Максимова Ирина Геннадьевна- учитель музыки
Город Пермь МБОУ «СОШ№45»
Урок музыки по теме: «Жанры русской народной музыки». Данный материал может быть использован на уроке в 4-5 классе. В работе содержатся творческие задания.
Литература: Учебники Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева «Музыка»;
М.С.Красильникова «К вершинам музыкального искусства».
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ Тема четверти: «Музыка и литература»
Тема урока: «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…» ЦЕЛЬ УРОКА: Обобщение знаний учащихся по теме: «Жанры русской народной песни»
На уроке использована « Технология развития критического мышления»:
«Скажи мне –я забуду,
Покажи мне-я запомню,
Вовлеки меня-я пойму».
Музыкальное приветствие. Ход урока
Здравствуй, мир, здравствуй, друг,
Здравствуй, песен щедрый круг, Здравствуй, миг, здравствуй, век, Здравствуй, добрый человек.
Здравствуй, дом, здравствуй, даль, Здравствуй, радость и печаль, Здравствуй, быль, здравствуй, новь,
Здравствуй, светлая любовь.
Учитель:
В.Татаринов «Слово родина - первое».
Есть у каждого времени песни свои.
О дорогах, о доме, о верной любви...
Только одна песня, всех песен главней.
Слово Родина - самое первое в ней.
О Родине, о Русской земле сложено немало песен - народных и авторских. Учитель: Слово Родина, Красота Природа, часто соединены с такими словами, как Мать, Матушка, Мама. Россия, родина - для каждого своя. Это мы видим из ваших рисунков. Это и ромашковый луг, и березка, и крыльцо родной школы, и первая учительница.
Учитель: Какие стихи и песни о родине вы помните?
Дети называют песни и читают стихи о родине .
Исполняют песню «Россия Россией останется» Презентация Слайд 1-28
Послушайте стихотворение Г. Серебрякова.О чем оно? Слайд 29
«Жизнь дает для песни Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки, Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета - То и отразится в песне у поэта»
Учитель: О чем стихотворение? (О жизни, которая дает нам темы для вдохновения).В каком жанре, как нельзя лучше, можно выразить все эти чувства? (Песня).
Учитель: Как называются песни у которой нет автора, он неизвестен.( Народные ). А как же они дошли до нас, если автор неизвестен? Произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. А что такое уста – рот, губы. Многие народные песни слагались еще в то далекое от нас время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных школ (да и обыкновенных тоже), когда почти невозможно было встретить музыкально грамотного человека. В те времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на инструментах, которые придумывали сами.
Мелодия и слова почти всегда сочинялись одновременнно, часто одним и тем же человеком. Народные песни не записывались (ведь их сочиняли люди, не знавшие грамоты), а пелись по слуху, передаваясь от одного человека к другому, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Позже, когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни. И сейчас во всем мире записаны тысячи замечательных народных песен. А если у песни есть автор?
Дети: композиторская.
Учитель: Посмотрите на репродукции картин в классе, кто изображен на них? Обратите внимание на природу, костюмы людей, чем они занимаются, фамилии художников. Слайд 30 Герасимов «Колхозный праздник». (Начало деревенского праздника. На заднем плане пейзаж-гладь зеленого поля). Слайд 31 Пластов «Ужин тракториста» (жена принесла мужу и сыну незатейливый ужин прямо на поле.
Лето – это напряженная пора в жизни сельских жителей. Летом нужно заготавливать сено для животных, собирать урожай и выполнять множество других работ. Во время уборки урожая трактористы часто ночуют на поле, чтобы экономить время – и не пропустить хорошие денечки. Стоит только зазеваться – и большая часть зерновых просто пропадет, а это большие убытки и дорогой хлеб. Все понимают необходимость такой работы, поэтому даже маленький мальчик помогает своему отцу. Слайд 32
Учитель Кого мы видим на картине. Какое у них настроение. Работать для них сложно, трудно.
Яблонская «Хлеб». На переднем плане картины мы видим женщин, которые как в жидком, расплавленном золоте стоят в рассыпанных на земле зернах пшеницы. Женщины радостно смеются. Им весело от того, что прекрасная погода, что такой богатый урожай народился. Они рады тому, что трудятся не покладая рук. Народу очень много, и все они заняты одним общим делом – убирают урожай. Люди переговариваются между собой. Кажется, что вотвот раздастся задорный смех.
Внимание художницы, а вместе с ней и зрителя, сосредоточено на хлебе и на работающих людях. Художнику важно передать состояние мужчин и женщин, занятых важным делом, показать, что труд для них – не тяжелая, изнуряющая обязанность, а потребность души, доставляющая наслаждение.
Поэтому и радостны лица работающих.
Но особое место на картине все же занимает хлеб. Хлеб – это жизнь. Женщины ссыпают его в мешки. Мужчины на заднем плане картины грузят их на машины. А хлеб все не кончается. Как будто солнечные лучи рождают все новые и новые зерна. Своим творением Т.Н. Яблонская прославляет хлеб.
Картина звучит гимном крестьянскому труду, который кормит всех людей.
Слайд 33 Венецианов «На жатве.Лето» На переднем плане мы видим Крестьянка, кормящая прильнувшего к ней ребенка. Копны собранного хлеба чередуются с фигурами женщин в поле.
Учитель: В этих картинах соединены важнейшие события жизни человека, мотивы обыденные, радостные. Есть и печальные.
Учитель: Какие события жизни человека изобразил художник. Какие знакомые вам музыкальные произведения разных жанров можно озвучить фрагментами этой картины. Как вы понимаете смысл выражения «Вся Россия просится в песню».
Учитель: Итак, кто изображен на картинах?
Дети: народ, люди.
Учитель: Чем они занимаются?
Дети:,Работают в поле, убирают хлеб.
Учитель: Как вы думаете, к песням какого народа мы будем сегодня с вами обращаться? Дети: русского.
Учитель: А какие образы для русского народа наиболее дороги? (Образ березы…). А каким трудом занимался русский народ в деревнях в колхозах? (Выращивали хлеб). Вспомним жанр, в котором мы бы отразили все это и попробуем сформулировать тему нашего урока. Слайд34
Каждый жанр народной песни имеет свои неповторимые особенности: характерные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения- по которым мы можем отличить одну песню от другой.
Учитель: Песня с древних времен сопутствовала человеку буквально всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке, люльке. Как называются песни, которые мамы поют детям перед сном?
Дети: колыбельные.
Учитель: Вспомним колыбельную песню, которую мы учили в прошлом году. «Ай, баю, баю, баю…»
Исполняем. Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью, не умеем говорить.
Для чего создавались колыбельные песенки?(Для того, чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон).
Поэтому колыбельные песенки поются как? (монотонно, спокойно, плавно), медленно, минорная ладовая окраска. Колыбельные песни передавали ясный образ детского мира, чувствовалась теплота и глубина материнской ласки, и ее нежная умиленностъ покоем ребенка.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами вырастим дерево. Веточки — это музыкальный жанр, а листочки — это названия песен. Кто-нибудь (по желанию) идите к доске и прикрепите ствол (это наша тема урока), веточку (колыбельная) и листочек. Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
Учитель:В России есть такой праздник-Троица. Это праздник поклонения матушке- природе. Его отмечают в июне. Символом этого праздника является дерево- березка. Березку несут в церковь, на могилы родных и близких, ее ветками украшают дом.
«Что не белая береза к земле клонится, Не шелковая трава приклоняется, -То сын перед матерью поклоняется. Кланялся Добрынюшка родной матушке, Просит он великого благословения:. О ком идет речь, кто такой Добрынюшка, Добрыня. Кто он (богатырь).
Кто из вас не знает знаменитой картины В.Васнецова «Богатыри»? Слайд 35 Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович сильные, умные, храбрые богатыри, совершали свои подвиги во славу земли русской. Слайд35 . Не раз нападали враги на Русь, грабили, сжигали города и села, убивали людей, уводили в рабство. Богатырям, которые защищали родную землю, посвятил народ свои …что….дети-былины.
Учитель- к чему отнесем былину: к музыке или литературе.
Звучит « Что не белая береза к земле клонится» .Как исполняется, какая мелодия, темп. По какому направлению мы можем рассматривать здесь связь музыки и литературы? 1.(Былина имеет литературную стихотворную основу). 2.( И музыку, и литературу объединяет общность жанров). Ведь былина- это чтение нараспев. Былины- русские народные эпические песни о подвигах богатырей? Былины – один из самых древних жанров русских народных песен. Ученые предполагают, что появились они более тысячи лет тому назад.
Певцы - сказители, которые под аккомпанемент гуслей слагали величальные песни - славы, вспоминали были давних лет. Слайд 36 Веточку к березе крепим.
Учитель: А какие стихи и песни о березе вы знаете? Напеть «Во поле береза стояла». Какая мелодия, что делали во время этой песни.
Учитель: К какому жанру отнесем эту песню? (хороводная).
. Многие русские композиторы тоже очень любили русские песни и использовали их в своих сочинениях. Вспомним композитора и произведение.(Чайковский 4 симфония Финал). Какие новые черты приобрел знакомый нам напев народной песни в симфонии? Что происходит с песенной темой от вариации к вариации? Какие новые черты появляются в ее характере? Какие инструменты ее исполняют? Слайд37 Слушаем. Напоем, а вместе с нами будет петь наша рука. Покажем смену состояний темы. Пластически интонируем. 1вар- гобой (укольчики, мягко, тихо).2варкларнет(настойчивей). 3вар-валторны (нарастание, твердость, уверенность). 4вар- тромбоны (грозная, мощная, сила). 5вар- флейта, гобой (мягкая, колокольчики). Напоем песенную тему в 6, 7, 8 вариациях. Обратите внимание на интонации, которые появляются в окончаниях фраз. Какую краску привносит в звучание темы тембр скрипок? У каких инструментов звучат подголоски? Пластически интонируем новые вариации. 6вар-скрипки (более минорная). 7 вар- скрипки, флейты (игривость). 8вар- скрипки, флейты (размах как в медленном русском народном танце. Слушаем и пластически интонируем 9 вариацию, подчеркивая нарастание напряжения. Сохраняется ли в этой вариации песенная мелодия? Какими приемами композитор добивается ускорения движения музыки, усиления ее звучания?
9вар- скрипки, флейты, гобой, кларнет, тромбоны (решительная, мощная, грозная).
Что происходит дальше, хотите узнать?
Учитель: Есть ли в русских народных песнях инструментальное сопровождение?
Учитель: Часто в старину песни исполнялись без музыкального сопровождения, и в сопровождении русских народных музыкальных инструментов. Что это за инструменты? Загадки об инструментах.
Слайд 38-53
Дети: жалейки, дудочки, рожки, свирели, глиняные свистульки, погремушки, гудок, трещотки, ложки, бубенцы, бубен, гусли, гармонь, балалайка, домра и др.
Кто играет на данном инструменте.
• На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне — ? …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист).
• А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
• А кто играет на балалайке? (балалаечник)
На барабане играет… ? (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели — ? (свирельщик).
Учитель: А сейчас мы исполним «Во поле береза стояла» с народными инструментами. Слайд 54
Учитель: Изменилось настроение песни, что стало другим? (Темп. Изменился характер-веселей, озорней. Из спокойной хороводной она стала радостной плясовой).
Учитель: люди медленные хороводы водили и веселые песни пели, под которые плясали. Как мы назовем такие песни?
Дети: плясовые.
Учитель: Темп быстрый, мажорные.
Учитель: И уж если говорить о плясовых, то нельзя сегодня не вспомнить знаменитую, известную на весь мир песню-пляску «Калинку». Она стала настоящей визитной карточкой нашей страны во всем мире. Какая она по характеру?
Учащиеся: Веселая, плясовая, распевная.
Учитель: Почему эту песню можно назвать песенным символом русского народа? К какому жанру ее отнесем?
Учащиеся: В этой песне и широта русской души, и молодецкая удаль - все, что так характерно для любого русского человека, для целого народа.
Учитель: Какие современные певцы включали народные песни в свой репертуар. Какие ансамбли народной песни вы знаете?
А бывали и песни-игры: шли стенка на стенку Слайд 55А мы сей час с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеек-Физминутка.- Ансамбль «Золотое кольцо» песня «Ручей». Но люди не только отдыхали, но и работали. Работа была очень тяжелой. Слайд 56 Обратите, пожалуйста, внимание на картину «Бурлаки на Волге» Изнемогая от жары и усталости, по берегу Волги бурлаки медленно тянут тяжелую неповоротливую баржу.
Бурла́к — это наёмный рабочий в России, который, идя по берегу, тянул (волочил) при помощи бечевы речное судно (расшиву) против течения. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью, так как зимой реки просто замерзали. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели (бригады). Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эй, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: начало движения судна с места после подъёма якоря.
Песня «Эй, ухнем» вдохновила русского художника И. Репина на написание его известной картины «Бурлаки на Волге», которая изображает страдания простого русского люда в царской России.
Затем песня приобрела широкую известность благодаря ее исполнению
Фёдором Ивановичем Шаляпиным
Учитель: Каким должен быть характер мелодии, как она будет развиваться, каким должен быть темп, лад. Пропевание. Слушаем «Эй, ухнем» в исполнении Ф.И. Шаляпина.Слайд 57Портрет Шаляпина. Для чего нужны были трудовые песни? Трудовые песни облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей.
Тема труда также отражена в других жанрах народных песен. Недаром народ сказал: «Беседа дорогу коротает, а песня —работу».
На дереве (трудовая) и название.
Учитель: А была ли армия в давние времена? (служили в царское время 25 лет).
Вспоминаем песню, которую учили в 4 классе. Какой здесь еще жанр? Как развивается мелодия? Это песня- диалог. Исполняем «Солдатушки, бравы ребятушки». Продолжаем создавать дерево. А сейчас для вас игра «Собери слоги – назови жанр народной песни».Работа в группах.
Е ис ри то чес ки
Лы ко ны е бель
Датс ки сол е До тру вы е со вы пля е ри чес ли ки е е точ ны шу е деб сва ны туш час ки Хо вод е ны ро
Учитель: Я думаю, будет не справедливо, если говоря о русской музыке, о русской песне, мы не вспомним песенку - коротышку, с простой мелодией, но острыми словами, которая никогда не бывает грустной. Ее пели в деревнях на самые злободневные темы.
Творческое задание «Собери частушку».
Не смотрите так, девчонки,
Мы не заволнуемся, Все контрольные работы
На пятерочки сдала.
Мы, как видите, красавцы,
И сердца у нас горят
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной
Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной
Да к тому же мастера мы Петь частушки для девчат .
Ах, как мне не погордиться
Хороши мои дела,
Мы поучимся на славу И посоревнуемся
Исполняем частушки
А еще какие озорные, веселые песни вы знаете, в каком жанре она написана.
Инсценировка шуточной песни «Комара муха любила». (Веточка«Шуточные). мудрости.
Учитель: Я думаю, что вы почувствовали неповторимость русской народной песни, по-настоящему полюбили ее. Наш разговор о русских песнях не заканчивается, ведь народная песня живет рядом с нами и будет жить, пока жив русский народ. Пусть народная песня сопровождает и вас всю жизнь и дарит свою красоту, наполняет гордостью за нашу великую Родину Россию.
Мы не полностью с вами сегодня нарисовали наше дерево.
Оценивание ответов.
Учитель: Д/з:дома вам надо будет дополниь наше дерево еще веточками, другими жанрами русской народной песни (для меня — величальные, протяжные, революционные, эпические, обрядовые, современные и т.д.) А кто-то может расспросить своих родителей, родственников — какие у них любимые русские народные песни. Можете их разучить и исполнить на следующем уроке.
Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что вы вспомнили и узнали нового на уроке? (Что есть народные и композиторские песни, чем они отличаются друг от друга, как они создавались: что русские народные песни разнообразны и делятся на жанры; познакомились с былинами, повторили хороводные, колыбельные, трудовые. Повторили и познакомились с некоторыми русскими народными и шумовыми инструментами…
Подведение итогов урока. Оценивание ответов.
Когда вы будете уходить с урока, прикрепите ноты к нотной доске. Те, кто узнал новое и интересное на уроке, прикрепите ноты штилем вверх, а если урок не был интересен — штилем вниз.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.