Разработка урока в 8-м классе
по теме "Почвы и факторы их разнообразия"
Лазарева С.П. учитель географии
Цели урока: Формирование знаний о почвах – их происхождении, условиях образования, строении и составе; продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.
Задачи урока:
1. Определение термина почвы и выявление факторов почвообразования.
2. Выявить главное свойство почвы, а также факторы, от которых оно зависит.
3. Разобрать состав, структуру и строение почвы.
Опорные знания и умения: Компоненты природы, влияющие на образование почв. Умение работать в группах, с текстом учебника, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи.
Оборудование: Карты – почвенная и физическая, схемы, таблицы “Почва”, иллюстрации учебника, электронная версия урока на СД, почвенные образцы, лупы.
Термины и понятия по теме: Почва, перегной (гумус), почвообразующие факторы, почвы – глинистые, суглинистые, супесчаные, песчаные, почвенные горизонты- гумусовый, вымывания, вмывания, материнская порода; структура почвы, плодородие.
Методы и формы работы: Рассказ о роли почвы в жизни всего живого на Земле, в том числе и человека, о возникновении специальной науки почвоведения. Работа с опорной схемой, анализ текста учебника.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.
- Что мы уже изучили? А что еще надо изучить? Между компонентами живой и неживой природы есть связующее звено? Что это за звено?
( Ребята высказывают мнения)
- …
- Это почва!
- Правильно
Это и будет тема нашего урока (на доске вывесить тему).
- Что мы можем узнать по этой теме? Какие вопросы нам надо задать, чтобы изучить все о почвах?
( ребята высказывают предположения; на листочках учитель записывает ответы учащихся и определяють план изучения темы)
-Все эти пункты плана мы будем изучать в течение нескольких уроков, а сегодня начнем некоторые из них, и начнем с термина, с определения, что такое почва.
III. Изучение нового материала.
Часть А. Работа классом ( в ходе работы составляется опорная схема по новому материалу)
Вводное слово учителя
Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Выбитая на камне надпись гласит: “Это сооружение построено в 1421 г. в эпоху династии Мин”.
Он представлял собой приподнятую на возвышении квадратную площадку с длиной 6 м, состоящую из насыпанных почв, различного цвета и происхождения.
В центре – желтый круг из лесса – породы, характерной для обширных территорий Китая. Именно ему обязана своим цветом Желтая река – Хуанхэ, размывающая толщи Лессового плато. В середине находится желтая почва, в восточной стороне голубая (заболоченные почвы рисовых полей), на западе белая ( светлые пустынные почвы северо-западного Китая), на юге красная (краснозем) и на севере черная почва (чернозем). Все эти земли различных цветов принадлежат императору”
Что должен означать этот памятник?
Несомненно, величие императорской власти, выраженное в обширности, природном богатстве.
А о чем может сказать нам современным людям?
1. Символ плодородия.
2. Как природное тело, в географическом распространении которого есть определенные закономерности.
3. Как объект с весьма разнообразными свойствами, связанные с разнообразием природных условий районов их распространения.
4. Кроме того, он просто красив.
Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому что он по ней ходит. Но наименее известна - городскому жителю. Мать – земля!
1)- Что такое почва? …. (высказывания учащихся)
Учитель поправляет и дает определение под запись в тетрадь.
2) Учитель: - Какое главное свойство почвы?
(Ответ учащихся, если нет - называет учитель) - Плодородие!
По своему свойству, почвы делят на:
Плодородные почвы |
Неплодородные |
например: |
например: |
чернозем (7-10 % гумуса)- мощн.50-80 см |
подзолистые ( 2,5 – 4%) |
лесостепные – серая лесная |
сероземы ( пустынь) менее 1% гумуса |
каштановые - сухих степей(мощн.40-50 см) |
тундрово-глеевые |
Плодородие зависит от сочетания факторов почвообразования в конкретном пункте земной поверхности. Поэтому для каждой территории характерны свои сочетания почв с определенными свойствами.
Примерно 10 тыс. лет назад, человек вынужден был заняться земледелием и скотоводством. И тут он впервые встретился с почвой как с объектом своего прямого жизненного интереса.
В течение столетий стихийно складывались и передавались из поколения в поколение приемы обработки земли. Они стали отправной точкой для более сложных научных исследований в области земледелия. Таков путь становления агрономии – отрасли науки, имеющий дело с наиболее жизненно-важным свойством почвы – плодородием.
Основоположником науки о почвах стал В.В. Докучаев.
В 1873 и 1875 гг. черноземная полоса России подвергалась сильной засухе. Неурожаи, голод среди крестьян и резкое сокращение экспорта российской пшеницы, способствовали широкому развертыванию работ по изучению черноземов.
Руководителем этих исследований был назначен В.В. Докучаев.
Более 100 лет назад В.В.Докучаев, пройдя 10 тыс. км, собрав более тысячи проб, установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности. Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик - режима увлажнения и температурного режима
Органическое сочетание в едином природном теле живого и мертвого ( костного ) вещества и позволило Докучаеву говорить о почвах, как о четвертом царстве природы, выделяемом наряду с тремя другими – растительным, животным и минеральным.
3) -Из каких “первоэлементов” возникает почва?
(Совместно вычертить схему в тетради, подписывая почвообразующие факторы)
Слово учителя :
-Первыми на поверхности породы поселяются водоросли. Из-за их отмирания образуется первый гумусовый слой в 1 мм. Это уже юная почва.
Почвы образуются в результате длительного взаимодействия горных пород с растительным и животным миром при достаточном количестве тепла и увлажнения.
Растительность, опадая и попадая в почву, при оптимальных климатических условиях преобразуются в перегной и окрашивает верхний горизонт почвы в темный цвет.
Плодородию способствуют: солнечное тепло, поглощенное поверхностью, годовое количество осадков, режим и виды осадков увлажнение местности, продолжительность летнего периода.
Животные разрыхляют, удобряют почву, размельчают органические остатки и перемешивают их с минеральной частью. Это способствует проникновению воздуха, влаги, лучшему нагреванию. Червь перерабатывают в течение года 0,5 га почвы, количество их на площади 1 га составляет 75 тыс. Осуществляется биологический круговорот, кислородный.
Часть Б. Работа в группах
Учитель:
-Почвы такой большой и разнообразной по природным условиям территории как наша страна, чрезвычайно многообразны.
Учащимся предлагается самостоятельно изучить различия почв по механическому составу, структуре, а также разобрать строение почвенного профиля.
Каждая группа самостоятельно изучает свой раздел текста учебника, дополнительного материала, рассматривают раздаточный материал, и заполняют предложенную схему ( см. ниже лист –модуль для работы в тетради, можно распечатать на каждую парту. Затем каждая группа рассказывает классу (все продолжают оформлять в тетради опорную схему).
Лист-модуль для работы в тетради по данному образцу.
1 гр.- Механический состав
2 гр. – Структура почвы
3 гр. – Почвенный разрез
А 1 |
А 2 |
В |
С |
Слово учителя:
Итак, мы сегодня ответили на часть ваших вопросов. Повторим изученное на уроке.
IV. Закрепление ( фронтальная работа с использованием интерактивной доски).
Презентация по теме “Почвы” (см. Приложение 1)
Домашнее задание – 15.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.