№ урока 6, класс 6
Тема: Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
Содержание: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем русской песни.
Задачи:
· знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;
Музыкальный материал:
• народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;
• хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки, раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
ХОД УРОКА
1 : организационный момент
Здравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему урока: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов» (написана на доске).
- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?
Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
2: повторение пройденного материала
ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый.
К обрядовому фольклору относятся:
· календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),
· семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),
· окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора скота).
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие.
Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования.
Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)
3: изучение нового материала
Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.
На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.
- Какое настроение создаёт эта песня?
- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки и матери)
- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?
Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.
Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на интерактивной доске).
- Что вы видите на этих картинах?
- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или покорность)
- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.
Пение: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
Матушка, что во поле пыльно?
Русская народная песня
- Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня матушка, что во поле пыльно?
- Дитятко милое, кони разыгралися.
- Матушка, матушка, на двор гости едут,
Сударыня матушка, на двор гости едут!..
- Дитятко милое, я тебя не выдам!
- Матушка, матушка, на крылечко идут,
Сударыня матушка, на крылечко идут!..
- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...
- Матушка, матушка, в нову горницу идут,
Сударыня матушка, в нову горницу идут!..
- Дитятко милое, я тебя не выдам!
- Матушка, матушка, за столы садятся,
Сударыня матушка, за столы садятся!
- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!
- Матушка, матушка, образа снимают,
Сударыня матушка... Меня благословляют...
- Дитятко милое, господь с тобою!
4: домашнее задание
Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней иллюстрацию.
5 : подведение итогов урока
Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх, являются драматургически значимыми моментами в развитии действия оперы. Опера – это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а художественно воссозданная драма жизни.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…» в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.
- Существует интонационная общность этих произведений?
ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к жизни.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.