Конспект урока
по предмету «Литературное чтение»
2 класс
Тема. «Государственный музей игрушек в Киеве»
Цели:
Образовательная: познакомить с произведением Л. Гладун "Государственный музей игрушки"; углубить знания детей об истории игрушки, о действующих музеях, значение их для духовного развития людей; совершенствовать навыки анализа прозаического произведения; учить делать выводы по поводу прочитанного;
Развивающая: развивать выразительное и осознанное чтение с помощью традиционных и нетрадиционных форм; развивать связную речь, логическое и ассоциативное мышление, зрительную память; творческие способности, познавательные интересы, желание больше знать;
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к национальным ценностям народа, любовь к Родине, чувство патриотизма
Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрации, игрушки (экспонаты)
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: нестандартный урок - путешествие.
Литература:
1. Учебная программа для общеобразовательных навч.закл. с обучением на украинском языке. 1-4 классы - М .: Издательский дом «Образование», 2012. - 392 с.
2. Литературное чтение: учеб. для 2 кл. / О.Я.Савченко.-К.: Издательский дом Образование ", 2012. - 160с.: ил.
3. Методическое пособие "Все уроки литературного чтения": 2 кл. / Ковальчук Н. А., Настенко А. И., Рудакова А. В ..- М .: Издательский дом "Основа", 2013.- 367с.
4. Методическое портал "Начальная школа. Учитель учителю" Режим доступа: http://teacher.at.ua
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Хронометраж урока
1. Организация начала урока - 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний - 2 мин.
3. Сообщение темы, цели, задач урока - 1 мин.
4. Восприятие и осознание учащимися нового материала - 12 мин.
5. Осмысление знаний - 11 мин.
6. Обобщение и систематизация знаний - 6 мин.
7. Итог урока - 4 мин.
8. Сообщение домашнего задания - 2 мин.
ход урока
1. Организация начала урока
1.1.Приветствие
1.2. Создание проблемной ситуации
1.3. Языковая разминка. Работа над скороговоркой
2. Актуализация опорных знаний
2.1.Фронтальна беседа.
3.Сообщение темы, цели, задач урока
3.1. фронтальная беседа
4.Восприятие и осознание нового материала
4.1. Рассказ учителя с элементами беседы. "Краеведческий музей" в Донецке
4.2. Рассказ учителя. "Музей писанки" в Коломии
4.3. Рассказ учителя. "Музей под открытым небом" в Пирогово
4.4. Работа над загадками. "Музей игрушки в Киеве"
4.5. Словарная работа
физкультминутка
4.6. Первичное чтение текста
4.7.Первинний анализ текста
4.8. Рассказ учителя. Виртуальная экскурсия по музею
5. Осмысление знаний
5.1. Вторичное чтение произведения. чтение эстафетой
5.2. Вторичный анализ текста
5.3. выборочное чтение
6 Обобщение и систематизация знаний
6.1. Чтение произведения. Игра "Исследователи"
Физкультминутка для глаз
6.2. Упражнение на внимательность
6.3. Чтение по японской методике
6.4. обобщающая беседа
7. Заключение урока
7.1. фронтальная беседа
8.Сообщение домашнего задания
Содержание урока
(Слайд 1)
1. Организация начала урока
1.1.Приветствие
(Слайд 2)
Улыбнитесь всем вокруг
Небу, солнцу, добрым людям!
И тогда обязательно
наш урок интересным будет.
1.2. Создание проблемной ситуации
(Слайд 3)
- Ребята, а вы знаете этого мальчика?
(Слайд 4)
- Кто это?
(Слайд 5)
- Это Дим Димыч, маленький исследователь, который хочет все знать.
- Сейчас он ищет друзей, чтобы решить важный вопрос. Недавно, он нашел какую-то вещь. Знает, что это экспонат из музея, но какой, никак не может определить.
- Давайте поможем Дим Димычу решить эту не простую задачу.
1.3. Языковая разминка. Работа над скороговоркой
- Для того, чтобы связаться с ним, нам необходимо прочитать голосовой пароль.
- Внимание на доску. Первый раз прочитаю пароль я, а вы внимательно послушайте. Затем прочитаем вместе.
(Слайд 6)
Ду́дку дал Дмитрий мене,
«Ду́й в ду́дку до-ре-ми!»
- Что-то не получается ... Попробуем еще раз вместе прочитать. Пожалуйста, прочитайте быстро и громко.
2. Актуализация опорних знаний
2.1.Фронтальная беседа.
(Слайд 7)
- Наконец мы связались с Дим Димычем. По электронной почте он прислал нам фото экспоната. Посмотрите.
- Как вы считаете, что это?
- Да, это лошадка, но не простая. Это праздничный предмет, сделанный из сыра.
(Слайд 8)
- Посмотрите, от Дим Димыча пришло сообщение.
- Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие по музеям Украины, чтобы выяснить, с какого музея этот экспонат.
(Слайд 9)
- Дети, а что же такое музей? Спросим у Дим Димыча.
- Прочти, пожалуйста, что он ответил.
- Слово "МУЗЕЙ" происходит из греческого языка и означает "Заведение, где хранят, изучают и выставляют для осмотра произведения искусства, предметы истории, науки, быта и прочее"
(Слайд 10)
- А что такое экспонат?
- Прочти, пожалуйста, что ответил Дим Димыч.
- Экспонат - предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.
(Слайд 11)
3.Сообщение теми, цели, задач урока
3.1. Фронтальная беседа
- Ребята, сегодня мы виртуально посетим несколько музеев.
- А также, узнаем много интересного, прочитав произведение Людмилы Гладун. А каное именно, вы узнаете позже.
- Вы должны быть внимательными и старательными!
4.Восприятие и осознание нового материала
4.1. Рассказдь учителя с элементами беседы. "Краеведческий музей" в Донецке
- Значит, поехали. А с Дим Димычем мы будем поддерживать связь.
-
(Слайд 12)
- Начнем нашу виртуальную экскурсию с Донецкого краеведческого музея.
- Он является одним из крупнейших в Донбассе.
(Слайд 13)
- В музее мы можем увидеть различные комнаты, в которых находятся мебель, посуда, которыми пользовались люди в древние времена. (Слайд 13.1)
- Еще можно увидеть остатки мамонта (слайд 13.2.) И других доисторических животных.
- Как вы считаете, наш экспонат может быть из этого музея? (Нет)
- Конечно нет, потому что в этом музее ничего нет даже похожего на наш экспонат.
4.2. Рассказ учителя. "Музей писанки" в Коломии
(Слайд 14)
- Посмотрите, пожалуйста, на доску! Что это такое?
- Следующее место, куда мы виртуально отправимся - это Музей писанки в Коломие в Ивано – Франковской области.
- Это самый оригинальным музей в Украине. Центральная часть музея имеет форму яйца, и выполнена полностью из цветного стекла.
(Слайд 15)
- Скоро мы будем праздновать Пасху, создавать писанки и крашенки. (Слайд 15.1)
- Именно такая роспись характерна для нашего региона. (Слайд 15.2)
- Как много нового и интересного мы узнали, но это еще не все, впереди самое интересное.
- Скажите, может ли наш экспонат быть из этого музея? (Нет)
- Почему?
- Конечно, потому что в этом музее находятся только писанки.
4.3. Рассказ учителя. "Музей под. открытым небом " в Пирогово
(Слайд 16)
- Что ж, будем искать дальше. И следующий музей, в который мы осуществим наше виртуальное путешествие - Музей под открытым небом в Пирогово.
(Слайд 17)
- Это национальный музей народной архитектуры и быта Украины. (Слайд 17.1)
- На территории музея под открытым небом стоят усадьбы с сельскими домами и хозяйственными постройками. (Слайд 17.2)
- Наиболее интересными экспонатами оборудованы интерьеры зданий. (Слайд 17.3)
- Может, наш экспонат из этого музея? (Нет)
- Почему?
- Правильно, здесь находятся экспонаты зданий и мебели, и ничего похожего на этот экспонат мы здесь не увидели.
4.4. Работа над загадками. "Музей игрушки в Киеве"
( Слайд 18)
- Дети, нас ждет виртуальное путешествие еще к одному музею, но прежде, чем войти внутрь, (слайд) Дим Димыч предлагает нам отгадать загадки.
- Посмотрите на доску. Угадав загадки, вы узнаете, что это за музей.
(Слайд 19,20,21)
Волосы льняные,
Глазки голубые.
И обуты ножки
В синие сапожки.
На красавице - пальто.
Догадались? Это кто?
(Кукла)
Звонкий, громкий и прыгучий
Улетает аж за тучи
И на радость детворе
Звонко скачет во дворе. (Мяч)
Он – любимая игрушка Спит со мною на подушке.
Мы гуляем с ним вдвоём, –
Дружно, весело живём!
Я ему читаю книжки –
Это плюшевый мой ... (мишка).
(Слайд 22)
- Ребята, как можно назвать слова-отгадки одним словом? (Игрушки)
- Как вы думаете, в какой музей мы сейчас отправимся?
(Слайд 23)
- Да, это "Государственный музей игрушки" в Киеве.
4.5. Словарная работа
(Слайд 24, 25, 26, 27, 28, 29)
- Дети, для того, чтобы узнать, что в этом музее есть, прочитаем текст Людмилы Гладун "Государственный музей игрушек".
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами слова, которые встретятся в тексте и могут быть для вас неизвестны. Прочитайте их по одному. Объясните значение.
Оберег - это вещь, которая предназначена защищать своего владельца.
Погремушки (торохтельця) - шумовые потешки для самых маленьких детей.
Фарфоровое лицо - сделано из белой керамики, из которой обычно изготавливают тонкую посуду.
Хихички - игрушки различных форм, которые во время колебания создают шум, гремят.
Коллекция - систематизированное собрание однородных предметов, имеющих научный, художественный, исторический интерес.
Сырные лошадки - очень вкусная еда, праздничный предмет, интересная грушка
(Слайд 30)
- Ребята, как вы считаете, есть ли что-то общее с этим экспонатом? Он очень похож с изображением. Можем ли мы уже помочь Дим Димычу? Может, нам нужна чья-то еще помощь?
(Слайд 31)
Физминутка
- Дети, посмотрите. На связь вышли лучшие друзья Дим Димыча - Фиксики. Они всегда помогают ему решать сложные задачи и очень любят отдыхать, а сейчас они пришли к нам, чтобы отдохнуть вместе с нами.
(Слайд 32)
- Мы с вами немного отдохнули, а сейчас нам надо выяснить, с какого же музея этот экспонат?
4.6. Первичное чтение текста
- Раскройте, пожалуйста, свои учебники на с. 127.
- Сейчас я прочитаю вам текст, а вы внимательно слушаете и следите за моим чтением, а потом ответите на вопрос: "Какими игрушками играли ваши дедушки и бабушки?"
(Вопрос спроектировано на доске)
4.7.Первинний анализ текста
- Итак, скажите, пожалуйста, какими игрушками играли ваши дедушки и бабушки?
4.8. Рассказ учителя. Виртуальная экскурсия по музею
(Слайд 33 (1, 2 )
- А теперь пройдем по залам музея. Сколько же здесь интересного. (Слайд 33.1)
- В музее очень много необычных вещей.
- Здесь можно увидеть, первые мягкие игрушки, которые люди изготавливали своими руками.
- Посмотрите, какой поезд стоит на полочке музея. Он изготовлен из настоящего железа и выглядит как настоящий поезд. (Слайд 33.2)
(Слайд34)
5. Осмысление знаний
5.1. Вторичное чтение произведения. чтение эстафетой
- Мы увидели много интересного в музее. Чтобы быть уверенными, с этого музея наш экспонат или нет, прочтем текст еще раз эстафетой по одному предложению.
- Начнет читать текст ..., а затем продолжит тот, кого он (она) назовет.
5.2. Вторичный анализ текста
- О каком музей вы узнали, прочитав текст? (Государственный музей игрушек)
- Сколько лет коллекции игрушек? (Более 70)
- О каких игрушках вы узнали впервые?
5.3. выборочное чтение
- Дети, сейчас мы с вами будем читать выборочно.
- Найдите, пожалуйста, в тексте и прочитайте предложения, где сказано, что является гордостью музея?
- Найдите и прочитайте отрывок, где сказано, из чего делали старинные игрушки. (Из дерева, глины, лозы, льна, сыра)
- Найдите самый большой абзац. Прочитайте только первое предложение. (Хотя этот музей ...)
- Найдите, пожалуйста, предложение, которое начинается так: Их называли ...
- А теперь, найдите, пожалуйста, и прочитайте предложение, в котором есть такие слова: "А это тоже игрушки?"
- Посмотрите на рисунки стр. 127. Что на них изображено? Прочитайте предложение, где упоминается сырная лошадка.
- А о нашем экспонат ничего не говорится?
6 Обобщение и систематизация знаний
6.1. Чтение произведения. Игра "Исследователи"
- Мы с вами многое узнали.
(Слайд 35)
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. На связь вышел Дим Димыч.
- Чтобы проверить, с этого ли музея наш экспонат, нам необходимо больше узнать о нем, поэтому Дим Димыч предлагает послушать, какие вы внимательные и стать настоящими "Исследователями".
( Слайд 36)
- Посчитайте и скажите, сколько раз повторяется слово «Игрушка»? (11)
( Слайд 37)
- А сколько раз повторяется слово "музей"? (8)
(Слайд 38)
Физминутка для глаз
- Что ж, продолжим наши поиски. Ребята, посмотрите, в следующем зале стоит большой аквариум. Давайте сделаем остановку и посмотрим, какие интересные рыбки в нем живут. Проследите, пожалуйста, глазами, куда же плывет каждая из них.
(Слайд 39)
6.2. Упражнение на внимательность
- Вы хорошие исследователи, очень внимательные и наблюдательные, поэтому сейчас выполним еще одно очень интересное упражнение, чтобы узнать, как хорошо вы усвоили текст.
(Слайд 40)
- Посмотрите на доску. Перед вами предложения из текста. Но в нем есть ошибка. Найдите.
А некоторым грушкам більше 800 лет! (...100 лет)
(Слайд 41)
- А в этом предложении есть ошибка?
Каждый день в комнаты музея приходит много детей. ( в залы...)
- Вы очень внимательны. А сей час задание усложнится.
- Я буду читать вам предложение из текста, а вы внимательно слушайте, если заметите ошибку, подимите руку.
(Слайд 42)
Иногда дедушки с недоверием спрашивают: "А это тоже игрушки?" (дети)
Такими рисункими с удовольствием играли деревенские дети болем 100 лет назад. (игрушками)
6.3. Чтение по японской методике.
- Молодцы! Вы очень хорошо работали и справились со всеми задачами. Но сейчас у нас еще одно, очень необычное задание. Сможете ли вы с ним справиться?
- Вам необходимо прочитать отрывок текста в интересной форме. Закройте, пожалуйста, учебники и внимание на доску.
- Вместо рисунков вам необходимо вставить нужные слова.
(Слайд 43)
- Вместо рисунков вам необходимо вставить нужные слова.
Каждый день в залы приходит много . Они с любопытством рассматривают, спрашивают, кто, где и как их .
(Слайд 44)
6.4. обобщающая беседа
- Дети, в каком музее мы только что побывали? С какой целью?
- Удалось нам выяснить, с какого музея этот экспонат? С какого? (Из Государственного музея игрушек)
- Правильно, молодцы!
7.Заключение урока
7.1. фронтальная беседа
(Слайд 45)
- Ребята, от Дим Димыча снова пришло сообщение.
Дети! Спасибо! Благодаря вам я вернул потерянный экспонат в музей!
- Поблагодарим и мы его за такую хорошую виртуальную экскурсию, ведь мы узнали много нового, интересного и полезного.
(Слайд 46)
- Скажите, пожалуйста, с каким произведением мы сегодня познакомились?
- В каком из музеев вам понравилось больше всего? Почему?
- Нужен ли музей игрушек? Для чего?
- Дети, все мы родом из детства и всегда в него возвращаемся, во сне или мысленно.
- Ребята, а что интересного вы расскажете своим родителям или друзьям из того, что узнали на уроке?
8.Сообщение домашнего задания.
(Слайд 47)
- Дети, сколько много интересного мы сегодня увидели и узнали! Счастливые мы, родившиеся и живем на такой прекрасной, богатой, живописной земле.
- Вы все молодцы, очень хорошо сегодня работали на уроке ...
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо будет выразительно прочитать стр. 127-128. А еще я предлагаю выполнить творческое задание: 1-й и 3-й ряды - вам необходимо составить рассказ о своей любимой игрушке, а 2-й и 4-й - спросить у бабушек и дедушек, играли ли они игрушками, о которых мы сегодня узнали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.