Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Для чего нужна речь?»
Оценка 4.8

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Для чего нужна речь?»

Оценка 4.8
doc
07.02.2022
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Для чего нужна речь?»
русский язык 1 г класс.doc

Тема: «Для чего нужна речь?»

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель урока:  создание условия для формирования первоначальных представлений о языке как средстве речевого общения.

Задачи:

1.Раскрыть значение речи в жизни человека, дать понятия различных видов речи и научить  различать их;

2.Развивать речь учащихся, внимание, память;

3.Воспитывать прилежание; воспитывать умение работать в коллективе, стремление к преодолению трудностей, потребность участия в действиях на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные: умение обосновывать необходимость и значимость речи в жизни человека.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществлять контроль деятельности, адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками;

Познавательные: применяют схемы, иллюстрации, осуществляют поиск нужной информации в учебнике, находят в тексте ответ на поставленный вопрос;

Коммуникативные: активно вступают в диалог с учителем, сотрудничают друг с другом.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник « Русский язык» : 1 класс:  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий; тетрадь на печатной основе «Русский язык»: 1 класс: В.П. Канакина; рабочая тетрадь.

План урока:

1. Организационный этап (Приветствие учителя)

2. Минутка чистописания

3. Актуализация знаний (Разгадывание кроссворда, чтение загадок)

4. Самоопределение к деятельности с помощью беседы

5. Постановка  учебной  задачи и ее решения (Знакомство с учебником)

6. Физкультминутка

7. Работа по теме урока (Работа с учебником, работа с иллюстрациями)

8. Самостоятельная работа (Работа в рабочей тетради № 1)

9. Подведение итогов урока

10. Рефлексия с помощью «книжки»

11. Домашнее задание (Придумать рассказ по теме: «Для чего нужна речь?»)

 


 

Ход урока:

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный

Словесный: слово учителя

 

 

1 мин

(Слайд 1)

-Ужасно интересно всё то,

                   что неизвестно.

А то, что неизвестно,

                   нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

                   проявим мы старание,

Тогда с тобою многое удастся

                   нам понять.

– Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Павловна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Мне бы хотелось подарить вам отличное настроение, а вы подарите отличное настроение друг другу. Улыбнитесь!

-Можем начинать!

Эмоционально настраиваться на работу.

 

 

 

 

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

2.

Минутка чистописания

3 мин

-Ребята, а начнем мы наш урок с минутки чистописания. Давайте мы с вами запишем сегодняшнее число. Какое у нас сегодня число?

(8 февраля)

(Запись даты, показ образца чистописания:

Лл Лл ле лю ли ло лы ел)

Работать над чистописанием.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

3.

Актуализация знаний.

 

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный: Слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный: учебный диалог

2 мин

 

 

 

 

 

Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение)

- Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте кроссворд. А для этого вспомните, что можно найти в рюкзаке первоклассника. Разгадайте загадки.

(Слайд 2)

1.     Кто альбом раскрасил наш?

Ну конечно … (карандаш).

2.     Отгадай, что за вещица –

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена

Не на поле, не на грядке –

На листах твоей тетрадки. (Ручка)

3.     Чтоб на праздник сделать маски,

Нам потребуются …(краски).

4.     Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)

5.     Аз + буки. (Азбука)

6.     Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках, на листочках,

Где станции на точках. (Книга)

7.     Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Всем я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? (Линейка)

 

Знакомиться с учебником.

 

 

Отгадывать загадки.

Заполнять кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

 

 

П: строить речевые высказывания в устной форме

 

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

4.

Самоопределение к деятельности с помощью беседы

3 мин

- Какое слово у вас получилось? (Русский)

- Запишите в тетрадь с «красной» строки.

- Прочитайте слова.

(Слайд 3)

   Пенал, тетрадь, язык,портфель.

- Найдите лишнее слово. (Язык, так как остальные слова обозначают учебные принадлежности.)

- Что может обозначать это слово? (Язык во рту, английский язык, язык пламени, язык в ботинке, язык у колокольчика…) (Слайд 4)

- Что объединяет все эти предметы? (Везде язык.)

- Какое это слово? (Многозначное.)

- Запишите его в тетрадь рядом со словом русский.

- Соединим 2 слова и получим русский язык.(Слайд 5)

-  Вы попрощались со своей первой книгой – «Азбукой» и сегодня можете сказать: « Здравствуй, русский язык». Это новый предмет, который мы начинаем изучать.

- Рассмотрите внимательно обложку учебника. Кто написал книгу?

(Канакина Валентина Павловна и Горецкий Всеслав Гаврилович.)

- Как называют людей, которые пишут, создают книги? (Авторы).

- Прочитайте, что написано под названием книги. (Русский язык).

- Это название учебника. А как вы думаете, почему эта книга называется учебником? (Эта книга для обучения.)

- Давайте поприветствуем наш новый учебник и запишем в тетрадь это приветствие.

     Здравствуй, русский язык.

- Дома вы рассмотрели учебник. Откройте его на с. 3.

- Прочитайте обращение авторов к первоклассникам (с. 3)

- С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.)

- Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.)

- На уроках вы будете открывать тайны русского языка, узнаете много интересного: какие слова есть в русском языке, как правильно нужно говорить и писать, чтобы другие понимали вас.

- А что вы видите на с. 4? (Условные обозначения.)

Отвечать на вопросы, выполнять задания учителя, записывать слова в тетрадь.

 

Объяснять, что такое язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывать приветствие в тетрадь.

 

Читать обращение авторов учебника, отвечать на вопросы.

 

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции

4.

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: создание проблемной ситуации.

 

Словесный: слово учителя

 

 

3 мин

 

 

- Прочитайте название раздела на с.5. (Наша речь.)

- Выскажите свои предположения о том, что такое речь.

- Постарайтесь объяснить, для чего нужна речь? (С помощью речи человек понимает, что ему говорит другой человек.)

- Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.)

- Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и устную речь.)

Работать по. учебнику

 

Участвовать в учебном диалоге.

Объяснять, для чего нужна речь.

Слушать речь учителя.

Определять тему и цель урока.

 

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

 

 

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

5.

Физкультминутка

1 мин

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем,

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали –

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

 

Выполнять движения.

Л: установка на ЗОЖ

6.

Работа по теме урока

Словесный

Фронтальный диалог

Наглядный: работа с иллюстрацией

 

 

Практический: работа по упражнению

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный: работа с иллюстрациями

Практический: выполнение уст. задания

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин

- Прочитайте название темы с.6 («Язык и речь») и учебной познавательной задачи («Для чего нужна речь?»)

- Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.)

- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)

- Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.)

-Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают?

- Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.)

- Почему? (Животные издают звуковые сигналы.)

 

Работа с учебником (с. 6, упр. 1)

- Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.)

 

Работа с учебником (с. 6, упр. 2)

с опорой на схему и рисунки (с. 5 )

- Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок?

- Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

- В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?

 

Работа со слайдами презентации:

 

1. Мальчик с девочкой разговаривают. (Говорение.) Слайд 6.

 

2. Дети слушают учителя. (Слушание.) Слайд 7.

3. Девочка пишет письмо. (Письмо.) Слайд 8.

 

4. Мужчина читает книгу. (Чтение.) Слайд 9.

 

 

 

- Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь про себя?

 

- На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание,

говорение, чтение, письмо – это наша речь.)

- Постарайтесь сделать правильный вывод. Какой вывод можно сделать?

(Речь -  есть один из главных способов общения людей друг с другом.)


Строить речевые высказывания.

 

Отвечать на вопросы учителя.

Работать по иллюстрации.

Читать высказывания Л.Успенского.

 

 

Высказывать свое мнение.

 




 

Работать с рисунками и с карточками.

 

 

 

 

Участвовать в учебном диалоге.

 

Читать сведения.

Делать правильные выводы.

 

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

 

П: строить речевые высказывания в устной форме.

 

 

                         

 

 

 

 

 

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

 

 

 

 

 

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

 

П: строить речевые высказывания в устной форме.

 

 

 

 

 

 

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

 

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений

7.

Самостоятельная работа

3 мин

-На картинки вы взгляните,
Речи вид определите,
Стрелкой связи покажите.
Что ж, заданья выполняйте
И друг друга проверяйте.

- Выполните самостоятельно задания в рабочей тетради, под №1.

- Давайте проверим, какие виды речи иллюстрируют рисунки?

– Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи?

-Ребята, а теперь поменяйтесь тетрадочками с соседом по парте, и проверьте правильно ли он выполнил упражнение. Если правильно, то поставьте плюсик.

(Взаимопроверка)

(Дети, которые быстро справятся с работой, списывают в тетрадь предложение:

   Хорошую речь приятно слушать.)

Самостоятельно выполнять задания.

 

Участвовать в проверке задания.

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.

8.

Подведение итогов урока

Словесный: учебный диалог

Фронтальный опрос

5 мин

- Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь

позволяет людям общаться друг с другом.)

- Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.)

- Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.)

- Что можно отнести к говорению?

- Что можно отнести к слушанию?

- Что можно отнести к чтению?

- Что можно отнести к письму?

(Ответы детей)

- Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.)

Подводить итоги урока.

 

 

 

 

Отвечать на вопросы по изученной теме.

 

 

 

 

Высказывать свое мнение.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений.

9.

Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы

Практический: раскрашивание рисунка

1 мин

(Слайд 10)

-Посмотрите, у вас на партах лежит книжка. Раскрасьте страницы книжки красным цветом, если вы считаете, что отлично сегодня поработали и урок был для вас очень интересным; а синим- если вы считаете, что вы сегодня плохо поработали, а урок был для вас скучным.

(Оценивают свою деятельность на уроке)

-Покажите,  какие книжки у вас получились.

(Показывают)

-Замечательно!

Осуществлять рефлексию.

Л: Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.

10.

Домашнее задание

Словесный: учебный диалог

1 мин

(Слайд 11)

-Ребята, ну а вашим домашним заданием будет -придумать рассказ по теме: «Для чего нужна речь?»

-Наш урок подошел к концу, вы все хорошо поработали. Спасибо вам за работу. До свидания!

 

Записывают домашнее задание.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения

 


Тема : «Для чего нужна речь?»

Тема : «Для чего нужна речь?»

Физкультминутка 7. Работа по теме урока (Работа с учебником, работа с иллюстрациями) 8

Физкультминутка 7. Работа по теме урока (Работа с учебником, работа с иллюстрациями) 8

Ход урока: № Этап урока

Ход урока: № Этап урока

Актуализация знаний. Фронтальный опрос

Актуализация знаний. Фронтальный опрос

Словесный: учебный диалог2 мин

Словесный: учебный диалог2 мин

Это название учебника. А как вы думаете, почему эта книга называется учебником? (Эта книга для обучения

Это название учебника. А как вы думаете, почему эта книга называется учебником? (Эта книга для обучения

Физкультминутка 1 мин Мы немножко отдохнем,

Физкультминутка 1 мин Мы немножко отдохнем,

Наглядный: работа с иллюстрациями

Наглядный: работа с иллюстрациями

Прочитайте название темы с.6 («Язык и речь») и учебной познавательной задачи («Для чего нужна речь?») -

Прочитайте название темы с.6 («Язык и речь») и учебной познавательной задачи («Для чего нужна речь?») -

Взаимопроверка) (Дети, которые быстро справятся с работой, списывают в тетрадь предложение:

Взаимопроверка) (Дети, которые быстро справятся с работой, списывают в тетрадь предложение:

Замечательно! Осуществлять рефлексию

Замечательно! Осуществлять рефлексию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2022