Конспект урока по литературному чтению "Басни И.Крылова"

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Басни И.Крылова.docx

Конспект урока по литературному чтению во 2 ом классе

Тема: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель: - продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова, ознакомить с басней «Стрекоза и муравей»;

- учить находить в басне мораль и поучительность;

- развивать речь,мышление, навык беглого выразительного чтения;

- воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, трудолюбие

Оборудование: портрет И.А. Крылова и других изучаемых писателей (3), пословицы, конверты с оценками.

Ход урока

I . Речевая разминка.

а) движение губами: вниз – вверх;

влево – вправо;

круговые движения.

(учитель показывает, дети повторяют – 3 раза)

б) чтение скороговорки (читаем слева направо)

НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК

- найдите ключ к расшифровке записи

(КУКУШКА КУКУШОНКУ КУПИЛА КАПЮШОН)

- назови, к какому литературному жанру относится эта запись? Почему?

(к устному народному творчеству, скороговорка.)

в)Чтение скороговорки сначала медленно, затем ускоряясь)

- какие скороговорки вы ещё знаете?

(дети называют 3-4 скороговорки)

II. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.

а) Игра «Фотоглаз». (нужно запомнить написанные на доске слова и успеть прочитать ключевое слово под красной точкой, через 2 -3 секунды запись закрывается)

*

ЛЕБЕДЬ

МУРАВЕЙ

СТРЕКОЗА

ОБЕЗЬЯНА

ЧИЖ

- Сколько слов запомнили? Какие слова?

- Из каких произведений эти слова?

- Кто смог определить ключевое слово?

- Сформулируйте тему и цель нашего урока.

- Что такое БАСНЯ?

II. Проверка домашнего задания.

1.Басни какого автора мы читали?

- Среди портретов писателей найди портрет И.А. Крылова.

- Что вы знаете о жизни и творчестве И.А. Крылова?

2. Игра «Узнай-ка»

а) Узнай из какой басни этот отрывок. (буквы записаны на доске снизу вверх)

 

В Д У Ь К К Е А И Е Ь С В У Ы А Т Н Г Д Т С

А Ы Р З Я А Н С Д Т С В Ё М З К Н Ы Е О И Е Ь

(Квартет)

Чьи это слова?

Какова мораль басни?

б) Узнай из какой басни этот отрывок.

ВПЕРЁДЧУЖОЙБЕДЕНЕСМЕЙСЯГОЛУБОК

(Чиж и голубь)

Чьи это слова? В чем мораль?

3. Выразительное чтение подготовленной дома басни

а) Какую басню И.А. Крылова готовили к выразительному чтению дома?(Лебедь, рак и щука)

(басню читают трое учащихся, каждому задается вопрос по содержанию)

1уч. Как ты понимаешь слова: «…А возу все нет ходу…»

2уч. Почему они не сдвинули воз?

3уч. Что нужно было сделать, чтоб сдвинуть воз с места?

б) Найдите отрывок в котором содержится мораль басни и зачитайте.

III Работа по теме урока

1.Знакомство с текстом басни «Стрекоза и муравей»

а) Расшифруй, какую басню будем читать на уроке. Шифр 1к 2ум

СИТМРУЕРКАОВЗЕАЙ

-О ком пойдет речь в этой басне?

- Что вы знаете о муравьях, стрекозах?

2. Первоначальное чтение. (чтение глазами)

(поставили пальчик левой руки на начало строки, пальчик правой руки на конец строки, сомкнули зубы и зажали губы, не шевелим ими, читаем только глазами, переставляя пальцы вниз по строчкам)

- Что за случай произошел со стрекозой?

ФИЗМИНУТКА

Мы в строю шагаем браво, Это левая рука, Ручками похлопали,

Мы науки познаем, Это правая рука, Ножками потопали,

И налево и направо, Это левая нога, Глазками помигали,

И, конечно же, кругом. Это правая нога. И чуть-чуть попрыгали.

Ой, наука не легка!

 

3. Словарная работа: (читаем хором по слогам, а затем, словом и объясняем лексическое значение слова)

а) ПО – МЕРТ – ВЕ – ЛО

У - ДРУ – ЧЕ – НА

В МУ – РА – ВАХ

4. Синхронное чтение вслух парами и разбор смысловых строк:

-…как зима катит в глаза…

-…помертвело чисто поле…

-…нужда, голод настает…

-…злой тоской удручена…

и до вешних только дней…

-…в мягких муравах у нас…

так, что голову вскружило…

так поди же, попляши…

5. Работа по содержанию басни:

- Почему стрекоза пришла к муравью?

- С какой просьбой она к нему обратилась?

- Как она его называла?

- С какой интонацией произносила речь?

- Как поступил муравей?

- Что он ей ответил?

- Справедлив ли был его ответ?

6. Чтение диалога стрекозы и муравья:

- Дайте характеристику героям басни (Стрекоза – ленивая, беззаботная,…

Муравей – трудолюбивый, бездушный,…)

- Что произойдет со стрекозой, если муравей ее не пустит?

- Жалко ли вам стрекозу?

- Как бы вы поступили?

- Какие ситуации похожие могут произойти в нашем классе?

- Какие человеческие качества осуждаются в этой басне?

7. Выборочное чтение.

- В каких строчках заключается мораль басни, зачитай.

IV. Обобщение изученного:

1.    Работа с пословицами. (Открываются пословицы)

- Прочти, к какому литературному жанру относятся предложения?

- Какие пословицы подходят к басне? Почему?

Поспешишь, людей насмешишь.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Много хочешь, последнее потеряешь.

Семь раз примерь, один отрежь.

Кто веселится летом, зимой плачет.

2.    Творческая работа.

Инсценирование творческой группой заранее подготовленной басни «Ворона и лисица»

- Какие людские пороки высмеивает в этой басне И.А. Крылов?

 

 

V. Рефлексия

- В конвертиках оценки: 5,4,3.2 – проанализируй свою работу на уроке и выбери ту оценку, которую ты считаешь, заслужил.

 

- А моя оценка за вашу работу на уроке зашифрована, если вы расставите буквы в соответствии с цифрами – узнаете слово.

 

ЛОМЫЦОД - 3,2,1.6,7,5,4 (МОЛОДЦЫ)

VI. Подведение итога урока.

- Как вы считаете, для чего И.А.Крылов сочинял басни?

- В чем главная роль басен?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение басни.