ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. |
Ракитина Екатерина Алексеевна. |
Школа, класс: |
МОУ СОШ «Свердловский центр образования». |
Дата проведения |
01.12.2017 |
Предмет: |
Обучение грамоте (письмо). |
Тема: |
Заглавная буква Д. |
Тип урока: |
Открытие новых знаний. |
Цель: |
Создание условий для отработки навыка писать заглавную букву Д, предложения с буквой Д. |
Планируемые результаты
Предметные
Знать: |
Написание и заглавной буквы Д, ее элементы и виды соединений при написании слогов и слов. |
Понимать: |
Уметь отличать печатную букву Д от письменной буквы Д. |
Применять: |
Уметь писать элементы изученных букв, применять правила записи предложений. |
Анализировать: |
Аналитическое восприятие буквы Д, анализ соединений в слогах и словах, анализ предложений, слого-звуковой анализ слов. |
Синтезировать: |
Письмо по воздуху с тактированием, самостоятельная работа – письмо букв, слогов, слов, списывание предложения с буквой Д. Списывание с печатного текста. |
Оценивать: |
Умения писать букву Д для применения в письменной речи. |
Метапредметные:
Регулятивные: |
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. |
Познавательные: |
Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; |
Коммуникативные: |
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия, например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе); - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Личностные
Желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания. Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). |
Межпредметные связи: |
Русский язык, литература, изобразительное искусство. |
Основные понятия: |
Буква, строчная, заглавная, рабочая строка, слого-звуковой анализ. |
Методы, технологии: |
Словесный (беседа), наглядный, работа с книгой. |
Ресурсы урока для учителя: |
Учебник, презентация. |
Ресурсы урока для учащихся: |
Пропись, тетрадь, пенал. |
Оформление доски: |
Ход урока:
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
1. Актуализация необходимых знаний |
|
Организационный момент. - Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. - С какой буквой познакомились на прошлом уроке? Из каких элементов состоит? |
Ученики настаиваются на урок.
Ученики вспоминают тему прошлого урока. |
2. Мотивация познавательной деятельности |
|
- Продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать. - Ребята, посмотрите внимательно на доску. Что изображено на этой картинке? (Дом). Правильно, а кто изображен на этой картинке? (Дерево). А что изображено на этой картинке? (Дыня). И что же изображено на последней картинке? (Дельфин). - Совершенно верно. Ребята, а что же объединяет все эти слова? (Они начинаются на букву Д). - Как Вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Буква Д). - А как Вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Учиться писать букву Д). |
Ученики рассматривают картинки и отвечают на вопросы учителя. |
3. Организация познавательной деятельности |
|
Повторение материала, изученного на уроке чтения. - Кто вспомнит, какие звуки Вы изучали на уроке чтения? (Звуки [д] [д`]). - Какие это звуки? ([д]- согласный, звонкий, парный, твердый, [д`] – согласный, звонкий, парный, мягкий). Подготовка руки к письму (штриховка). - Абсолютно верно. А теперь разомнем немного наши пальчики, вытяните руки вперед и повторяйте за мной: Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. (Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки). - Все молодцы. Теперь откройте свои прописи на странице 17. Посмотрите, кто это изображен вверху страницы? (Дирижер). А почему именно он изображен? (Слово «дирижер» начинается с буквы д). Возьмите карандаш любого цвета и заштрихуйте его. Но для начала сядьте все ровно, красиво, спинки выпрямите, и положите пропись под правильным наклоном. Теперь приступайте к работе. Обучение письму элементов букв и новой буквы. - Обратим внимание на элементы, которые находятся справа. Кто-нибудь из Вас знает, из каких элементов состоит буква Д? - Обведите элементы буквы Д и узор. Последовательность написания с комментированием. - Теперь посмотрим на первую рабочую строку. Смотрим все на доску и следим за тем, как правильно надо писать букву Д. - Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии рабочей строки, ведем вниз наклонную линию, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, делая петельку, ведем руку вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём руку вверх вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, не доходя до вспомогательной линии рабочей строки закругляем влево и ведем руку вниз, заканчивая писать чуть выше верхней линии рабочей строки. Последовательность написания с тактированием. - Теперь под счет: Раз-И Два-И –Три Тактирование в воздухе. Раз-И Два-И –Три - И еще раз. (повторное тактирование в воздухе). - Теперь Ваша задача прописать букву Д до конца строки. Поставили все точку чуть ниже вспомогательной линии рабочей строки. Спинки все выпрямили, следим за наклоном прописи, соблюдаем расстояние между буквами и пишем безотрывно. Строго следите за тем, чтобы буква касалась верхней и нижней линий рабочей строки. Обучение письму соединений. - Смотрим на вторую рабочую строку. Прочитаем хором эти слоги. Буква Д соединяется с буквой а средним соединением, с буквой и верхним соединением, а с буквой е соединением. Посмотрите все на доску. Я пишу букву Д и соединяю ее средним соединением с буквой а, пишу снова букву Д и соединяю ее верхним соединением с буквой и, и наконец, пишу Д и соединяю ее средним соединением с буквой е. Следим за осанкой. Поставили точку чуть ниже вспомогательной линии рабочей строки и прописываем слоги. Обучение письму слов. - Обратим наше внимание на третью рабочую строку. Прочитаем данные имена. Смотрим на доску и внимательно следим за тем, как надо соединять данные слова. В слове «Дима» букву Д соединяю с буквой и верхним соединением. Далее букву и соединяю с буквой м нижним соединением, далее букву м соединяю с буквой а нижним соединением. В слове «Денис» пишу первый слог: букву Д соединяю с буквой е средним соединением. Пишу второй слог: букву е соединяю с буквой н верхним соединением, соединяю букву н с буквой и верхним соединением, и соединяю букву и с буквой с верхним соединением. Положили правильно пропись, сели ровно. Поставили точку чуть ниже вспомогательной линии рабочей строки и пропишите слова самостоятельно. Слого - звуковой анализ слов. - Все увидели слого-звуковые схемы? Самостоятельно попробуйте соотнести имена «Дима» и «Денис» со схемами, записав их рядом, там, где точки, и закрасить правильно согласные звуки. Какое слово подходит к первой схеме? (Денис). Почему? (Два слога). Какой слог ударный? (Второй). Позовем хором слово «Денис». Какими цветами Вы закрасили согласные звуки и почему так? (Зеленым, так как мягкий звук, в конце синим, так как твердый звук). Какое слово подходит ко второй схеме? (Дима). Почему? (Два слога). Какой слог ударный? (Первый) Позовем хором слово «Дима». Какими цветами ы закрасили согласные звуки и почему так? (Зеленым, так как мягкий звук и синим, так как твердый звук). Физминутка. Игра «Запретное движение». Обучение письму предложений. - Прочитаем предложение. Какое оно по цели высказывания? (Вопросительное) Вам нужно письменно ответить на вопрос. Где же были дети? (В саду) На следующей рабочей строке написали ответ на вопрос: Дети были в саду. Составление новых слов. - Ребята, внизу написано слово. Прочитаем его. И вы, наверное, заметили, что над ним подписаны цифры. Какое слово получится, если взять только те буквы, над которыми подписаны цифры? Напишите рядом со схемой слова слово «сад». Какими цветами закрасим согласные звуки? (Синим, так как твердый звук). - Откройте свои тетради. Запишите число и классную работу. Я вам раздаю тексты, ваша задача написать письменными буквами в тетрадях данный текст. Диана и Дима были дома одни. Они убрали игры, вымыли посуду. Диана и Дима помогали друг другу. Мама была рада! |
Ученики анализируют звуки.
Ученики повторяют за учителем пальчиковую гимнастику.
Ученики штрихуют фигуру мальчика.
Ученики анализируют элементы буквы.
Ученики обводят элементы буквы.
Ученики поэтапно прописывают букву.
Ученики хором читают слоги. Ученики анализируют соединения.
Ученики прописывают слоги.
Ученики прописывают слова.
Ученики соотносят слова со слого-звуковыми схемами, после поясняя свой выбор.
Ученики выполняют физические упражнения.
Ученики письменно отвечают на вопросы.
Ученики составляют и прописывают новое слово.
Ученики списывают текст с печатного текста. |
4. Подведение итогов |
|
- Буква Д довольна вашей работой. А вы? Какую букву вы учились писать? Как на письме используется заглавная буква? |
Ученики отвечают на вопросы учителя. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.