Конспект урока в 10 классе. Тема: "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"

  • docx
  • 28.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык 10 класс. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.docx

Русский язык 10 класс.

Тема:

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Цель:

Обобщение знаний и умений учащихся в правописании падежных окончаний имен прилагательных.

Задачи:

1.   Способствовать развитию умения учащихся проверять написание падежных окончаний имен прилагательных с помощью вопроса.

2.   Способствовать активизации и обогащению словаря прилагательных; корригировать зрительное восприятие, словесно-логическое мышление через работу над упражнениями урока.

3.   Способствовать развитию самоконтроля и самоорганизации при выполнении письменных заданий урока.

Оборудование:

простые карандаши, линейки, карточки.

 

Ход урока.

I.  Организационный момент.

1.     Контроль за готовностью класса к уроку.

2.     Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.

3.     Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока.

 

II. Проверка домашнего задания.

            1.     Проверка упражнения заданного на дом.

            2.     Вопросы:

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

II группа – задание то же.

III группа  – участие во фронтальной работе по мере возможности.

            3.     Выставление оценок.

 

III.  Работа над темой урока.

1. Работа с таблицей. Подбор примеров.

II группа – задание то же.

III группа  – участие во фронтальной работе по мере возможности.

 

2. Составление словосочетаний (упр. 1).

*     Списать словосочетания, раскрывая скобки. Прилагательные поставить в нужной падежной форме.

                                      Р.п.

ОБРАЗЕЦ: Желать крепкого здоровья, …

II группа – задание то же.

III группа  – списывание с доски.

 

3. Работа предложениями (упр.2).

* Списать предложения, дописывая окончания прилагательных. Вставленные окончания подчеркнуть. Над прилагательными указать падеж.

* Вопрос:

-      Как проверить безударные окончания прилагательных?

II группа – задание то же.

III группа  – запись с доски.

 

4. Динамическая пауза.

5. Работа с текстом (упр. 3).

* Списать текст, раскрывая скобки и употребляя имена существительные и имена прилагательные в нужном падеже. Падеж обозначить. Окончания имен прилагательных подчеркнуть.

II группа – первый абзац.

III группа  – первый абзац с помощью учителя.

 

IV. Итог урока.

1.  Вопросы:

-  Как проверить написание безударных падежных окончаний имен прилагательных?

2.  Выставление оценок.

 

V.   Домашнее задание.

* Списать стихотворение в столбик, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных. Вставленные окончания подчеркнуть. Указать падеж прилагательных.

II группа – задание то же.

III группа – записать первый столбик с помощью учителя.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правописание падежных окончаний  имён прилагательных.

 

Падежи.

Единственное число.

Множественное число.

средний род

мужской род

женский род

И. п.

-ое, -ее

-ый, -ий

-ая, -яя

-ые, -ие

Р. п.

-ого, -его

-ой, -ей

-ых, -их

Д. п.

-ому, -ему

-ой, -ей

-ам, -ям

В. п.

как в И.п. и Р.п.

-ую, -юю

как в И.п. и Р.п.

Т. п.

-ым, -им

-ой, -ей

-ыми, -ими

П. п.

-ом, -ем

-ой, -ей

-ых, -их

 

Безударные окончания имен прилагательных можно проверить ударным окончанием вопроса от существительного. Каждому вопросу соответствуют два окончания.

По лесу (какому?) густому, ближнему.

Полем (каким?) засеянным, широким.

1 упражнение.

w  Списать словосочетания, раскрывая скобки. Прилагательные поставить в нужной падежной форме.

                                      Р.п.

ОБРАЗЕЦ: Желать крепкого здоровья, …

Желать (крепкий) здоровья, восхищаться (благородный) поступком, беседовать с (младший) школьниками, обратиться к (старший) товарищу, совет (умный) друга, забота (добрый) человека, отправиться в (дальний) поездку.

 

2 упражнение.

w  Списать предложения, дописывая окончания прилагательных. Вставленные окончания подчеркнуть. Над прилагательными указать падеж.

 

1. Бригада маляров получает еженедельн… задание. 2. Усилиями молодежи и студентов в городе возведен спортивн… комплекс. 3. Иногородн… учащимся предоставляется место в общежитии техникума. 4. Четырнадцатилетн… граждани России получают паспорт. На заводах пользуются иновационн… методами обработки деталей.

 

w  Как проверить безударные окончания прилагательных?

 

3 упражнение.

w  Списать текст, раскрывая скобки и употребляя имена существительные и имена прилагательные в нужном падеже. Падеж обозначить. Окончания имен прилагательных подчеркнуть.

Купавки.

Опушка леса за одну ночь покрылась (дивные цветы). На (высокие упругие стебли) поднялись к (утреннее солнце) их золотые головки. Разбежались купавки по (росистая трава), как шаловливые дети.

Но пришли на опушку две (городские женщины) и сорвали (красивые цветы). Уже никто не полюбуется (тугие завитки) их лепестков. Люди должны сберечь эти милые цветы с (нежное название) «купавки». Будут шуметь деревья и расти травы – будет и человечество счастливым!

(По В. Ткаченко)

4 упражнение.

w  Списать стихотворение в столбик, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных. Вставленные окончания подчеркнуть. Указать падеж прилагательных.

Береза.

Люблю березку русск…,

То светл…, то грустн…,

В белен… сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красив… застежками,

С зелен… сережками,

Люблю ее заречн…,

С нарядн… оплечьями,

То ясн…, кипуч…,

То грустн…, плакуч… .

(А. Прокофьев)