Технологическая карта урока
Программа: «Дидактическая система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В.В Давыдова»
Тема урока: Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя?
(А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»)
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Создать условия для ответа на вопрос: Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя?
Содержание обучения: социальный опыт, подлежащий передаче.
Задачи урока:
1. Организация работы класса
2. Проверка домашнего задания.
2.1. Актуализация имеющегося опыта (задание в рабоцей тетради).
2.2 Актуализация имеющегося дефицита опыта (чтение стихотворения, вопрос: «Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя?»).
2.3Формулирование цели, предлагаемой ученикам для принятия ее.
2.4 Предъявление плана достижения данной цели.
3. Работа по теме.
4. Физминутка
5.Первичная проверка знаний
6.Организация рефлексии
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник по литературе
Этап урока |
Задача урока |
Методический прием |
Используемые УУД |
||
Деятельность учителя |
Действия ученика |
Форма работы/выполнения действий |
|||
I |
1 |
- Здравствуйте, рада всех видеть, садитесь! |
- Понимают информацию, представленную в словах учителя, формируют позитивный настрой на уроке. |
|
Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению. |
II |
2 |
Проверка домашнего задания. Рассказы ребят о воображаемых героях. – Легко ли фантазировать? – Кому это лучше удаётся, внимательному человеку или безразличному, кто не замечает в окружающем ничего интересного? – Можно ли А.Н. Толстого назвать внимательным писателем? – К кому?
– А читателю обязательно быть внимательным? |
-Он внимателен и к своим героям, и к читателям – об этом рассказал Б. Галанов.
|
фронтальная |
Регулятивные: оценка результатов работы, корректировка письма Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
|
2.1 |
Задание – Послушайте два предложения из известной вам сказки А.Н. Толстого. «От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки. Наконец мучительный завтрак окончился». Вот какой рассказ по этим предложениям придумал один мальчик. «Жила-была одна семья. Отец в ней был очень строгим и такие же установил порядки. Однажды к ним с утра пришли гости, и поэтому завтрак затянулся. Особенно плохо пришлось младшему сыну: он боялся пошевелиться, устал сидеть в одной позе и замёрз, по телу даже мурашки поползли. Да и еда была невкусная, каша какая-то. В общем, не завтрак, а мученье». – Найдите ошибки в его рассказе: что он нашёл и «расшифровал» в тексте, а что принёс в текст из жизни? – Как вы «расшифруете» эти предложения?
– Кто узнал героя, не привыкшего правильно сидеть за столом и слушаться других? |
-Приличное сидение – сидение в соответствии с правилами приличия. Герой явно не привык так сидеть, поэтому по телу у него ползли мурашки. Кто-то следил за его поведением, поэтому завтрак показался мучительным и долгим. - Конечно, это Буратино. |
фронтальная |
Регулятивные: соотнесение того, что известно с тем. что неизвестно |
2.2 |
Чтение стихотворения А.Н. Толстого «Кот – сметанный рот». -Сегодня на уроке нам нужно ответить на вопрос: « Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя?» |
Читают стихотворение. |
Индивидуальная
|
||
2.3 |
- Скажите, мы с вами изучаем сегодня эту тему, а в жизни она нам пригодится? Она для нас важна? |
- С помощью изучения этой темы мы сможем узнать: удалось ли Толстому превратиться в детского писателя. |
Фронтальная |
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать |
|
2.4 |
Формулировка цели |
- Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Удалось ли Толстому стать детским писателем?» |
фронтальная |
Принятие цели |
|
2.5 |
Предъявление плана |
фронтальная |
Принятие промежуточных целей |
||
3 |
Подготовка к ролевому чтению стихотворения. – Сколько голосов вы слышите в стихотворении? (Голос кота, мышей, автора. Причём голос героя не всегда отделён от голоса автора. Например, «Кот, ты спишь?» – вопрос, наверняка заданный мышами.) – Найдите границы голосов в тексте, обозначьте их. – Какой кот в изображении А. Толстого? – А мыши? – Как в стихотворении переплетаются сон кота и явь? Выразительное чтение стихотворения по ролям. Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа. – Понравились ли вам сказки и стихи А.Н. Толстого? Чем? – В чём их необычность? – Какие открытия о писателе А.Н. Толстом вы для себя сделали? Так удалось ли С.Я. Маршаку «превратить», а А.Н. Толстому – «превратиться» в детского писателя? Творческое задание. – Прочитайте начало стихотворения и допишите недостающую строку. Раз у нашего Степана Караулил кот сметану, А когда настал обед, ..................................
|
-Старый, беззубый, много спит и мечтает, глуповатый и т.д.
-Кот сидит – сметаны нет. |
фронтальная |
Познавательные: поиск и выделение информации
Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
|
|
4 |
Физкультминутка. Бабочка Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) |
|
|
|
|
|
5 |
Задание в тетради. – Похож ли этот кот на кота из стихотворения А.Н. Толстого? Почему? – Что общего между Базилио, котом – сметанным ртом и Василь Васильичем?
– Кому бы из них больше всего понравилась сказка «Фофка»? |
-Все трое – коты, герои книг А.Н. Толстого.
-Василь Васильичу, это кот из «Детства Никиты» – настоящий хищник, гроза мышей и птиц. |
Индивидуальная в тетрадях
|
Познавательные: поиск и выделение информации |
III |
6. |
- Подведем итог: о чем мы сегодня говорили? - Что мы сегодня повторили? - Достигли ли нашей цели? -ДЗ: Прочитать главы «Чем закончился скучный вечер» и «Желтухин» из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты» или выучить наизусть фрагмент любого текста А.Н. Толстого.
|
- О А.Н. Толстом и его произведениях. - Мы сегодня повторили содержание сказки «Буратино». -Да. |
фронтальная |
Личностные: Самоопределение. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов. Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.