Конспект урока по музыке 6 класс: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
Оценка 5

Конспект урока по музыке 6 класс: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Оценка 5
docx
25.11.2022
Конспект урока по музыке 6 класс: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
1.docx

№ урока 6, класс 6

Тема: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Содержание:  Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.

Задачи:

·         знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;

  • формировать умение давать характеристику музыкальным темам, проводить аналогии с пройденными произведениями;
  • развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

• народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;

• хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

 

ХОД УРОКА

1 : организационный момент

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске).

- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?

Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

 

 

2: повторение пройденного материала

ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый.

К обрядовому фольклору относятся:

·         календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

·          семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),

·         окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).

Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.

Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.

Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

 

3: изучение нового материала

Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

 

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.

- Какое настроение создаёт эта песня?

- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)

- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?

Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).

- Что вы видите на этих картинах?

- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)

- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.

Пение: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

 

Матушка, что во поле пыльно?

Русская народная песня

- Матушка, матушка, что во поле пыльно?

Сударыня матушка, что во поле пыльно?

- Дитятко милое, кони разыгралися.

 

- Матушка, матушка, на двор гости едут,

Сударыня матушка, на двор гости едут!..

- Дитятко милое, я тебя не выдам!

 

- Матушка, матушка, на крылечко идут,

Сударыня матушка, на крылечко идут!..

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...

 

- Матушка, матушка, в нову горницу идут,

Сударыня матушка, в нову горницу идут!..

- Дитятко милое, я тебя не выдам!

 

- Матушка, матушка, за столы садятся,

Сударыня матушка, за столы садятся!

- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!

 

- Матушка, матушка, образа снимают,

Сударыня матушка... Меня благословляют...

- Дитятко милое, господь с тобою!

 

4: домашнее задание

Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.

 

5 : подведение итогов урока

Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.

 

- Существует интонационная общность этих произведений?

 

ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Тема: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

Обряды, знакомые нам по материалам

Обряды, знакомые нам по материалам

Матушка, матушка, на крылечко идут,

Матушка, матушка, на крылечко идут,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2022