Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России. Тайга. Смешанные леса"
Оценка 4.7

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России. Тайга. Смешанные леса"

Оценка 4.7
docx
08.10.2022
Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России. Тайга. Смешанные леса"
Открытый урок по окружающему миру.docx

Конспект урока по окружающему миру

Класс:

УМК: Начальная школа 21 века

Тема: «Природные зоны России. Тайга. Смешанные леса»

Тип урока: Усвоение новых знаний

Цели урока:

Образовательная: сформировать знания о климатических условиях тайги, характерных растениях и животных; рассмотреть отличия тайги и смешанных лесов.

Развивающая: развивать умения определять природную зону, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться объяснять особенности природных зон, умение устанавливать взаимосвязи в природе.

Метапредметные:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь договариваться с одноклассниками.

Личностные: умение оценивать свою деятельность на уроке.

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку.

2.     Актуализация знаний.

О чём мы говорили на прошлом уроке?

1.     Восстановите цепь питания:

Растения … рыбы …. белые медведи

Ягель … волки

2.     Перечислите сходства и различия тундры и арктической пустыни.

3.     Сообщение темы урока.

Ребята, отгадайте загадку.

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.  (Лес)

О чём мы сегодня с вами будем говорить? Сегодня мы отправимся в путешествие по лесной полосе России.

4.     Изучение нового материала.

1. Растительный мир лесной зоны.

– Начинаем путешествие в зону, которая простирается южнее зоны тундры.

Найдите  зону  лесов  на  карте.  (Большая  часть России расположена в зоне лесов, простирающихся от восточных границ страны до западных границ.)

– Каковы же погодные условия в зоне лесов?

К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше. Поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпадает больше осадков в течение года, поэтому растительный мир в этой зоне иной, чем в тундре.

Не сразу тундра переходит в лес. Сначала лес появляется по речным долинам, а потом отдельными островами заходит на возвышенности. В северной части лесной полосы, где поверхность земли получает меньше тепла, чем южная, растут менее требовательные к теплу растения. Это ель, сосна,  пихта,  кедр,  лиственница  и на вырубках – мелколиственные деревья – береза, осина. Густые, труднопроходимые хвойные леса называют тайгой. В еловых лесах всегда полумрак. Мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников. С елей спускаются пряди лишайника-бородача. В лесах много бурелома, и пройти через него трудно.

К юго-западу от тайги поверхность земли получает больше тепла и влаги, поэтому там растут вместе с хвойными деревьями и широколиственные: дуб, клен, ясень, липа.

Такие леса называют смешанными. Самое могучее дерево этих лесов – дуб. Дубы требовательны к почве, теплу, влаге, поэтому распространяются на восток только до Уральских гор. Еще дальше на юг простираются широколиственные леса и рощи. В лесах много растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от наших глаз.

2. Животный мир лесной зоны.

– Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие кормов. Это травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды и семена растений, грибы, обилие насекомых, мелких зверей. Звери и птицы находят себе в лесу не только корм, но и укрытие.

Откройте учебник на стр. 15.

Назовите обитателей животного мира тайги и смешанных лесов. Отдельные животные леса подлежат охране. В нашей стране создано много заповедников, в которых запрещена охота. Здесь свободно живут и размножаются многие дикие животные.

Прочитайте рубрику «Знакомься: наша Родина» (стр. 15).

– О каком заповеднике идет речь?

– Назовите обитателей животного мира заповедника.

– Какие растения здесь произрастают?

Рассмотрите картину А. М. Васнецова «Северный край».

– Чем поразил художника этот край?

Прочитайте рубрику «Этот удивительный мир…» (стр. 17).

– Как проходило открытие земель за Уральскими горами?

– Почему их называют Каменным поясом?

Самостоятельно прочитайте рубрику «Жил на свете человек…».

– Кого называли «целовальник»?

– Кого в 1629 году назначили целовальником на Таймыр?

– Что организовал Хабаров на свои средства?

– Каким оказался исследованный край?

– Для чего все земли вдоль Амура перенесли под контроль Хабарова?

Прочитайте  и  ознакомьтесь  с  рубрикой «Знакомься: наша Родина» (стр. 19–20).

– Какой город основали в 1858 г.? В честь кого он назван?

5.     Физкультминутка.

Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду. 
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.

6.     Закрепление изученного материала.

В лесах много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд «Растения леса».

Вопросы:

1. Клейкие почки, зеленые листочки.

    С белой корой, растут под горой. (Береза.)

2. С моего цветка берет

    Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)

3. Что за дерево стоит –

    Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

4. Летом с него снег –

    Просто смех!

    Снег по городу летает,

    Почему же он не тает? (Тополь.)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель.)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.

    Очень прямо я расту в высоту. (Сосна.)

7. Есть у родственницы елки

    Неколючие иголки,

    Но в отличие от елки

    Опадают те иголки. (Лиственница.)

8. В сенокосе – горька,

    А в морозе – сладка.

    Что за ягодка? (Рябина.)

9. Синенький звонок висит,

    Никогда он не звенит. (Колокольчик.)

10. На припеке у пеньков

      Много тонких стебельков.

      Каждый тонкий стебелек

      Держит алый огонек. (Земляника.)

11. Я в красной шапочке расту

      Среди корней осиновых.

      Меня увидишь за версту,

      Зовусь я … (подосиновик).

12. Беленькие горошки

      На зеленой ножке. (Ландыш.)

Какая фраза получилась? (Растения леса.)

Какую роль выполняет лес в жизни людей?

По ответам учащихся учитель записывает на доске схему «Значение леса»:

Значение леса

→ место отдыха

→ аптека

→ источник чистой воды и пищи

→ источник древесины

→ источник топлива

→ дом для растений, животных, грибов

→ защита воздуха, водоемов, почв

А всегда ли люди справедливы по отношению к лесу? Какие экологические проблемы возникают в лесу?

Проблемы леса

→ вырубка леса

→ незаконная охота

→ пожары

7.     Итог урока.

Ребята, время работы подходит к концу.  Пришло время подвести итоги нашего урока.

В России много разных лесов. Красоту леса воспевали композиторы, поэты, художники в своих произведениях.

Я предлагаю вам проявить своё творчество и составить синквейн на тему «Лес».

Первая строка – одно имя существительное или местоимение, обозначающее тему или объект;

Вторая строка – два имени прилагательных, описывающих эту тему;

Третья строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы;

Четвертая строка – фраза из четырех и более слов (разные части речи), выражающая отношение к теме;

Пятая строка – одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией.

8.     Рефлексия.

Всё ли на уроке у вас получалось? Оцените свою работу на уроке.

9.     Сообщение домашнего задания.

Стр. 30 составить «паспорт» любого животного или растения изученной зоны.


 

Конспект урока по окружающему миру

Конспект урока по окружающему миру

К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше

К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше

Я спортсменом стать хочу, На скакалке я скачу,

Я спортсменом стать хочу, На скакалке я скачу,

Среди корней осиновых.

Среди корней осиновых.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2022