Приложение 9
Конспект урока по литературному чтению
(2-й класс)
Тема:
С.Есенин «Поет зима – аукает…»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые
учебники и учебные пособия: мультимедиа проектор,
экран, компьютер, презентация PowerPoint, репродукция
картины В.М. Васнецова «Снегурочка»;
у учащихся: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и др. «Литературное
чтение».
Цели:
Ø показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ;
Ø учить слушать стихотворение, формировать специальные читательские умения: правильно называть фамилию автора, заголовок, определять тему чтения и жанр произведения;
Ø развивать умение анализировать произведение воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;
Ø учить
выражать свое отношение к прослушанному произведению;
воспитывать интерес к предмету.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
Ø воспитание трудолюбия, способности к познанию;
Ø экологическое воспитание;
Ø эстетическое воспитание.
Планируемые результаты:
Личностные:
Ø Готовность к саморазвитию;
Ø Формирование мотивации к учению и познанию.
Метапредметные:
Ø УУД – основа умения учиться.
Предметные:
Ø Учебная деятельность по получению новых знаний;
Ø Преобразование и применение новых знаний
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель:
- Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.
Урок чтения начнем.
2. Погружение в урок. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Как махнула рукавом
Всё покрыло серебром.
Д. - Это загадка о зиме.
Учитель: - Правильно, ребята, сегодня мы с вами поговорим о волшебном времени года – о зиме. Совершить путешествие в сказку нам поможет внучка деда Мороза. Как ее зовут?
Д. - Ее зовут Снегурочка.
Вывешивается на доску репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка»
Учитель: - Правильно, это Снегурочка. Посмотрите на репродукцию картины нашего земляка В.М. Васнецова. Какой изображена Снегурочка? Какое время года изобразил художник?
Д. В.М. Васнецов на своей картине изобразил время года – зиму. Снегурочка на его картине очень красивая, нежная. Она гуляет по зимнему лесу, любуется его красотой. Если закрыть глаза, будет слышен скрип снега под ее ногами.
Учитель: - Давайте полюбуемся красотой зимы.
Под произведение Вивальди «Зима» показываются слайды с картинами известных русских художников (Архипов, Бродский, Васнецов и другие).
Учитель: - Какое настроение у вас возникало, когда вы смотрели на картины?
Д. Настроение было радостное, когда на картинах был изображен солнечный зимний день. Когда на картинах мы видели вьюгу и метель, настроение становилось грустное.
Учитель: - Как изобразили художники зимний лес?
Д. Художники изобразили зимний лес очень красивым нарядным. Они использовали в своих работах много белых красок, различные оттенки синего и голубого.
Учитель: - Подберите слова, которыми можно описать деревья в зимнем лесу.
Д. Деревья в лесу – нарядные, ветви покрыты серебром, в хрустальных нарядах, искрятся и сверкают на солнце, белоснежные, кружевные.
Учитель: - Какие чувства у вас пробудила музыка Вивальди?
Д. Когда звучала музыка, то настроение менялось. Оно было то торжественное, радостное, то грустное, тревожное. Потому что зима – изменчивое время года; то идет снег, воет вьюга, то выглядывает солнце, искрится снег на морозе.
Учитель: - Как вы думаете, есть ли связь между музыкой и картинами?
Д. Связь между музыкой и картинами очень большая, музыка подчеркивает настроение, изображенное на картинах.
Учитель: - Зима – волшебное и удивительное время года. Зима может быть суровой и величественной, радостной и торжественной, веселой и холодной, неуютной.
Нашей Снегурочке очень нравится путешествовать с вами, ребята, ей очень нравится, как вы выражаете свои чувства и эмоции.
Учитель: - Мы с вами увидели и услышали, как изображают зимушку художники и композиторы. Скажите, пожалуйста, а кто еще может воспевать красоту зимней природы?
Д. Красоту природы могут еще воспевать поэты.
3. Сообщение темы урока.
Учитель: - Каких поэтов, описывающих красоту зимы, вы знаете?
Д. Тютчев, Пушкин, Аким, Бальмонт, Есенин и др.
Учитель: - Одно из прекрасных стихотворений о зиме «Поет зима – аукает...» написал замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин.
Учитель: - Сформулируйте тему нашего урока.
Д. Сегодня мы познакомимся с произведением С.А. Есенина «Поет зима – аукает...».
Учитель: - Чему мы будем учиться на нашем уроке?
Д. Мы будем учиться слушать, выразительно читать, высказывать свое отношение к прослушанному.
4. Вступительная беседа.
Учитель: - Я предлагаю вам поближе познакомиться с С.А. Есениным и его творчеством.
Показываются слайды с портретом поэта, его малой родиной.
Поэт Сергей Александрович Есенин известен каждому русскому человеку. Его стихи очень любят. Родился Сережа Есенин в селе Константинове, Рязанской области. Село раскинулось на высоком холмистом берегу реки Оки. Детство поэта было счастливым и вольным. Он жил в семье своего деда, целые дни он проводил на природе. Вот тогда и начала формироваться тонкая и чувствительная душа поэта. Из воспоминаний детства, пришла и его поэзия, наполненная любовью к родной земле и ее людям.
5. Знакомство с произведением С. Есенина.
Учитель: - Послушайте стихотворение «Поет зима – аукает...»
(аудио запись музыкально-поэтической композиции)
Учитель: - Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими мыслями.
Д. Стихотворение очень понравилось, потому что оно красивое и мелодичное. В нем дано описание зимы во всей ее красе.
Учитель: - (Словарная работа). Все ли слова вам были понятны?
Словарные слова на слайде
Стозвон – имеющий сто звонов.
Ставни – дощатая створка для прикрытия окна.
Сосняк – сосновый лес.
Физкультминутка
«Снежинки»
Мы снежинки, мы пушинки,
(И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо, влево)
Покружиться мы не прочь.
(Поворот на 360 градусов)
Мы снежинки-балеринки,
(Наклоны туловища вправо, влево)
Мы танцуем день и ночь.
(Приставной шаг вправо и влево)
Мы деревья побелили,
(Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)
Землю бархатом укрыли
(Приседание с разведением рук)
И от стужи сберегли.
(Возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз)
6. Чтение стихотворения учащимися самостоятельно.
7. Анализ произведения.
Учитель:
- Как вы представляете выражение «Поет зима
– аукает...»?
Д. Зима поет – это значит, что слышен вой метели, гудение вьюги.
Под эти звуки засыпает зимний лес.
Учитель: - С кем автор сравнивает зиму?
Д. С женщиной, которая укладывает ребенка.
Учитель: - Мы с вами уже знакомились с таким приемом писателей и
поэтов, как он называется?
Д. Такой прием называют олицетворением.
Учитель: - Какие слова подтверждают это?
Д. Поет, аукает.
Учитель: - Что значит – мохнатый лес?
Д. Всюду пушистый снег, он лежит на ветках. Деревья как будто одеты
в мохнатые белые шубы.
Учитель: - Что значит – лес баюкает?
Д. Зима поет свои песни, чтобы лес спал.
Учитель: - Что значит – стозвон сосняка?
Д. Сосен в лесу много, и все они одновременно качаются и шумят, как
будто натянутые струны.
Учитель: - Как будем читать эту часть стихотворения?
Д. Тихо, нежно, потому что здесь показана колыбельная песнь зимы.
Учитель: - Какие строки передают настроение автора?
Д. Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Учитель:
- Что значит – седые облака?
Д. Облака белые, как снег. Седые, как борода Деда Мороза.
Учитель: - Почему они плывут в страну далекую?
Д. Их туда гонит ветер.
Учитель: - Как изображена метель?
Д. Поэт называет ее метелицей, которая стелется шелковым ковром.
Учитель: - Какие чувства у вас вызывает метелица?
Д. Нежности и коварства, потому что она стелется ласково, “но
больно холодна”.
Учитель: - Найдите строки, где говорится о воробышках. Как автор их
называет ?
Д. Воробушки игривые. Они любят прыгать, везде летать, шалят
и играют.
Учитель: - Почему они прижались именно к окну?
Д. Из дома от окна идет тепло. Они греются о стекло и ждут, когда
люди вынесут им хлебных крошек.
Учитель: - С каким чувством мы будем читать о вьюге, о птичках?
Д. С тревогой, печально – о вьюге, о птичках – с нежностью, с
сожалением.
2–3 ученика читают индивидуально.
8. Обобщение.
Учитель:
- Какова тема этого стихотворения?
Д. Зима, природа зимой, зимние картины.
Учитель: - Какую зиму изобразил поэт?
Д. Красивую, но грустную.
Учитель: - Что можно сказать об отношении автора к природе?
Д. Поэт любит природу, жалеет птичек.
Учитель: - Что хотел поэт показать нам этим стихотворением?
Д. Надо любить русскую природу.
Учитель: - Как вы можете помочь пернатым друзьям зимой?
Д. Мы можем сделать кормушки, развесить на деревья и птицам будет
легче сытыми пережить зиму.
9. Домашнее задание.
Чтение стихотворения выразительно.
10. Рефлексия.
Учитель:
- Вы сегодня много узнали и многому научились.
Поделитесь своими мыслями с ребятами. Закончите предложение.
Учитель: - Снегурочка приготовила для вас снежинки, за вашу
замечательную работу на уроке. Кто считает, что на уроке у вас все получилось,
и вы узнали много нового, возьмите и прикрепите к доске большую снежинку. У
кого возникли трудности – маленькую снежинку.
Спасибо за урок!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.