Конспект урока по математике в 3 классе на тему «Приёмы письменного умножения в пределах 1000»
Цель: познакомить с приёмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд.
Задачи:
• научить учащихся правильно оформлять запись умножения трёхзначного числа на однозначное столбиком;
• совершенствовать умение решать задачи, закреплять знания разрядов чисел в пределах 1000, развивать познавательную активность и математическую речь, умение рассуждать;
• воспитывать интерес к математике.
Ход урока:
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Поприветствуем наших гостей. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, пожалуйста, чтобы на столах всё необходимое лежало аккуратно.
- Сегодня урок необычен также тем, что за каждое верно выполненное задание вы будете получать букву, а в конце урока из букв сложится слово-подсказка, которое укажет вам на сюрприз. Желаю удачи!
Актуализация знаний. Минутка чистописания.
- Откройте тетради и запишите число и классная работа. Сегодня пропишем число 900.
Устный счёт.
Каждому ученику выдаётся карточка с цепочкой примеров. После выполнения задания ученики получают букву.
Самоопределение к деятельности.
- Объясните, как можно вычислить ответ в примере 234*2. (234*2= (200+30+4) * 2=200*2+30*2+4*2=400+60+8=468.)
- Как представили число 234? (200+30+4)
- В каком порядке выполняли умножение? (Сначала умножали на сотни, потом на десятки, потом на единицы. Потом сложили результаты.)
- Какой способ записи умножения вы выбрали? (В строчку.)
- Какой ещё способ вычисления и записи существует? (В столбик.)
- Запишите вычисления в столбик.
- Какой способ вам кажется удобнее? (Второй, так как запись получается короче.)
- Как умножали 234 на 2? (По разрядам.)
- В каком порядке выполняли вычисления? (Сначала умножали единицы, потом десятки, потом сотни.)
- Сформулируйте тему и задачи урока.
Ученики получают букву.
Работа по теме урока.
- Откройте учебник на странице 88.
- Чем отличаются записи в первом выражении от записей во втором? (Записи второго выражения длиннее.) Почему? (Число трёхзначное, надо сложить результаты умножения на сотни, десятки и единицы.)
- Сделайте вывод: почему запись в столбик удобнее? (Запись получается короче, не нужно запоминать и складывать промежуточные результаты.)
- Проверим, как вы поняли алгоритм умножения в столбик. Выполним №1 на странице 88. Что здесь нужно сделать?
Ученики записывают решение столбиком и выполняют умножение с объяснением. После выполнения задания ученики получают буквы.
- Что же нужно сделать в №2?
Ученики решают примеры в столбик. После выполнения задания ученики получают буквы.
Физкультминутка.
Проводится игра «Запретное движение».
Закрепление изученного материала.
- Прочитайте задачу №3. Сделаем схематический чертёж к первому вопросу.
- Что известно в задаче? (5 рулонов по 20 м и 4 теплицы по 16 м.)
- Сделаем схематический чертёж ко второму вопросу.
- Что значит «хватит ли плёнки»? (Останется плёнка или нет.)
- Как узнать остаток? (Из общей длины плёнки вычесть длину плёнки, необходимой на теплицы.)
- Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько купили метров, сколько надо га теплицы.)
- Каким действием можем это узнать? (Умножением.)
- Что сделаем после вычислений? (Сравним ответы. Если количество плёнки, необходимой на теплицы, будет меньше, то её хватит.)
Решение:
1) 20*5=100 (м) – купили;
2) 16*4=64 (м) – нужно на теплицы;
3) 100>64.
Ответ: плёнки хватит.
Решение:
1) 20*5=100 (м) – купили;
2) 25*4=100 (м) – нужно на теплицы;
3) 100=100.
Ответ: плёнки хватит.
После выполнения задания ученики получают буквы.
Рефлексия.
- Прежде чем мы узнаем, что за сюрприз вас ждёт, скажите, пожалуйста, что было легким на уроке? А какие трудности возникли? Над чем надо поработать?
Подведение итогов.
- С каким способом записи умножения трёхзначного числа на однозначное вы познакомились на уроке? Почему этот способ записи удобнее? А теперь посмотрите на доску. Какое же слово-подсказка получилось? (В конверте.) Как вы думаете, какой же сюрприз ожидает вас в этом конверте? На самом деле, в конверте спрятано ваше домашнее задание.
Домашнее задание.
- Дома вам нужно выполнить №4 на странице 88.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.