КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ (для детей с интеллектуальными нарушениями) Тема: «Проверка безударной гласной с помощью слова-корня с ударной гласной»

  • docx
  • 19.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.docx

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
(для детей с интеллектуальными нарушениями)

Тема: «Проверка безударной гласной с помощью слова-корня с ударной гласной»

Цель: научить проверять написание безударной гласной в корне слова с помощью однокоренных слов.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить с правилом проверки безударной гласной в корне;
    • учить подбирать проверочные слова;
    • формировать навык правописания слов с безударной гласной в корне.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать фонематический слух;
    • корригировать внимание, память, мышление;
    • обогащать словарный запас.
  • Воспитательные:
    • воспитывать аккуратность, внимательность;
    • формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: карточки со словами, картинки, магнитная доска, интерактивные задания (если есть возможность), «волшебный карандаш» для выделения орфограмм.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2–3 мин.)

  • Приветствие:
    «Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. Сегодня нас ждёт интересное путешествие в страну Русского Языка. Будьте внимательны, и у вас всё получится!»
  • Эмоциональный настрой: игра «Передай улыбку».

II. Актуализация знаний (5 мин.)

  • Повторение:
    «Вспомним, что такое корень слова. Корень — это главная часть слова, в которой заключён общий смысл всех однокоренных слов».
  • Игра «Найди родственников»:
    На доске — слова: лес, лесной, лесовик, перелесок.
    «Какое слово здесь лишнее? Почему?» (Лишних нет — все слова родственные).

III. Сообщение темы и целей урока (3 мин.)

  • Создание проблемной ситуации:
    На доске написано слово лсной*.
    «Ребята, посмотрите на это слово. Какая буква пропущена? Почему мы сомневаемся? Правильно, гласный в корне стоит в безударном положении и слышится неясно».
  • Формулировка темы:
    «Сегодня мы научимся проверять безударную гласную в корне с помощью слова-корня с ударной гласной».

IV. Объяснение нового материала (10 мин.)

  1. Демонстрация правила:
    «Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, где эта гласная будет под ударением».
  2. Примеры:
    • лсной → лес (проверочное слово);
    • трва → трава (проверочное слово);
    • сды → сад (проверочное слово).
  3. Алгоритм проверки (визуализация на плакате):
    • Шаг 1: Найди в слове безударную гласную в корне.
    • Шаг 2: Подбери однокоренное слово.
    • Шаг 3: Поставь в нём гласную под ударение.
    • Шаг 4: Напиши в исходном слове ту же гласную, что и в проверочном.

DeepSeek v3V. Закрепление материала (15 мин.)

  1. Упражнение «Помоги слову» (коллективная работа):
    На доске — слова с пропущенной безударной гласной:
    • в...да (проверочное: воды)
    • г...ра (проверочное: горы)
    • д...ма (проверочное: дом)
    • с...сна (проверочное: сосны)

«Давайте вместе подберем проверочные слова и вставим правильные буквы»

  1. Игра «Найди пару» (работа в парах):
    Раздаются карточки: на одних слова с пропущенной буквой, на других — проверочные слова.
    • м...ря → море
    • цв...ты → цвет
    • х...лмы → холм
    • ст...лы → стол
  2. Физкультминутка «Слова-помощники» (3 мин.):
    «Встанем и поиграем! Я называю слово с безударной гласной, а вы — проверочное слово и показываете:
    • Если проверочное слово есть — поднимаем руки вверх
    • Если нет — приседаем»

Примеры: л...сной (руки вверх), м...дведь (руки вверх), к...рова (присели — нет проверки через ударение).

VI. Практическая работа (10 мин.)

  1. Работа с карточками «Вставь букву»:
    Карточки с картинками и словами с пропусками:
    • Рисунок моря → м...ре
    • Рисунок гор → г...ры
    • Рисунок леса → л...са
    • Рисунок реки → р...ка

«Рассмотрите картинку, подберите проверочное слово и вставьте нужную букву»

  1. Игра «Волшебный карандаш»:
    Ученики выделяют безударную гласную в словах специальным карандашом:
    • в...да
    • тр...ва
    • с...ды
    • п...ля

VII. Итог урока. Рефлексия (4 мин.)

  1. Вопросы для закрепления:
    • «Как проверить безударную гласную в корне слова?»
    • «Почему нужно проверять безударные гласные?»
    • «Какие слова могут быть проверочными?»
  2. Оценка работы:
    «Вы все сегодня хорошо поработали! Особенно мне понравилось, как...» (конкретная похвала 2-3 ученикам)
  3. Рефлексия «Светофор»:
    • Красный кружок — «Мне было трудно»
    • Желтый кружок — «Было немного сложно»
    • Зеленый кружок — «Всё было понятно»

VIII. Домашнее задание (2 мин.)

Дифференцированное задание на карточках:

  1. Уровень 1 (базовый):
    Вставь пропущенную букву. Проверочное слово дано в скобках.
    • в...да (вóды) → о
    • г...ра (гóры) → о
    • л...сной (лéс) → е
    • с...сна (сóсны) → о
    • тр...ва (травá) → а
  2. Уровень 2 (повышенный):
    Вставь пропущенную букву. Самостоятельно подбери и запиши проверочное слово.
    • х...лмы (__________) → о
    • ст...лы (__________) → о
    • цв...ты (__________) → е
    • р...ка (__________) → е
    • п...ля (__________) → о

 

 

Приложения к уроку

Карточка-памятка «Проверяй безударную гласную»
(раздаётся каждому ученику):

  1. Услышал безударный звук — остановись!
  2. Подбери проверочное слово.
  3. Поставь гласную под ударение.
  4. Смело пиши ту же букву!

Пример:
лéсной — проверяем словом лéс
вóдный — проверяем словом вóды

Методические рекомендации

  1. Принципы работы:
    • Частая смена видов деятельности
    • Тактильная опора (карточки, карандаши)
    • Визуализация правил
    • Поэтапное объяснение
  2. Коррекционные приёмы:
    • Упрощённые формулировки
    • Повторение алгоритма
    • Подсказки-опоры
    • Чередование письменных и устных заданий
  3. Критерии оценки:
    • Умение подбирать проверочные слова
    • Правильность выполнения практических заданий
    • Активность на уроке
    • Применение алгоритма

Урок разработан с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями. Использованы элементы программы под редакцией В.В. Воронковой.