Конспект урока русского языка в 6 классе

  • Видеоуроки
  • docx
  • 29.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изучения нового материала, формирование у учащихся умений реализации нового способа действия , расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Иконка файла материала конспект амо-урока.docx

Конспект АМО-урока.

 

Организационная информация

Авторы урока: Воронцова Эльмира Лекмановна

Предмет: Русский язык

Класс: 6 класс общеобразовательной школы,

Продолжительность урока: 45 минут

Методическая информация

Тема урока: Правописание приставок пре- и при-.

Автор учебника: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.A. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016.

Тип: урок открытия нового знания

Урок изучения нового материала, формирование у учащихся умений реализации нового способа действия , расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса:

В классе обучаются дети с разным уровнем познавательной активности и любознательности. Урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Поскольку обучающиеся разного уровня самоорганизации, то основной вариант проведения урока  – групповая форма работы с применением  активных методов обучения.

 Цели урока:

1. формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения определять написание Е-И в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

2. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

 

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
  3. Повторить морфемный разбор слов;
  4. Развить умение формулировать определение понятий;
  5. Обогащать словарный запас учащихся;
  6. Совершенствовать орфографические и умения.

 Развивающие: 

  1. Осуществление системно-деятельностного подхода;
  2.  Развитие внимания;
  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.

 Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Этапы урока:

 

Фазы урока

 Этапы фазы урока

АМО (методы)

1

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.

инициация ( приветствие, знакомство)

метод «Приветствие»

вхождение или погружение в тему

( определение целей урока)

метод «Список покупок»

 

Определение ожиданий обучающихся

 ( планирование личностного смысла урока )

метод «Что у меня на сердце»

 

2

Фаза 2. Работа над темой.

Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)

Метод «Занимательные карточки»

Интерактивная лекция  ( передача и объяснение педагогом новой информации)

метод «Инфо - угадайка»

Проработка содержания темы ( групповая работа обучающихся над темой урока)

метод «Мозайка»

3

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.

Эмоциональная разрядка (разминки)

метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Подведение итогов ( рефлексия, анализ  и оценка урока)

метод «Светофор»

 

 

 

Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»    

1.  Инициация

АМО «Приветствие» (1мин.)

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала

Все участники становятся в  круг, берутся за руки, обмениваются взглядами друг с другом, тем самым приветствуя друг друга, демонстрируя  свое доброе отношение друг к другу.

- Здравствуйте, ребята. Рада ПРИветствовать. Мне всегда ПРИятно видеть ваши ПРЕдобрые  лица с ПРЕумными глазами. Надеюсь, что вы ПРИходите в этот кабинет не просто для того, чтобы только ПРЕвзойти в знаниях ваших ПРЕДшественников, а прежде всего для того, чтобы ПРИумножить каждый раз хоть на капельку свои знания о нашем ПРЕКрасном языке. (учитель делает ударение на приставках)

Желаю нам приятного сотрудничества, хорошего настроения  и успехов.

 

2. Вхождение или погружение в тему ( определение целей урока)

 

Перед уроком пришла телеграмма.

Пр…бываем в ваш пр..красный город на поезде, пр…ходящем ровно в 8.00.Не пр…рывайте занятия и не встречайте нас на пр..вокзальной плошади. Если не возникнут непр…двиденные  обстоятельства, в 9.30, будем  в вашей школе и сможем пр…ступить к работе.     Пр…ставки Пре- и При-.

 

 -  Попробуем прочитать её. А для этого нам надо правильно вставить буквы. Легко ли это сделать? (Нет, приставки в безударном положении)

 

Целеполагание "Список покупок"(3мин.)

Цель: создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу, определить цели урока.

Оборудование: цветные листочки, ручки

Мы с вами уже многое знаем о приставках, их значении, так какова будет цель нашей встречи с ПРИСТАВКАМИ? В чем будет заключаться наша работа ?Что мы с вами приобретём в результате этой встречи?

Учащиеся устно определяют цели урока, а затем записывают на листочках, которые учитель собирает и вывешивает на доске «Список покупок»

Приблизительно цели могут выглядеть так:

1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;

3. Повторить морфемный разбор слов.

 

 

3. Определение ожиданий обучающихся

 

Опасения и ожидания обучающихся. Метод «Что у меня на сердце» (3 мин)

Цель : выявить опасения и ожидания обучающихся.

Оборудование: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, что вы ожидаете от урока и какие у вас могут возникнуть опасения. В конце урока мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

 

Фаза 2 «Работа над темой»

 

1. Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)

 

Давайте вновь вернёмся к телеграмме.

- В какой части слова пропущены буквы?  (в приставке)

- Что такое приставка? Имеют ли приставки значения?

- Правописание каких приставок вам знакомо?  (по-, про-, правописание приставок на з-с)

 

АМО «Занимательные карточки» ( 10 мин)

Цель: закрепление изученного материала, умение обосновывать свой ответ.

Оборудование: карточки с заданием

Класс делится на небольшие группы по 4 человека. Раздаются карточки. На каждой карточке записаны слова с  верным (неверным) написанием гласных в приставках (правописание приставок на з-с и написание приставок типа за-, по, в-)  . Если слово написано верно-  ответ «верю», то карточка откладывается в сторону, если «не верю», то отвечавший берет карточку себе. Правильные утверждения можно сочетать с заведомо неверными.

- Назовите слова с приставками, написание которых вызывает затруднение.       (пре- и при-)

- Почему возникли затруднения?

 

 

2. Интерактивная лекция  ( передача и объяснение педагогом новой информации)

Наконец к нам прибыли гости –приставки ПРЕ и ПРИ, которые помогут нам найти ответ на сложный вопрос: как пишутся приставки ПРЕ и ПРИ

 

Метод «Инфо-угадайка» (10 мин)


Цели: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания.

Оборудование: лист ватмана, маркер
 На доске размещён лист ватмана, который разделён на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, будут  вписываться основные условия правописания приставок ПРЕ –ПРИ . Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.

 

 

- Предлагается  по группам проанализировать языковой материал, чтобы обосновать гипотезы. Каждая группа работает над парой слов.

1 Группа: Пр…ехать, Пр…лететь

2 Группа: Пр…шить, Пр…клеить

3 Группа: Пр…школьный, Пр…дорожный

4 Группа: Пр…открыть, Пр…сесть

5 Группа: Пр…добрый, Пр…милый

6 Группа: Пр…градить, Пр…рвать

- Подумайте над значением каждого слова. Вы сами должны определить эти значения.   (далее от каждой группы представляются результаты исследований, тезисы которых записываются на ватмане по секторам)

При-

Приближение = близко

Присоединение = друг к другу

Расположение вблизи = около

Неполное действие = чуть-чуть      

Пре- = очень

Пре- = пере-

 

Обобщение:

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать буквы Е-И В приставках Пре- и При-?    1.Выделить приставку в слове;

2. Определить ее значение;

3. Написать Пре- или При-;

4. Подобрать слова с этими приставками, доказать, почему пишется Пре- или При-

 

- Давайте теперь  прочитаем правила написания приставок Пре- и При- в учебнике и сравним формулировки с вашими выводами.  

- Совпали ли ваши выводы с текстом правил?

 

 

3. Проработка содержания темы

 

Теперь мы можем прочесть присланную нам телеграмму. Вставьте пропущенные буквы, объясните.

АМО «Мозайка» (5мин)

Цель : закрепление изученного материала, отработка навыка применения теоретических знаний

Оборудование: карточки с предложениями

У вас на столах есть рассыпанные  предложения. Попытайтесь из них «Собрать сказку»

1.Пр..землился он, пр..сел на травку и пр..задумался.

2.Это пр..летел злой-пр..злой Змей Горыныч.

3. Пр..казал ему Кащей Василису Пр..мудрую найти, пр..пугнуть, к нему пр..вести.

4.Пр..забавные и пр..хорошенькие зайчата скакали впр..прыжку по поляне.

5.Но возникли на пути Змея Горыныча непр..одолимые пр..пятствия.

6.Вдруг солнце закрыла пр..огромная туча.

7.Пр..красным вечером Василисе Пр..мудрой пр..снился пр..чудливый сон.

 

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

 

1. Эмоциональная разрядка (разминки)

 

 

 

АМО «Земля, воздух, огонь, вода» (3 мин)


Цель – повысить уровень энергии в классе.

Оборудование: музыкальное сопровождение
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух
. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

 

2.Подведение итогов ( рефлексия, анализ  и оценка урока)

 

АМО «Светофор» (2 мин)

Цель оценить собственный вклад в работу, найти пути улучшения взаимодействия в классе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов  с намеченными ожиданиями в начале урока.

Оборудование: лист бумаги с нарисованным светофором и кружочки красного, зеленого и желтого цвета

Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – я научился; желтый – могу научить других; зеленый – я не понял. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора

 

Итоги урока.
- Какую тему мы сегодня изучали?
-Что нового вы узнали о правописании приставок пре-при?
-Добились ли поставленных целей?

Домашнее задание:
(на выбор по желанию)
Сочинить стихотворение или сказку о приставках ПРЕ- ПРИ
Составить словарный диктант из 25 слов, используя слова с орфограммами, которые сегодня повторили.

 

Использованная литература: Ресурсы портала "Мой университет", http://www.moi-universitet.ru.