Конспект урока по русским народным сказкам, 5 класс. Итоговый урок.
Оценка 4.8

Конспект урока по русским народным сказкам, 5 класс. Итоговый урок.

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
русская литература
5 кл
11.02.2024
Конспект урока по русским народным сказкам, 5 класс. Итоговый урок.
Материал представляет собой конспект итогового урока в 5 классе по теме "Русские народные сказки"
Что за прелесть эти сказки.doc

                                                 Урок по литературе в 5 классе.

 

                                          «Что за прелесть эти сказки!»

 

                                                                  Русские сказки – память нашего давно минувшего,

                                                                  Хранилище русской мудрости.

                                                                                                               Н.А. Некрасов.

 

- Сегодня мы отправимся в очень красивую, чудесную, волшебную страну – страну незабываемых сказок. Вас ждут минуты размышлений, общений, приятные встречи. В этой стране вам предстоит показать свои умения, знания, блеснуть своей находчивостью, раскрыть дремлющие способности.

Желаю всем красным девицам и добрым молодцам крепкого, как могучий дуб, здоровья, богатырской силушки, доброй души, ясного ума.

 

- Ну что, в путь!

 

- А куда идти, вы знаете? Нет? Кто же нам в этом может помочь?

 

Маленький, кругленький, а за хвост не поднять.          (Клубок)

 

Вот он клубочек, не простой, а тот, что указал путь Ивану – царевичу в царство Кощея Бессмертного.

Давайте – ка бросим его перед собой и отправимся в путь, в страну Сказок.

 

- Во многих сказках клубок указывает путь герою.  Вспомните названия этих сказок.

«Лягушка – Царевна», «Финист – ясный сокол»

 

- А знаете ли вы, ребята, почему русские люди так много сказок и загадок про клубок придумали?

 

                            Сообщение ученика.

       В давние времена верили, что ходит по земле богиня Макошь, Ходит она по земле невидимая, босая, с распущенными волосами, в длинной рубашке без пояса. Из кудели она прядет нить и в клубочек сматывает. Не простые это нити – волшебные. Это нити судьбы человеческой,

       Каждому дается такой клубочек. Только в обычной жизни он не виден. Если у человека доброе сердце и дела он делает добрые, то клубочек разматывается и человеку  дорогу  к счастливой жизни указывает. А если у человека на душе обида да зависть, то ниточка рвется, путается, и в жизни у человека всякие неприятности случаются.

 

1.     - Вот и оглянуться не успели, а уже у сказочных ворот стоим.

            И первое задание такое.

 

- Вспомните композицию сказки. Какие это части?

1)      На море, на океане,

На острове Буяне

Стоит дуб зеленый,

Под тем дубом стол золоченый.

Садись кушай,

 Мою сказку слушай.

2)      В некотором царстве, в некотором государстве, жили – были…

 

2.       – Каких героев тут только нет, какие чудеса не происходят.

 

- Надо узнать о каких сказках идет речь.

 

Из неведомых стран прилетает Жар – птица и клюет пшеницу. Лягушка превращается в царевну и пляшет на царском пиру. А сестрица любит козленочка как брата родного. Текут там молочные реки с кисельными берегами. Из кольца появляются 12 молодцев. Едят очень вкусное блюдо из топора. Летает там чудо – юдо о 6 головах.

«Иван царевич и Серый волк».

«Лягушка – Царевна».

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«Гуси – Лебеди».

«Волшебное кольцо».

«Каша из топора».

«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо».

 

3.       Молодцы! Идем дальше в сказку. А в них героям всегда Кто – то помогает, а кто – то мешает.

 

- Вам надо распределить персонажи на две группы: помощники и противники.

Щука, метла, яблоня, гуси – лебеди, сапоги – скороходы, паутина, расческа, кольцо.

 

4.       – Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли наши путешественники приустали, проголодались. Объявляем сказочный обеденный перерыв.

 

- Кто, кого и в какой сказке угощает?

1) Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудреными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху птицы летучие, снизу звери рыскучие.

 

2)      Наварила манной каши и размазала по тарелке:

       - Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!

 

3)      – Съешь моего ржаного пирожка.

- Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!

             4)  – Выгляни в окошко, дам тебе горошка.

 

             Василиса Премудрая из сказки «Лягушка – Царевна».

             Лиса журавлю из сказки «Лиса и журавль».

             Печка девочке из сказки «Гуси – лебеди».

             Лиса Петушку из сказки «Петушок – золотой гребешок».

      

5.       – В сказках героям всегда предстоит пройти испытание. Вот и вас ждет оно.

 

- Надо отгадать, что находится в волшебной шкатулке.

1) Хожу – брожу не по лесам, а по усам и волосам, и зубы у меня длинней, чем у волков и медведей.         Расческа.

 

2)      Круглое, румяное я расту на ветке, любят меня и взрослые, и детки.    Яблоко.

    

3)      Маленький старичок, костяная шубка.    Орех.

 

4)      Сегодня в нашем ящичке нечто твердое, но его можно сделать мягким, его делают и цветным, оно может иметь разную форму и величину. В далекие времена это было в каждом доме, да и по сей день без него не обходится ни одна церковная служба, ни одно семейное торжество. Им пользуются для предсказания судьбы.               Свеча.

 

5)      Мудрец в нем видел мудреца,

                   Глупец – глупца,

                   Овцу в нем видела овца

                   И обезьяну – обезьяна.              Зеркало.

           

6)      Птичка – невеличка

Носиком нырнет,

Хвостиком вильнет –

Дорожку проведет.                  Игла.

 

7)      Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернет,

Тот в дом войдет.                  Ключ.

 

6.       И ещё одно испытание нам нужно выдержать.

 

- Соотнесите приведенные имена существительные с постоянными эпитетами.

Лебедь, девица, земля, сокол, слезы, меч, конь, яблоко, молодец, лес.

Красная, русская, белая, булатный, ясный, горькие, румяное, вороной, добрый, дремучий.

 

Лебедь     Белая                      Меч          Булатный

Девица     Красная                  Конь         Вороной

Земля      Русская                    Яблоко      Румяное

Сокол     Ясный                      Молодец    Добрый

Слезы    Горючие                   Лес            Дремучий

 

       7.  Ещё одно испытание вам предстоит.

           

            -Назовите героев сказок. Кто так говорит и как называется сказка? 

            1) Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?    («Морозко», Мороз Иванович)

      

            2) Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам.   («Заюшкина избушка»  Лиса )

 

             3) Аленушка, сестрица моя!

                 Выплынь, выплынь на бережок.

                 Котлы кипят чугунные,

                 Ножи точат булатные,

                 Хотят маня зарезати.       ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»   братец Иванушка)

 

               4) Сивка – Бурка, вещий каурка,

                    Стань передо мной,

                    Как лист перед травой.          ( «Сивка – Бурка»     Иванушка)

 

                5) Битый небитого везет.        («Лиса и волк»    Лиса)

                 6) Спи, глазок, спи, другой.           («Хаврошечка»     Крошечка – Хаврошечка)

 

       8. И снова оказались мы у сказочных ворот.

 

            - Чем заканчиваются волшебные сказки?

            Концовкой.

           

            Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

 

Закончилось наше путешествие в сказку, но не закончилась сказка. Она будет ждать вас на страницах книг. И будет очень рада снова подарить вам много прекрасных минут увлекательного чтения. Да и мы не прощаемся со сказками. Это были народные сказки, а нас ждут ещё авторские. Но это уже другая история.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок по литературе в 5 классе. «Что за прелесть эти сказки!»

Урок по литературе в 5 классе. «Что за прелесть эти сказки!»

Каких героев тут только нет, какие чудеса не происходят

Каких героев тут только нет, какие чудеса не происходят

Хожу – брожу не по лесам, а по усам и волосам, и зубы у меня длинней, чем у волков и медведей

Хожу – брожу не по лесам, а по усам и волосам, и зубы у меня длинней, чем у волков и медведей

Котлы кипят чугунные,

Котлы кипят чугунные,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2024