Конспект урока русского языка на тему: Списывание с печатного текста

  • docx
  • 06.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала russkij-yazyk-obuchenie-gramote-Spisyvanie-pechatnogo-teksta.docx

Предмет: русский язык

Тема: Списывание с печатного текста.

Тип урока:  Урок  повторения  знаний

Цель: Учить списывать текст с печатного образца.

Задачи:

1)    повторить и закрепить материал, изученный на уроках обучения грамоте;

2)    создать условия для знакомства с алгоритмом списывания предложения и текста, формируя правильные навыки списывания с печатного текста письменными буквами;

3)    способствовать развитию орфографической зоркости, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;

4)    воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Планируемые результаты УУД

 

Регулятивные

ü Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

ü Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

ü Оценивать результат своей работы на уроке.

ü Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера  сделанных ошибок.

ü Высказывать своё предположение.

 

Познавательные

ü Учиться моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

ü Использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

ü Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя).

 

Коммуникативные

ü Уметь оформлять свои мысли в устной форме,  слушать и понимать речь других.

ü Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

ü Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

 

Личностные

ü Уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

ü Ориентироваться на понимание причин успешной учебной деятельности.

ü Демонстрировать  развитие основ самоорганизации.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Ребята, у нас урок письма, проверим, всё ли готово у вас к уроку?

              Громко прозвенел звонок –

              Начинается урок.

              Слушаем, запоминаем,

              Ни минуты не теряем.

 

II. Мотивация познавательной деятельности

          Девиз нашего урока:

              Мы пришли сюда учиться,

              Не лениться, а трудиться,

              Работаем старательно,

              Слушаем внимательно.

 

III. Пальчиковая гимнастика

 

 Дети, сейчас мы подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.

 

Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки  – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают – вращать кистями рук

 

IV. Работа по теме урока

 

1.     Работа над содержанием текста

 

 - Прочитайте текст. (Иней лёг на ветки ели,

                                     Иглы за ночь побелели.)

 - Что это? (предложение)

 - Докажите, что это предложение? (начало предложения с большой буквы, в конце

   стоит точка)

 - Дети, это предложение в стихотворной форме, поэтому каждая строка начинается

   с заглавной буквы, не зависимо от знака в конце строки.

 - Какая картина возникла в вашем воображении?

 - Что вы представили?

 - Какие слова вам непонятны в предложении?

 - Что такое иней? (иней ‒ это одно из состояний воды (парообразное), которое при

   температуре ниже 0°С преобразуется в тонкий слой кристаллического льда)

 

2.     Работа над опасными местами

 

 - А сейчас мы найдём и подчеркнём опасные места в предложении.

 - Начинаем работу с первой строчки.

 - Подчеркните правила написания предложения. (подчёркивают начало

   предложения и конец предложения)

 - Сейчас начинаем работу по алгоритму. (дети выходят к доске и в каждом слове

  ставят точки под гласными буквами, делят слово на слоги и ставят ударение)

 - Давайте найдём другие опасности письма.

 - А какие ещё бывают опасности? (опасный парный на конце слова и в середине

  парный перед парным)

 - Найдите слова, в которых есть опасный парный? (лёг – на конце опасный

   парный)

 - Докажи. Назовите пару. (г – к)

 - Почему пишется буква г?

 - Кто сможет подобрать проверочное слово? (лягу)

 - Есть ли ещё в предложении опасные парные? Давайте посмотрим в середине

   слова опасный парный согласный.

 - Где? (в середине слова)

 - Докажите, что в слове ветки опасный парный. (опасный парный буква «т»,

   рядом стоит ещё один парный согласный глухой)

 - Прочитайте слово с мягким знаком. (ночь)

 - Мягкий знак – это тоже опасность при письме. Его можно забыть написать.

 - А почему он пишется в этом слове, мы с вами узнаем в 3 классе.

 

3.     Физминутка

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

 

4.     Работа над опасными местами

 

- Дети, а кто заметил, какая буква гласного встречается чаще всего в предложении? (е)

- Молодцы.

 - Ребята, а что мы знаем про букву «е»? (она бывает хитрой)

 - А, что значит хитрая? (эта буква может обозначать два звука)

 - Какие два звука? ([й'] и [э] – свой родной)

 - В предложении назовите слова, где буква «е» будет обозначать два звука. (ели)

 - Почему? (буква стоит в начале слова)

 - Перед вами три схемы, посовещайтесь в паре и выберите нужную схему к слову ели. 

                      

                  

                

 

 


(дети работают в паре и поднимают номера, одна пара выходит к доске и объясняет)

 - Поднимите номера.

 - Докажите, почему вы выбрали третью схему? (буква «е» в начале слова

   обозначает два звука: мягкий согласный [й'] и свой родной [э]; третий звук

  мягкий, потому, что буква «и» командует согласному читайся мягко, последний

  звук гласный [и] безударный)

 - Ребята, а сейчас найдите слово, в котором наоборот: звуков будет меньше, чем букв. (ночь)

 - Почему? (в слове ночь – букв 4, а звуков 3)

 - Итак, с опасностями письма мы закончили. Вы очень внимательные, у вас зоркие глазки, всё подмечают. Молодцы.

 - Сейчас мы с вами отдохнём.

 

5.     Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложили назад.

 

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 - А сейчас, вы должны показать, как умеете грамотно списывать с печатного текста и проверять свою работу.

- Как будете писать?

 - Сейчас работаем самостоятельно, диктуем себе по слогам и записываем предложение на двух строчках, т к это предложение в стихотворной форме.

 

 (работают в тетради, проверяют по образцу)

 - Проверьте свою работу по алгоритму. В предложении проверьте каждое слово.

 

VI. Рефлексия деятельности (итог урока).

 - Дети, вы сегодня молодцы. Все старались и отлично поработали.

 - На полях тетради оцените себя по шкале аккуратность, а по шкале правильность оценю вас я.

 - Урок окончен. Спасибо за хорошую работу на уроке. Пора и отдыхать.