Конспект урока по математике
во 2 –г классе МБОУ «СОШ № 12» г. Калуги
Трошкиной Марины Александровны
Тема: Увеличить в … и уменьшить в .. несколько раз.
Цель: способствовать совершенствованию умений увеличивать и уменьшать число в несколько раз.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять и формулировать тему и цель; корректировать ее с помощью учителя;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей в сотрудничестве с учителем.
Личностные УУД:
- положительное отношение к учению, наличие элементов познавательного интереса.
Познавательные УУД:
- уметь добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке;
- уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
- уметь правильно формулировать и выражать свои мысли;
- уметь слушать и понимать речь других, договариваться о распределении функций в группах.
Ход урока.
I. Мотивация к деятельности
- Ребята, на улице весна. Скоро распустятся цветы, они тянутся к весенним лучам солнца, а каждый человек тянется к знаниям. Так пусть же лучики весеннего солнца проникнут к нам в класс и придадут вам уверенности в ваших знаниях.
II. Актуализация знаний.
1) Продолжите ряд на 3 числа:
2 4 6 увеличить: числа 1 ряда на 2;
6 9 12 числа 2 ряда на 3;
8 12 16 числа 3 ряда на 4.
2) - На сколько 35 меньше 37? (на 2)
- На сколько 60 больше 54? (на 6)
- Первый множитель – 2, второй множитель – 2? (4)
- Назовите частное чисел 32 и 4 (8)
- Делимое 18, делитель 3. Чему равно частное. (6)
Получился ряд чисел: 2 6 4 8 6
3) Посмотрите на ряд. Найдите закономерность.
- Продолжите ряд ещё на 4 числа (10 8 12 10)
- Вы сказали, что число увеличивается на 4, а что это значит?
- А что значит уменьшается на 2?
III. Постановка проблемной ситуации.
- Запишите в тетради только решение.
1) У Миши 4 наклейки, а у Игоря на 2 наклейки больше. Сколько наклеек у Игоря? (4 + 2 = 6)
2) На I полке было 4 книги, а на второй в 2 раза больше. Сколько книг было на второй полке? (4 х 2 = 8)
- В чем возникло затруднение?
- Почему оно возникло? (не знаем, что значит в 2 раза больше)
IV. Формулировка темы и целей урока.
- Какую цель поставим перед собой? (научиться решать задачи такого вида)
- Сформулируйте тему урока. (Увеличить в… Уменьшить в..)
V. «Открытие» нового знания.
- Что мы повторяли вначале урока? (увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц).
- Давайте ёщё раз проведём наблюдение, как происходит увеличение на несколько единиц.
- Для этого выполним практическое задание.
- Положите слева 2 красных круга, а справа на 3 желтых круга больше.
- Где кругов больше?
- Что мы можем сказать, сколько стало кругов? (столько же и еще 3)
- А теперь я изменю задание.
- Ниже положите слева 2 желтых круга, а справа 3 раза по 2 красных круга.
- Где кругов больше? (справа)
- Можно ли сказать, что кругов стало больше на 3? (нет) Почему? (мы добавили не 3 круга)
- А как вы думаете, как в этом случае надо сказать? (их стало в 3 раза больше).
-Если не скажут: А каким действием мы будем узнавать, сколько кругов справа? (умножением)
- Как же нужно сказать, сколько кругов стало?
- Красных кругов стало больше, значит красные круги ……увеличились.
- Что значит увеличить в 3 раза? (взять 3 раза по столько же, умножить на 3)
- Как сказать о количестве красных кругов, по отношению к желтым кругам? (красных кругов в 3 раза больше, чем желтых)
- А почему? (потому что взяли 3 раза по 2)
- Значит, какое действие мы выполним? (умножение)
- Сделайте вывод про число желтых кругов в первом ряду. (число желтых кругов увеличили на 3) Какое действие выполнили? (сложение)
- Сделайте вывод по второму заданию. (число красных кругов увеличили в 3 раза). Какое действие выполнили? (умножение)
- А что можно сказать о количестве красных кругов по отношению к желтым? (их стало в 3 раза меньше)
- Значит, какое действие будем выполнять? (деление)
- Что значит уменьшить в 3 раза? (разделить на 3)
- Учебник с. 40 № 1
- Как изменилось число красных кругов?
-Как изменилось число синих кругов?
-Сделайте вывод. Сравниваем вывод по учебнику.
- Итак, когда мы слышим слово увеличить, результат будет больше или меньше? (больше)
-А как нам понять, что необходимо выполнить действие сложение? (предлог НА)
- А если надо выполнить действие умножение? (предлог В)
С. 40 № 2
- Как изменилось число красных треугольников? (их стало меньше)
- А что значит уменьшить? (столько же, но без 3)
- Как изменилось число синих треугольников? (уменьшили в 2 раза)
- А если мы слышим слово уменьшить, результат будет больше или меньше? (меньше)
-А как нам понять, что число надо вычесть? (предлог НА)
- А если применить предлог В, то …(число надо разделить)
- Сделайте вывод. Сравниваем вывод по учебнику.
- Давайте вспомним какую задачу мы не смогли решить в начале урока. Сможем ли мы её решить сейчас? (да)
- Давайте решим. (4 х 2 =8)
- Запишите решение в тетрадочку.
VI. Первичное закрепление.
1) С. 41 № 4 – работа в группах.
1 группа – составляет рассказ к первому рисунку (с яблоками)
В вазе лежало 6 яблок, их увеличили на 1. ( 6 + 1 = 7)
2 группа – ко второму рисунку (с мячами)
В корзине лежало 2 мяча, их увеличили в 3 раза. (2 х 3 = 6)
3 группа – к третьему рисунку (с неваляшками)
На полке стояли 3 неваляшки, потом их уменьшили на 2. (3 – 2 = 1)
- Проверка работы.
- А к четвертому рисунку придумайте рассказ каждый самостоятельно.
На первом рисунке нарисовали 4 попугая, а на втором рисунке уменьшили в 2 раза. (4 : 2 = 2)
- Проверка.
2) с. 41 № 5 – с комментированием с места и с записью в тетрадь.
- Прочитайте задание. Что надо сделать? (увеличить число 5)
- Что значит увеличьте в 4 раза? (5 х 4 = 20)
- Что значит увеличьте на 4? (5 + 4 = 9)
- Что значит увеличьте в 7 раз? (5 х 7 = 35)
- Что значит увеличьте на 7? (5 + 7 = 12)
- Сколько равенств получилось на сложение? А сколько на умножение?
- На что мы с вами обращали внимание?
- Давайте сделаем вывод: если предлог НА, то число надо прибавить.
Если предлог В, то число надо умножить.
3) с. 41 № 6 – сначала разобрать, а затем записать. Один – у доски, остальные в тетради.
- Что надо сделать? (уменьшить число)
- На что мы с вами должны обращать внимание? (на предлоги)
- Если предлог НА… (то действие ВЫЧИТАНИЕ).
- Если предлог В… (то действие ДЕЛЕНИЕ).
Вывод: если предлог НА то + или -; если предлог В то х или :
VII. Включение в систему знаний.
4) Задание: на столах у каждого из вас лежат карточки. Возьмите их, пожалуйста, и соедините задачи с их решением. А внизу напишите к какой задаче подходит то или иное решение.
1. В коробке было 12 кусков зеленого мела, а а) 12 – 6 = 6
белого в 6 раз меньше. Сколько кусков белого
мела в коробке?
2. В корзине было 12 белых грибов, а б) 12 : 6 = 2
подосиновиков на 6 грибов меньше. Сколько
подосиновиков было в корзине?
3. В вазе 2 яблока, а груш в 4 раза больше. в) 12 + 6 = 18
Сколько груш в вазе?
4. У брата 12 фломастеров, а у сестры на 6 г) 2 х 4 = 8
фломастеров больше. Сколько фломастеров
у сестры?
Проверьте: 1 _б__, 2 _а_, 3 _г__, 4 _в_.
- Поднимите руки те, у кого ответы такие же. Молодцы. А те ребята, кто допустил ошибку не переживайте, вам нужно потренироваться.
IV. Итог урока.
- С какими новыми понятиями познакомились на уроке?
-
Достигли мы с вами цели, которую поставили в начале урока?
- Что значит увеличить в …. раз?
- Что значит уменьшить в … раз?
- А сейчас, ребята, пришло время оценить себя. Нарисуйте солнышко:
- Молодцы, у вас всё получилось!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.