конспект урока по русскому языку "Понятие о падежах имён существительных" 3 класс

  • docx
  • 18.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык 3 класс.docx

Урок по

русскому языку

в 3 классе

по теме

«Падеж имён существительных»

 

Г.Раменское 2017г

 

 

                                                                                               Дятлова Т.Л.
                                                                                                  МОУ СОШ №5

 

План-конспект урока.

Название и автор реализуемой программы, предмет

Традиционная программа.

Автор : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

«Русский язык»

Класс

3класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Тема урока

Падеж имён существительных.

Цель урока

Формирование первоначального представления о склонении имён существительных.

Планируемые результаты:

Предметные

 

 

Личностные

 

Метапредметные

 

1. Предметные: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей;            

2.Личностные:  помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

3.Метапредметные:

формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения;

создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.

Ресурсы

Проектор, электронный носитель, раздаточный материал, презентация к уроку.

Форма организации обучения

•      фронтальная

•      самостоятельная

•      групповая,

Технологии

Игровая, здоровьесберегающая, проектная, проблемная,групповая,ИКТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Орг. момент. (Проводится с целью общей установки урока через мотив учебной деятельности, ориентации на моральные нормы и их выполнение.

Личностные результаты: Самоопределение)

1.Эмоциональный настрой на урок.

 Игра-приветствие «Пальчики».

-Давайте проведём игру, разомнём пальчики.

-Желаю  (касаются большими пальцами)

-успеха (указательными)

-большого (средними)

-во всём (безымянными)

-и везде (мизинцами).

- Здравствуйте! (всей ладонью)

-Удачи тебе на урок! (переплетают пальцы)

2.Мотивационный настрой на урок

 Садитесь поудобнее.

Начнём скорей урок!

            Вы друг к другу повернитесь

     И друг другу улыбнитесь.

 

- У вас у каждого на столе лежит лист самооценки. Чтобы получилось у вас хорошая оценка урока, вы должны быть активными.

- Есть такая поговорка (слайд )                                                                                                                         «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

-Как вы её понимаете? (узнаём что-то новое, и умнеем)

-Наши знания- это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем. Сегодня нам эти знания, полученные ранее, пригодятся для того, чтобы освоить новые.

II . Актуализация знаний учащихся. (На этом этапе необходимо вспомнить материал, который понадобится для изучения новой темы)

1.Повторение темы « Имя существительное». Работа в группах.

-Давайте достанем эти знания из нашего «сундучка» и проведём  логический диктант (проверка усвоения пройденного) .

- Возьмите белый лист. Вам  даны 5 вопросов. Отвечаем только «ДА» или «НЕТ».

(Во время фронтальной проверки учитель создаёт  на доске кластер. Одновременно с этим каждая группа после своего ответа выбирает себе один цветной лист с буквой и выкладывает на столе учителя)

Ответы для проверки групп:

* Имя существительное – часть слова. (-)

* Имена существительные отвечают на вопросы КТО? ЧТО? (+)

*Имена существительные обозначают предмет. (+)

*Имена существительные изменяются по родам.(-)

*Имена существительные изменяются по числам. (+)

*Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. (+)

САМООЦЕНКА 1 (проводится самооценка)

-Какое слово получилось, подумайте? ( Падеж)

III. Постановка темы , цели урока.

- А вы знаете, что такое падеж?

- Как вы думаете, какая тема урока? ( Падеж имён существительных)

-Какую цель поставим перед собой по теме урока?

(Узнать о падежах имён существительных)

(Учитель на доске выкладывает тему и цель урока)

-Дополним наш «сундучок» новыми знаниями об имени существительном.

-Продолжим изучать тайны русского языка.

IV.Открытие нового материала.  (Под руководством было открытие новых знаний и их фиксация, сравнение с выводом эталоном в учебнике с наблюдениями детей. Дети проводили исследование с помощью наводящих вопросов, работали самостоятельно с информацией).

1. Знакомство с изменением имен существительных по падежам.

-Возьмите жёлтый лист. На нём написан текст «Кошка».

-Вставьте в каждое предложение слово «кошка» в нужной форме. Поставьте к слову вопрос. Выделите в нём окончание. (Дети вставляют вопрос и слово)

(Проверка: один человек из группы читает)

1.     (______) Кошк… привыкла к Тиме.

2.     Тима скучает (______) без кошк… .

3.     Он налил (______) кошк… молока.

4.     Мальчик напоил (______) кошк… .

5.     Он подружился   (______) с кошк… .

6.     Тима рассказал (______) о кошк… другу.

- Прочитайте первое предложение. Какой вопрос поставили? и т.д.

- К какой части речи относится слово КОШКА? (имя сущ.)

-Что вы можете сказать об этих словах – кошка, кошке, кошкой? Они однокоренные? (Нет.)

Почему? (Меняется только окончание.)

- То есть вы слово кошка изменяли. Ещё раз прочитаем, на какие вопросы оно отвечает. (Кто? без кого? Кому? Кого? С кем? О ком?). Значит, изменяли в зависимости от чего…? (от вопросов)

- Так что такое падеж?

Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.

-Откройте учебник на с.36. Прочитайте правило и сравните с нашим выводом. Слайд.

- Как еще называется изменение имен существительных по вопросам? Падеж или …? (склонение)

САМООЦЕНКА 2(проводится самооценка)

2. Знакомство с названиями падежей и приемом их запоминания. (Через игровые моменты дети усваивают, запоминают новый материал)

- Каждый падеж имеет своё название. Я буду читать сказку, а вы должны запомнить названия этих  падежей.

                       «Откуда пошли названия падежей».

  «Он ещё не родилсяа уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.

  Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

  Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

  Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

  Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

  Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

- Какие названия вы запомнили? У нас  есть такая таблица. (учитель вешает на доску) Мы всё время будем к ней обращаться и использовать на уроках

-У падежей как-то спросили:

- А зачем вы нужны существительным?

- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение существительного к другим словам в предложении.

-Сразу запомнить их сложно.

-Ваши прапрабабушки и прапрадедушки запоминали порядок падежей с помощью шутливой присказки:

И.п

Именительный падеж

Иван

Р.п

Родительный падеж

Рубил

Д.п

Дательный падеж

Дрова

В.п

Винительный падеж

Василиса

Т.п

Творительный падеж

Топила

П.п

Предложный падеж

Печку

 

Физкультминутка. Игра « Пантомима

( Звучит шутливая присказка, дети с помощью движений изображают присказку)

3. Знакомство с алгоритмом и способами определения падежей. (Дети учатся выполнять синтез – составление целого из частей, действовать по алгоритму, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений).

-Для верного определения падежей очень важно запомнить. На какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.

-Давайте посмотрим  в учебнике. (устно)

С.37 №65   (фронтально)    

-Что вы заметили? (У некоторых падежей совпадают вопросы. Различение этих падежей может вызвать затруднения, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы.)

-Как быть в таких случаях?

-Обратите внимание на 2 столбик таблицы.

-Это    СЛОВА-ПОМОЩНИКИ. Они помогут нам определить падежи.

-Возьмите   розовый  лист.

-Когда мы знакомимся с новой темой, то работаем по алгоритму.

-Дети, как правильно составить алгоритм по определению падежей?

-Сейчас вы в группах должны составить АЛГОРИТМ определения падежей.

-Напротив каждого высказывания поставьте цифры, показав этим порядок определения падежей.

                 1)   определи словосочетание, в которое входит это слово;

                 2)   поставь к этому слову вопрос от слова-командира;

                 3)   проверь, какой именно это падеж.

(Проверка. Слайд   )

V. Закрепление. (Проводится с целью закрепления знаний. Отрабатывается умение объяснять и применять новые знания на практике).

1. Упражнения в определении падежей имён существительных.

-Давайте определим падежи у слова КОШКА во всех остальных предложениях на наших жёлтых листках. Что для этого нужно сделать?

(с комментированием)

1.Самостоятельная работа. (Проводится с целью умения ориентироваться в полученных знаниях и использовать их)

 -Продолжим наполнять наш «сундучок» знаниями.  Применим наши знания самостоятельно.

-На голубых листах записаны пословицы и простые предложения. Вам необходимо указать, в каком падеже стоит слово «ТРУД». Потом эти предложения нужно расставить в правильной последовательности в зависимости от падежей.

                        Человек трудом красен.

                        Терпенье и труд всё перетрут.

                        Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

                        По труду о человеке судят.

                        Человек воспевает труд.

                        Есть много пословиц о труде.

-Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

Проверка происходит по эталону.  (слайд    )

                  5. Человек труд… красен. (Т.п.)

                   1. Терпенье и труд всё перетрут. (И. п.)

                   2.  Без труд… не выловишь и рыбку из пруда. (Р. п.)

                    3. По труд… о человеке судят. (Д. п.)

                    4.  Человек воспевает труд. (В. п.)

                    6. Есть много пословиц о труд… (П. п.)

САМООЦЕНКА 3 (проводится самооценка)

VI. Рефлексия. Дифференцированное домашнее задание. (Умение оценивать результат.)

-Что мы называем склонением?

- Что нового мы узнали об имени существительном? (учитель прикрепляет  к кластеру слово «ПАДЕЖ»)

-Сколько падежей в русском языке?

- Кто сможет повторить шутливую присказку?

-Возьмите свои листы самооценки. Поднимите руки, у кого все три круга зеленого цвета. Молодцы, у вас на всех этапах урока все получалось. Вам домашнее задание №66 – изменить слова по падежам.

-Если есть закрашенные круги другим цветом, значит, вам нужно еще раз повторить правило и потренироваться в определении падежа у имен существительных – это выполнить № 68.

-Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учёбе.

ВЫВОД: Основная идея современного урока - «Главное не знания, а умение их добывать и ими пользоваться». ФГОС нацелены не только на получение предметных результатов, но и метапредметных. Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью деятельностного подхода, направленного на формирование функционально грамотной личности. Функционально - грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС. Применение технологий компетентностно-деятельностного   подхода, групповой и проблемного обучения, успешно работает на развитие универсальных учебных действий.

 

 


 

Посмотрите также