Автор разработки
Учитель Изобразительного искусства и технологии
БМА ОУ «Лицей№7» им. А.А.Лагуткина
Бабий Валентина Владимировна
Русская тряпичная кукла
Методическая разработка урока изобразительного искусства
(5 класс, программа Б.М. Неменского)
Тема: Русская тряпичная кукла
Цель: Познакомить обучающихся с историей и традициями создания русских тряпичных кукол, развить навыки работы с тканью и воспитать уважение к культурному наследию.
Задачи:
*Познакомить обучающихся с историей возникновения русской тряпичной куклы, её значением в жизни людей.
* Рассказать о видах тряпичных кукол, их символике и назначении.
*Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
* Развивать умение работать по образцу, инструкции.
*Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
* Формировать эстетический вкус, чувство прекрасного.
* Воспитывать аккуратность, трудолюбие, умение работать в коллективе.
Планируемый результат:
Предметный:
· Приобретение практических навыков в изготовлении традиционной тряпичной куклы;
Метапредметный:
· Развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
· Формирование способности к самостоятельным действиям в работе с технологической картой;
· Контроль и оценка результата исполнения тряпичной куклы;
Личностный:
· Актуализация способности воспринимать культуру русского народа, как неотъемлемую часть мировой культуры;
· Освоение художественной культуры, как формы материального выражения духовных ценностей.
Материалы и оборудование:
* Лоскутки ткани разных цветов и фактур
* Нитки
* Ножницы
* Иглы
* Вата или синтепон (для набивки)
* Образцы русских тряпичных кукол
* Презентация или иллюстрации по теме урока.
Конспект урока
1. Организационная часть
1.1 Приветствие.
1.2 Контроль посещаемости.
2. Формирование новых знаний
Ах ты, куколка моя!
Ах ты, умница моя!
Прародительница,
Берегинюшка моя.
С лоскутков, сучков
И лыка соберу.
Сшить наряд иглой тебе
Я никому не разрешу.
Чтоб была бы
Очень счастлива семья,
Чтобы в доме были
Хлеб, соль и вода.
Берегинюшка моя,
Во сундук кладу тебя.
Ты тихонько там лежи
И весь дом мой сбереги.
- Ребята, в какие игры вы любите играть?
- С какими игрушками играете?
- А какая игрушка самая любимая?
- Где мы берем игрушки?
- Кто их изготавливает?
(Наши бабушки и прабабушки не покупали кукол в магазинах, а мастерили их сами. Кукла бережно передавалась из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки к внучке)
Задание:
Соберите изображения кукол в группы похожие с похожими и дайте группам название.
Задание:
Сравните эти куклы на предмет используемых материалов, конструктивных элементов технологии выполнения.
1) Изготовление куклы сопровождалось всегда произношением вслух
добрых пожеланий или молитвой, т.к. у текстильных кукол есть свойство – впитывать в себя информацию и накапливать энергию. Именно поэтому в семьях для своих детей кукол делали из старой одежды, считалось, что «ношеная материя хранит в себе родовую силу и, воплотившись в кукле, передает ее ребенку, становясь оберегом». На подарок же куклы делались из новой ткани.
Лоскуты для кукол тщательно подбирались. Особенно ценились красные тряпочки. Этот цвет многие народы наделяли магической, обереговой силой. Красный цвет - -цвет огня, крови, солнца; обещание долголетия, плодородия, силы и власти. В традиционных костюмах на Руси использовались до 33 оттенков этого цвета.
2) Иглой и ножницами наши прародительницы не пользовались, чтобы
жизнь ребенка была « не резанная не колотая». Лиц также не рисовали, чтобы не присвоить личность определенного человека.
3) На сегодняшний день известно семь техник изготовления кукол –
оберегинь, каждая из которых характерна для той или иной эпохи или той или иной местности. Среди них: закрутки, стригушки, крестец, обереги и другие.
Как вы думаете, для чего изготавливались эти куклы?
Десятиручка – кукла обрядовая, делалась специально для хозяйки как
помощница во всех делах. Эта кукла являлась оберегом для рукодельниц , оберегая их руки от усталости и принося удовольствие от рукоделий. Н поясе у десятиручки привязан мешочек с зернышком и монеткой. Это для того, чтобы рукоделие приносило денежку.
Кубышка - травница –обрядовая кукла, которая защищала от болезней в доме. Внутри кукла наполнена лекарственными травами. Периодически ее надо мять в руках и по дому будет разноситься целебный запах и дух трав, которые будут отгонять все возможные болезни. Через два года травку в кукле надо поменять. Травницей разрешали играть детям и вешали над кроваткой. А если кто-то в доме болел – ставили у кровати больного. Это хорошая берегиня дома и заботливая хозяйка. Благодаря ей в дом не проникают злые духи и болезни.
Зернушка (или крупеничка) – это тряпичная кукла – оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей.Славяне верили, что если Зернушка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытым и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
Вепсская кукла – кукла - материнства». Разновидностей этой куклы много: в нашей стране проживает порядка 150 народностей и такую куклу делают в разных краях – и на севере и на юге. Но название вепсская произошло от того, где эта куколка впервые зародилась – недалеко от Санкт-Петербурга находится Карелия и там проживала небольшая народность – вепсы. И они делали таких кукол. Это образ замужней женщины, образ матери-кормилицы. Огромная грудь говорит о ее предназначении – прокормить свой род.
Матери делали вепсскую куклу своему ребенку. Кукла согревала колыбельку и отводила порчу. Девки делали куклу, когда понимали, что им пора выходить замуж, и выставляли н окно, чтобы парни знали, что пора свататься. Вепсская обрядовая кукла – хороший талисман и оберег как для детей, так и для взрослых девушек и замужних женщин! В современном мире так много суеты и забот, что многие забывают о душевном состоянии. Создание тряпичной куклы помогает успокоиться, раскрыться, привести в порядок чувства и мысли. Узелок за узелком, уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом.
Вот тема нашего урока. Предположите, чем мы сегодня будем заниматься?
Как вы думаете, зачем мы должны изготавливать их?
(Чтобы знать, помнить традиции своего народа, рассказать об этом своей семье, своим будущим детям. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.)
Что нам может помочь в сохранении традиций русского народа?
(Мы можем научиться изготавливать кукол – берегинь).
3. Практическая работа
Вводный инструктаж
Сегодня я дам вам возможность попробовать изготовить своими руками рукотворную куклу. Вам предлагается выполнить вепсскую куклу, рассказ о которой вы уже слышали. Работать мы будем по технологическим картам. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы. Все необходимое лежит на столе. В старину ткань для изготовления куклы не резали, а рвали. И даже иногда нитки перекусывали зубами. Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы. А так как это режущий предмет, вспомним правила безопасной работы с ними.
Повторение правил безопасной работы.
Текущий инструктаж. Самостоятельная работа.
Обучающиеся выполняют самостоятельную работу по технологическим картам, в сопровождении показа слайдов презентации и демонстрации элементов работы учителя.
Заключительный инструктаж. Анализ работ учащихся, обоснование выбранных символов, выставление оценок.
4. Подведение итогов занятия.
1)Выставка готовых кукол.
2) Обсуждение результатов работы.
- Качественная оценка работы класса.
- Достигнуты ли цели урока?
- Все ли учащиеся справились с работой?
- Что вызвало затруднение?
3)Оценивание работ обучающихся.
Рефлексия. Выбрать поговорку.
· Все хорошо, что хорошо кончается.
· Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
· Аппетит приходит во время еды.
· У страха глаза велики.
· Учиться никогда не поздно.
· Не так страшен черт, как его малюют.
· Ум хорошо, а два лучше.
· Поспешишь – людей насмешишь.
· Не ошибается тот, кто ничего не делает.
· Век живи – век учись.
5. Домашнее задание.
Подобрать информацию о других видах русских тряпичных кукол.
Изготовить дома еще какую - нибудь из увиденных кукол.
Инструкционная карта «Изготовление Вепсской куклы»
№ |
Материалы, инструменты |
|
1. |
Лоскут отбеленной ткани размером 20*20см перегибают по диагонали. В центре лоскута закладывают моток из обрывков нитей, так называемую путанку ( можно использовать клок льняной кудели)
|
|
2. |
Моток обтягивают в центре лоскута и закрепляют нитью, Длинный конец нити несколько раз обтягивают по ткани лоскута вплотную вокруг комка путанки. Концы связывают двойным узлом. |
|
3. |
Диагональ лоскута накладывают друг на друга. На одном из концов диагонали делают подгиб ткани. Кончик лоскута примерно 1-1,5 см длинной подгибают внутрь диагонали. Края ткани скручивают внутри под диагональ, и в 0,5 -1см от края конца платка, закрепляют несколькими плотными витками нити. Концы нити связывают узлом. Второй конец диагонали оформляют так же. |
|
4. |
Расправить связанные концы в сторон. Лоскут перетягивают нитью. |
|
5 . |
Второй лоску цветного ситца размером 20*20см складывают по диагонали. В сложенный лоскут по диагонали вкладывают небольшой моток путанки. Моток обтягивают и закрепляют нитью. |
|
6. |
Этой же нитью моток прикрепляют к первой детали, чуть сместив его от середины. |
|
7. |
Из другого лоскута такого размера изготавливают такую же деталь и закрепляют нитью на кукле симметрично предыдущей. |
|
8. |
Работу над куклой завершают подвязывание косынки и платка. Сначала сложенной пополам полоской тонкой ткани обтягивают верхнюю часть головы куклы. Концы полоски крест-накрест выводят на затылок и закрепляются. Лоскут цветной ткани размером 10*10см складывают пополам по диагонали. Платок повязывают на голову кукле так, чтобы была чуть видна полоска ткани в верхней части головы. Крест-накрест из-под подбородка концы платка крепят двойным узлом сзади. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.