Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Разработал студент 4 курса,
Специальности 44.02.02.
«Преподавание в начальных классах»
Группы ПНК – 4 «Б»
Корниенко Татьяна
Конспект урокапо музыке
На тему: «Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов».
Место проведения: Школа №12, 3 «Б» класс
Дата проведения: 18.02.2020.
Учитель: Кулагина Е.В.___________
Методист: Беляева О.Л.___________
Дзержинск – 2020г.
Тема:«Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов»
Класс: 3 «Б»
Тип урока:Углубления в тему
Цель урока:Создание условий для ознакомления с образом Бабы Яги в музыке русских композиторов.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Сообщить сведения о русских композиторах 19 и 20 вв. - П. И. Чайковском, М. П. Мусоргском, А. К Лядове.
2. Подвести детей к пониманию разнообразия средств музыкальной выразительности, используемых композиторами: ритм, тембр, форма, жанр
Развивающие:
1.Развивать творческие способности детей, сочинение сказки и умение выразительно рассказывать ее.
2. Развивать в детях умение петь легким, активным звуком, при организации вокально-хоровой работы над песней Г. Гладкова «Песня-спор».
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь и уважение к русскому фольклору.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Понимают разнообразие средства музыкальной выразительности.
2. Воспринимают музыку разного эмоционально – образного содержания, выражают своё отношение к музыке и её героям.
3. Воплощают настроение музыкальных произведений в пении, понимают значение музыкальных сказок.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Понимают содержание рисунков и соотносят их с музыкальными впечатлениями.
2. Соотносят различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной - выразительности
Регулятивные:
1. Принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения ее результата.
2. Понимают и принимают позиции слушателя, воспринимают мнение о прослушанном произведении и предложения относительно исполнения музыки сверстников, учителя.
3. Воспринимают музыкальное произведение и мнение других людей о музыке, учитывают настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.
Коммуникативные:
1.Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, составляют небольшие устные диалогические высказывания.
Личностные:
1.Воспринимают музыкальное произведение, определяют основное настроение и характер героев из музыки.
2.Проявляют положительное отношение к музыке, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности.
План урока:
1.Орг.момент (2 мин.)
2.Проблемная ситуация (3 мин.)
3.Решение проблемной ситуации (40 мин.)
Ход урока:
Этапы фрагмента урока |
Обр. задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Дидактические средства |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма орг. Учеб.деят. |
Формы контроля |
Планируемые результаты |
||
Предмет. |
Метапредмет.
|
Лич. |
||||||||
1.Орг.момент |
Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в учебную деятельность |
Прием: формирования познавательного интереса |
Мультимедийная презентация |
- Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Сергеевна, урок музыки сегодня у вас проведу я. - Предлагаю вам начать урок сразу с песни, давайте послушаем музыку внимательно. - Ребята, знакома ли вам эта мелодия? Что это за песня? - Эту «Песню - спор» написал композитор Геннадий Гладков. -Давайте споем вместе первый куплет песни, разделившись по ролям: мальчики поют вместе с Витей, который не верит в сказочные чудеса, а девочки – вместе с Машей. Эта песня пообещала, что впереди у нас будет сказка. Вот она и начинается. |
Приветствуют учителя.
Слушают.
-да.
- Поют первый куплет песни- спор по ролям. |
Аудиофайл Речь учителя |
Устный фронтальный контроль, самоконтроль |
Понимают разнообразие средства музыкальной выразительности |
РУУД: Умеют осознавать, что уже освоено и что еще подлежит усвоению |
1.Воспринимают музыкальное произведение, определяют основное настроение и характер героев из музыки |
2.Проблемная ситуация |
Поставить проблему перед учащимися |
Метод проблемного изложения материала |
Мультимедийная презентация Костюмы сказочных героев |
Кащей: Что детишки, песенки поете? Настроение у вас хорошее? Радуетесь? Не люблю, когда у других настроение хорошее. Сейчас я вам его испорчу. Украду у вас песню, и не будет у вас больше праздника. (Кащей забирает ноты с песней и убегает). |
- Отвечают на вопросы Кощея, входят с ним в диалог. |
Речь Кощея |
Устный фронтальный контроль, самоконтроль |
|
КУУД: Умеют слушать и слышать собеседника, вступать с ним в диалог. |
|
3.Выход из проблемной ситуации |
Спланировать учебное сотрудничество для решения проблемной ситуации. Активизировать мыслительную деятельность учащихся. Обеспечить учащимися усвоение материала Проверить усвоение материала учащимися |
Метод моделирования художественно-творческого процесса. Метод сочинения и импровизации. Метод анализа музыкального произведения. Метод размышления о музыке. Метод жизненных ассоциаций.
|
Мультимедийная презентацияКостюмы сказочных героев Использование рисунков, вспомогательного материала (рисунки: мухомор, коряги, куриные лапы, и тд.) |
Учитель: Остались мы с вами ребята без песни. И сказки у нас не будет, потому что песни нет. --Нам надо отправиться в страшное, опасное путешествие, чтобы возвратить песню. Путешествие необычное, музыкальное, на пути мы столкнемся с серьезными испытаниями. -Вы нам будете помогать, а для этого возьмем в руки музыкальные инструменты – и в нужный момент вы превратитесь в оркестр, который сыграет нам песню леса. Инструменты будут с нами долго. А звучать они должны, только когда я вам покажу, поэтому сейчас кладем их на парту и не трогаем до моего знака. Итак, наше путешествие начинается. Едем, едем по долам, по горам, По зеленым по лугам, по полям, По неведомым краям, по дремучим по лесам. В том лесу стоит избушка на курьих ножках, Как на бараньих рожках, когда надо поворачивается. Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами, вместо столбов у ворот - ноги человечьи, вместо запоров, вместо замка – рот с острыми зубами. И послышался в том лесу страшный шум ( начинает играть оркестр: пошумней, пошумней!). Деревья закачались, птицы всполошились, звери попрятались, только видно в лесу, задевая верхушки деревьев, летит в ступе Баба-яга. Звучит «Баба Яга» П. И. Чайковского 1-я Баба-Яга: «Фу-фу, русским духом пахнет. Зачем пожаловали? Пока не расскажете, какая я в музыке, не буду вам помогать. Учитель: Ребята, расскажите ей. 1-я Баба-Яга: - Что я делаю в музыке?
- Почему вы решили, что я лечу в ступе? - Почему я прихрамываю? - Как заканчивается музыкальное произведение? Ребята, дорогу к Кащееву царству я не знаю, но знает моя средняя сестра – она вам и поможет.
Учитель вместе с детьми: Едем, едем по долам, по горам, По зеленым по лугам, по полям, По неведомым краям, по дремучим по лесам. В том лесу стоит избушка на курьих ножках. Давайте подойдем, посмотрим в окошко, чем там средняя сестра Баба-Яга занимается? Звучит «Баба Яга» А. К. Лядова. 2-я Баба-Яга: Ну, расскажите-ка мне, что вы в окошке моем увидели, что я там делала? - Летала я или ворожила, колдовала, черное свое дело делала? - А кто исполняет мою музыку? - Какие инструменты вам запомнились? - Послушаем еще раз фрагмент этого произведения, какие инструменты звучат? - Слышно ли в музыке заклинание? 2-я Баба-Яга: Поворожила, поколдовала, все увидела, все узнала про вас: знаю, знаю, что песню у вас украли, что она у Кащея. Дорогу вам покажу, но одни не ходите – пропадете. Поможет вам моя старшая сестра – Яга.
Все вместе: Едем, едем по долам, по горам, По зеленым по лугам, по полям, По неведомым краям, по дремучим по лесам. В том лесу стоит избушка на курьих ножках. Звучит «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского. 3-я Баба-яга: А, пришли ко мне, знаю, знаю, кто вас прислал, а мы тут как раз с нечистью моей развлекаемся, что мы делали? Давайте еще раз послушаем этот фрагмент. - Что же вы услышали?
- Что еще было в музыке? - О чем она еще рассказывала? - Изменилось ли настроение в музыке?
- Сколько же было частей в этом произведении? -У меня есть 2 куриные лапки и мухомор, изобразите форму этого произведения на доске с помощью лесных фигур. Молодцы! Хорошо слушали музыку, хорошо объясняли.
Помогу я вам. Садитесь ко мне в ступу и полетим. Вот и прилетели, вот оно Кащеево царство. Теперь вы уж сами управляйтесь, без меня. Кащей: Ага, добрались все-таки до меня?! Но просто так я вам песню не отдам. Знаю, что Вы рисовали рисунки к сказке. Вот теперь покажите-ка мне что вы там нарисовали, и расскажите сказку мне по своим рисункам. Кащей: Хорошо рассказали, выразительно и музыку слушали. Ладно, отдам я вам ноты, и даже секрет открою один: расскажу, кто вам в сказку помог попасть. Это были русские композиторы, которые сочиняли свою музыку более 100 лет назад для таких вот детей и взрослых, как мы с вами. Первую Бабу-Ягу нам помог услышать П. И. Чайковский, вторую, среднюю Бабу-Ягу, описал в своем произведении А. К. Лядов, а старшую Бабу-Ягу – М. П. Мусоргский. Сочините музыкальную сказку. Учитель: Теперь, когда у нас есть ноты со словами песни, мы сможем выучить ее до конца. Мы сейчас пропоем вам следующие куплеты, а вы поможете нам петь припев. Учитель: Вот мы с вами ребята и узнали о сказочных образах в музыке, а именно об образах Бабы-Яги в музыке русских композиторов. Вашим домашним заданием будет нарисовать музыкальные портреты одного из героев сегодняшнего произведения , с которым вы познакомились уроке. Всем спасибо за урок, урок окончен. |
- Слушают учителя.
- Играют на музыкальных инструментах
Играют на музыкальных инструментах.
Слушают музыку. - Мы хотим вернуть наши ноты и песню, которые украл Кощей бессмертный. - Вы летаете, прихрамываете, ковыляете. - Мелодия в песне то приближается, то удаляется, как будто вы отталкиваетесь метлой и летите быстрее, потом замедляетесь. - Звук изменяется, как будто кто-то делает 1 большой шаг, потом замедляется, как будто прихрамывает - Звуком как будто кто-то приземлился.
- Играют на музыкальных инструментах
- Вы колдовали и как будто варили какое-то зелье или отвар. - Да в музыке слышно, как будто вы добавляете какие-то ингредиенты в свой большой чугун. - Вашу музыку исполняет симфон.оркестр - В вашей музыке играют ударные тарелки, духовые инструменты и скрипка. -ударные – все кипит, дышит, мелодия зловещая.
- Играют на музыкальных инструментах
- Вы спорили о чём-то, плясали. - Мы услышали, что вы снечестью что-то делали, колдовали, танцевали, бесились. - Вы успокоились и как будто шептались о чём-то с нечестью, о каких ни будь злых и хитрых делах. - В вашей музыке было 3 части. Вы снечестьюсначала бесились, потом успокоились и стали что-то замышлять и после опять стали беситься, танцевать. - Коряга, мухомор, коряга.
Рассказывают Свои сказки
- Слушают Кощея бессмертного
- Слушают учителя
- Поют песню-спор все вместе.
- Слушают учителя
- Слушают информацию о домашнем задании.
|
Фронтальная работа Речь учителя Аудиофайл Работа с доской Беседа Речь сказочных персонажей |
Устный фронтальный контроль, самоконтроль |
1.Воспринимают музыку разного эмоционально – образного содержания, выражают своё отношение к музыке и её героям. 2.Воплощают настроение музыкальных произведений в пении, понимают значение музыкальных сказок. |
КУУД: Умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения ПУУД: Умеют высказывать предположения РУУД: Умею принимать и сохранять учебную задачу ЛУУД: Проявляют интерес к процессу познания КУУД: Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками РУУД: Умеют взаимодействовать с учителем |
1.Воспринимают музыкальное произведение, определяют основное настроение и характер героев из музыки. 2.Проявляют положительное отношение к музыке, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.