Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Повторение орфографии в начале года"
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Повторение орфографии в начале года"

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
русский язык
16.01.2022
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Повторение орфографии в начале года"
Обобщение знаний при повторении орфограмм, изученных в 5-7 классах. Форма урока - деловая игра. Учащиеся работают в группах с деформированным текстом А.П. Чехова
конспект урокарусского языка в 8 классе.docx

Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме

                     «Повторение орфографии».

Вид урока: обобщение и систематизация знаний и способов

                     деятельности.

Форма урока: деловая игра «Я – учитель».

Задачи урока:

·        организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм, изученных в 5-7-х классах;

·        вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;

·        развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.

  В начале каждого учебного года проводятся уроки повторения ранее изученного материала.  Традиционные формы работы на уроке повторения не вызывают интереса и, следовательно, не служат повышению качества знаний, грамотности. Чтобы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, реально формирующую орфографические и пунктуационные навыки на уровне «врождённой грамотности», учитель обращается к творческому взаимодействию учащихся.

  Предлагаю такую форму работы, когда ученик становится на место учителя и готовит дидактический материал для урока. Начинается деловая игра «Я  - учитель».

1.     Оргмомент.

  Класс делится на группы по 4 человека в каждой. Перед группами ставится проблемная задача: подготовить текст  для  контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса. Требования к  готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал. Чтобы всё правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того, нужно самим показать образец выполнения задания. Работать будем в группах по 4 человека.

  Ученикам предлагается недеформированный текст (то есть без пропуска букв и знаков препинания) текст. Вместе с учениками вырабатывается порядок работы подчеркнуть в тексте самые «ошибкоопасные» (по мнению школьников) места. Лучше эту работу сделать индивидуально, а затем обсудить её результаты в группе и прийти к общему мнению. Эта работа необходима, чтобы не подчёркивались слишком простые орфограммы и пропускались трудные.

2. Работа в группах.

Текст

   Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко- жёлтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то тёплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

                                                                                             (Чехов А. П.)

·        Двое учеников на отдельном листе вписывают слова с подчёркнутыми орфограммами и делают их орфографический разбор.

·        Другие двое (также на отдельном листке) выполняют дополнительные задания: это разные виды разборов, о которых группа договорилась заранее.

·        Далее пары меняются листками и проверяют выполненную товарищами работу.

   Данная работа развивает орфографическую зоркость, воспитывает  уважение к чужому труду, даёт возможность высказать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с одногруппниками

  После проверки и обсуждения результатов группа выбирает двух редакторов, которые готовят окончательный вариант справочных листов (при этом необходимо иметь на столах словари: толковый, этимологический, словообразовательный, орфографический.)

  Оставшиеся двое участников группы аккуратно пишут деформированный текст и задания к нему.

  Таким образом, внимание учащихся полностью сосредоточено на предложенном тексте.

          Выполненная работа примерно выглядит так: 

Первый (справочный)  лист

            Безударные гласные, проверяемые ударением:

Выглянуло – глянуть; далеко – даль; засверкала – посверкивать; росой – росы; засветилась – свет.

             Чередование гласных в корне:

Коснулось – касаться

             Правописание суффиксов:

Ветряная (мельница) – ветер; утреннюю (полутень) – утро.

Правописание окончаний:

Сходится (сходиться, на  -ить, не исключение, глагол 2-го спряжения, окончание –ит).

Размахивающего (человечка). Окончание определяем по вопросу – какого? Без ударения после шипящей окончание –его).

Правописание предлогов:

Из-за – сложный предлог.

Понеслась навстречу другим полосам – производный предлог, можно заменить другим предлогом: понеслись к другим полосам.

Правописание сложных слов:

Ярко-жёлтая – прилагательное, обозначающее цвет.

Полутень – полу – всегда пишется слитно.

Правописание  наречий:

Сзади, впереди – запомнить.

Сначала – нет зависимого сова: с начала урока.

Издали – нет зависимого слова: из дали моря.

Правописание местоимений

То-то -  неопределённое местоимение.

       ВТОРОЙ (СПРАВОЧНЫЙ)  ЛИСТ.

Сзади1 – 2 слога, сза’-ди  [за’ди]

с

    [з] – согл., звонк., твёрд.

з

а [а] – гласн., ударн.

д [д’]—согл.,  звонк., мягк.

И  [и] – гласн., безуд.

    5 букв, 4 звука.

Размахивающего2  (человечка) – причастие (от глагола «размахивать»).

Коснулось3  (что сделало?), глагол.

1.Обозначает действие предмета, Н.Ф. – коснуться.

2.Пост. приз. : сов., вид, невозвр., 1спр.

   Непост. : изъяв накл., ед.  ч., прош. вр., ср. род.

3.Что-то (что сделало?) коснулось.

 

Солнце  уже выглянуло сзади из-за городаи тихо, без хлопот принялось за свою работу. (повест., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложн. однород. сказ. и обст.)

Деформированный текст, подготовленный учащимся.

Солнце уже выгл…нуло (с)зади1 (из) за города и тихо, без хлопот прин…лось за свою работу4. (С)начал…, далеко (в)переди, где небо сход…тся с землёю, около курганчиков и ветр…(н,нн) ой мельницы, которая (из)дали похожа на маленького человечка, размахивающего2 руками, поползла по земле широкая (ярко) жёлтая полоса; через минуту такая же полоса  засв…тилась несколько ближе, поползла (в)право и охватила холмы; что (то) тёплое к…снулось3 Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись (с)зади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на)встречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь (с)бросила с себя утре(н, нн)юю (полу)тень, улыбнулась и засв…ркала р…сой.

                                                                                             (Чехов А. П.)

 

3.     Выполненные задания сдаются учителю, который благодарит учащихся и особо подчёркивает то, что их работа очень пригодится ему для уроков.

4.     Рефлексия: учащиеся высказывают своё мнение о проделанной работе, оценивают свою роль в выполнении общего задания, выставляют оценки за работу в группе.

5.     Разноуровневое домашнее задание:

1-й уровень: составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.

2-й уровень: взять недеформированный текст с подчёркнутыми орфограммами из учебника (в нём много таких текстов) и приготовить к нему только справочные листы.

3-й уровень: выполнить традиционное упражнение из учебника (с деформированным текстом).

 

 

 

 

                                                                            



 

Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме «Повторение орфографии»

Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме «Повторение орфографии»

Работа в группах. Текст

Работа в группах. Текст

Размахивающего (человечка). Окончание определяем по вопросу – какого?

Размахивающего (человечка). Окончание определяем по вопросу – какого?

Чехов А. П.) 3. Выполненные задания сдаются учителю, который благодарит учащихся и особо подчёркивает то, что их работа очень пригодится ему для уроков

Чехов А. П.) 3. Выполненные задания сдаются учителю, который благодарит учащихся и особо подчёркивает то, что их работа очень пригодится ему для уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2022