Конспект урока "Употребление местоимений в речи"
Оценка 4.9

Конспект урока "Употребление местоимений в речи"

Оценка 4.9
doc
29.06.2020
Конспект урока "Употребление местоимений в речи"
Употребление местоимений в речи..doc

 

 

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема: Употребление местоимений в речи.

Место урока в системе уроков по данной теме: предпоследний урок в теме «Местоимение».   

Цель деятельности учителя: организовать деятельность учащихся для изучения роли местоимений в речи через исследовательскую работу с текстом.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: определяют роль местоимений в тексте.

                                 Метапредметные:

                                 Регулятивные:

§  С помощью учителя формулирует цели деятельности;

§  умеет планировать, контролировать и оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

                                Познавательные: 

§  на основе исследования делает выводы и обобщения; 

§  определяет основную мысль научного текста по ключевым словам в высказываниях ученых-лингвистов;

§  редактирует текст.

                                Коммуникативные:

§  связно высказывает своё мнение и аргументирует свою точку зрения;

§  умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

§  умеет вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

 

Личностные:

§ формирует волевое усилие преодоление затруднений в ходе работы с текстом

 

 

Методы/приемы обучения: исследовательский метод, смысловое чтение текста

Формы работы на уроке: работа в группах, самостоятельная работа.

Образовательные ресурсы: учебник русского языка 6 класс, под редакцией Е.А. Быстровой

Оборудование, наглядность: раздаточный материал

Предварительная подготовка:

Ход урока:

 

I. Орг. момент. (1-2 мин)

II. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)

 Мы продолжаем изучать часть речи, которая  нескромно заявляет:

Я о себе такого мненья:

Огромна роль местоименья!

Я делу отдаюсь сполна,

Я  заменяю имена.

 

III. Проблематизация (7 мин)

Изучая местоимения, вы заметили, что не так уж просты эти маленькие словечки – местоимения.

1.Прочитайте высказывания о местоимениях учёных – лингвистов.

1) Если допустить невероятное, что местоимения исчезли вдруг из языка, речь стала бы невозможной. Человек бы не смог обозначить себя как говорящего, собеседника, лицо, о котором идёт речь. (Г. Солганик)

2) Местоимения удобны… Они, «как за­пасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в теа­тре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. (А. Реформатский)

3) Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений.  Местоимения создают нам    ре­чевое удобство, так как экономят время и пространство.

(В. Иванов, 3. Потиха.Д. Розенталъ)

4) Являясь заменителями имен, местоимения служат средством связи между предложениями, частями текста, исключая тем самым неоправданные повторы и внося разнообразие в речь. (М. Орёл)

IV. Целеполагание (3 мин)

-Какая мысль объединяет эти высказывания?

Сформулируйте тему урока. (Употребление местоимений в речи)

 

- Постановка  целей  урока:

Определить роль местоимений в речи.

Научиться правильно употреблять местоимения в речи.

 

Запишите в тетрадях : число, кл. работа, тема, цель

 

V. Моделирование (7 мин)

Работа в группах (по высказываниям).

Прочитайте еще раз высказывание. По ключевым словам в этих высказываниях определить роль местоимений в речи.

1 группа – Обозначают себя как говорящего, собеседника.

2 группа – Освобождают (заменяют) знаменательные слова.

3 группа – Экономят время и пространство.

4 группа – Устраняют повторы, являются средством связи.

Выступление групп, в ходе которого появляется схема:

 

Роль местоимения в речи

Обозначать себя и собеседника.

Создают удобство.

Экономят время и пространство.

Связывают предложения в тексте.

 

Физминутка под первый куплет «Родина моя» (2 мин) – определить роль употребляемых местоимений.

Я, ты, он, она    

Вместе – целая страна…

 

Исследовательская работа в группах с текстом (10 мин)

1.     Прочитайте текст.

2.     Определите функциональную роль местоимения в тексте.

1 группа

Нам дан огромный дар. Это наш дивный и могучий язык. В нем все дары России. В нем вся поющая русская душа… И народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть духовно той высоты, на которую зовёт его его язык.       (И.Ильин)  – рус. философ, писатель…

 

2 – 3 группы

В воскресенье бабушка и внук отправились по грибы. Рано утром бабушка и внук пришли в лес. Была чудесная погода. В чудесную погоду не хочется сидеть дома. За день бабушка нашла пять белых грибов. Пять белых грибов нашел и внук.

 

4 группа

Когда над головой замелькали звёзды, я понял, что вышел на большую поляну. Наткнувшись на камень, я сел на него поудобней и стал дожидаться утра. Сижу на камне и слушаю ночь. Мне бы сейчас уснуть, да сидишь на камне, как петух на насесте. Когда открыл глаза — рядом стояли олени!
Вот когда я по-настоящему окаменел. Передо мной редкостные тугайские олени... Когда-то их было много, и они украшали леса. Теперь увидеть их так же трудно, как тигра или барса.
                                                                                                       (Н. Сладков)

 

 

           Выступление групп (8 мин)

 

          VI. Подведение итогов. Рефлексия ( 5 мин)

Самым лучшим в занятии было.., а самым худшим…

Самым интересным было.., а самым скучным…

Самым веселым было, а самым серьезным…

Мне бы хотелось, чтобы… Мне бы не хотелось, чтобы…

 

Домашнее задание

Повторить морфологические признаки местоимения, выучить роли местоимения в речи.

Упр. 64 (все задания) или  Благодарственное письмо местоимению

 

 

 

 


Предмет: Русский язык Класс: 6

Предмет: Русский язык Класс: 6

Предварительная подготовка:

Предварительная подготовка:

Обозначают себя как говорящего, собеседника

Обозначают себя как говорящего, собеседника

Выступление групп (8 мин)

Выступление групп (8 мин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2020