Открытый урок обучения грамоте
в 1 классе.
Тема. Буквы Ц, ц; звук [ц]. В цирке.
Цель:
1. Знакомство обучающихся с новым звуком [ц], буквой Ц и их характеристикой.
2. Чтение слогов, слов и предложениЙ с новой буквой.
3. Развитие речи обучающихся и умения работать с текстом.
4. Воспитание интереса к предмету.
Задачи:
личностные:
понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний ; желание и стремление хорошо учиться.
регулятивные:
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
познавательные:
поиск информации о значении объекта
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
владение монологической и диалогической формами речи.
Оборудование: аншлаги со словами, иллюстрации с цирком, карточки
с заданиями, грамзапись «Цирк».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
II. Сообщение темы и цели. Эмоциональный настрой на урок.
1. Логическая разминка «Найди лишнюю букву». (На карточках у детей даны строчки букв, в каждой строчке надо найти лишнюю букву.)
АОРУИ – согласная Р
ТУвИ – строчная в
МГКЖШ – непарная согласная М
ЖШЧ – мягкая согласная Ч
*Проверка.
· Оцените свою работу. Обозначьте в кружке.
2. – В последней группе буквы Ж и Ш имеют всегда твёрдый характер. Но не только эти буквы в русском языке всегда твёрдо звучат. Есть в русском алфавите ещё одна буква с таким же твёрдым характером. С ней мы сегодня и познакомимся.
|
*На доске появляется аншлаг
- Это тема нашего урока.
- Исходя из темы, определим цели урока.
*На доске последовательно появляются аншлаги, дети формулируют цели.
|
- с новой буквой и звуком, который она обозначает.
|
- читать слоги, слова и предложения с этой буквой.
3. – А для этого мы отправимся в путь за новыми знаниями. Куда же мы пойдём? Попробуем отгадать.
-Расставьте буквы так, чтобы получились слова:
КОЛУН –
ЖОНРЛЁГ –
- Где мы можем встретить клоуна и жонглёра? (В цирке)
Итак, мы отправляемся в цирк.
4. Физминутка. Звучит песня «Цирк».
III. Знакомство со звуком [ц] и буквой Ц.
1. Чтобы в цирк попасть, мы должны получить билет. А для этого выполним задание. Найдите на доске схему слова ЦИРК.
- Дайте характеристику первому звуку в слове с помощью жестов.
Это звук гласный или согласный?
Это звук звонкий или глухой?
Это звук твердый или мягкий?
- Кто словами нам расскажет характеристику нового звука?
- Молодцы! Каждый ряд получает билет.
(Учитель вручает билеты сильным учащимся. В них вложены стихи о букве Ц.)
2. На письме звук [ц] обозначается буквой Ц.
(Иллюстрация)
- На что похожа буква Ц? Прочитаем об этом в ваших билетах.
· Буква Ц – внизу крючок,
Точно с краником бачок.
· Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул-
Стал на Ц похожим стул.
· Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
3. Работа по карточке.
а) – Раскрасьте все элементы на рисунке с буквой Ц и посмотрите, что
получилось.
- Что у нас получилось? (Цветы)
- Мы возьмём их с собой в цирк, чтобы подарить артистам.
б) Задание Буквоежки.
- Ой, ребята, посмотрите, здесь позавтракал Буквоежка. И от букв
почти ничего не осталось. Восстановите буквы.
(Работа по карточке. Оценивание своей работы.)
- Итак, первую цель нашего урока мы уже выполнили. А теперь переходим
к выполнению второй цели.
IV. Чтение слогов и слов с буквой Ц.
1. Работа со слогами.
а) - Перед вами весёлый клоун – жонглёр. Он жонглирует шарами, а на шарах у него слоги. Прочитаем их правильно, чтобы ни один шар не упал.
ЦА. ЦО. ЦУ. ЦЫ. ЦИ. ЦЕ.
-Какие слоги пишутся по-разному, а произносятся одинаково? (ЦЫ и ЦИ)
- Почему? (Звук ц всегда твёрдый.)
б) - А вы хотите научиться жонглировать?
- Чтобы научиться жонглировать, вы должны придумать слова заканчивающиеся на нужный слог.
- Сначала возьмем один шар со слогом ЦА. Назовите слова, оканчивающиеся на ЦА. (Овца, курица, единица, синица, луковица.)
- Возьмём второй шар со слогом ЦЫ. Назовите слова, со слогом ЦЫ на конце. (Синица, куница, кузнецы, огурцы, птенцы.)
- А теперь берём третий шар и жонглируем тремя шарами: ЦО. (Кольцо, яйцо, крыльцо.)
- Да, тремя шарами жонглировать трудно.
в) – Теперь запишем слоги на карточку.
- Каким цветом напишем букву Ц?
- Почему?
Оцените свою работу.
2. Работа со словами.
*На доске аншлаги со словами:
ЦИРК КАНАТОХОДЕЦ
КОЛЬЦО НАЕЗДНИЦА
МЕДВЕДИЦА МОТОЦИКЛ
ТАНЦУЮТ
- Прочитайте слова. (Чтение хором с дерижором).
- Найдите лишнее слово. Почему? (Лишнее слово «танцуют», т. к. обозначает действие.) Убираем.
- На какие две группы можно разделить остальные слова? (кто? и что?)
3. Работа по развитию речи.
- Из всех этих слов составим рассказ. (Берутся слова, выстраиваются в цепочку).
|
- Хорошее начало. Дальше продолжим так:
|
- Сначала ...
|
- Потом на арену ...
|
- Всех удивил весёлый клоун, который ...
|
- Как закончим наш рассказ? Понравилось ли вам в цирке?
- В этом предложении заключается главная мысль нашего рассказика.
- Чудесный рассказ получился, кто сможет повторить?
V. Физминутка «Медвежонок».
VI. Чтение текста на стр. 50.
1. Чтение про себя.
2. Беседа по прочитанному.
- О ком прочитали в тексте?
- Что делали тигры? Медведи? Собачки?
- Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль рассказа.
3. Чтение текста цепочкой с карандашом.
- Проследите и подчеркните букву ц.
- Сколько раз встретились слова с буквой ц.
4. –Кто сможет выразительно прочитать весь текст?
VII. Итог.
- Подведём итог урока.
- Какая тема у нас была? Какую букву мы сюда поместим? (букву ц)
- Что общего у всех этих букв? (твёрдый характер)
- Все ли цели урока мы выполнили?
- А теперь посмотрим, как каждый из вас поработал на уроке, оценим свою работу.
- У кого 3 зелёных кружка? 2? 1?
- Мне понравилось, как на уроке работали...
- Поставьте себе ещё по одному красному кружку.
VIII. Домашнее задание.
- Дома вы работаете с карточками буквы Ц. И научитесь читать выразительно стихотворение С. Я Маршака стр. 52.
Карточка для индивидуальной работы.
1. а о р у и
т у в и
м г к ж ш
ж ш ч
2. Ц ц
3. Слоги:
_ а, _ о, _ у,
_ ы, _ и, _ е.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.