Тема: Наши подземные богатства.
Цели урока: образовательная: сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомит детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, охраной подземных богатств;
развивающая: развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;
воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою родину.
Задачи: формирование понятия «полезные ископаемые»;
давать характеристику полезным ископаемым;
учить работать с физической картой нашего края.
Формировать УУД
Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.
Личностные УУД: Учиться: выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, карточка-помощница.
Ход урока
I Организационный момент (психологический настрой).
- Поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.
Мы снова вместе – вы и я
Начинаем наш урок – он для вас
Мы будем вместе грызть
Гранит науки, в добрый час.
- Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока.
Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
II Проблемная ситуация
- Внимание на иллюстрацию.
- Что это? (глиняная свистулька, набор школьных мелков, торфяной горшочек,
плакат с изображением Медного всадника, кирпич, таблетки активированного угля,
стакан)
- Что объединяет эти предметы? (они созданы человеком и необходимы людям)
- Из чего они сделаны? (из металла, из бумаги, из…)
- Где берёт (добывает) человек? (в природе)
- А где в природе?
- Попробуйте сформулировать точнее. (из полезных ископаемых)
- Почему они так называются? (их добывают глубоко под землёй)
- Тема нашего сегодняшнего урока «Наши подземные богатства»
- Цель нашего урока познакомиться с полезными ископаемыми и их свойствами.
III. Совместное открытие знаний.
- Ребята, а что же такое полезные ископаемые?
(Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые
эффективно используются в жизнедеятельности людей.)
- Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные
ископаемые? (Геологи)
- Сегодня вы будете геологами и проведёте очень серьёзную исследовательскую
работу.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать по плану:
1. Исследовательская работа в группах.
2. Выступление групп.
3. Создание книги «Наши подземные богатства.
- Итак первый пункт плана исследовательская работа.
- Где мы сможем получить информацию? (учебник, интернет…)
- Давайте вспомним план работы с текстом. (….)
- Ещё какие источники получения информации? (сами полезные ископаемые)
- Что мы с ними можем сделать? (рассмотреть, понюхать, …)
- Действительно, вы правы, молодцы.
- У каждой группы на парте находится по 2 вида полезных ископаемых.
- Ваша задача, работая с текстом и рассматривая полезные ископаемые составить
рассказ используя таблицу. (на слайде таблица)
- На эту работу даётся 10-12 минут.
- В итоге каждая группа представит результаты исследовательской работы.
Ответы должны быть чёткими, интересными и краткими.
- Прежде, чем перейти к этой работе, не забывайте правила работы в группе.
Работа в группах.
1 группа – гранит, известняк
2 группа – песок, глина
3 группа – торф, уголь
4 группа – нефть, природный газ
5 группа – железная руда, слюда
План изучения полезных ископаемых:
1) название полезного ископаемого;
2) его свойства;
3) условное обозначение;
5) значение и применение.
- Внимание, над каким пунктом плана мы работали? (над первым пунктом)
- Какая перед нами стояла задача? (работая с текстом и рассматривая полезные
ископаемые определить их признаки, применение и составить рассказ используя
таблицу)
- У кого не получилось?
- Значит все справились с работой.
IV. Выступление каждой группы ребят.
- Второй пункт плана, это выступление групп.
- Какая здесь перед нами будет стоять задача? (представить результаты
исследовательской работы, составить рассказ о полезных ископаемых)
- Что нового вы узнали о граните? Известняке? И т. д.
(По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых.)
- Сегодня мы узнали много нового о подземных богатствах и об их использовании.
- Вернёмся к плану.
- Каждая ли группа справилась с поставленной задачей?
- Следовательно исследовательская работа прошла успешно, но на этом мы не
закончили, дома девочки искали информацию на тему «А как же добывают
полезные ископаемые?»
- Об этом нам расскажут … и … .
(-Человек получил в дар полезные ископаемые, изучил их свойства, чтобы знать как их использовать и добывать. Ежегодно из недр земли извлекают свыше 10 млрд тонн различных минеральных богатств. Если месторождение залегает на глубине 20-30 метров, выгоднее снять верхний слой горной породы, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом. С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ добычи обходится очень дорого.
Гранит залегает в основном глубоко в земле, но в некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы и даже целые горы. Здесь его и добывают. Торф образуется в болотах из отмерших остатков растений. Здесь его и добывают. Во многих местах слой торфа залегает толщиной в несколько метров, а образуется он очень медленно- за год всего 1 мм торфа..
Огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна морей добывают нефть и газ. Для добычи нефти и газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность, а затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.
С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, а запасы полезных ископаемых в недрах земли не безграничны и их нельзя восстановить. И поэтому человек должен охранять и бережно относится к ископаемым.)
- Каким образом человек может охранять полезные ископаемые?
ответы учащихся:
1) Оберегать от пожаров торф и другие горючие ПИ.
2) Экономно расходовать ПИ.
3) Соблюдать правила перевозки ПИ.
4) Заменять по возможности более дешёвыми материалами. (искусственными)
5) Можно использовать вторсырьё, т.е. переработку старых бумажных изделий для выпуска новых или сбор металлолома (1 т металлолома экономит 2 т руды)
- А мы с вами должны - экономить свет, тепло в квартире, в школе. Бережно относиться ко всему, что нас окружает.
V. Итог урока
- Наш урок подходит к концу.
- Какой третий пункт плана? (составление книги)
- В ходе урока, отвечая на вопросы, мы с вами создали странички нашей книги.
- Давайте её составим.
Итак, 1 страница - это название книги.
2 - физическая карта России.
3 - карточка – помощница.
4 - карточка с условными обозначениями полезных ископаемых.
5 - таблица «Полезные ископаемые».
6 - карта «Полезные ископаемы нашего края».
7 - иллюстрации «Способы добычи полезных ископаемых».
VI. Рефлексия.
- Что сегодня вас больше всего заинтересовало на уроке?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Вы очень хорошо потрудились. Вы все были дружелюбными, активными, проявили творчество. Всем спасибо за урок!!!
VII. Дома я предлагаю вам подготовить на выбор
1. Пересказ текста с.150-157.
2. Полезные ископаемые ЕАО.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.