Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме
«Повторение орфографии».
Вид урока: обобщение и систематизация знаний и способов
деятельности.
Форма урока: деловая игра «Я – учитель».
Задачи урока:
· организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5-7-х классах;
· вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
· развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.
В начале каждого учебного года проводятся уроки повторения ранее изученного материала. Традиционные формы работы на уроке повторения не вызывают интереса и, следовательно, не служат повышению качества знаний, грамотности. Чтобы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, реально формирующую орфографические и пунктуационные навыки на уровне «врождённой грамотности», учитель обращается к творческому взаимодействию учащихся.
Предлагаю такую форму работы, когда ученик становится на место учителя и готовит дидактический материал для урока. Начинается деловая игра «Я - учитель».
1. Оргмомент.
Класс делится на группы по 4 человека в каждой. Перед группами ставится проблемная задача: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса. Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал. Чтобы всё правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того, нужно самим показать образец выполнения задания. Работать будем в группах по 4 человека.
Ученикам предлагается недеформированный текст (то есть без пропуска букв и знаков препинания) текст. Вместе с учениками вырабатывается порядок работы подчеркнуть в тексте самые «ошибкоопасные» (по мнению школьников) места. Лучше эту работу сделать индивидуально, а затем обсудить её результаты в группе и прийти к общему мнению. Эта работа необходима, чтобы не подчёркивались слишком простые орфограммы и пропускались трудные.
2. Работа в группах.
Текст
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко- жёлтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то тёплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
(Чехов А. П.)
· Двое учеников на отдельном листе вписывают слова с подчёркнутыми орфограммами и делают их орфографический разбор.
· Другие двое (также на отдельном листке) выполняют дополнительные задания: это разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.
· Далее пары меняются листками и проверяют выполненную товарищами работу.
Данная работа развивает орфографическую зоркость, воспитывает уважение к чужому труду, даёт возможность высказать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с одногруппниками
После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листов (при этом необходимо иметь на столах словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический.)
Оставшиеся двое участников группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.
Таким образом, внимание учащихся полностью сосредоточено на предложенном тексте.
Выполненная работа примерно выглядит так:
Первый (справочный) лист
Безударные гласные, проверяемые ударением:
Выглянуло – глянуть; далеко – даль; засверкала – посверкивать; росой – росы; засветилась – свет.
Чередование гласных в корне:
Коснулось – касаться
Правописание суффиксов:
Ветряная (мельница) – ветер; утреннюю (полутень) – утро.
Правописание окончаний:
Сходится (сходиться, на -ить, не исключение, глагол 2-го спряжения, окончание –ит).
Размахивающего (человечка). Окончание определяем по вопросу – какого? Без ударения после шипящей окончание –его).
Правописание предлогов:
Из-за – сложный предлог.
Понеслась навстречу другим полосам – производный предлог, можно заменить другим предлогом: понеслись к другим полосам.
Правописание сложных слов:
Ярко-жёлтая – прилагательное, обозначающее цвет.
Полутень – полу – всегда пишется слитно.
Правописание наречий:
Сзади, впереди – запомнить.
Сначала – нет зависимого сова: с начала урока.
Издали – нет зависимого слова: из дали моря.
Правописание местоимений
То-то - неопределённое местоимение.
ВТОРОЙ (СПРАВОЧНЫЙ) ЛИСТ.
Сзади1 – 2 слога, сза’-ди [за’ди]
с
[з] – согл., звонк., твёрд.
з
а [а] – гласн., ударн.
д [д’]—согл., звонк., мягк.
И [и] – гласн., безуд.
5 букв, 4 звука.
Размахивающего2 (человечка) – причастие (от глагола «размахивать»).
Коснулось3 (что сделало?), глагол.
1.Обозначает действие предмета, Н.Ф. – коснуться.
2.Пост. приз. : сов., вид, невозвр., 1спр.
Непост. : изъяв накл., ед. ч., прош. вр., ср. род.
3.Что-то (что сделало?) коснулось.
Солнце уже выглянуло сзади из-за городаи тихо, без хлопот принялось за свою работу. (повест., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложн. однород. сказ. и обст.)
Деформированный текст, подготовленный учащимся.
Солнце уже выгл…нуло (с)зади1 (из) за города и тихо, без хлопот прин…лось за свою работу4. (С)начал…, далеко (в)переди, где небо сход…тся с землёю, около курганчиков и ветр…(н,нн) ой мельницы, которая (из)дали похожа на маленького человечка, размахивающего2 руками, поползла по земле широкая (ярко) жёлтая полоса; через минуту такая же полоса засв…тилась несколько ближе, поползла (в)право и охватила холмы; что (то) тёплое к…снулось3 Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись (с)зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на)встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с)бросила с себя утре(н, нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засв…ркала р…сой.
(Чехов А. П.)
3. Выполненные задания сдаются учителю, который благодарит учащихся и особо подчёркивает то, что их работа очень пригодится ему для уроков.
4. Рефлексия: учащиеся высказывают своё мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания, выставляют оценки за работу в группе.
5. Разноуровневое домашнее задание:
1-й уровень: составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.
2-й уровень: взять недеформированный текст с подчёркнутыми орфограммами из учебника (в нём много таких текстов) и приготовить к нему только справочные листы.
3-й уровень: выполнить традиционное упражнение из учебника (с деформированным текстом).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.