Конспект урока: «Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Основной конфликт и проблематика».
Учитель: Нестеренко Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы.
Предмет: Литература.
Класс: 8
Тип урока: освоение новых знаний.
Цели урока:
· Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.
· Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.
· Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Основной метод: проблемный метод с аналитической беседой.
Формы: коллективная , индивидуальная, групповая.
Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.
Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль”.
Оформление доски: запись темы урока, портрет писателя, проблемы, словарь к теме, конфликты комедии.
Эпиграф:
Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев,
а гроза духа, оскорбленного позором
общества".
В. Г. Белинский.
1.Организационный момент. Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)
«Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня. Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе образование. Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего ума и плоды благородного воспитания».
- Возможно, так поприветствовал бы вас, молодое поколение, писатель Д.И.Фонвизин. Д.И.Фонвизин – удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин назвал его «сатиры смелым властелином».
2. Проверка домашнего задания
1) Краткие сведения о Д.И.Фонвизине (выступление учащегося, задание заранее выдано)
Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.
Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: «Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно».
Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою».
В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй.
Первое оригинальное произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия, которая пользовалась шумным успехом.
Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
2) Выступление учащегося (задание заранее выдано)-записи в тетрадях.
Сатира - обличающая, бичующая ирония.
Драма - род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене, произведения подобного рода, серьёзного, но не героического содержания (в отличие от комедии и трагедии).
Ремарка — пояснение автора в тексте пьесы (обычно в скобках), связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т. д.
Комедия - это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие пороки.
Недоросль - молодые люди, которые не получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.
Слово учителя:
По сюжету и по названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания - центральная в произведениях эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан - тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых.
3. Этап постановки проблемного вопроса. Актуализация. Работа над проблематикой пьесы.
- Посмотрите небольшой видеофрагмент (отрывок из комедии «Недоросль»)
- Зачем я показала видеофрагмент? Вам знакомы такие герои? Нет ли среди нас потомков Митрофана и его матери?
- Произведение «Недоросль» Фонвизина было написано в 18 столетии. С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.
- В чем секрет неувядаемости комедии?
Проблемный вопрос:
- Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину доверить будущее России? (на этот вопрос, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)
Постановка цели урока.
- Обратимся к теме нашего урока. Какие ключевые слова есть в названии нашего урока? (воспитание, гражданин)
- Подберите слова, которые связаны с этими понятиями.
«Воспитание»: ребенок, родители, семья, учителя, взросление, формирование человека, развитие…
«Гражданин» : отечество, родина, честь, благо родины…
- Как вы понимаете слово воспитание?
Воспитание - планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.
- Какая проблема затронута в комедии « Недоросль»? (Проблема воспитания достойного гражданина Отечества)
- Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы?
Каковы цели нашего занятия?
- Поразмышляем над тем, что такое воспитание.
- Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином.
- Кто является настоящим гражданином?
4. Основной этап урока. Усвоение новых знаний
1) Начнем нашу работу, как говорит один из героев комедии, «с задов», то есть с повторения.
XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.
Велики были достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие Россию вровень с европейскими государствами:
1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;
2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.
3) в 1757 г. основана Академия художеств.
Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного человека – монарха, монарха сильного и просвещенного, как Петр Великий и Екатерина Вторая. В это время в искусстве, и в том числе литературе, возникло новое направление – классицизм, пришедший в Россию из Франции.
Понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в искусстве Древней Греции и Рима.
Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности, идеи просвещения.
Принципы классицизма:
1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
3. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государству.
4. Наследование античности как образцу.
Комедия «Недоросль» является классицистической комедией:
– герои делятся на положительных и отрицательных;
– герои наделены «говорящими» фамилиями;
– положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству;
Комедия «Недоросль» - блистательное сатирическое произведение для постановки на сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие пороки.
- Еще раз обратимся к понятиям сатира, комедия.
-Что же такое сатира? Комедия?
Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического; резкое осуждение и осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.
Комедия - это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие пороки.
- Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад и вспомним героев комедии и увидим пороки отрицательных персонажей.
2) Беседа по вопросам. Первичное восприятие.
- Почему комедия так названа? «Недоросль»? Понравилась ли она?
- Почему Митрофана называют недорослем?
Недорослями тогда называли всех дворянских подростков до 15-16 лет.
Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в домашних условиях для поступления на службу.
- Какие качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным?
Понаблюдаем за героями комедии и ответим на этот вопрос.
- Каким вы представляете Митрофана?
(Митрофан – характер комический. Полное незнание основ грамматики, истории, географии, но развиты смышленость и сообразительность).
- Как героя воспитывала мать?
- Какое воздействие оказывала на Митрофана мать?
3) Групповая работа (решение проблемы)
Задание на карточке.
1 группа.
- Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан.
- Обращаясь к тексту, покажите на примерах, как Простакова ведет себя со своими близкими: с мужем, братом, с учителями Митрофанушки, со слугами.
- Что это за женщина?
К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )
К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши...
Ты еще, старая ведьма, разревелась...
Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день ( д. 3,яв. 6 );
Мужу : Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)
Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится. ( д.2, яв.5)
.К брату: … Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...( д.З, яв.З - дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их разнял). ...Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти! (д.5, яв.2)
К учителям ( д.3 явл. 7 урок Митрофана )
Вывод: Простакова - полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.
Муж у нее под каблуком, она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо.
2 группа.
- Но как эта «презлая фурия» относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии ответы. Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?
( Заступается за сына, ругает учителей, Еремеевну. («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)
( То, как она им любуется… «Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»).
- В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?
(Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и - сохранить», для этого хочет женить на Софье Митрофана.
- Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей?
“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица. Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит...”- говорит она Цыфиркину.
При решении задачи о деньгах она советует сыну: “...Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка.( д.З, яв.7)
Простакова о географии: “...Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4, яв.8)
- Почему же Митрофан ничему не научился? На кого похож?
Выводы: Простакова - невежественная, необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница, слепо любящая своего сына.
Она уродует его характер, воспитывает в нем наглость, лень, подлость и жестокость. И он действительно становится похожим на мать.
Сама она невежественная, безграмотная женщина. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью, и смотрит на обучение, как на тяжелую повинность.
3 группа.
Герои - антиподы Митрофана.
Кто они? Прочитайте высказывания Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?
• Глупому сыну не в помощь богатство.
• Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
• Невежда без души – зверь.
• Золотой болван – всё болван.
• Наличные деньги - не наличные достоинства.
- Кто Милон по роду занятий? Какой он офицер? Что мы узнаем о нем?
- Какие качества он ценит в человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества ( дейст.4 явл. 6 ).
Вывод: Милон любит Родину, он честен, справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер. Он образец настоящего гражданина Отечества.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.
- На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?
- Кого можно назвать настоящим гражданином своего Отечества?
- Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я задумался…»
- Вернемся к проблеме, которую мы озвучили в начале урока, можно ли Митрофану доверить будущее России? Почему?
Выводы: Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».
Не уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином.
5. Домашнее задание
Напишите мини-сочинение «Что такое истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт: комедия «Недоросль» Фонвизина).
Используем фразы: « говоря о воспитании достойного человека, обратимся к литературному примеру», «в комедии автор рассказывает о Митрофане Простакове, который…», « трудно назвать этого героя достойным человеком ,потому что…»
Выставление оценок
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.