Конспект урока по русскому языку "Понятие о падежах имён существительных" 3 класс
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку "Понятие о падежах имён существительных" 3 класс

Оценка 4.7
docx
18.01.2021
Конспект урока по русскому языку "Понятие о падежах имён существительных" 3 класс
Русский язык 3 класс.docx

Урок по

русскому языку

в 3 классе

по теме

«Падеж имён существительных»

 

Г.Раменское 2017г

 

 

                                                                                               Дятлова Т.Л.
                                                                                                  МОУ СОШ №5

 

План-конспект урока.

Название и автор реализуемой программы, предмет

Традиционная программа.

Автор : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

«Русский язык»

Класс

3класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Тема урока

Падеж имён существительных.

Цель урока

Формирование первоначального представления о склонении имён существительных.

Планируемые результаты:

Предметные

 

 

Личностные

 

Метапредметные

 

1. Предметные: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей;            

2.Личностные:  помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

3.Метапредметные:

формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения;

создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.

Ресурсы

Проектор, электронный носитель, раздаточный материал, презентация к уроку.

Форма организации обучения

•      фронтальная

•      самостоятельная

•      групповая,

Технологии

Игровая, здоровьесберегающая, проектная, проблемная,групповая,ИКТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Орг. момент. (Проводится с целью общей установки урока через мотив учебной деятельности, ориентации на моральные нормы и их выполнение.

Личностные результаты: Самоопределение)

1.Эмоциональный настрой на урок.

 Игра-приветствие «Пальчики».

-Давайте проведём игру, разомнём пальчики.

-Желаю  (касаются большими пальцами)

-успеха (указательными)

-большого (средними)

-во всём (безымянными)

-и везде (мизинцами).

- Здравствуйте! (всей ладонью)

-Удачи тебе на урок! (переплетают пальцы)

2.Мотивационный настрой на урок

 Садитесь поудобнее.

Начнём скорей урок!

            Вы друг к другу повернитесь

     И друг другу улыбнитесь.

 

- У вас у каждого на столе лежит лист самооценки. Чтобы получилось у вас хорошая оценка урока, вы должны быть активными.

- Есть такая поговорка (слайд )                                                                                                                         «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

-Как вы её понимаете? (узнаём что-то новое, и умнеем)

-Наши знания- это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем. Сегодня нам эти знания, полученные ранее, пригодятся для того, чтобы освоить новые.

II . Актуализация знаний учащихся. (На этом этапе необходимо вспомнить материал, который понадобится для изучения новой темы)

1.Повторение темы « Имя существительное». Работа в группах.

-Давайте достанем эти знания из нашего «сундучка» и проведём  логический диктант (проверка усвоения пройденного) .

- Возьмите белый лист. Вам  даны 5 вопросов. Отвечаем только «ДА» или «НЕТ».

(Во время фронтальной проверки учитель создаёт  на доске кластер. Одновременно с этим каждая группа после своего ответа выбирает себе один цветной лист с буквой и выкладывает на столе учителя)

Ответы для проверки групп:

* Имя существительное – часть слова. (-)

* Имена существительные отвечают на вопросы КТО? ЧТО? (+)

*Имена существительные обозначают предмет. (+)

*Имена существительные изменяются по родам.(-)

*Имена существительные изменяются по числам. (+)

*Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. (+)

САМООЦЕНКА 1 (проводится самооценка)

-Какое слово получилось, подумайте? ( Падеж)

III. Постановка темы , цели урока.

- А вы знаете, что такое падеж?

- Как вы думаете, какая тема урока? ( Падеж имён существительных)

-Какую цель поставим перед собой по теме урока?

(Узнать о падежах имён существительных)

(Учитель на доске выкладывает тему и цель урока)

-Дополним наш «сундучок» новыми знаниями об имени существительном.

-Продолжим изучать тайны русского языка.

IV.Открытие нового материала.  (Под руководством было открытие новых знаний и их фиксация, сравнение с выводом эталоном в учебнике с наблюдениями детей. Дети проводили исследование с помощью наводящих вопросов, работали самостоятельно с информацией).

1. Знакомство с изменением имен существительных по падежам.

-Возьмите жёлтый лист. На нём написан текст «Кошка».

-Вставьте в каждое предложение слово «кошка» в нужной форме. Поставьте к слову вопрос. Выделите в нём окончание. (Дети вставляют вопрос и слово)

(Проверка: один человек из группы читает)

1.     (______) Кошк… привыкла к Тиме.

2.     Тима скучает (______) без кошк… .

3.     Он налил (______) кошк… молока.

4.     Мальчик напоил (______) кошк… .

5.     Он подружился   (______) с кошк… .

6.     Тима рассказал (______) о кошк… другу.

- Прочитайте первое предложение. Какой вопрос поставили? и т.д.

- К какой части речи относится слово КОШКА? (имя сущ.)

-Что вы можете сказать об этих словах – кошка, кошке, кошкой? Они однокоренные? (Нет.)

Почему? (Меняется только окончание.)

- То есть вы слово кошка изменяли. Ещё раз прочитаем, на какие вопросы оно отвечает. (Кто? без кого? Кому? Кого? С кем? О ком?). Значит, изменяли в зависимости от чего…? (от вопросов)

- Так что такое падеж?

Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.

-Откройте учебник на с.36. Прочитайте правило и сравните с нашим выводом. Слайд.

- Как еще называется изменение имен существительных по вопросам? Падеж или …? (склонение)

САМООЦЕНКА 2(проводится самооценка)

2. Знакомство с названиями падежей и приемом их запоминания. (Через игровые моменты дети усваивают, запоминают новый материал)

- Каждый падеж имеет своё название. Я буду читать сказку, а вы должны запомнить названия этих  падежей.

                       «Откуда пошли названия падежей».

  «Он ещё не родилсяа уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.

  Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

  Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

  Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

  Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

  Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

- Какие названия вы запомнили? У нас  есть такая таблица. (учитель вешает на доску) Мы всё время будем к ней обращаться и использовать на уроках

-У падежей как-то спросили:

- А зачем вы нужны существительным?

- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение существительного к другим словам в предложении.

-Сразу запомнить их сложно.

-Ваши прапрабабушки и прапрадедушки запоминали порядок падежей с помощью шутливой присказки:

И.п

Именительный падеж

Иван

Р.п

Родительный падеж

Рубил

Д.п

Дательный падеж

Дрова

В.п

Винительный падеж

Василиса

Т.п

Творительный падеж

Топила

П.п

Предложный падеж

Печку

 

Физкультминутка. Игра « Пантомима

( Звучит шутливая присказка, дети с помощью движений изображают присказку)

3. Знакомство с алгоритмом и способами определения падежей. (Дети учатся выполнять синтез – составление целого из частей, действовать по алгоритму, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений).

-Для верного определения падежей очень важно запомнить. На какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.

-Давайте посмотрим  в учебнике. (устно)

С.37 №65   (фронтально)    

-Что вы заметили? (У некоторых падежей совпадают вопросы. Различение этих падежей может вызвать затруднения, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы.)

-Как быть в таких случаях?

-Обратите внимание на 2 столбик таблицы.

-Это    СЛОВА-ПОМОЩНИКИ. Они помогут нам определить падежи.

-Возьмите   розовый  лист.

-Когда мы знакомимся с новой темой, то работаем по алгоритму.

-Дети, как правильно составить алгоритм по определению падежей?

-Сейчас вы в группах должны составить АЛГОРИТМ определения падежей.

-Напротив каждого высказывания поставьте цифры, показав этим порядок определения падежей.

                 1)   определи словосочетание, в которое входит это слово;

                 2)   поставь к этому слову вопрос от слова-командира;

                 3)   проверь, какой именно это падеж.

(Проверка. Слайд   )

V. Закрепление. (Проводится с целью закрепления знаний. Отрабатывается умение объяснять и применять новые знания на практике).

1. Упражнения в определении падежей имён существительных.

-Давайте определим падежи у слова КОШКА во всех остальных предложениях на наших жёлтых листках. Что для этого нужно сделать?

(с комментированием)

1.Самостоятельная работа. (Проводится с целью умения ориентироваться в полученных знаниях и использовать их)

 -Продолжим наполнять наш «сундучок» знаниями.  Применим наши знания самостоятельно.

-На голубых листах записаны пословицы и простые предложения. Вам необходимо указать, в каком падеже стоит слово «ТРУД». Потом эти предложения нужно расставить в правильной последовательности в зависимости от падежей.

                        Человек трудом красен.

                        Терпенье и труд всё перетрут.

                        Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

                        По труду о человеке судят.

                        Человек воспевает труд.

                        Есть много пословиц о труде.

-Что изменяется в словах при изменении его по падежам?

Проверка происходит по эталону.  (слайд    )

                  5. Человек труд… красен. (Т.п.)

                   1. Терпенье и труд всё перетрут. (И. п.)

                   2.  Без труд… не выловишь и рыбку из пруда. (Р. п.)

                    3. По труд… о человеке судят. (Д. п.)

                    4.  Человек воспевает труд. (В. п.)

                    6. Есть много пословиц о труд… (П. п.)

САМООЦЕНКА 3 (проводится самооценка)

VI. Рефлексия. Дифференцированное домашнее задание. (Умение оценивать результат.)

-Что мы называем склонением?

- Что нового мы узнали об имени существительном? (учитель прикрепляет  к кластеру слово «ПАДЕЖ»)

-Сколько падежей в русском языке?

- Кто сможет повторить шутливую присказку?

-Возьмите свои листы самооценки. Поднимите руки, у кого все три круга зеленого цвета. Молодцы, у вас на всех этапах урока все получалось. Вам домашнее задание №66 – изменить слова по падежам.

-Если есть закрашенные круги другим цветом, значит, вам нужно еще раз повторить правило и потренироваться в определении падежа у имен существительных – это выполнить № 68.

-Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учёбе.

ВЫВОД: Основная идея современного урока - «Главное не знания, а умение их добывать и ими пользоваться». ФГОС нацелены не только на получение предметных результатов, но и метапредметных. Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью деятельностного подхода, направленного на формирование функционально грамотной личности. Функционально - грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС. Применение технологий компетентностно-деятельностного   подхода, групповой и проблемного обучения, успешно работает на развитие универсальных учебных действий.

 

 


 

Урок по русскому языку в 3 классе по теме «Падеж имён существительных»

Урок по русскому языку в 3 классе по теме «Падеж имён существительных»

План-конспект урока. Название и автор реализуемой программы, предмет

План-конспект урока. Название и автор реализуемой программы, предмет

Планируемые результаты: Предметные

Планируемые результаты: Предметные

I .Орг. момент. ( Проводится с целью общей установки урока через мотив учебной деятельности, ориентации на моральные нормы и их выполнение

I .Орг. момент. ( Проводится с целью общей установки урока через мотив учебной деятельности, ориентации на моральные нормы и их выполнение

Наши знания- это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем

Наши знания- это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем

Дополним наш «сундучок» новыми знаниями об имени существительном

Дополним наш «сундучок» новыми знаниями об имени существительном

Как еще называется изменение имен существительных по вопросам?

Как еще называется изменение имен существительных по вопросам?

Физкультминутка. Игра « Пантомима (

Физкультминутка. Игра « Пантомима (

V . Закрепление. (Проводится с целью закрепления знаний

V . Закрепление. (Проводится с целью закрепления знаний

Есть много пословиц о труд… (П

Есть много пословиц о труд… (П
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2021