Конспект урока по музыке на тему: «Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов».
Оценка 4.6

Конспект урока по музыке на тему: «Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов».

Оценка 4.6
docx
16.04.2020
Конспект урока по  музыке  на тему: «Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов».
конспект баба яга.docx

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

 

Разработал студент 4 курса,

Специальности 44.02.02.

«Преподавание в начальных классах»

Группы ПНК – 4 «Б»

Корниенко Татьяна

 

 

 

Конспект урокапо музыке

На тему: «Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов».

 

 

Место проведения: Школа №12,  3 «Б» класс

Дата проведения:  18.02.2020.

 

 

Учитель: Кулагина Е.В.___________

Методист: Беляева О.Л.___________

 

 

 Дзержинск – 2020г.

 

Тема:«Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов»

Класс: 3 «Б»

Тип урока:Углубления в тему

Цель урока:Создание условий для ознакомления  с образом Бабы Яги в музыке русских композиторов.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Сообщить сведения о русских композиторах 19 и 20 вв. -  П. И. Чайковском, М. П. Мусоргском, А. К Лядове.

2. Подвести детей к пониманию разнообразия  средств музыкальной выразительности, используемых композиторами: ритм, тембр, форма, жанр

Развивающие:

1.Развивать творческие способности детей, сочинение  сказки и умение выразительно рассказывать ее.

2. Развивать в детях умение петь легким, активным звуком, при организации вокально-хоровой работы над песней  Г.  Гладкова «Песня-спор».

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и уважение к русскому фольклору.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Понимают разнообразие средства музыкальной выразительности.

2. Воспринимают  музыку разного эмоционально – образного содержания, выражают своё отношение к музыке и её героям.

3. Воплощают настроение музыкальных произведений в пении, понимают значение музыкальных сказок.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Понимают содержание рисунков и соотносят их с музыкальными впечатлениями.

2. Соотносят различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной - выразительности

Регулятивные:

1. Принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения ее результата.

2. Понимают и принимают позиции слушателя, воспринимают мнение о прослушанном произведении и предложения относительно исполнения музыки сверстников, учителя.

3. Воспринимают музыкальное произведение и мнение других людей о музыке, учитывают настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

Коммуникативные:

1.Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, составляют небольшие устные диалогические высказывания.

Личностные:

1.Воспринимают музыкальное произведение, определяют основное настроение и характер героев из музыки.

2.Проявляют положительное отношение к музыке, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

 

План урока:

1.Орг.момент (2 мин.)

2.Проблемная ситуация (3 мин.)

3.Решение проблемной ситуации (40 мин.)

 

Ход урока:

Этапы фрагмента урока

Обр. задача этапа урока

Методы и приемы работы

Дидактические средства

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Форма орг.

Учеб.деят.

Формы контроля

Планируемые результаты

Предмет.

Метапредмет.

 

Лич.

1.Орг.момент

Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в учебную деятельность

Прием: формирования познавательного интереса

Мультимедийная презентация

- Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Сергеевна, урок музыки сегодня у вас проведу я.

- Предлагаю вам начать урок сразу с песни, давайте послушаем музыку внимательно.

 - Ребята, знакома ли вам эта мелодия? Что это за песня?

- Эту «Песню - спор» написал композитор Геннадий Гладков.

-Давайте споем вместе первый куплет песни, разделившись по ролям: мальчики поют вместе с Витей, который не верит в сказочные чудеса, а девочки – вместе с Машей.

Эта песня пообещала, что впереди у нас будет сказка. Вот она и начинается.

Приветствуют учителя.

 

Слушают.

 

 

 

-да.

 

 

 

- Поют первый куплет песни- спор по ролям.

Аудиофайл

Речь учителя

Устный фронтальный контроль,

самоконтроль

Понимают разнообразие средства музыкальной выразительности

РУУД:

Умеют осознавать, что уже освоено и что еще подлежит усвоению

1.Воспринимают музыкальное произведение, определяют основное настроение и характер героев из музыки

2.Проблемная ситуация

Поставить проблему перед учащимися

Метод проблемного изложения материала

Мультимедийная презентация

Костюмы сказочных героев

Кащей: Что детишки, песенки поете? Настроение у вас хорошее? Радуетесь? Не люблю, когда у других настроение хорошее. Сейчас я вам его испорчу.

Украду у вас песню, и не будет у вас больше праздника. (Кащей забирает ноты с песней и убегает).

- Отвечают на вопросы Кощея, входят с ним в диалог.

Речь Кощея

Устный фронтальный контроль,

самоконтроль

 

КУУД:

Умеют слушать и слышать собеседника, вступать с ним в диалог.

 

3.Выход из проблемной ситуации

Спланировать учебное сотрудничество для решения проблемной ситуации.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Обеспечить учащимися усвоение материала

Проверить усвоение материала учащимися

Метод моделирования художественно-творческого процесса.

Метод сочинения и импровизации.

Метод анализа музыкального произведения.

Метод размышления о музыке.

Метод жизненных ассоциаций.

 

Мультимедийная презентацияКостюмы сказочных героев

Использование рисунков, вспомогательного материала

(рисунки: мухомор, коряги, куриные лапы, и тд.)

Учитель: Остались мы с вами ребята без песни. И сказки  у нас не будет, потому что песни нет. --Нам надо отправиться в страшное, опасное путешествие, чтобы возвратить песню. Путешествие необычное, музыкальное, на пути мы столкнемся с серьезными испытаниями.

-Вы нам будете помогать, а для этого возьмем в руки музыкальные инструменты – и в нужный момент вы превратитесь в оркестр, который сыграет нам песню леса.

Инструменты будут с нами долго. А звучать они должны, только когда я вам покажу, поэтому сейчас кладем их на парту и не трогаем до моего знака.

Итак, наше путешествие начинается.

Едем, едем по долам, по горам, По зеленым по лугам, по полям, По неведомым краям, по дремучим по лесам.

В том лесу стоит избушка на курьих ножках,

Как на бараньих рожках, когда надо поворачивается.

Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами, вместо столбов у ворот - ноги человечьи, вместо запоров, вместо замка – рот с острыми зубами. И послышался в том лесу страшный шум

( начинает играть оркестр: пошумней, пошумней!). Деревья закачались, птицы всполошились, звери попрятались, только видно в лесу, задевая верхушки деревьев, летит в ступе Баба-яга.

Звучит «Баба Яга» П. И. Чайковского

1-я Баба-Яга: «Фу-фу, русским духом пахнет. Зачем пожаловали?

Пока не расскажете, какая я в музыке, не буду вам помогать.

Учитель: Ребята, расскажите ей.

1-я Баба-Яга:

- Что я делаю в музыке?

 

- Почему вы решили, что я лечу в ступе?

- Почему я прихрамываю?

- Как заканчивается музыкальное произведение?

Ребята, дорогу к Кащееву царству я не знаю, но знает моя средняя сестра – она вам и поможет.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель вместе с детьми:

Едем, едем по долам, по горам, По зеленым по лугам, по полям,

По неведомым краям, по дремучим по лесам.

В том лесу стоит избушка на курьих ножках.

Давайте подойдем, посмотрим в окошко, чем там средняя сестра Баба-Яга занимается?

Звучит «Баба Яга» А. К. Лядова.

2-я Баба-Яга: Ну, расскажите-ка мне, что вы в окошке моем увидели, что я там делала?

- Летала я или ворожила, колдовала, черное свое дело делала?

- А кто исполняет мою музыку?

- Какие инструменты вам запомнились?

- Послушаем еще раз фрагмент этого произведения, какие инструменты звучат?

- Слышно ли в музыке заклинание?

2-я Баба-Яга: Поворожила, поколдовала, все увидела, все узнала про вас: знаю, знаю, что песню у вас украли, что она у Кащея. Дорогу вам покажу, но одни не ходите – пропадете. Поможет вам моя старшая сестра – Яга.

 

 

 

 

 

Все вместе:

Едем, едем по долам, по горам, По зеленым по лугам, по полям,

По неведомым краям, по дремучим по лесам.

В том лесу стоит избушка на курьих ножках.

Звучит «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского.

3-я Баба-яга: А, пришли ко мне, знаю, знаю, кто вас прислал, а мы тут как раз с нечистью моей развлекаемся, что мы делали? Давайте еще раз послушаем этот фрагмент.

- Что же вы услышали?

 

 

 

 

 

 

- Что еще было в музыке?

- О чем она еще рассказывала?

- Изменилось ли настроение в музыке?

 

 

 

 

- Сколько же было частей в этом произведении?

-У меня есть 2 куриные лапки и мухомор, изобразите форму этого произведения на доске с помощью лесных фигур.

Молодцы! Хорошо слушали музыку, хорошо объясняли.

 

 

 

 

 

Помогу я вам. Садитесь ко мне в ступу и полетим.  Вот и прилетели, вот оно Кащеево царство. Теперь вы уж сами управляйтесь, без меня.

Кащей: Ага, добрались все-таки до меня?! Но просто так я вам песню не отдам. Знаю, что Вы рисовали рисунки к сказке. Вот теперь покажите-ка мне что вы там нарисовали, и расскажите сказку мне по своим рисункам.

Кащей: Хорошо рассказали, выразительно и музыку слушали. Ладно, отдам я вам ноты, и даже секрет открою один: расскажу, кто вам в сказку помог попасть. Это были русские композиторы, которые сочиняли свою музыку более 100 лет назад для таких вот детей и взрослых, как мы с вами. Первую Бабу-Ягу нам помог услышать П. И. Чайковский, вторую, среднюю Бабу-Ягу, описал в своем произведении А. К. Лядов, а старшую Бабу-Ягу – М. П. Мусоргский.

Сочините музыкальную сказку.

Учитель: Теперь, когда у нас есть ноты со словами песни, мы сможем выучить ее до конца. Мы сейчас пропоем вам следующие куплеты, а вы поможете нам петь припев.

Учитель: Вот мы с вами ребята и узнали о сказочных образах в музыке, а именно об образах Бабы-Яги в музыке русских композиторов. Вашим домашним заданием будет нарисовать музыкальные портреты одного из героев сегодняшнего произведения , с  которым вы познакомились уроке.

Всем спасибо за урок, урок окончен.

 

- Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Играют на музыкальных инструментах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Играют на музыкальных инструментах.

 

 

 

 

 

Слушают музыку.

- Мы хотим вернуть наши ноты и песню, которые украл Кощей бессмертный.

- Вы летаете, прихрамываете, ковыляете.

- Мелодия в песне то приближается, то удаляется, как будто вы отталкиваетесь метлой и летите быстрее, потом замедляетесь.

- Звук изменяется, как будто кто-то делает 1 большой шаг, потом замедляется, как будто прихрамывает

- Звуком как  будто кто-то приземлился.

 

- Играют на музыкальных инструментах

 

 

- Вы колдовали и как будто варили какое-то зелье или отвар.

- Да в музыке слышно, как будто вы добавляете какие-то ингредиенты в свой большой чугун.

- Вашу музыку исполняет симфон.оркестр

- В вашей музыке играют ударные тарелки, духовые инструменты и скрипка.

-ударные – все кипит, дышит, мелодия зловещая.

 

- Играют на музыкальных инструментах

 

 

 

 

 

 

 

- Вы спорили о чём-то, плясали.

- Мы услышали, что вы снечестью что-то делали, колдовали, танцевали, бесились.

- Вы успокоились и как будто шептались о чём-то с нечестью, о каких ни будь злых и хитрых делах.

- В вашей музыке было 3 части. Вы снечестьюсначала бесились, потом успокоились и стали что-то замышлять и после опять стали беситься, танцевать.

- Коряга, мухомор, коряга.

 

 

 

 

 Рассказывают Свои сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слушают Кощея бессмертного

 

 

- Слушают учителя

 

- Поют песню-спор все вместе.

 

- Слушают учителя

 

- Слушают информацию о домашнем задании.

 

 

 

Фронтальная работа

Речь учителя

Аудиофайл

Работа с доской

Беседа

Речь сказочных персонажей

Устный фронтальный контроль,

самоконтроль

1.Воспринимают  музыку разного эмоционально – образного содержания, выражают своё отношение к музыке и её героям.

2.Воплощают настроение музыкальных произведений в пении, понимают значение музыкальных сказок.

КУУД:

Умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения

ПУУД:

Умеют высказывать предположения

РУУД:

Умею принимать и сохранять учебную задачу

ЛУУД:

Проявляют интерес к процессу познания

КУУД:

Планируют учебное сотрудничество  с учителем и сверстниками

РУУД:

Умеют взаимодействовать с учителем

1.Воспринимают музыкальное произведение, определяют основное настроение и характер героев из музыки.

2.Проявляют положительное отношение к музыке, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности

 


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Тема: «Сказочные образы в музыке

Тема: «Сказочные образы в музыке

Ход урока: Этапы фрагмента урока

Ход урока: Этапы фрагмента урока

Выход из проблемной ситуацииСпланировать учебное сотрудничество для решения проблемной ситуации

Выход из проблемной ситуацииСпланировать учебное сотрудничество для решения проблемной ситуации

И послышался в том лесу страшный шум ( начинает играть оркестр: пошумней, пошумней!)

И послышался в том лесу страшный шум ( начинает играть оркестр: пошумней, пошумней!)

Учитель вместе с детьми : Едем, едем по долам, по горам,

Учитель вместе с детьми : Едем, едем по долам, по горам,

Яга. Все вместе:

Яга. Все вместе:

Сколько же было частей в этом произведении? -У меня есть 2 куриные лапки и мухомор, изобразите форму этого произведения на доске с помощью лесных фигур

Сколько же было частей в этом произведении? -У меня есть 2 куриные лапки и мухомор, изобразите форму этого произведения на доске с помощью лесных фигур

А. К. Лядов, а старшую Бабу-Ягу –

А. К. Лядов, а старшую Бабу-Ягу –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2020