Тема: «Для чего нужна речь?»
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель урока: создание условия для формирования первоначальных представлений о языке как средстве речевого общения.
Задачи:
1.Раскрыть значение речи в жизни человека, дать понятия различных видов речи и научить различать их;
2.Развивать речь учащихся, внимание, память;
3.Воспитывать прилежание; воспитывать умение работать в коллективе, стремление к преодолению трудностей, потребность участия в действиях на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные: умение обосновывать необходимость и значимость речи в жизни человека.
Метапредметные:
Регулятивные: осуществлять контроль деятельности, адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками;
Познавательные: применяют схемы, иллюстрации, осуществляют поиск нужной информации в учебнике, находят в тексте ответ на поставленный вопрос;
Коммуникативные: активно вступают в диалог с учителем, сотрудничают друг с другом.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник « Русский язык» : 1 класс: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий; тетрадь на печатной основе «Русский язык»: 1 класс: В.П. Канакина; рабочая тетрадь.
План урока:
1. Организационный этап (Приветствие учителя)
2. Минутка чистописания
3. Актуализация знаний (Разгадывание кроссворда, чтение загадок)
4. Самоопределение к деятельности с помощью беседы
5. Постановка учебной задачи и ее решения (Знакомство с учебником)
6. Физкультминутка
7. Работа по теме урока (Работа с учебником, работа с иллюстрациями)
8. Самостоятельная работа (Работа в рабочей тетради № 1)
9. Подведение итогов урока
10. Рефлексия с помощью «книжки»
11. Домашнее задание (Придумать рассказ по теме: «Для чего нужна речь?»)
Ход урока:
№ |
Этап урока Метод и приемы |
Хро-нометраж |
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1. |
Организационный Словесный: слово учителя
|
1 мин |
(Слайд 1) -Ужасно интересно всё то, что неизвестно. А то, что неизвестно, нам хочется узнать. Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание, Тогда с тобою многое удастся нам понять. – Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Павловна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Мне бы хотелось подарить вам отличное настроение, а вы подарите отличное настроение друг другу. Улыбнитесь! -Можем начинать! |
Эмоционально настраиваться на работу.
|
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. |
2. |
Минутка чистописания |
3 мин |
-Ребята, а начнем мы наш урок с минутки чистописания. Давайте мы с вами запишем сегодняшнее число. Какое у нас сегодня число? (8 февраля) (Запись даты, показ образца чистописания: Лл Лл ле лю ли ло лы ел) |
Работать над чистописанием. |
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
|
3. |
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос
Словесный: Слово учителя
Словесный: учебный диалог |
2 мин
|
Знакомство с учебником «Русский язык» (обложка, титульный лист, название книги, фамилии авторов, форзацы, условные обозначения и их назначение) - Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте кроссворд. А для этого вспомните, что можно найти в рюкзаке первоклассника. Разгадайте загадки. (Слайд 2) 1. Кто альбом раскрасил наш? Ну конечно … (карандаш). 2. Отгадай, что за вещица – Острый клювик, а не птица, Этим клювиком она Сеет, сеет семена Не на поле, не на грядке – На листах твоей тетрадки. (Ручка) 3. Чтоб на праздник сделать маски, Нам потребуются …(краски). 4. Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.) 5. Аз + буки. (Азбука) 6. Страну чудес откроем мы И встретимся с героями В строчках, на листочках, Где станции на точках. (Книга) 7. Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Всем я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? (Линейка) |
Знакомиться с учебником.
Отгадывать загадки. Заполнять кроссворд.
|
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
П: строить речевые высказывания в устной форме
Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
4. |
Самоопределение к деятельности с помощью беседы |
3 мин |
- Какое слово у вас получилось? (Русский) - Запишите в тетрадь с «красной» строки. - Прочитайте слова. (Слайд 3) Пенал, тетрадь, язык,портфель. - Найдите лишнее слово. (Язык, так как остальные слова обозначают учебные принадлежности.) - Что может обозначать это слово? (Язык во рту, английский язык, язык пламени, язык в ботинке, язык у колокольчика…) (Слайд 4) - Что объединяет все эти предметы? (Везде язык.) - Какое это слово? (Многозначное.) - Запишите его в тетрадь рядом со словом русский. - Соединим 2 слова и получим русский язык.(Слайд 5) - Вы попрощались со своей первой книгой – «Азбукой» и сегодня можете сказать: « Здравствуй, русский язык». Это новый предмет, который мы начинаем изучать. - Рассмотрите внимательно обложку учебника. Кто написал книгу? (Канакина Валентина Павловна и Горецкий Всеслав Гаврилович.) - Как называют людей, которые пишут, создают книги? (Авторы). - Прочитайте, что написано под названием книги. (Русский язык). - Это название учебника. А как вы думаете, почему эта книга называется учебником? (Эта книга для обучения.) - Давайте поприветствуем наш новый учебник и запишем в тетрадь это приветствие. Здравствуй, русский язык. - Дома вы рассмотрели учебник. Откройте его на с. 3. - Прочитайте обращение авторов к первоклассникам (с. 3) - С чем вас познакомит учебник? (С удивительным миром слов русского языка.) - Чему будет учить вас этот учебник? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке.) - На уроках вы будете открывать тайны русского языка, узнаете много интересного: какие слова есть в русском языке, как правильно нужно говорить и писать, чтобы другие понимали вас. - А что вы видите на с. 4? (Условные обозначения.) |
Отвечать на вопросы, выполнять задания учителя, записывать слова в тетрадь.
Объяснять, что такое язык.
Записывать приветствие в тетрадь.
Читать обращение авторов учебника, отвечать на вопросы.
|
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции |
4.
|
Постановка учебной задачи и ее решение Метод: создание проблемной ситуации.
Словесный: слово учителя
|
3 мин
|
- Прочитайте название раздела на с.5. (Наша речь.) - Выскажите свои предположения о том, что такое речь. - Постарайтесь объяснить, для чего нужна речь? (С помощью речи человек понимает, что ему говорит другой человек.) - Рассмотрите страничку. Подумайте, для чего нужна эта страничка? (Здесь записано то, что мы узнаем в этом разделе.) - Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая первый раздел «Наша речь». (Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и устную речь.) |
Работать по. учебнику
Участвовать в учебном диалоге. Объяснять, для чего нужна речь. Слушать речь учителя. Определять тему и цель урока. |
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
5. |
Физкультминутка |
1 мин |
Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вдохнем, Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали, Вверх на солнце посмотрели, И их все лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали маленькими дети. А потом все дружно встали – Великанами мы стали. Дружно хлопаем, ногами топаем! Хорошо мы погуляли И немножечко устали.
|
Выполнять движения. |
Л: установка на ЗОЖ |
6. |
Работа по теме урока Словесный Фронтальный диалог Наглядный: работа с иллюстрацией
Практический: работа по упражнению
Наглядный: работа с иллюстрациями Практический: выполнение уст. задания
|
15 мин |
- Прочитайте название темы с.6 («Язык и речь») и учебной познавательной задачи («Для чего нужна речь?») - Что такое речь? (Речь — это способность говорить, вести беседу, разговаривать, общаться друг с другом.) - Из чего состоит наша речь? (Из слов.) - Подумайте, а может ли быть речь без слов? (Нет.) -Постарайтесь определить, о ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? - Рассмотрите рисунок на странице 6. Можно ли применить эти слова к животным: зверям, насекомым, рыбам, птицам? (Нет.) - Почему? (Животные издают звуковые сигналы.)
Работа с учебником (с. 6, упр. 1) - Прочитайте высказывания Л. Успенского. Попробуйте определить главную мысль его слов. (Главная мысль заключается в том, что только человек обладает даром речи, способностью говорить и слушать, воспринимать речь, читать и писать.)
Работа с учебником (с. 6, упр. 2) с опорой на схему и рисунки (с. 5 ) - Прочитайте на странице 5 названия схемы и записей в ней. Выскажите своё мнение, к какому виду речи: слушанию, говорению, чтению или письму можно отнести каждый рисунок? - Попробуйте объяснить, что обозначают слова: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя? - В каких случаях жизни человека осуществляется: слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя?
Работа со слайдами презентации:
1. Мальчик с девочкой разговаривают. (Говорение.) Слайд 6.
2. Дети слушают учителя. (Слушание.) Слайд 7. 3. Девочка пишет письмо. (Письмо.) Слайд 8.
4. Мужчина читает книгу. (Чтение.) Слайд 9.
- Вспомните случаи, когда вы использовали такой вид речи, как речь про себя?
- На странице 6 прочитайте сведения о речи. (Слушание, говорение, чтение, письмо – это наша речь.) - Постарайтесь сделать правильный вывод. Какой вывод можно сделать? (Речь - есть один из главных способов общения людей друг с другом.) |
Отвечать на вопросы учителя. Работать по иллюстрации. Читать высказывания Л.Успенского.
Высказывать свое мнение.
Работать с рисунками и с карточками.
Участвовать в учебном диалоге.
Читать сведения. Делать правильные выводы. |
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений;
П: строить речевые высказывания в устной форме.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений;
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П: строить речевые высказывания в устной форме.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений |
7. |
Самостоятельная работа |
3 мин |
-На
картинки вы взгляните, - Выполните самостоятельно задания в рабочей тетради, под №1. - Давайте проверим, какие виды речи иллюстрируют рисунки? – Какие рисунки иллюстрируют несколько видов речи? -Ребята, а теперь поменяйтесь тетрадочками с соседом по парте, и проверьте правильно ли он выполнил упражнение. Если правильно, то поставьте плюсик. (Взаимопроверка) (Дети, которые быстро справятся с работой, списывают в тетрадь предложение: Хорошую речь приятно слушать.) |
Самостоятельно выполнять задания.
Участвовать в проверке задания. |
Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
8. |
Подведение итогов урока Словесный: учебный диалог Фронтальный опрос |
5 мин |
- Подумайте, когда в жизни мы пользуемся речью? (Речь позволяет людям общаться друг с другом.) - Какой должна быть наша речь, чтобы мы могли общаться между собой? (Наша речь должна быть содержательной, точной, правильной и выразительной.) - Какими видами речи мы пользуемся на уроке русского языка? (Говорение, слушание, чтение, письмо.) - Что можно отнести к говорению? - Что можно отнести к слушанию? - Что можно отнести к чтению? - Что можно отнести к письму? (Ответы детей) - Что же такое наша речь? (Слушание, говорение, чтение и письмо — это наша речь.) |
Подводить итоги урока.
Отвечать на вопросы по изученной теме.
Высказывать свое мнение. |
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений. |
9. |
Рефлексия Словесный: ответы на вопросы Практический: раскрашивание рисунка |
1 мин |
(Слайд 10) -Посмотрите, у вас на партах лежит книжка. Раскрасьте страницы книжки красным цветом, если вы считаете, что отлично сегодня поработали и урок был для вас очень интересным; а синим- если вы считаете, что вы сегодня плохо поработали, а урок был для вас скучным. (Оценивают свою деятельность на уроке) -Покажите, какие книжки у вас получились. (Показывают) -Замечательно! |
Осуществлять рефлексию. |
Л: Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
10. |
Домашнее задание Словесный: учебный диалог |
1 мин |
(Слайд 11) -Ребята, ну а вашим домашним заданием будет -придумать рассказ по теме: «Для чего нужна речь?» -Наш урок подошел к концу, вы все хорошо поработали. Спасибо вам за работу. До свидания!
|
Записывают домашнее задание. |
Р: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.