На тему: Применение методов педагогического воздействия, как основа формирования конкурентно способного выпускника.
Оценка 4.6

На тему: Применение методов педагогического воздействия, как основа формирования конкурентно способного выпускника.

Оценка 4.6
docx
05.01.2024
На тему: Применение методов педагогического воздействия, как основа формирования конкурентно способного выпускника.
Доклад-12.12.23.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 151

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

( ФКП образовательное учреждение № 151)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

На тему: Применение методов педагогического воздействия, как основа формирования конкурентно способного выпускника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель

В.Н.Голощапов.

 

 

 

 

2023

 

Применение методов педагогического воздействия, как основа формирования конкурентно способного выпускника.

Современные социально-экономические условия, модернизация образования и здравоохранения отражаются на системе требований к современным специалистам. Это обуславливает необходимость постоянной работы по совершенствованию их подготовки, и вынуждают искать новые подходы к развитию образования. В процессе учебно-профессиональной деятельности формируются компетенции, определяющие в дальнейшем профессионализм и конкурентоспособность выпускника.

Современные педагогические технологии ориентированы на такой результат образования, когда обучающийся не только получает и усваивает информацию, но и способен самостоятельно действовать в различных профессиональных ситуациях. В процессе профессиональной подготовки обучающийся, преследуется основная цель обучения - овладение общими и профессиональными компетенциями. Получить необходимые знания и сформировать компетенции помогают современные педагогические технологии. Профессиональная компетентность будущего конкурентоспособного выпускника -это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

В условиях современного образования, Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, новых программ подготовки специалистов возникает необходимость поиска новых форм и методов обучения, внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Основная цель профессиональной подготовки обучающего формирование квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности и конкурентного в условиях рыночной экономики. Для реализации этой цели в учебном процессе используются современные образовательные технологии, которые позволяют повысить качество обучения и реализовать познавательную и творческую активность обучающихся. Педагогические технологии в современном образовании дают возможность дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, обучающимся предоставляется большая самостоятельность в выборе способов получения учебной информации.

Педагогическая технология это система значимых умений преподавателя по организации деятельности обучающегося в целях максимального развития личности. Педагогические технологии в современном образовании позволяют оптимизировать и обеспечивать не только образовательный, но и воспитательный процесс. Задача преподавателя на современном этапе образования заключается в том, чтобы направить обучающегося, способствовать самостоятельному получению знаний, нести ответственность за свои действия. Когда преподаватель определяет способы воздействия на обучающегося, он должен учитывать эмоционально-психологическое состояние, уровень культурного и возрастного развития, интеллектуальное развитие. Таким образом, формируется представление об обучающихся, которое и определяет выбор педагогических технологий в образовательном процессе. При выборе педагогической технологии необходимо ориентироваться на специфику содержания изучаемого профессионального материала, возраст обучающихся, техническую оснащенность учебного процесса. Преподаватель вправе выбрать технологию, которая наиболее оптимально способствует решению определенных задач на конкретном этапе обучения.

Педагогическая технология включает в себя: целевую направленность, систему действия преподавателя и обучающегося, средства и методы обучения, критерии оценки результата. Видов педагогических технологий достаточно много, на занятиях по своему профессиональному предмету я считаю наиболее оптимальным использование следующих технологий обучения:

1.      Технология объяснительно-иллюстрационного обучения.

2.      Технология личностно-ориентированного обучения.

3.      Технология развивающего обучения.

4.      Игровые, деятельностные технологии.

5.      Технологии проблемного обучения.

6.      Симуляционные технологии.

7.      Технологии сотрудничества.

В структуру образовательной технологии входят: концептуальная основа; содержательная часть, состоящая из целей обучения, содержания учебного материала; описания технологического процесса, состоящего из организации учебного процесса, деятельности преподавателя по управлению процессом усвоения учебного материала, методов и форм взаимодействия педагога и обучающегося и определения достижения целей.

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные образовательные технологии. Технология объяснительно-иллюстрационного обучения является традиционной и не новой, но без нее невозможно построение учебного процесса. Она предполагает систематический характер обучения, упорядоченную, логически правильную подачу учебного материала, организационную четкость, постоянное эмоциональное воздействие личности педагога.

Технологии личностно-ориентированного обучения предусматривают дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития обучающегося и его способностей. В данном случае личность обучающегося всегда в центре внимания преподавателя, активизируются его познавательные способности, преподаватель определяет лучшие качества студента, отсутствует прямое принуждение, ориентация на среднего обучающегося. Личностно-ориентированные технологии обучения особенно актуальны для обучающихся разных возрастов, так как более взрослые обучающиеся достаточно мотивированы на обучение и заинтересованы в получении знаний. Целью данной технологии является развитие активности личности обучающегося в учебном процессе. Преподаватель определяет исходный уровень знаний обучающегося, наблюдает за ними, беседует. При подготовке учебного материала к лекционному или практическому занятию преподаватель детально продумывает, как будет подан учебный материал, и как он будет связан с личным опытом и познаниями обучающегося. На занятиях, как правило, продуктивно проходит мозговой штурм. Обучающиеся, используя, уже имеющиеся знания и опыт активны и заинтересованы в получении новых знаний. Методика опроса «мозговой штурм» активизирует обучающегося, включает их в работу с самого начала занятия. Технология личностно-ориентированного обучения требует от преподавателя определенного уровня квалификации. Необходимо хорошо ориентироваться в возрастных и психологических особенностях обучающихся и группы в целом, создать возможности для самореализации обучающихся. Таким образом, обучающийся получает индивидуальный план развития как личность, что в дальнейшем формирует его как способного к конкуренции специалиста.

Технология развивающего обучения предполагает обучение обучающихся на примере затруднительных ситуаций. Это обеспечивает успешную подготовку к предстоящей профессиональной деятельности в условиях современного времени. Данная технология актуальна для проведения практических занятий по профессиональному обучению. Обучающий начинает быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, организованно и профессионально грамотно действовать, что крайне важно для профессионала. При использовании данной технологии обучающий воспринимает объяснение преподавателя, сопоставляет с собственными познаниями по выполнению работы. Обучающий слушает, осмысливает, анализирует и систематизирует полученные факты, осуществляет поиск решения проблем. На практическом занятии обучающиеся находятся в постоянном процессе мышления наряду с преподавателем, и в конечном итоге совместно с преподавателем решают проблемную задачу. Таким образом, повышается самостоятельность и активность обучающихся - будущих специалистов, полученные таким путем знания имеют огромную познавательную ценность, преподаватель лишь организует деятельность обучающихся, который осмысленно приобретает практические навыки, используя полученные знания. Реализация технологии развивающего обучения зависит от уровня подготовки обучающихся, их познавательной активности и работоспособности. К технологии развивающего обучения можно отнести и самостоятельную работу обучающихся. Под самостоятельной работой в развивающем обучении понимают учебно-познавательную деятельность обучающихся, направленную на развитие их творческих способностей, выполняемую по заданию преподавателя. Главное в организации самостоятельной работы обучающихся является создание условий высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающегося в аудитории и во внеаудиторной деятельности. При организации самостоятельной работы обучающихся преподаватель должен создать психолого-дидактические условия развития интеллектуальной инициативы. Организация самостоятельной работы предполагает перевод всех обучающихся на индивидуальную работу, с переходом от формального выполнения заданий к познавательной активности с формированием собственного мнения.  Целью самостоятельной работы является – научить обучающихся самостоятельно и осмысленно работать с учебным материалом, научной информацией, научить самоорганизации и самовоспитанию для того, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию и быть конкурентоспособным специалистом.

Игровые, деятельностные технологии представляют обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. Игровая форма учебных занятий создается при помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения и стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Игровые, деятельностные технологии предусматривают моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе – разыгрывание ролей, анализ производственных задач, «погружение» в профессиональную деятельность. Педагогическая игра – вид учебной деятельности обучающихся в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной активностью. Психологический механизм игровой технологии опирается на потребности личности в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать развивающие цели и формировать конкурентно способность специалиста. Особое место среди игровых технологий занимают методы моделирования профессиональных ситуаций. Суть имитационной технологии – в моделировании различных отношений в условиях реальной жизни. В связи с этим использование сюжетно-ролевых игр в преподавании профессиональных модулей является наиболее актуальным. Игра позволяет сделать учебный процесс занимательным и эффективным, учит планировать свою работу, критически оценивать результаты работы. Результат игры зависит от каждого обучающегося, уровня его подготовленности, совместные эмоциональные переживания обучающихся во время игры способствуют укреплению межличностных отношений. Сюжетно-ролевая игра состоит из нескольких этапов: моделирование процесса труда по решениям, распределение ролей между участниками игры, различие ролевых целей при выработке решений, взаимодействия участников, коллективная выработка решений, поэтапная реализация решений в процессе игры. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре каждый обучающийся выступает в своей специфической роли и усваивает связанные с ней формы профессионального поведения. Через игру обучающиеся учатся ролевому взаимодействию с другими людьми в реальных жизненных ситуациях, развивают коммуникативные способности.

Технологии проблемного обучения предусматривают создание проблемной ситуации под руководством преподавателя. Со стороны обучающегося необходима активная самостоятельная деятельность, которая позволяет формировать познавательную активность обучающегося, его творческие способности. Проблемное обучение – это обучение, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением готовых выводов. К технологиям проблемного обучения относят: проблемные лекции, семинары, учебные дискуссии, эвристическая беседа, учебно-исследовательские работы. Проблемная ситуация в педагогике рассматривается не как состояние интеллектуального напряжения, а как состояние затруднения, вызванного недостаточностью ранее усвоенных обучающимися знаний. Неожиданное затруднение всегда удивляет, стимулирует умственный поиск. Выход из проблемной ситуации всегда связан с осознанием проблемы, её решением. Упражнения проблемно-поискового характера применяются в том случае, когда обучающиеся могут самостоятельно выполнять конкретные виды теоретической и практической работы. Проблемное обучение – это обучение, в котором моделируется содержание профессиональной ситуации, тем самым обеспечиваются условия для трансформации учебной деятельности обучающегося в профессиональную деятельность специалиста. К проблемному обучению относят и «кейс – технологии», способствующие повышению познавательного интереса к изучаемым вопросам, развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений. Под кейсом понимают письменное описание конкретной реальной профессиональной ситуации. Кейс – технологии применяются на практических занятиях для решения профессиональных задач. Этапы работы с использованием кейса включают: знакомство с проблемой, презентация ситуации, организация дискуссии преподавателем, формулирование и ролевое представление проблемы, поиск путей решения проблемы – работа в малых группах, презентация решений, подведение итогов, оценка работы обучающихся. Таким образом, проблемное обучение способствует наиболее полному усвоению материала, повышению познавательного интереса к изучаемым профессиональным модулям, развитию коммуникативных и творческих навыков принятия решений и приобщает обучающегося -будущих специалистов к определённым способам поиска информации с целью получения профессиональных знаний. Это  в свою очередь формирует конкурентоспособность специалиста на современном рынке труда.

Симуляционные технологии в современном образовании – один из методов повышения качества  практической подготовки специалистов. Это инновационная технология обучения и оценки практических навыков и умений, которая основана на реалистичном моделировании и имитации профессиональной деятельностью обучающихся. Используя на практических занятиях симуляционные методики, преподаватель контролирует работу обучающегося по отработке навыков и умений. Обучающий имеет возможность многократно, до автоматизма выполнять определённое действие на специальных тренажёрах, приобретая практический опыт и умения. Симуляционные методики предусматривают интерактивный вид деятельности, погружения в профессиональную среду путём создания реальной клинической картины, без ущерба для производства. В настоящее время по уровню реалистичности выделяют семь групп симуляционных технологий для обучения: визуальный, тактильный, реактивный, автоматизированный, аппаратный, интерактивный, интегрированный. Симуляционное обучение должно поводиться специально обученными преподавателями, которые совместно с практикой могут создавать сценарий различных производственных ситуаций. Таким образом, симуляционные технологии позволяют обучающимся освоить основные виды профессиональной деятельности, многократно погрузившись в реальную профессиональную среду посредством работы тренажёрами.

Технологии сотрудничества позволяют реализовать идеи равенства и партнёрства, это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности обучающихся и преподавателей, скреплённой взаимопониманием, коллективным анализом результатов деятельности. Сотрудничество как организационная форма обучения представляет значительные резервы воздействия на личность обучающегося и повышения эффективности обучения. Для формирования работника как профессионала очень важно научить его не только определённым практическим навыкам, но и умению работать в команде. На практических занятиях обучающиеся не только овладевают знаниями и приобретают практический опыт, но и учатся работать и общаться в команде, поддерживать друг друга, быть готовыми прийти на помощь. При подготовке к выполнению задания обучающихся объясняется суть работы по данной технологии. Задача каждого состоит в том, чтобы познать что-то вместе, коллективно. Основными принципами технологии сотрудничества является, то, что даётся одно задание на малую группу, каждый несёт индивидуальную ответственность, обучающиеся имеют равные возможности в достижении успеха. В результате работы группы достигается усвоение программного материала. Преподаватель играет роль организатора самостоятельной познавательной и творческой деятельности обучающихся, контролирует не только успешное выполнение заданий, но и характер общения обучающихся между собой, способы оказания необходимой помощи и поддержки друг друга. Специально организованный учебный процесс в форме сотрудничества положительно влияет на деятельность обучающихся

Таким образом, реализация современных педагогических технологий в профессиональном обучении специалистов позволяет подготовить квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. 

 

Преподаватель

В.Н.Голощапов.


 

Скачано с www.znanio.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Применение методов педагогического воздействия, как основа формирования конкурентно способного выпускника

Применение методов педагогического воздействия, как основа формирования конкурентно способного выпускника

Технология объяснительно-иллюстрационного обучения

Технология объяснительно-иллюстрационного обучения

На практическом занятии обучающиеся находятся в постоянном процессе мышления наряду с преподавателем, и в конечном итоге совместно с преподавателем решают проблемную задачу

На практическом занятии обучающиеся находятся в постоянном процессе мышления наряду с преподавателем, и в конечном итоге совместно с преподавателем решают проблемную задачу

Технологии проблемного обучения предусматривают создание проблемной ситуации под руководством преподавателя

Технологии проблемного обучения предусматривают создание проблемной ситуации под руководством преподавателя

Технологии сотрудничества позволяют реализовать идеи равенства и партнёрства, это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности обучающихся и преподавателей, скреплённой взаимопониманием, коллективным анализом результатов деятельности

Технологии сотрудничества позволяют реализовать идеи равенства и партнёрства, это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности обучающихся и преподавателей, скреплённой взаимопониманием, коллективным анализом результатов деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2024