Конспект урока по окружающему миру
Класс: 4А
УМК: Начальная школа 21 века
Тема: «Природные зоны России. Тайга. Смешанные леса»
Тип урока: Усвоение новых знаний
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания о климатических условиях тайги, характерных растениях и животных; рассмотреть отличия тайги и смешанных лесов.
Развивающая: развивать умения определять природную зону, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться объяснять особенности природных зон, умение устанавливать взаимосвязи в природе.
Метапредметные:
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь договариваться с одноклассниками.
Личностные: умение оценивать свою деятельность на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку.
2. Актуализация знаний.
О чём мы говорили на прошлом уроке?
1. Восстановите цепь питания:
Растения … рыбы …. белые медведи
Ягель … волки
2. Перечислите сходства и различия тундры и арктической пустыни.
3. Сообщение темы урока.
Ребята, отгадайте загадку.
Есть у ребят
зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
О чём мы сегодня с вами будем говорить? Сегодня мы отправимся в путешествие по лесной полосе России.
4. Изучение нового материала.
1. Растительный мир лесной зоны.
– Начинаем путешествие в зону, которая простирается южнее зоны тундры.
Найдите зону лесов на карте. (Большая часть России расположена в зоне лесов, простирающихся от восточных границ страны до западных границ.)
– Каковы же погодные условия в зоне лесов?
К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше. Поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпадает больше осадков в течение года, поэтому растительный мир в этой зоне иной, чем в тундре.
Не сразу тундра переходит в лес. Сначала лес появляется по речным долинам, а потом отдельными островами заходит на возвышенности. В северной части лесной полосы, где поверхность земли получает меньше тепла, чем южная, растут менее требовательные к теплу растения. Это ель, сосна, пихта, кедр, лиственница и на вырубках – мелколиственные деревья – береза, осина. Густые, труднопроходимые хвойные леса называют тайгой. В еловых лесах всегда полумрак. Мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников. С елей спускаются пряди лишайника-бородача. В лесах много бурелома, и пройти через него трудно.
К юго-западу от тайги поверхность земли получает больше тепла и влаги, поэтому там растут вместе с хвойными деревьями и широколиственные: дуб, клен, ясень, липа.
Такие леса называют смешанными. Самое могучее дерево этих лесов – дуб. Дубы требовательны к почве, теплу, влаге, поэтому распространяются на восток только до Уральских гор. Еще дальше на юг простираются широколиственные леса и рощи. В лесах много растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.
2. Животный мир лесной зоны.
– Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие кормов. Это травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды и семена растений, грибы, обилие насекомых, мелких зверей. Звери и птицы находят себе в лесу не только корм, но и укрытие.
Откройте учебник на стр. 15.
Назовите обитателей животного мира тайги и смешанных лесов. Отдельные животные леса подлежат охране. В нашей стране создано много заповедников, в которых запрещена охота. Здесь свободно живут и размножаются многие дикие животные.
Прочитайте рубрику «Знакомься: наша Родина» (стр. 15).
– О каком заповеднике идет речь?
– Назовите обитателей животного мира заповедника.
– Какие растения здесь произрастают?
Рассмотрите картину А. М. Васнецова «Северный край».
– Чем поразил художника этот край?
Прочитайте рубрику «Этот удивительный мир…» (стр. 17).
– Как проходило открытие земель за Уральскими горами?
– Почему их называют Каменным поясом?
Самостоятельно прочитайте рубрику «Жил на свете человек…».
– Кого называли «целовальник»?
– Кого в 1629 году назначили целовальником на Таймыр?
– Что организовал Хабаров на свои средства?
– Каким оказался исследованный край?
– Для чего все земли вдоль Амура перенесли под контроль Хабарова?
Прочитайте и ознакомьтесь с рубрикой «Знакомься: наша Родина» (стр. 19–20).
– Какой город основали в 1858 г.? В честь кого он назван?
5. Физкультминутка.
Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду.
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.
6. Закрепление изученного материала.
В лесах много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд «Растения леса».
Вопросы:
1. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой. (Береза.)
2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)
3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
4. Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь.)
5. Зимой и летом одним цветом. (Ель.)
6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна.)
7. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница.)
8. В сенокосе – горька,
А в морозе – сладка.
Что за ягодка? (Рябина.)
9. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик.)
10. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек. (Земляника.)
11. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (подосиновик).
12. Беленькие горошки
На зеленой ножке. (Ландыш.)
Какая фраза получилась? (Растения леса.)
Какую роль выполняет лес в жизни людей?
По ответам учащихся учитель записывает на доске схему «Значение леса»:
Значение леса |
→ место отдыха → аптека → источник чистой воды и пищи → источник древесины → источник топлива → дом для растений, животных, грибов → защита воздуха, водоемов, почв |
А всегда ли люди справедливы по отношению к лесу? Какие экологические проблемы возникают в лесу?
Проблемы леса |
→ вырубка леса → незаконная охота → пожары |
7. Итог урока.
Ребята, время работы подходит к концу. Пришло время подвести итоги нашего урока.
В России много разных лесов. Красоту леса воспевали композиторы, поэты, художники в своих произведениях.
Я предлагаю вам проявить своё творчество и составить синквейн на тему «Лес».
Первая строка – одно имя существительное или местоимение, обозначающее тему или объект;
Вторая строка – два имени прилагательных, описывающих эту тему;
Третья строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы;
Четвертая строка – фраза из четырех и более слов (разные части речи), выражающая отношение к теме;
Пятая строка – одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией.
8. Рефлексия.
Всё ли на уроке у вас получалось? Оцените свою работу на уроке.
9. Сообщение домашнего задания.
Стр. 30 составить «паспорт» любого животного или растения изученной зоны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.