Конспект урока по обществознанию для 9 класса "Право на труд. Трудовые отношения".
Оценка 4.8

Конспект урока по обществознанию для 9 класса "Право на труд. Трудовые отношения".

Оценка 4.8
doc
11.02.2024
Конспект урока по обществознанию для 9 класса "Право на труд. Трудовые отношения".
trudovye pravootnosheniya_9 kl.doc

Тема: ТРУД И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ,

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели: 1. Повышение правовой культуры обучающихся, формирование гражданского общества.

2. Формирование у учащихся 9кл. понимания своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права.

3. Предупреждение правонарушений в сфере трудового законодательства, в частности, в отношении несовершеннолетних.

Задачи:

·  формирование представления у обучающихся  о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве.

  • Знакомство учащихся с правовыми нормами в области трудовых отношений.
  • Содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей
  • содействовать развитию учебных умений учащихся (анализ документа, соотнесение ситуации с правовой нормой, работа в группе,
  • способствовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей, воспитанию законопослушного, умеющего отстаивать свои права гражданина,

Оборудование: раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы с документами.

Ход урока

I.       Введение учеников в тему урока

Здравствуйте ребята, сегодня наш урок мы начнём с ребуса. Перед вами столь необходимые и привычные школьные принадлежности:

Тетрадь + Ручка + Указка + Доска

Первые буквы этих слов образуют слово, которое показывает:

  • существенное отличие человека от животных
  • является причиной его развития
  • помогает ему достичь материального благополучия

Назовите это слово и вспомните поговорки и пословицы, в которых человек выражает своё уважительное отношение к труду:       

Терпение и труд все перетрут.

      Двое пашут, а семеро руками машут.

      Не умеешь шить, так не пори.

      У плохого мастера такова и пила.

      Кто ленив с сохой, у того год плохой.      Делай свое дело за семерых, а слушайся одного.      У него дело из рук валится.            По работе и мастера знать.

      У работящего в руках дело огнем горит.

      Рядись — не стыдись, а работай — не ленись.

      В этих пословицах слышится осуждение лени, поощряется умение работать

 

2. Объявление учащимся темы урока: Итак, целями проведения урока являются:

  • расширение ваших правовых знаний в области трудовых отношений;
  • ознакомление с выдержками из законов РФ, регулирующих отношения в области труда;

           разъяснение понятий: труд и трудовые отношения.

- Пройдет время, вы выучитесь, получите определенную специальность и вам предстоит процесс трудоустройства. Кто из вас уже определился с выбором профессии?

– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?

         3. изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

 

Итак, когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права. Иначе говоря, он вступает в трудовые отношения.

Трудовые правоотношения - отношения, урегулированные трудовым правом и возникающие между работником и работодателем.

Сл.слова – работник и работодатель

Учитель: Когда можно сказать о человеке «он работает»? (учит детей, делает уроки, строит дом, трудится за станком, списывает у соседа, вытирает пыль, поливает цветы, стирает ит.д.)

 – а вы сейчас работаете?

– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?

– Чем труд является для каждого из вас?


Трудовые права несовершеннолетних

Сегодняшняя экономическая ситуация в стране вынуждает многих старшеклассников совмещать обучение в школе и работу. Да и некоторые родители в воспитательных целях советуют подросткам найти для себя какую-нибудь подработку. Очень важно, чтобы молодые люди придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.

Комментированное чтение памятки.

«Несовершеннолетние и законодательство о труде»

  • Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
  • Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соблюдении следующих условий: работа должна быть лёгкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения, не должна превышать 4 часов в день.
  • При приёме на работу несовершеннолетним не устанавливается испытательный срок.
  • Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
  • Несовершеннолетним запрещается торговля спиртными напитками табачными изделиями.
  • Запрещается применение труда несовершеннолетних в игорном бизнесе, в ночных клубах.
  • Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа в ночное время и выходные дни.
  • Ежегодный          отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
  • Данные работники подлежат ежегодному медосмотру.
  • Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
  • Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
  • При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы, а при сдельной — по установленным расценкам.

возраст

Нормы права

Приём на работу (ст.63)

16 лет

Допускается заключение трудового договора.

15 лет

В случае получения основного общего образования или оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения.

14 лет

С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с учащимся для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

До 14 лет

С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с организациями кинематографии, театрах, концертных организациях для создания – исполнения произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Медицинское освидетельствование (ст.69, 265)

До 18 лет

Обязательное предварительное медицинское освидетельствование и ежегодный медицинский осмотр за счёт средств работодателя

Место работы

До 18 лет

Запрещается работа с вредными – опасными условиями труда, подземные работы, работы наносящие вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, кабаре, клубы, производство – перевозка – продажа спиртных напитков, табачных изделий, наркотических и токсических препаратов),

Испытательный срок (ст.70, раздел IX)

До 18 лет

Испытание при приёме на работу не устанавливается. Возможно заключение ученического договора

Рабочее время (ст.92)

До 16 лет

24 часа в неделю или 12 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время.

От 16 до 18 лет

36 часов в неделю или 18 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время

Продолжительность ежедневной работы – смены (ст.94)

От 14 до 16 лет

2,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой

От 16 до 18 лет

3,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой

От 15 до 16 лет

5 часов

От 16 до 18 лет

7 часов

Норма выработки (ст.265)

До 18 лет

Предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учётом Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Работа в ночное время (ст.96, 269)

До 18 лет

К работе в ночное время не допускаются

Сверхурочная работа (ст.99, 269)

До 18 лет

Не допускаются привлечение к сверхурочным работам, командировкам, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме творческих работников и профессиональных спортсменов

Отпуск (ст.122, 125, 126, 176, 177, 267)

До 18 лет

Предоставляется до истечения шести месяцев непрерывной работы продолжительностью 31 календарный день и в удобное для них время Не допускается досрочный отзыв из отпуска или замена его на денежную компенсацию. Предоставление дополнительных отпусков с сохранением заработной платы для сдачи выпускных экзаменов: 9 дней (IXкл.) и 21 день (XIкл.)

Материальная ответственность (ст.242)

До 18 лет

Несут в полном объёме лишь в случаях: умышленного причинения ущерба; ущерба, нанесённого в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; в результате совершённого преступления или административного проступка

Оплата труда (ст.271)

До 18 лет

При повременной оплате – выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы. При сдельной оплате труда – с учётом сдельных расценок.

Работодатель может устанавливать доплаты к заработной плате за счёт собственных средств

·          

  •  

Закрепление.  Разбор ситуаций.

Ситуация 1.15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.

Ситуация 2. Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?

Ситуация 3. 17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом?

Задание для малых групп. Найти нарушения трудовых прав Золушки, проанализировав предложенный текст:

«Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.

При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.

Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.

На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля Отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.

Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.

Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.

Счастливая Золушка приняла предложение, но работу не оставила. Только теперь никто не смел нарушать её трудовые права.»

Каждая группа выполняет задание и сдаёт листок с найденными ошибками учителю. Учитель подводит итоги работы малых групп, оглашает победителя и зачитывает найденные ошибки. Учащиеся объясняют их.

  1. Вопросы уч-ся:
  2. Назовите возраст, с которого по общему правилу можно вступать в трудовые отношения? (16 лет.)
  3. Какова по продолжительности (в часах) рабочая неделя у несовершеннолетнего гражданина? (не более 35 ч.)
  4. Скажите, пожалуйста, можно ли при приеме на работу несовершеннолетнего устанавливать ему испытательный срок? (Нет, нельзя!)
  5. Что происходит, если совпадает выходной и нерабочий праздничный день? (Добавляется еще один выходной.)

– Поясните какую роль играет труд в жизни человека?

6. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на одну из тем (по выбору школьника)

-«Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер),

-«Делу время, потехе – час» (русская пословица)

Ком. выставление отметок.


Тема: ТРУД И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ,

Тема: ТРУД И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ,

У плохого мастера такова и пила

У плохого мастера такова и пила

Сегодняшняя экономическая ситуация в стране вынуждает многих старшеклассников совмещать обучение в школе и работу

Сегодняшняя экономическая ситуация в стране вынуждает многих старшеклассников совмещать обучение в школе и работу

договор с учащимся для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

договор с учащимся для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

От 14 до 16 лет 2,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой

От 14 до 16 лет 2,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой

Материальная ответственность (ст

Материальная ответственность (ст

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал!

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2024