Конспект урока по литературному чтению во 2 ом классе
Тема: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Цель: - продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова, ознакомить с басней «Стрекоза и муравей»;
- учить находить в басне мораль и поучительность;
- развивать речь,мышление, навык беглого выразительного чтения;
- воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, трудолюбие
Оборудование: портрет И.А. Крылова и других изучаемых писателей (3), пословицы, конверты с оценками.
Ход урока
I . Речевая разминка.
а) движение губами: вниз – вверх;
влево – вправо;
круговые движения.
(учитель показывает, дети повторяют – 3 раза)
б) чтение скороговорки (читаем слева направо)
НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК
- найдите ключ к расшифровке записи
(КУКУШКА КУКУШОНКУ КУПИЛА КАПЮШОН)
- назови, к какому литературному жанру относится эта запись? Почему?
(к устному народному творчеству, скороговорка.)
в)Чтение скороговорки сначала медленно, затем ускоряясь)
- какие скороговорки вы ещё знаете?
(дети называют 3-4 скороговорки)
II. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.
а) Игра «Фотоглаз». (нужно запомнить написанные на доске слова и успеть прочитать ключевое слово под красной точкой, через 2 -3 секунды запись закрывается)
*
ЛЕБЕДЬ
МУРАВЕЙ
СТРЕКОЗА
ОБЕЗЬЯНА
ЧИЖ
- Сколько слов запомнили? Какие слова?
- Из каких произведений эти слова?
- Кто смог определить ключевое слово?
- Сформулируйте тему и цель нашего урока.
- Что такое БАСНЯ?
II. Проверка домашнего задания.
1.Басни какого автора мы читали?
- Среди портретов писателей найди портрет И.А. Крылова.
- Что вы знаете о жизни и творчестве И.А. Крылова?
2. Игра «Узнай-ка»
а) Узнай из какой басни этот отрывок. (буквы записаны на доске снизу вверх)
В Д У Ь К К Е А И Е Ь С В У Ы А Т Н Г Д Т С
А Ы Р З Я А Н С Д Т С В Ё М З К Н Ы Е О И Е Ь
(Квартет)
Чьи это слова?
Какова мораль басни?
б) Узнай из какой басни этот отрывок.
ВПЕРЁДЧУЖОЙБЕДЕНЕСМЕЙСЯГОЛУБОК
(Чиж и голубь)
Чьи это слова? В чем мораль?
3. Выразительное чтение подготовленной дома басни
а) Какую басню И.А. Крылова готовили к выразительному чтению дома?(Лебедь, рак и щука)
(басню читают трое учащихся, каждому задается вопрос по содержанию)
1уч. Как ты понимаешь слова: «…А возу все нет ходу…»
2уч. Почему они не сдвинули воз?
3уч. Что нужно было сделать, чтоб сдвинуть воз с места?
б) Найдите отрывок в котором содержится мораль басни и зачитайте.
III Работа по теме урока
1.Знакомство с текстом басни «Стрекоза и муравей»
а) Расшифруй, какую басню будем читать на уроке. Шифр 1к 2ум
СИТМРУЕРКАОВЗЕАЙ
-О ком пойдет речь в этой басне?
- Что вы знаете о муравьях, стрекозах?
2. Первоначальное чтение. (чтение глазами)
(поставили пальчик левой руки на начало строки, пальчик правой руки на конец строки, сомкнули зубы и зажали губы, не шевелим ими, читаем только глазами, переставляя пальцы вниз по строчкам)
- Что за случай произошел со стрекозой?
ФИЗМИНУТКА
Мы в строю шагаем браво, Это левая рука, Ручками похлопали,
Мы науки познаем, Это правая рука, Ножками потопали,
И налево и направо, Это левая нога, Глазками помигали,
И, конечно же, кругом. Это правая нога. И чуть-чуть попрыгали.
Ой, наука не легка!
3. Словарная работа: (читаем хором по слогам, а затем, словом и объясняем лексическое значение слова)
а) ПО – МЕРТ – ВЕ – ЛО
У - ДРУ – ЧЕ – НА
В МУ – РА – ВАХ
4. Синхронное чтение вслух парами и разбор смысловых строк:
-…как зима катит в глаза…
-…помертвело чисто поле…
-…нужда, голод настает…
-…злой тоской удручена…
…и до вешних только дней…
-…в мягких муравах у нас…
…так, что голову вскружило…
…так поди же, попляши…
5. Работа по содержанию басни:
- Почему стрекоза пришла к муравью?
- С какой просьбой она к нему обратилась?
- Как она его называла?
- С какой интонацией произносила речь?
- Как поступил муравей?
- Что он ей ответил?
- Справедлив ли был его ответ?
6. Чтение диалога стрекозы и муравья:
- Дайте характеристику героям басни (Стрекоза – ленивая, беззаботная,…
Муравей – трудолюбивый, бездушный,…)
- Что произойдет со стрекозой, если муравей ее не пустит?
- Жалко ли вам стрекозу?
- Как бы вы поступили?
- Какие ситуации похожие могут произойти в нашем классе?
- Какие человеческие качества осуждаются в этой басне?
7. Выборочное чтение.
- В каких строчках заключается мораль басни, зачитай.
IV. Обобщение изученного:
1. Работа с пословицами. (Открываются пословицы)
- Прочти, к какому литературному жанру относятся предложения?
- Какие пословицы подходят к басне? Почему?
Поспешишь, людей насмешишь.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Много хочешь, последнее потеряешь.
Семь раз примерь, один отрежь.
Кто веселится летом, зимой плачет.
2. Творческая работа.
Инсценирование творческой группой заранее подготовленной басни «Ворона и лисица»
- Какие людские пороки высмеивает в этой басне И.А. Крылов?
V. Рефлексия
- В конвертиках оценки: 5,4,3.2 – проанализируй свою работу на уроке и выбери ту оценку, которую ты считаешь, заслужил.
- А моя оценка за вашу работу на уроке зашифрована, если вы расставите буквы в соответствии с цифрами – узнаете слово.
ЛОМЫЦОД - 3,2,1.6,7,5,4 (МОЛОДЦЫ)
VI. Подведение итога урока.
- Как вы считаете, для чего И.А.Крылов сочинял басни?
- В чем главная роль басен?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение басни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.