Тема урока: «Расчет и построение чертежа основы цельнокроеного платья»
Цель: Научатся применять расчетные формулы, производить расчет и строить чертеж основы размера цельнокроеного платья в масштабе 1 : 4.
Задачи урока:
Образовательные –научить применять расчетные формулы и производить расчет конструктивных линий и участков чертежей при построении основы блузки с втачным рукавом;
-познакомить с правилами и последовательностью построения чертежа;
-научить строить чертеж платья в масштабе 1:4 на типовую фигуру.
Коррекционно-развивающая – способствовать развитию внимания, памяти, конструкторского мышления.
Воспитывающая – воспитывать у обучающихся такие качества личности как точность, аккуратность и самостоятельность при построении чертежей.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, демонстрация, практическая работа.
Формы организации работы с обучающимися: индивидуальная.
Оборудование урока: учебник 8 кл., карточки-задания, компьютер, мультимедийная презентация, опорный конспект, инструмент, альбом, лекала.
Словарная работа: росток, линия плеча, линия горловины, линия проймы, середина спинки, середина переда, линия груди, линия бокового шва, вытачка, линия талии
ХОД УРОКА
1.Организационно-подготовительный этап:
А для того ,чтобы хорошо думать, отвечать на вопросы, соблюдать правильную осанку, выполним всем вместе дыхательную гимнастику. Учащиеся встают, принимают и.п. (руки за спину, ноги на ширине плеч):
— вдох носом, выдох – ртом 2 раза
— вдох ртом, выдох – носом 2 раза
— вдох носом, выдох – носом 2 раза
— вдох ртом, выдох — ртом 2 раза.
II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.
1) беседа с обучающимися (повторение ранее изученного материала).
Платье
– это один из видов верхней женской одежды, покрывающая верхнюю часть
туловища.
Вопросы к учащимся:
– К каким изделиям по способу носки относят платье? Почему?
– Назовите, какое можно сшить платье? (С рукавом разной длины или без рукавов, с воротником и без воротника, с застежкой посередине переда, на спинке и без застежки).
– Какие основные детали имеет платье? (Перед и спинка, если платье имеет застежку посередине переда, то детали переда называют полочками).
– Для того чтобы построить чертеж платья, необходимо снять мерки с фигуры человека. От точности снятия мерок зависит правильность построения чертежа, посадка изделия на фигуре, поэтому при снятии мерок необходимо соблюдать определенные правила.
Назовите их:
· Сантиметровую ленту при измерениях нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать.
· Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку, с отпущенными руками.
· Все измерения выполняют на фигуре в легкой облегающей одежде.
· Линию талии фиксируют тесьмой или резинкой.
· Сначала снимают мерки с переда, начиная с обхватных, затем – со стороны спины.
· Мерки длин, высот записывают в полную величину, а мерки полуобхватов, ширины и расстояний между центрами – в половинном размере, т.к. на чертеже строят только одну половину изделия.
– Есть
исключения: обхваты записываются в полную величину, например, Оп (обхват
плеча), записывается полностью.
Размерные признаки (мерки) обозначают сокращенно, расшифруйте: О (обхват); С
(полуобхват); Ш (ширина); В (высота); Д (длина).
Предварительно на классной доске вывешены карточки-задания или учитель поднимает их по очереди.
Сш – Полуобхват
шеи;
Сг1 – Полуобхват груди первый;
Сг2 – Полуобхват груди второй;
Сг3 – Полуобхват груди третий;
Ст – Полуобхват талии;
Сб – Полуобхват бедер;
Шг – Ширина груди;
Цг – Центр груди;
Вг – Высота груди;
Дтп – Длина переда до линии талии;
Дтс – Длина спины до линии талии;
Впрз – Высота проймы сзади;
Шс – Ширина спины;
Впк – Высота плеча косая;
Шп – Ширина плеча;
Др – Длина рукава;
Оп – Обхват плеча;
Озап – Обхват запястья;
Ди –Длина изделия;
– Кроме величин размерных признаков фигуры, при конструировании одежды учитывают различные прибавки – на свободу движений, воздушную прослойку, толщину ткани, расшифруйте их.
Учитель показывает карточки-задания
Пг – Прибавка по
линии груди;
Пт – Прибавка по линии талии;
Пб – Прибавка по линии бедер;
Пшс – Прибавка к ширине спинки;
Пшг – Прибавка к ширине полочки;
Пдтс – Прибавка к длине спинки до линии талии;
Пспр – Прибавка на свободу проймы по глубине;
Пшгор. – Прибавка к ширине горловины;
3. Целепологание.
– Мы вспомнили о том, что мы с вами изучали на прошлом уроке. А сегодня мы с вами построим чертеж основы цельнокроеного платья масштабе 1:4 на 88 размер, рост 164, научимся применять расчетные формулы и производить расчет конструктивных линий и участков чертежей, познакомимся с правилами и последовательностью построения чертежа.
3) вводный инструктаж:
– Прежде чем
приступить к работе мы с вами определим план последовательности построения
чертежа:
Расчет инструкционной карты:
«Построение
базисной сетки чертежа»;
«Построение чертежа спинки»;
«Построение чертежа переда»;
Построение чертежей:
базисной сетки
чертежа;
чертежа спинки;
чертежа переда;
Оформление контурных линий деталей спинки и переда и написание названия конструктивных линий.
Но прежде чем начать работать самостоятельно, необходимо напомнить себе о правилах техники безопасности(учитель говорит, а дети отвечают «Да» или «Нет»):
· Работать на чужом рабочем месте (Нет), каждый обучающийся работает на своём закрепленном месте.
· Пользоваться только инструментом, закреплённым за учеником (Да).
· Запрещается брать циркуль в рот (Да).
· Рабочее место должно быть освещено с левой стороны (Да).
· Выполняемая работа должна лежать на коленях (Нет), должна лежать на рабочем столе.
· Расстояние от глаз работающего до выполняемой работы должно быть 30-35 см (Да).
· Рабочее место надо всегда содержать в беспорядке (Нет), надо всегда содержать рабочее место в порядке, это позволяет быстро находить всё необходимое для работы, ускоряет выполнение задания.
· Сидеть надо прямо, не сутулится (Да), неправильное положение корпуса вызывает у учащихся преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.
· После окончания работы материалы, инструменты и приспособления складывают в отведенное для них место и убирают рабочее место (Да).
4) физминутка:
5) самостоятельная работа учащихся с учителем : рассчитывают конструкцию платья по формулам, на альбомных листах чертят чертеж в масштабе 1:4, пользуясь образцом чертежа
6) текущий инструктаж: проверка организации рабочего места учащихся соблюдение безопасных приемов труда, правильная осанка, правильность выполнения трудовых приемов при построении чертежей, точность и аккуратность, сравнение чертежей учащихся с образцом), поиск ошибок и их исправление, самоконтроль учащихся.
III. Заключительный этап:
подведение итогов: выявить успешность каждого ученика в чем-либо, указать на характерные ошибки и способы их исправления;
Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились?
Был ли доступен изучавшийся материал?
Вы его поняли?
В чем вы испытывали затруднения?
Готовы ли вы применить полученные знания на практике?
Домашнее задание (снять свои мерки)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.