«Имя существительное и его грамматические признаки»
Тема : Имя существительное, основные грамматические признаки.
Цель: дать представление о значении и грамматических признаках имени существительном.
Задачи:
Обучающая
продолжать формировать понятие о постоянных и непостоянных признаках имен существительных, формировать умение находить имена существительные в тексте, умение распознавать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, тренировать умение определять род и склонение существительных, изменять существительные по числам и падежам.
Развивающая
развивать орфографическую зоркость, память, внимание, мышление, умение делать выводы и обобщать.
Воспитательная
воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к учебной деятельности, любовь и бережное отношение к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тексты стихотворений,
Осенние листья, дерево успеха, схемы, карточки для работы в группах, музыкальное сопровождение.
Ход урока
Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Сейчас начнём урок!
- Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением и желанием продолжить путешествие по большой и славной стране Русского Языка.. Так пусть на нашем пути не встретятся нам преграды. Итак, в путь…
Какой сейчас месяц? (ОКТЯБРЬ)
-Какое время года? (ОСЕНЬ)
Октябрь – середина осени. ОКТЯБРЬ, ОСЕНЬ, ВРЕМЯ, ГОД, СЕРЕДИНА.
Что объединяет эти слова?
ЭТО ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
РАБОТА В ТЕТРАДИ
Число
Классная работа
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
- На минутку чистописания приглашаем букву «О».
- Какое время года? (Осень.)
- Запишем это слово: ос_нь.
- Какую букву вставим? Как проверить? (Осенний.)
Лев Васильевич Успенский говорил : «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – ХЛЕБ ЯЗЫКА»
-Ребята, как вы понимаете это высказывание? ( Хлеб – это пища, имя существительное даёт пищу всем словам, является основой языка, даёт название всем предметам).
В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.
-Что мы знаем об имени существительном? Какие вопросы можно составить по этой теме?
Игра «Закончи предложение»
• Имя существительное − это…
часть речи
• Имя существительное обозначает…
предмет
• Имя существительное отвечает на вопросы…
кто? что?
• Имена существительные бывают …
одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными
• Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…
кто?
• Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…
что?
• Имена собственные пишутся с …
заглавной буквы
• Изменение имен существительных по падежам называется
склонением
• Сколько склонений в русском языке…
3
• Сколько падежей в русском языке…
6
• Имена существительные изменяются …
по числам
На столах у вас лежат карточки.
1. Прочитайте слова:
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
(ребенок, Волга, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Москва, спектакль)
1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша)
2 группа названия вещей (стол, окно, ножницы)
3группа названия веществ (крупа, мука, сливки),
4 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб),
5. группа географические названия (Волга, Россия, Москва),
6 группа названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа)
7 группа названия признаков (свежесть, белизна, синева)
8 группа название действий ( бег, прыжок, стрельба)
Физкультминутка
-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.
Зима, утро, урок, море, ночь, рука, имя, ребенок, игра, тишь.
-Определите, какую роль играет слово осень в предложении.
Холодный осенний ветер обрывал сухие листья.
Расскажите о синтаксической роли существительного.
Прослушайте отрывок из стихотворения, посчитайте сколько имён существительных в нём.
ОПЯТЬ ДОЖДИ, ОПЯТЬ ТУМАНЫ,
И ЛИСТОПАД, И ГОЛЫЙ ЛЕС,
И ПОТЕМНЕВШИЕ ПОЛЯНЫ,
И НИЗКИЙ СЕРЫЙ СВОД НЕБЕС. (7 слов)
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
Найди и выпиши имена существительные. Докажи почему такой род.
1 ряд ср.р. СОЛНЦЕ, ДОБРО,ЗОЛОТО.
2 ряд ж.р. СМЕЛОСТЬ, КАЛИНА,ГОРА, СИЛА.
3 ряд м.р. СИЛАЧ,ЖЕЛТОК,ХОЛОД.
Просклоняйте имена существительные
ОЦЕНИВАНИЕ
РАБОТА В ПАРАХ
1 ряд подобрать по три слова СОБСТВ . и ОДУШЕВ.
2 ряд подобрать по три слова СОБСТВ. и НЕОДУШЕВ.
3 ряд подобрать по три слова НАРИЦ. И ОДУШЕВ.
ОЦЕНИВАНИЕ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
(ДУМАЮ) ОБ ОСЕНИ
( ЛЮБУЮСЬ ) ЛИСТОПАДОМ
ОЦЕНИВАНИЕ
РАБОТА В ГРУППАХ
1.От данных имён существительных образуйте однокоренные существительные 1-го склонения
Учитель-
друг-
мышь-
волшебник-
2. Определи падежи имён существительных.
Играл на дудочке, подошел к рябине, увидел мышь, шел рощей
РЕФЛЕКСИЯ.
Молодцы. Я вашу работу оценила, а теперь оцените свою работу на уроке сами.
Листья размещаете на дереве успеха.
Если довольны работой – приклейте на дереве успеха красные и желтые листья..
Если не довольны – листья зеленого цвета.
Можно сказать, что сегодняшний урок – это наше совместное творчество? Почему?
Работали вы с увлечением. А увлекла нас такая часть речи, как имя существительное.
-Чем привлекло вас имя существительное?
-Что о существительном нам удалось вспомнить?
- Итак, я надеюсь, что вы убедились в справедливости слов Л.В.Успенского.
« ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – ХЛЕБ ЯЗЫКА»
Имя существительное интересно не только своей грамматикой. Какая это поэтическая часть речи! С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы.
-ВОТ ЗВЕНИТ УЖЕ ЗВОНОК, ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.