КОНСПЕКТ УРОКА
по литературному чтению
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
3 класс УМК «Школа России»
(мероприятие проведено в рамках школьной акции «Милосердие»)
Класс: 3 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 3 класс («Школа России») Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. М.: Просвещение (учебник 2018)
Предмет: литературное чтение
Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
Тип урока: приобретение новых знаний.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области литературное чтение по теме: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».
Учебные задачи урока:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1) формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – отзывчивости.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)
1) формирование умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умение взаимодействовать в статичных парах, группах.
3) развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1) формирование навыка чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
2) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
3) формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре, дружбе, любви; формирование потребности в систематическом чтении;
4) развитие творческих способностей.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, проектор.
Орг. момент
Прозвенел звонок на наш урок. Доброе утро, дети! Доброе утро, гости! Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, произнося следующие слова: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. |
2. Актуализация знаний учащихся
1.Работа в парах (2 ряд).
Ребята, каждая пара получает карточку №1, на котором напечатаны названия произведений: "Акула", " Ворона и лисица", " Прыжок". · Прочитайте названия произведений. · Какое произведение "лишнее" и почему? · К какому жанру относится? (ответ: Басня) · Что такое басня? (ответ: Басня- небольшое нравоучительное произведение, где автор высмеивает недостатки людей.) · Кто автор данной басни? (ответ: И.А.Крылов) · К какому жанру отнесете остальные произведения? (ответ: рассказ) · Что такое рассказ? (ответ детей: Рассказ – небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые бывают в жизни.) · Кто написал эти рассказы ? (ответ: Л.Н.Толстой) С творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство? (появляется портрет Л.Н.Толстого). - Что о нём, вы можете рассказать? (ответы детей) |
|
- Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.
|
|
2. Проверка домашнего задания -С какими рассказами Л.Н.Толстого мы познакомились на прошлом уроке? (ответ детей)
|
|
- А насколько внимательно вы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя игру «Школа разведки». Правила игры: Два ученика: Лиза К. и Кирилл О.- разведчики, они получают карточки с написанным словом: у одного - «Прыжок», у другого - «Акула». Карточки никому не показывают. Остальные учащиеся – агенты, они тоже получают карточки, на которых написаны слова к 1 карточкам. |
По сигналу учителя (хлопок) разведчики начинают двигаться по классу, подходя к любому ученику, здороваются с ним и смотрят в его карточку, если его слово или фраза подходит к его заданию, то агент идёт за разведчиком, если нет, то разведчик идёт дальше. Игра продолжается, до тех пор, пока не будут разобраны все агенты. В итоге все выстраиваются у доски, и учитель просит озвучить, что же получилось у ребят.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого. Расшифруйте пожалуйста шифровку и прочитайте название нового произведения. Для этого вам надо выбрать буквы русского алфавита.
|
|
Карточка №2 LSЛWEGVВ SИW IL СОWБVАSLЧKWIАS. (ответы детей: Лев и собачка)
|
|
Демонстрируется запись на слайде: Название произведение: «Лев и собачка». Жанр: быль. - Что означает слово быль? (предположения детей)
|
|
- Обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» Ожегова и уточним значение этого слова. БЫЛЬ – 1.то, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.
|
|
- Ребята, посмотрите на слайд, кто это? (Лев) - Что вы знаете о таком животном, как лев? (ответы детей) - А это кто? (собака) - Что можете сказать о собаке? (ответы детей) - Могут ли 2 абсолютно разных животных ( по темпераменту, по среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да - нет) |
|
Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением и к этому вопросу вернёмся в конце урока. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка». |
|
Первичное восприятие текста. - Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далёком городе Лондон – столице Англии. Сам Лев Николаевич никогда не был в городе Лондон. Возможно, эту историю ему рассказали моряки, которые бывали в Лондонском порту. Услышав её, Лев Николаевич не остался, к ней равнодушен и написал об этом рассказ. – «Лев и собачка» - Внимательно послушайте эту историю. И потом вы должны ответить на вопрос: О чём эта быль? Включается аудиозапись были «Лев и собачка». |
|
- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (печаль, грусть, тревогу) - Где происходит действие? (в зверинце) - Кто герои этой были? (лев и собачка) - Было ли вам кого – нибудь жалко? Почему? (ответы детей)
|
|
Словарная работа Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. Смысл, каких слов вам был непонятен? подле – около, близко, совсем рядом. |
|
зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен). Барин-богатый человек, который имеет прислугу (помещик). Бился-ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался - беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла - умерла. Засовы - большие дверные задвижки. |
|
Повторное чтение текста. Для того, чтобы прочитать текст выразительно, чётко, громко поработаем над дикцией и артикуляцией. Упражнение (хоровое чтение, затем с ускорением) ТА – ТА – ТА, всем нужна доброта, ТЫ – ТЫ – ТЫ, не жалейте доброты, ТУ – ТУ – ТУ, всем подарим доброту. |
|
- Вчитываемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями. -Чтение детьми были «цепочкой» (по абзацу)
|
Физкультминутка
Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.
- Зачем человек поймал собачку и принёс её в зверинец? Найдите и прочитайте в тексте ответ на мой вопрос. (За смотрины диких зверей брали деньгами или животными на корм зверям. У этого человека не было денег, но ему хотелось поглядеть на зверей в зверинце).
- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (люди безжалостны – вместо того чтобы брать только деньги, они уничтожают животных и смотрят на эту расправу).
- Прочитайте в тексте: Как лев встретил собачку? (посмотрел с любопытством, интересом, удивлением).
- Кем стала собачка для льва? (другом).
- В чём выражалась эта дружба? Прочитайте (лев не трогал её, делился едой, играл, спали вместе).
- Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца, вернуть собачку владельцу? (ощетинился, зарычал).
- Сколько прожили лев и собачка вместе? (1 год).
- Что произошло с собачкой? (умерла).
- Как ведёт себя лев? Прочитайте. (Горюет, не выдерживает разлуки).
- Что значит быть преданным? (верным кому-то)
-Чем заканчивается эта история? (лев умирает).
- Какой конец этой истории? (печальный)
- Скажите, пожалуйста, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу? (ответы детей)
Творческая работа Прикрепите на плакат нужные элементы, которые отражают содержание прочитанного нами рассказа.
(у доски работают 2 ученика» |
|
Ребята, а мы пока попробуем составить план по прочитанному. |
|
|
|
Рефлексия. Расскажите о результатах своей работы (вопрос работающим у доски). |
|
Рефлексия. Подведем итоги. Какую мысль хотел донести читателю Лев Николаевич Толстой?
(ответы детей) |
|
Домашнее задание. |
|
Спасибо за урок! |
|
Корабль обошёл вокруг света и возвращался домой.
Народ на палубе забавляла обезьяна
Мальчик был сыном капитана корабля.
Мальчику было 12 лет.
Обезьяна сорвала с мальчика шляпу и надела её на себя.
Мальчик, отпустив мачту и верёвку и посмотрев при этом вниз, зашатался.
Мальчик вряд ли смог бы вернуться к мачте, дойдя до конца перекладины. ему было бы трудно повернуться и пойти назад.
Отец принудил мальчика спрыгнуть с перекладины в воду, пригрозив, что иначе застрелит его.
Событие происходило на берегу Африки.
Горячий ветер дул с Сахары.
Перед закатом солнца капитан крикнул: «Купаться!»
Первыми в воду спрыгнули 2 мальчика.
Отец одного из мальчиков был артиллеристом.
В надежде спасти мальчиков матросы спустили лодку и помчались на ней к мальчикам.
Увидев акулу, мальчики с визгом поплыли разные стороны.
Артиллерист выстрелил в акулу из пушки.
Матросы забрали мальчиков и отвезли их к кораблю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.