывающий завод перерабатывает газ, поступающий с Оренбургского месторождения. Оренбургский завод производит сухой очищенный газ, газовую серу и сжиженные газы.
Газоконденсат, поступающий из Уренгойского и Ямбургского месторождений, деэтанизируется в Новом Уренгое. Свободный от газа конденсат смешивается с сырой нефтью, по 700-километровому трубопроводу транспортируется в Сургут на нефтеперерабатывающий завод "Сургутгазпрома".
«АСТРАХАНЬГАЗПРОМ» - НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОИСК И РАЗВЕДКА ЗАЛЕЖЕЙ НЕФТИ И ГАЗА;
ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА СЕРОВОДОРОДОСОДЕРЖАЩЕГО УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ С ВЫРАБОТКОЙ ГАЗА, БЕНЗИНА, ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, МАЗУТА, СЕРЫ;
ОБЕСПЕЧЕНИЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГАЗОМ И ЖИДКИМ ТОПЛИВОМ;
ПРОВОДИТ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
РАБОТЫ;
ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ «АСТРАХАНЬГАЗПРОМ»
¢ СЕРА- 4704,5 ТЫС. ТОНН
¢ БЕНЗИН- 997,2 ТЫС. ТОНН
¢ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО- 857 ТЫС. ТОНН
¢ МАЗУТ ТОПОЧНЫЙ- 377 ТЫС. ТОНН
¢ ГАЗ- 6О90 МЛН.КУБ. М
¢ Астраханский завод является крупнейшим производителем серы и осуществляет переработку газового конденсата, добываемого на Астраханском месторождении.
Слайд 10
¢ Поставки российского газа в Западную Европу начались с конца 60-х годов. Сегодня ОАО «Газпром» в лице своего дочернего предприятия ВЭП «Газэкспорт» является самым крупным экспортером газа в мире. Традиционными партнерами ВЭП «Газэкспорт» являются энергетические компании Германии, Италии, Франции, Австрии и Финляндии, в том числе «Рургаз» (ФРГ), СНАМ (Италия), «Газ де Франс» (Франция), ОМВ (Австрия) и "Несте Ою" (Финляндия).
¢ Одним из наиболее перспективных проектов России в сфере транспортировки газа является проект под названием "Голубой поток". Проект предполагает строительство газопровода и транспортировку российского газа в Турцию по дну Черного моря . Реализация проекта позволит в течение 25 лет поставить на турецкий рынок природный газ на общую сумму в 25 млрд долл.
¢ Северо-Европейский газопровод предназначен для поставки российского газа в Европу без прохождения через территорию стран-транзитёров. Трасса газопровода проходит через акваторию Балтийского моря от Выборга до побережья Германии (район г. Грайфсвальда). Проектом предусмотрено строительство морских газопроводов-отводов для подачи газа потребителям Финляндии, Швеции, Великобритании и других стран.
Слайд 11,12
Состав природного и попутного газов
Природный
Основной составной частью природного газа является метан (CH4). Кроме метана в состав природного газа входят его ближайшие гомологи: этан, пропан, бутан. Различный состав имеет природный газ различных месторождений. Средний его состав следующий: метан-80,97% , этан-0,5-0,4 , пропан-0,2-1,5% , бутан-0,1-1% , пентан 0-1% . На другие газы приходится от 2% до 13% объема.
Попутный
Основной составной частью попутного газа является метан (CH4). Кроме метана в состав попутного газа входят его ближайшие гомологи: этан, пропан, бутан, гексан, пентан, и другие…
Состав газа специфичен для каждого месторождения. Важнейшей особенностью природного и попутного (т.е сопровождающего нефть) газов является принадлежность их углеводородов к классу алканов.
Слайд 13,14
¨ Основные направления химических превращений алканов: Метан. Газ, основное промышленное сырье для производства водорода.
¨ CH4 + H2O = CO + 3H2↑.
¨ Половина получаемого из природного газа водорода идет на производство аммиака, а вместе с ним и получение минеральных удобрений, азотной кислоты, красителей, взрывчатых веществ.
Значительная часть метана природного газа расходуется на производство ацетилена и сажи.
¢ Этан
Если природный газ содержит не менее 3% этана, из него выгодно получать этилен.
¢ Этилен
служит сырьем для производства разнообразных полимерных изделий и полупродуктом в различных органических синтезах
¢ Пропан, бутан и пентан
Эти предельные углеводороды дегидрируют с получением соответствующих олефинов – сырья для полимеризации.
Слайд 15
Природный газ экологичен!
В качестве топлива природный газ имеет большие преимущества перед твердым и жидким топливом. Теплота сгораниея его значительно выше, при сжигании он не оставляет золы, продукты сгорания значительно более чистые в экологическом отношении. При сгорании природного газа выделяется много теплоты, поэтому он служит энергетически эффективным и дешевым топливом.
Закрепление материала:
Задание 1
Записать уравнения реакции горения метана, пропана, бутана, ацетилена.
Экологи.
4-ая группа учащихся работали с каждой группой отвечая на поставленные вопросы:
1.Негативное воздействие на окружающую среду. Последствия экологических катастроф.
2.Почему природный газ считается самым экологически чистым топливом?
3.Проблемы угольной промышленности.
Тест-закрепление
1. Основным источником метана для процессов органического синтеза является:
а) природный газ;
б) попутный нефтяной газ;
в) нефть;
г) каменный уголь.
2. Основной процесс переработки каменного угля называется:
а) ректификацией;
б) коксованием;
в) крекингом;
г) перегонкой.
3. Сжигание природного газа при недостатке воздуха приводит к образованию ядовитого газа, формула которого:
а) СО2;
б) N2;
в) Н2О;
г) СО.
4. Основным источником углеводородов являются:
а) каменный уголь, бурый уголь, природный
газ;
б) кокс, бурый уголь, нефть;
в) все живые организмы;
г) природный газ, нефть, каменный уголь.
5. Основную часть природного газа составляют углеводороды:
а) предельные;
б) этиленовые;
в) ацетиленовые.
8.Ректификационная колонна – это промышленный аппарат, который используется для:
а) производства чугуна;
б) производства стали;
в) очистки газов от примесей;
г) перегонки нефти
Дополните ответ:
1. Органические вещества, состоящие из
углерода и водорода называются ________ .
2. Главным компонентом природного газа является _____________ .
3. Органические вещества, имеющие одинаковый химический состав (одинаковую
молекулярную формулу), но различные строение и свойства называются _______ .
1.
2.
3.
4.
5.
Оценки за урок по группам
Рефлексия
Учителя благодарят всех за работу, и заканчивается урок словами
Д.И. Менделеева (портрет): “Удовольствие – пролетит, оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Другого смысла нет в ученье, иначе его не надо было. Сами трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, попробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним живите, его завещайте”.
Хотели бы вы вновь изучать новый материал в данной форме урока?
Мы довольны вашей работой на уроке, вы умеет мыслить, доказывать свои предположения. Но моей оценки недостаточно. Оцените каждый свою работу на уроке: подчеркните на выданных вам карточках то выражение лица, которое соответствует вашему настроению в конце урока. Объясните, почему вы себя так чувствуете? Какой фрагмент урока вам запомнился?
Домашнее задание:
Задание 1
Отметить на контурных картах основные районы добычи угля, газа в России.
Задание 2
Повторить изученные классы органических соединений.
В результате анализа темы выявлен урок межпредметного содержания с географией.
Тема урока сформулирована следующим образом: Природные источники углеводородов, их переработка. Основное понятие темы – природные источники углеводородов, к которым относятся природный газ и нефть. Установлено, что эти же понятия изучаются в географии 9 класса в теме «География отраслей и межотраслевых комплексов» и называются топливными ресурсами страны.
Поэлементным анализом выявлено следующее:
География |
Химия |
Нефть – источник топливной промышленности. Переработкой нефти получают не только топливо, но и химическое сырьё, идущее на изготовление пластмасс, полимеров, химических волокон и т.д. По запасам нефти Россия занимает 2 место в мире. Основная нефтяная база России – Западно-Сибирская. Географическое расположение основных нефтяных месторождений. Нефтеперерабатывающие заводы, их расположение по стране. |
Нефть – природная смесь углеводородов, в основном алканов линейного и разветвленного строения. По агрегатному состоянию нефть - чёрная, иногда тёмно-коричневая или бурая густая маслянистая со своеобразным запахом жидкость. Плотность нефти меньше плотности воды, поэтому она не растворяется в ней. Нефть не имеет постоянной температуры кипения. Нефть разделяют на фракции путём ректификации.
|
Газ – самый дешёвый вид топлива. По запасам газа Россия занимает 1 место в мире. Страны - экспортёры газа. Основные газодобывающие базы, их расположение на карте страны. Транспортировка газа осуществляется по единой газопроводной системе.
|
Природный газ – это смесь газообразных углеводородов с небольшой молекулярно массой. Основной компонент – метан. Природный газ – это полезное ископаемое, важнейший вид топлива и сырьё для химической промышленности. Природный газ – самый дешёвый и экологически чистый вид топлива. Природный газ обладает высокой теплопроводной способностью. Легко транспортируется по газопроводам. Природный газ сгорает до углекислого газа и воды. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.