Конспект урока
«Растениеводство в нашем крае»
Цель:
· создать условия для ознакомления с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство);
· Определения границ знания и «незнания»;
· Способствовать формированию понятия «сорта культурных растений», представления о растениеводстве в нашем крае;
· Способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информациии анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
· Сформировать представления учащихся о растениеводстве в своем крае; ознакомить с отраслями растениеводства; расширить знания о растениях.
Личностные результаты:
· Проводить самооценку своих действий.
Формируемые УУД:
· Получить возможность научиться работать с учебником, организовывать рабочее место;
· Овладеть способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
· Слушать и слышать собеседника и вести диалог, уметь работать в группах, оценивать свои достижения на уроке;
· Вступать в речевое общение, пользоваться учебником; проявляют способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.
Тип урока: получение новых знаний
Образовательные ресурсы: учебник«Окружающий мир»4 кл. 1ч. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, загадки, картинки, видеоконференция «Зум» или личная встреча с «Агрономом», корзина (овощи, фрукты, хлебное изделие), презентация картинной галереи Маслянинского района.
Ход работы
1. Организационный момент (мотивация).
Захожу в класс со словами « Прозвенел звонок, начинается урок», садитесь (В руках несу корзинку с овощами, растениями, цветами, хлебными изделиями и т.д.)
- Что вы заметили необычного, когда я зашла в класс? (корзину)
-Правильно, а вот что в этой корзине, вы сможете узнать только после того, как отгадаете мои загадки.
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать… (картошку)
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали (морковь)
Эти чудеса природы
Любят теплую погоду,
Солнце, воду и росу,
И жужжащую осу.
Что за диво на поляне,
Соберем в подарок маме? (цветы)
Без выходных из года в год
Работает хлебозавод.
Ванилью пахнет улочка,
Когда печется… (Булочка.)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели (лук)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (лимон)
Голова, а сверху ус.
Нет, не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать… (чеснок)
Золотист один бочок,
Красноват другой бочок.
Посередине, в сердцевине-
Притаился червячок (Яблоко)
- Отлично поработали, да вы мастера по загадкам. А как вы думаете, что объединяет все эти предметы? Каким словом мы можем всё это назвать, объединить.
Растениеводство (на доске записываю)
2. Актуализация знаний. (На доске 2 определения)
Прочитайте два определения одного и того же понятия. О чем идет речь? (О растениеводстве.)
1) Одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся главным образом возделыванием культурных растений.
2) Возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных, целей.
- Что вам уже известно по этой теме? (Ответы детей.)
- Что вам еще хотелось бы узнать? Сформулируйте свои вопросы.
- Отлично, Саша, а попробуй сформулировать тему нашего урока.(На доске, «Растениеводство в нашем крае».) Открываем рабочие тетради, отступаем 4 клеточки, на 5 записываем число и тему урока.
3. Изучение нового материала.
– За разведение культурных растений и их выращивание отвечает растениеводство.
- Растениеводство делится на несколько основных отраслей:
Растениеводство
Полеводство Цветоводство Плодоводство Овощеводство
– познакомимся с каждой отраслью. Подумайте, какие растения выращивает отрасль полеводство.
демонстрирует гербарий (фотографии растений): пшеница, рожь, овес, кукуруза, подсолнечник, картофель.
– Где выращивают эти растения? (Поля).
- А дома, мы можем с вами посеять эти культуры? Хорошо.
– Подумайте, какие растения выращивает отрасль овощеводство.
– Овощи играют огромную роль в питании человека да и не только человека. Лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, так как содержат фитонциды. Поэтому их употребляют в сыром виде во время эпидемии гриппа, что не мало важно в нашей данной ситуации с короновирусной инфекцией.
– Как вы думаете, как называется отрасль растениеводства, которая занимается выращиванием растений ,которые дают нам плоды?демонстрирует рисунки и фотографии с изображением плодовых растений: яблоня, груша, слива, малина, вишня и др.
– Плодоводство – это выращивание плодовых культур. Человек использует в пищу плоды этих растений.
-А сейчас, я предлагаю вам прочитать текст, который находится на слайде(на доске текст о цветоводстве)
Отрасль растениеводства, занимающаяся разведением, созданием и выращиванием красивоцветущих и других растений в декоративных целях: для срезки букетов, создания оранжерей и зелёных насаждений открытого грунта, а также для украшения жилых и производственных помещений. Растения выращивают для украшения парков, скверов, садов, различных помещений, для получения цветов на срезку. Одни растения выращивают в открытом грунте, другие - в теплицах, комнатах. Заниматься ___?_ люди начали в глубокой древности.
– Как вы думаете, что же это за вид растениеводства? (Цветоводство)
Почему
одни растения выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в
комнате?
(Цветы бывают теплолюбивые и не очень. В комнатах и теплицах цветочные
растения выращивают круглый год. А в открытом грунте – только до холодов.)
- А еще, если взять в пример картофель, то в Европе появился в 16 веке и был принят как декоративное растение (цветок). Но, потом когда люди распробовали плод этого растения, он перестал быть обычным цветком.
– Мир цветов прекрасен и разнообразен! Я предлагаювам, побывать в виртуальной картинной галерее, где представлены все отрасли растениеводства Маслянинского район, а вы в этот момент будете показывать зеленые карточки (если узнаете и знаете эти места) и красные карточки (если не знакомы с этим местом)
- Ребята, а вы вообще знаете что-нибудь о происхождении растениеводства?
- Я предлагаю нам с вами связаться по видеоконференции со знающим агрономом. Он нам расскажет о происхождении растениеводства в нашем районе ( какие культуры у нас выращивают), а так же раскроет секрет «Кто же такой же агроном и чем он занимается и какие еще профессии есть в растениеводстве». Согласны? (Видеоконференция Зум) 5-7 минут (максим. 10)
Происхождение растениеводства:
Культуры Маслянинского района:
Агроном – специалист в области земледелия, обладающий всесторонними знаниями в области выращивания и сбора урожая растений.
Особенности профессии Агроном – одна из ключевых фигур на сельскохозяйственном предприятии. Основная задача агронома – управление сельскохозяйственным производством и его совершенствование.
Профессии:
- Спасибо большое, что уделили нам немного времени для такой ценной информации. Ребята, давайте скажем «спасибо» за такую интереснейшую и нужную информацию.
- Если у вас есть вопросы, то парочку мы можем задать, что бы сильно не отвлекать человека от важных дел.
4. Физкультминутка (колесики)
- Ребят, я думаю, мы с вами уже засиделись, ни пора бы нам размяться. Но, разминка не обычная, а по теме нашего урока. На чем ездят работники растениеводства? ( машины, трактора, комбайнеры- одним словом «транспорт».
5. Продолжение изучение нового материала. Практическая часть.
-Отлично, присаживаемся. А нас ждут великие дела. Я вам сейчас раздам фрагмент статьи из газеты Маслянинского района о результатах посевной компании 2014г., ваша задача поработать парами с данным текстом. Но, не просто прочитать и обсудить его, а еще заполнить таблицу, которая относится к данной статье.
Правила работы в парах: Слушать и слышать друг друга, не перебивать, не грубить и приходить к одному мнению.
….Нынче, урожай мог бы быть гораздо более весомым, но планы хлеборобов нарушили засушливый первый месяц лета и последующие июльские проливные дожди. Тем не менее с общей посевной площади в 21 743 гектара было получено 47 800 тонн зерна. Наивысшая урожайность была получена на посевах озимой пшеницы — 37 ц/га на площади в 1930 гектаров. Яровая пшеница дала по 20,2 ц/га на площади 10 662 га. Хозяйства района неплохо подготовились к новому сельскохозяйственному году — подготовлено 20 300 гектаров зяби, посеяно 3043 гектара озимой пшеницы.
И эти шаги на пути к новым достижениям более чем значительны. За достижения в развитии сельскохозяйственной отрасли район награжден дипломом и большой золотой медалью «Дни урожая Новосибирской области», ведущее хозяйство района ООО «Сибирская Нива».
И как тут не вспомнить ставшую крылатой фразу «Будет хлеб, будут и песни». Все есть в Маслянинском районе — и хлеб, и песни. Район живет и развивается, уверенно движется вперед. А залог тому: единая крепкая семья, спаянная совместным трудом и общими целями.
-Время вышло, давайте же проверим (Проверка, рандомно). Если остальные согласны с данным ответом, то зеленую карточку вверх, если не согласны, то красную.
-Молодцы.
«Задание-профессии»
- Растения, плоды, поля, а кто же заботится об этом всем? Кто поливает, сажает, ухаживает? (люди)
-А у людей есть что? (профессия)
- Я предлагаю посмотреть на иллюстрации и попробовать отгадать какие еще есть профессии в растениеводстве.(комбайнёр, тракторист- механизаторы (Можно получить в нашем аграрном лицее), овощеводы, садоводы, флорист- Азалия).
6. Рефлексия.Итоги урока.
– Над какой темой работали?
– О каких отраслях растениеводства вы узнали?
– Для чего вам нужна данная информация?
– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?
Отлично, спасибо всем, домашнее задание будет в электронном дневнике.
«Дерево»
Наш урок подошел к концу. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать свою оценку. На столе лежат яблочки, цветы и листики, ваша задача выбрать что-то одно, которое подходит к вашему мнению (яблоко - плодотворно, понятно, цветок - чего-то не хватило, листик –не интересно, ни чем не отличается от других уроков).
7. Раздача витаминов (яблоко)
- Кто сделает свой выбор, присаживается.
Посмотрите, какое дерево мы вырастили вместе и оно дало плоды.
Я предлагаю вам помыть ручки и скушать по витаминчику.
Рабочий лист
Фрагмент статьи из газеты Маслянинского района
о результатах посевной компании за 2014г.
….Нынче, урожай мог бы быть гораздо более весомым, но планы хлеборобов нарушили засушливый первый месяц лета и последующие июльские проливные дожди. Тем не менее с общей посевной площади в 21 743 гектара было получено 47 800 тонн зерна. Наивысшая урожайность была получена на посевах озимой пшеницы — 37 ц/га на площади в 1930 гектаров. Яровая пшеница дала по 20,2 ц/га на площади 10 662 га. Хозяйства района неплохо подготовились к новому сельскохозяйственному году — подготовлено 20 300 гектаров зяби, посеяно 3043 гектара озимой пшеницы.
И эти шаги на пути к новым достижениям более чем значительны. За достижения в развитии сельскохозяйственной отрасли район награжден дипломом и большой золотой медалью «Дни урожая Новосибирской области», ведущее хозяйство района ООО «Сибирская Нива».
И как тут не вспомнить ставшую крылатой фразу «Будет хлеб, будут и песни». Все есть в Маслянинском районе — и хлеб, и песни. Район живет и развивается, уверенно движется вперед. А залог тому: единая крепкая семья, спаянная совместным трудом и общими целями.
Таблица
Вопросы по статье
|
Ответы учащихся |
1. Какова общая посевная площадь?
|
|
2. Сколько гектаров озимой пшеницы было посеяно? |
|
3. Найди в последнем предложение все имена прилагательные и запиши их.
|
|
4. Выпишите «крылатую фразу» из статьи
|
|
5. Какой месяц лета нарушил планы хлеборобов?
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.