Урок по
русскому языку
в 3 классе
по теме
«Падеж имён существительных»
Г.Раменское 2017г
Дятлова Т.Л.
МОУ СОШ №5
План-конспект урока.
Название и автор реализуемой программы, предмет |
Традиционная программа. Автор : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» |
Класс |
3класс |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний. |
Тема урока |
Падеж имён существительных. |
Цель урока |
Формирование первоначального представления о склонении имён существительных. |
Планируемые результаты: Предметные
Личностные
Метапредметные
|
1. Предметные: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, шестью парами падежных вопросов, способами определения падежей; 2.Личностные: помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности. 3.Метапредметные: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения; создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку. |
Ресурсы |
Проектор, электронный носитель, раздаточный материал, презентация к уроку. |
Форма организации обучения |
• фронтальная • самостоятельная • групповая, |
Технологии |
Игровая, здоровьесберегающая, проектная, проблемная,групповая,ИКТ. |
I.Орг. момент. (Проводится с целью общей установки урока через мотив учебной деятельности, ориентации на моральные нормы и их выполнение.
Личностные результаты: Самоопределение)
1.Эмоциональный настрой на урок.
Игра-приветствие «Пальчики».
-Давайте проведём игру, разомнём пальчики.
-Желаю (касаются большими пальцами)
-успеха (указательными)
-большого (средними)
-во всём (безымянными)
-и везде (мизинцами).
- Здравствуйте! (всей ладонью)
-Удачи тебе на урок! (переплетают пальцы)
2.Мотивационный настрой на урок
Садитесь поудобнее.
Начнём скорей урок!
Вы друг к другу повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
- У вас у каждого на столе лежит лист самооценки. Чтобы получилось у вас хорошая оценка урока, вы должны быть активными.
- Есть такая поговорка (слайд ) «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
-Как вы её понимаете? (узнаём что-то новое, и умнеем)
-Наши знания- это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем. Сегодня нам эти знания, полученные ранее, пригодятся для того, чтобы освоить новые.
II . Актуализация знаний учащихся. (На этом этапе необходимо вспомнить материал, который понадобится для изучения новой темы)
1.Повторение темы « Имя существительное». Работа в группах.
-Давайте достанем эти знания из нашего «сундучка» и проведём логический диктант (проверка усвоения пройденного) .
- Возьмите белый лист. Вам даны 5 вопросов. Отвечаем только «ДА» или «НЕТ».
(Во время фронтальной проверки учитель создаёт на доске кластер. Одновременно с этим каждая группа после своего ответа выбирает себе один цветной лист с буквой и выкладывает на столе учителя)
Ответы для проверки групп:
* Имя существительное – часть слова. (-)
* Имена существительные отвечают на вопросы КТО? ЧТО? (+)
*Имена существительные обозначают предмет. (+)
*Имена существительные изменяются по родам.(-)
*Имена существительные изменяются по числам. (+)
*Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. (+)
САМООЦЕНКА 1 (проводится самооценка)
-Какое слово получилось, подумайте? ( Падеж)
III. Постановка темы , цели урока.
- А вы знаете, что такое падеж?
- Как вы думаете, какая тема урока? ( Падеж имён существительных)
-Какую цель поставим перед собой по теме урока?
(Узнать о падежах имён существительных)
(Учитель на доске выкладывает тему и цель урока)
-Дополним наш «сундучок» новыми знаниями об имени существительном.
-Продолжим изучать тайны русского языка.
IV.Открытие нового материала. (Под руководством было открытие новых знаний и их фиксация, сравнение с выводом эталоном в учебнике с наблюдениями детей. Дети проводили исследование с помощью наводящих вопросов, работали самостоятельно с информацией).
1. Знакомство с изменением имен существительных по падежам.
-Возьмите жёлтый лист. На нём написан текст «Кошка».
-Вставьте в каждое предложение слово «кошка» в нужной форме. Поставьте к слову вопрос. Выделите в нём окончание. (Дети вставляют вопрос и слово)
(Проверка: один человек из группы читает)
1. (______) Кошк… привыкла к Тиме.
2. Тима скучает (______) без кошк… .
3. Он налил (______) кошк… молока.
4. Мальчик напоил (______) кошк… .
5. Он подружился (______) с кошк… .
6. Тима рассказал (______) о кошк… другу.
- Прочитайте первое предложение. Какой вопрос поставили? и т.д.
- К какой части речи относится слово КОШКА? (имя сущ.)
-Что вы можете сказать об этих словах – кошка, кошке, кошкой? Они однокоренные? (Нет.)
Почему? (Меняется только окончание.)
- То есть вы слово кошка изменяли. Ещё раз прочитаем, на какие вопросы оно отвечает. (Кто? без кого? Кому? Кого? С кем? О ком?). Значит, изменяли в зависимости от чего…? (от вопросов)
- Так что такое падеж?
Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам.
-Откройте учебник на с.36. Прочитайте правило и сравните с нашим выводом. Слайд.
- Как еще называется изменение имен существительных по вопросам? Падеж или …? (склонение)
САМООЦЕНКА 2(проводится самооценка)
2. Знакомство с названиями падежей и приемом их запоминания. (Через игровые моменты дети усваивают, запоминают новый материал)
- Каждый падеж имеет своё название. Я буду читать сказку, а вы должны запомнить названия этих падежей.
«Откуда пошли названия падежей».
«Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.
Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.
- Какие названия вы запомнили? У нас есть такая таблица. (учитель вешает на доску) Мы всё время будем к ней обращаться и использовать на уроках
-У падежей как-то спросили:
- А зачем вы нужны существительным?
- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение существительного к другим словам в предложении.
-Сразу запомнить их сложно.
-Ваши прапрабабушки и прапрадедушки запоминали порядок падежей с помощью шутливой присказки:
И.п |
Именительный падеж |
Иван |
Р.п |
Родительный падеж |
Рубил |
Д.п |
Дательный падеж |
Дрова |
В.п |
Винительный падеж |
Василиса |
Т.п |
Творительный падеж |
Топила |
П.п |
Предложный падеж |
Печку |
Физкультминутка. Игра « Пантомима
( Звучит шутливая присказка, дети с помощью движений изображают присказку)
3. Знакомство с алгоритмом и способами определения падежей. (Дети учатся выполнять синтез – составление целого из частей, действовать по алгоритму, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений).
-Для верного определения падежей очень важно запомнить. На какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.
-Давайте посмотрим в учебнике. (устно)
С.37 №65 (фронтально)
-Что вы заметили? (У некоторых падежей совпадают вопросы. Различение этих падежей может вызвать затруднения, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы.)
-Как быть в таких случаях?
-Обратите внимание на 2 столбик таблицы.
-Это СЛОВА-ПОМОЩНИКИ. Они помогут нам определить падежи.
-Возьмите розовый лист.
-Когда мы знакомимся с новой темой, то работаем по алгоритму.
-Дети, как правильно составить алгоритм по определению падежей?
-Сейчас вы в группах должны составить АЛГОРИТМ определения падежей.
-Напротив каждого высказывания поставьте цифры, показав этим порядок определения падежей.
1) определи словосочетание, в которое входит это слово;
2) поставь к этому слову вопрос от слова-командира;
3) проверь, какой именно это падеж.
(Проверка. Слайд )
V. Закрепление. (Проводится с целью закрепления знаний. Отрабатывается умение объяснять и применять новые знания на практике).
1. Упражнения в определении падежей имён существительных.
-Давайте определим падежи у слова КОШКА во всех остальных предложениях на наших жёлтых листках. Что для этого нужно сделать?
(с комментированием)
1.Самостоятельная работа. (Проводится с целью умения ориентироваться в полученных знаниях и использовать их)
-Продолжим наполнять наш «сундучок» знаниями. Применим наши знания самостоятельно.
-На голубых листах записаны пословицы и простые предложения. Вам необходимо указать, в каком падеже стоит слово «ТРУД». Потом эти предложения нужно расставить в правильной последовательности в зависимости от падежей.
Человек трудом красен.
Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
По труду о человеке судят.
Человек воспевает труд.
Есть много пословиц о труде.
-Что изменяется в словах при изменении его по падежам?
Проверка происходит по эталону. (слайд )
5. Человек труд… красен. (Т.п.)
1. Терпенье и труд всё перетрут. (И. п.)
2. Без труд… не выловишь и рыбку из пруда. (Р. п.)
3. По труд… о человеке судят. (Д. п.)
4. Человек воспевает труд. (В. п.)
6. Есть много пословиц о труд… (П. п.)
САМООЦЕНКА 3 (проводится самооценка)
VI. Рефлексия. Дифференцированное домашнее задание. (Умение оценивать результат.)
-Что мы называем склонением?
- Что нового мы узнали об имени существительном? (учитель прикрепляет к кластеру слово «ПАДЕЖ»)
-Сколько падежей в русском языке?
- Кто сможет повторить шутливую присказку?
-Возьмите свои листы самооценки. Поднимите руки, у кого все три круга зеленого цвета. Молодцы, у вас на всех этапах урока все получалось. Вам домашнее задание №66 – изменить слова по падежам.
-Если есть закрашенные круги другим цветом, значит, вам нужно еще раз повторить правило и потренироваться в определении падежа у имен существительных – это выполнить № 68.
-Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учёбе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.