Конспект урока по литературному чтению "С.А. Есенин, стихотворение Лебедушка"
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению "С.А. Есенин, стихотворение Лебедушка"

Оценка 4.8
doc
06.03.2023
Конспект урока по литературному чтению "С.А. Есенин, стихотворение Лебедушка"
литер.doc

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме:

«Стихотворение С.Есенина «Лебедушка»

 

Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

обучающие:

- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

развивающие:

- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

                Оборудование урока:

1) Презентация «Краткая биография С. Есенина»;

2) - музыкальный фрагмент произведения «Клен ты мой опавший», Музыкальная постановка (Matrix Rob D.), аудиозапись стихотворения «Лебедушка».

Ход урока

Слайд 2.

1.    Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

3.    Постановка учебной задачи.

Слайд 4.

(звучит музыка «Клен ты мой опавший..»)

Музыка, которую вы сейчас слышите, написана специально на стихи одного из великих русских поэтов. Как думаете, кто этот поэт?

Душа поэта – тонкая струна,

Дотронешься – и зазвучит она!

И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

В секреты слова красоты проникнуть.

 

 

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Сергея Александровича Есенина.

Тема урока : С. А. Есенин «Лебёдушка».

4. Рассказ о Есенине   (Презентация «Биография С.Есенина»)

Слайд 5 .

- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

Слайд 6.

Родители Есенина были бедные крестьяне.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

Слайд 7, 8.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе.

Слайд 9, 10.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. В 21 год вышла первая книга его стихов.

Слайд 11, 12.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

У.:  Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств.

5.  Подготовка к восприятию стихотворения.

Слайд 13.

 -  Ребята, разгадайте ребус. (лебедь).

А какого рода слово лебедь? (Мужского рода)

«Лебёдушка» Какой суффикс в этом слове? Какое значение он придает словам? (Суффикс –ушк-, придает уменьшительно-ласкательное значение).

Слайд 14.

Прочитайте название стихотворения.

По названию произведения можно предположить как автор относится к этой птице? (Нежно, ласково, с любовью и теплотой относится автор к Лебёдушке).

-Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Научиться читать выразительно это стихотворение, находить в нем красивые слова).

Слайд 15.

Что интересного вы знаете о лебеде?

Слайд 16.

Интересные факты про лебедей:

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

Лебеди – представители отряда гусеобразных. Это птицы долгоживущие, сообразительные. Эта птица прекрасно выглядит из-за того, что его тело покрыто очень густым оперением. Лебеди являются чемпионами по количеству перьев, покрывающих их тело. Всего у них насчитывают 25 тыс. отдельных перышек, образующих шикарное, густое оперение. При линьке птицы теряют там много перьев, что какое-то время даже не могут летать.

Лебяжий пух обладает удивительной теплоизоляцией, что позволяет птицам отлично переносить холод. Но данное свойство стало причиной их массового истребления в средневековые времена.

На кончике хвоста у лебедей находится специальная железа, выделяющая жир для смазывания перьев. Благодаря этому птицы могут подолгу плавать в воде, не промокая.

Лебеди летят, образуя клин, который возглавляет наиболее сильная особь.

Слайд 17.

6. Восприятие стихотворения.

- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче увидеть историю, написанную Есениным.

- Какие чувства  вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

( Чувство грусти, печали, чувство потери самого дорогого, чистого, доброго).

- Кто главные герои стихотворения? 

- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

Что напоминает вам это стихотворение? (Стихотворение протяжное, напевное, словно русская песня).

7. Словарная работа.

Слайд 18, 19.

А вот на доске написаны трудные, новые для вас слова. Прочитаем их сначала по слогам, затем целиком.

Словарная работа.

ватага - шумная толпа, сборище;
заводь - небольшой залив в реке;
затон - вдавшийся в берег речной залив;

дозорила – стерегла, охраняла;

-хоронились – прятались;

не чуяла – не чувствовала;

доблестный – храбрый, отважный;

пряный – имеющий острый вкус и резкий запах;

колыхалось – качалось;

-         покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

-         тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным  течением;

-         молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

-         трава шелковая – нежная;

-         тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

-         росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

-         цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (для описания природы.)

Слайд 20.

8. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строчки).

Слайд 21.

10. Исследовательская работа.

Давайте проведем небольшую исследовательскую работу и узнаем о происхождении слов «лебедь» и «орёл».

Этимология слова «Лебедь»

Древнерусское – лебедь.

Слово известно с XI в. в значении «белый».

Этимология слова «Орёл»

Слово «орёл» родственно греческому «орнис» — «птица», литовскому «erelis» — «орел».

Исходно орел — «большая птица» .

Слайд 23.

Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения, а также сравнения и эпитеты.

Найдите и прочитайте олицетворения: Дети зачитывают олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

Найдите и прочитайте сравнения :

Лебедушка – словно зоренька

Росинки – словно жемчуг

Цветы – гости

Орел –точка черная

Орел – стрела

Перья летели словно брызги

Найдите и зачитайте эпитеты:

Покрывала златотканые,

озеро серебряное,

белоснежная лебёдушка,

колечки изумрудные

Как автор показывает, что лебедушка была хорошей матерью?

У. Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так самоотверженно оберегает своих детей.

Сегодня ребята подготовили сочинения про маму. (Дети зачитывают свои сочинения).

Какое чувство раскрылось в поступке лебедушки? Чувство любви, самопожертвования. Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.

Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор ввиду в своем стихотворении? (Образ мамы)

Что хочет сказать нам автор? (Иногда приходится жертвовать собою, своими интересами, ради тех, кого мы любим. Дети – это продолжение жизни. Жизнь не должна обрываться. Смысл жизни – это оставить после себя жизнь.)

А почему мама готова отдать жизнь за своих детей?

Давайте постараемся вспомнить пословицы о маме. (Дети рассказывают пословицы).

Птица рада весне, а младенец матери.

При солнышке тепло, при матери добро.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мамина молитва со дна моря вынимает.

Как вы относитесь к Лебедушке? Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям.

Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

13. Игра «Если бы я был волшебником».

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

15. Итог урока.

16. Домашнее задание.

1. Стр. _______ (читать выразительно, без ошибок).

2. Подобрать несколько пословиц о любви к матери.


Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: «Стихотворение

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: «Стихотворение

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями

Слайд 16. Интересные факты про лебедей: -

Слайд 16. Интересные факты про лебедей: -

Ребята, как вы думаете, для описания чего

Ребята, как вы думаете, для описания чего

Покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные

Покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2023