КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
(для детей с интеллектуальными нарушениями)
Тема: «Проверка
безударной гласной с помощью слова-корня с ударной гласной»
Цель: научить
проверять написание безударной гласной в корне слова с помощью однокоренных
слов.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить с правилом проверки
безударной гласной в корне;
- учить подбирать проверочные слова;
- формировать навык правописания слов
с безударной гласной в корне.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
- корригировать внимание, память,
мышление;
- обогащать словарный запас.
- Воспитательные:
- воспитывать аккуратность,
внимательность;
- формировать интерес к изучению
русского языка.
Оборудование: карточки
со словами, картинки, магнитная доска, интерактивные задания (если есть
возможность), «волшебный карандаш» для выделения орфограмм.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (2–3 мин.)
- Приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Сегодня нас ждёт
интересное путешествие в страну Русского Языка. Будьте внимательны, и у
вас всё получится!»
- Эмоциональный настрой: игра
«Передай улыбку».
II. Актуализация знаний (5 мин.)
- Повторение:
«Вспомним, что такое корень слова. Корень — это главная часть слова, в
которой заключён общий смысл всех однокоренных слов».
- Игра «Найди родственников»:
На доске — слова: лес, лесной, лесовик, перелесок.
«Какое слово здесь лишнее? Почему?» (Лишних нет — все слова
родственные).
III. Сообщение темы и целей урока (3 мин.)
- Создание проблемной ситуации:
На доске написано слово лсной*.
«Ребята, посмотрите на это слово. Какая буква пропущена? Почему мы
сомневаемся? Правильно, гласный в корне стоит в безударном положении и
слышится неясно».
- Формулировка темы:
«Сегодня мы научимся проверять безударную гласную в корне с помощью
слова-корня с ударной гласной».
IV. Объяснение нового материала (10 мин.)
- Демонстрация правила:
«Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной, нужно изменить слово
или подобрать однокоренное слово, где эта гласная будет под ударением».
- Примеры:
- лсной → лес
(проверочное слово);
- трва → трава
(проверочное слово);
- сды → сад (проверочное
слово).
- Алгоритм проверки (визуализация на
плакате):
- Шаг 1: Найди в слове безударную
гласную в корне.
- Шаг 2: Подбери однокоренное слово.
- Шаг 3: Поставь в нём гласную под
ударение.
- Шаг 4: Напиши в исходном слове ту же
гласную, что и в проверочном.
V. Закрепление материала (15 мин.)
- Упражнение «Помоги слову»
(коллективная работа):
На доске — слова с пропущенной безударной гласной:
- в...да (проверочное: воды)
- г...ра (проверочное: горы)
- д...ма (проверочное: дом)
- с...сна (проверочное: сосны)
«Давайте вместе подберем проверочные слова и вставим
правильные буквы»
- Игра «Найди пару» (работа в парах):
Раздаются карточки: на одних слова с пропущенной буквой, на других — проверочные
слова.
- м...ря → море
- цв...ты → цвет
- х...лмы → холм
- ст...лы → стол
- Физкультминутка «Слова-помощники» (3
мин.):
«Встанем и поиграем! Я называю слово с безударной гласной, а вы —
проверочное слово и показываете:
- Если проверочное слово есть —
поднимаем руки вверх
- Если нет — приседаем»
Примеры: л...сной (руки
вверх), м...дведь (руки вверх), к...рова (присели — нет
проверки через ударение).
VI. Практическая работа (10 мин.)
- Работа с карточками «Вставь букву»:
Карточки с картинками и словами с пропусками:
- Рисунок моря → м...ре
- Рисунок гор → г...ры
- Рисунок леса → л...са
- Рисунок реки → р...ка
«Рассмотрите картинку, подберите проверочное слово и
вставьте нужную букву»
- Игра «Волшебный карандаш»:
Ученики выделяют безударную гласную в словах специальным карандашом:
- в...да
- тр...ва
- с...ды
- п...ля
VII. Итог урока. Рефлексия (4 мин.)
- Вопросы для закрепления:
- «Как проверить безударную гласную в
корне слова?»
- «Почему нужно проверять безударные
гласные?»
- «Какие слова могут быть
проверочными?»
- Оценка работы:
«Вы все сегодня хорошо поработали! Особенно мне понравилось,
как...» (конкретная похвала 2-3 ученикам)
- Рефлексия «Светофор»:
- Красный кружок — «Мне было трудно»
- Желтый кружок — «Было немного
сложно»
- Зеленый кружок — «Всё было понятно»
VIII. Домашнее задание (2 мин.)
Дифференцированное задание на карточках:
- Уровень 1 (базовый):
Вставь пропущенную букву. Проверочное слово дано в скобках.
- в...да (вóды)
→ о
- г...ра (гóры)
→ о
- л...сной (лéс)
→ е
- с...сна (сóсны)
→ о
- тр...ва (травá)
→ а
- Уровень 2 (повышенный):
Вставь пропущенную букву. Самостоятельно подбери и запиши проверочное
слово.
- х...лмы (__________)
→ о
- ст...лы (__________)
→ о
- цв...ты (__________)
→ е
- р...ка (__________)
→ е
- п...ля (__________)
→ о
Приложения к уроку
Карточка-памятка «Проверяй безударную гласную»
(раздаётся каждому ученику):
- Услышал безударный звук — остановись!
- Подбери проверочное слово.
- Поставь гласную под ударение.
- Смело пиши ту же букву!
Пример:
лéсной — проверяем словом лéс
вóдный — проверяем словом вóды
Методические рекомендации
- Принципы работы:
- Частая смена видов деятельности
- Тактильная опора (карточки,
карандаши)
- Визуализация правил
- Поэтапное объяснение
- Коррекционные приёмы:
- Упрощённые формулировки
- Повторение алгоритма
- Подсказки-опоры
- Чередование письменных и устных
заданий
- Критерии оценки:
- Умение подбирать проверочные слова
- Правильность выполнения практических
заданий
- Активность на уроке
- Применение алгоритма
Урок разработан с учётом особенностей познавательной
деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями. Использованы элементы программы
под редакцией В.В. Воронковой.