Конспект урока: «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции. Алгоритм Ветвления.»
Планируемые образовательные результаты:
— предметные – представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; умение исполнять алгоритм с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд;
— метапредметные – умение
выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности
возможностей линейных алгоритмов;
— личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для
профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщить представления об алгоритмической конструкции «ветвление»;
2) получить навыки записи составных условий;
3) получить навыки выполнения алгоритмов с ветвлениями для различных формальных исполнителей;
4) получить навыки разработки алгоритмов с ветвлениями для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
— алгоритм;
— ветвление;
— разветвляющийся алгоритм;
— блок-схема;
— операции сравнения;
— простые условия;
— составные условия.
Используемые на уроке средства ИКТ:
— персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
— ПК учащихся.
Электронные образовательные ресурсы
— презентация «Основные алгоритмические конструкции ветвление»;
— ресурсы федеральных образовательных порталов:
— программа «Кумир» (исполнитель робот).
Особенности изложения содержания темы урока
1. Организационный момент (1 минута)
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.
2. Повторение (5 минут)
1) проверка изученного материала по вопросам (1-9) к §3.4;
2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 123, 124 (а, б, в), 125, 126, 127;
3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашнего задания.
3. Изучение нового материала (20 минут)
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Алгоритмическая конструкция Ветвление».
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
— ветвление
— разветвляющийся алгоритм
— простое условие
— составное условие
3 слайд — ветвление;
Ветвление — алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от
результата проверки условия («да» или «нет») предусмотрен выбор одной из двух
последовательностей действий (ветвей).
Алгоритмы, в основе которых лежит структура «ветвление»,
называют разветвляющимися.
4 слайд — полная форма ветвления;
Блок-схема
Запись на алгоритмическом языке
Пример
5 слайд — неполная форма ветвления;
Блок-схема
Запись на алгоритмическом языке
Пример
6 слайд — операции сравнения;
Для записи условий, по которым разветвляется алгоритм, используются операции
сравнения:
А<В — А меньше В;
А<=В — А меньше или равно В;
А=В — А равно В;
А>В — А больше В;
А>=В — А больше или равно В;
А<>В — А не равно В.
Здесь буквы А и В можно заменять на любые переменные, числа и арифметические
выражения. Приведённые операции сравнения допускаются и для символьных
переменных.
7 слайд — алгоритм вычисления функции f(x) = |х| для произвольного
числа х (пример);
Обратите внимание на второй блок этой блок-схемы. В нём представлены имена и
типы величин (данных), обрабатываемых в алгоритме.
8 слайд — простые и составные условия;
Условия, состоящие из одной операции сравнения, называются простыми. В качестве
условий при организации ветвлений можно использовать и составные условия.
Составные условия получаются из простых с помощью логических связок and (и), or (или), not (не): and означает
одновременное выполнение всех условий, OR — выполнение хотя бы
одного условия, a not означает отрицание условия, записанного
за словом not.
Пример. Алгоритм определения принадлежности точки X отрезку
[А; В]. Если точка X принадлежит данному
отрезку, то выводится ответ ‘ДА‘, в противном случае — ‘НЕТ‘.
Блок-схема
9 слайд — наибольшая из 3-х величин;
Существует достаточно много ситуаций, в которых приходится выбирать не
из двух, а из трёх и более вариантов. Есть разные способы построения
соответствующих алгоритмов. Один из них — составить комбинацию из нескольких
ветвлений.
Пример. Алгоритм, в котором переменной Y присваивается значение
большей из трёх величин А, В и С.
Блок-схема
Таблица
10 слайд — решение линейного уравнения ax + b = 0;
Алгоритм решения линейного уравнения ах + b = 0.
Блок-схема
11 слайд — разветвляющийся алгоритм для Робота;
Исполнитель Робот может выполнять ту или иную последовательность действий в
зависимости от выполнения следующих простых условий:
справа свободно
слева свободно
сверху свободно
снизу свободно
клетка чистая
справа стена
слева стена
сверху стена
снизу стена
клетка закрашена
Также Робот может действовать в зависимости от выполнения составных условий.
Подумайте, в какую клетку переместится Робот при выполнении следующего
фрагмента алгоритма.
если справа свободно или снизу свободно
то закрасить
все
если справа стена
то влево
все
если слева стена
то вправо
все
12 слайд — самое главное.
— Для записи любого алгоритма достаточно трёх основных алгоритмических
конструкций (структур): следования, ветвления, повторения.
— Ветвление — алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от
результата проверки условия (да или нет) предусмотрен выбор одной из двух
последовательностей действий (ветвей).
— Алгоритмы, в основе которых лежит структура «ветвление», называют разветвляющимися.
Вопросы и задания
13 слайд – вопросы и задания;
Вопросы 10-15 к параграфу 3.4
4. Практическая часть (15 минут)
Ученики работают с программой «Конструктор алгоритмов», в которой создают блок-схемы алгоритмов с ветвлением по заданиям, которые были рассмотрены на уроке.
5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)
14 слайд — опорный конспект;
15 слайд — Д/з.
Домашнее задание.
§3.4 (пункт 2), вопросы № 10, 14 к параграфу;
РТ: № 133, 136, 137, 138.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.