Конспект урока
«Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель»
Предмет: Технология
Класс: 6
Учитель технологии: Глушенкова Наталья Васильевна
Цель: ознакомление учащихся с условным и графическим обозначением петель при вязании на спицах, схемами для вывязывания узоров; ознакомление с основами технологии вязания спицами.
Задачи:
1. образовательная: способствовать формированию знаний о правилах безопасной работы со спицами, правилах подбора спиц, основных правилах вязания на спицах;
2. развивающая: способствовать формированию и развитию навыков и умений работы со спицами, способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся;
3. воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда.
Формируемые УУД:
личностные – формирование основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); формирование основ социальных компетентностей (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
познавательные – практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
Ожидаемый учебный результат:
*Общее представление об условном и графическом обозначении петель при вязании на спицах, схемах для вывязывания узоров;
формирование умений делать набор петель на спицы, выполнять лицевые и изнаночные петли;
*приобретение опыта вывязывания образцов лицевыми и изнаночными петлями: платочной, чулочной вязкой, жемчужным узором, резинкой;
*приобретение навыков самооценки, рефлексии.
Дидактические средства обучения: пряжа, спицы, схемы для вязания лицевыми и изнаночными петлями; демонстрационные образцы платочной и чулочной вязки, различных видов жемчужного узора, резинки; видеоматериалы, учебник технологии (§33), рабочая тетрадь.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Ход урока
1. Введение нового материала
Учитель сообщает учащимся, что в 6 классе им предстоит ознакомиться с новым видом вязания – вязанием спицами. Учитель читает стихотворение.
ЗОЛОТИСТЫЕ СПИЦЫ
Некогда
солнышку
В небе лениться:
Есть у него
Золотистые спицы,
Пряжа цветная –
На дне сундука:
Ровно четыре
Волшебных клубка.
Трудится
солнышко
Без остановки,
Каждому времени
Вяжет обновки.
Белым клубком
Начинается год,
Следом зеленая
Пряжа идет.
Красная
пряжа –
Для красного лета,
Пряжа для осени –
Желтого цвета.
Годы
проходят,
А солнышко вяжет.
Вяжет и слова плохого
Не скажет.
Что тут поделаешь,
Коль у природы
Без остановки
Меняются моды!
В нем все узоры создаются с помощью лицевых и изнаночных петель, которые надо набирать на спицы. Демонстрируя обучающимся действия по набору петель, учитель обращает их внимание на алгоритм набора, предложенный в §33.
Далее учитель знакомит школьников с техникой безопасности на уроках.
Знакомит со схемами для вязания и условными обозначениями лицевых, изнаночных и кромочных петель, предлагает рассмотреть схемы на рис. 94, 95 из учебника, объясняет, для чего нужны кромочные петли и как их вывязывают.
Учитель демонстрирует образец платочной вязки и поясняет, что для выполнения изделия платочной вязкой применяют только лицевые петли. Такой образец будет первым в их практической работе.
Далее показывает образец чулочной вязки и поясняет, что для его вывязывания нужно будет научиться выполнять изнаночные петли и чередовать лицевые и изнаночные петли в каждом ряду. В зависимости от того, какими петлями вывязывать первый ряд, можно получить два вида чулочной вязки. Если первый ряд выполнен лицевыми петлями, получится лицевая гладь, если изнаночными петлями – изнаночная гладь. Образец чулочной вязки (лицевой глади) также нужно будет связать в ходе практической работы.
Учитель объясняет школьникам, что лицевые и изнаночные петли можно чередовать в одном ряду. В результате получаются новые узоры, например жемчужный или различные резинки. Образцы этих вязок также станут объектом их труда.
2. Первичное закрепление знаний и обратная связь
Осуществляется в процессе выполнения п.1 задания 33 из рабочей тетради, практической работы №25 «Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями» из учебника.
Первоначально учащиеся выполняют п.1 задания 33 из рабочей тетради на установление соответствия между названием вязки и ее схемой.
Далее учитель сообщает учащимся тему, цели и задачи практической работы. Напоминает, что спицы, так же как и крючок, являются острым инструментом и обращаться с ними нужно осторожно: не размахивать ими, не поднимать высоко, хранить в специально отведенном месте – футляре или рабочей коробке.
Разъясняет, по каким критериям и как будет оцениваться выполненная учениками работа по вывязыванию образцов, например:
образец платочной вязки выполнен правильно и аккуратно – 1 балл;
образец чулочной вязки выполнен правильно и аккуратно – 1 балл;
образец жемчужного узора выполнен правильно и аккуратно – 1 балл;
образец резинки выполнен правильно и аккуратно – 1 балл;
соблюдение правил безопасного труда – 1 балл.
Из суммы баллов складывается отметка за практическую работу.
Учитель с помощью спиц большого размера и бельевой веревки демонстрирует прием набора петель на две спицы и вывязывание лицевой петли. Учащиеся набирают 20 петель на свои спицы и вывязывают образец платочной вязки.
Во время текущих инструктажей учитель демонстрирует приемы вязания изнаночной петли, чередования лицевых и изнаночных петель. Учащиеся вывязывают остальные образцы практической работы. Если времени урока не хватило для выполнения всего задания, можно предложить учащимся завершить работу дома, а отметки выставить на следующем уроке.
3. Подведение итогов урока и рефлексия
Учитель предлагает учащимся ответить на контрольные вопросы, приведенные в конце §33, оценивает ответы. Пройти тест по вязанию спицами.
Работа по 2 вариантам.
Вариант 1
1. С чего начинается любое
вязание? а)
с вязания изнаночных петель;
б) с вязания столбиков без накида;
в) с набора петель.
2. Спицы должны быть толще нити:
а) в 2 раза;
б) в 3 раза;
в) в 4 раза.
3. Что делают с кромочными петлями?
а) провязывают изнаночными петлями;
б) снимают не провязанными;
в) первую петлю снимают, а последнюю
провязывают.
4. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называют:
а) резинкой;
б) чулочной вязкой;
в) ажурной вязкой.
5. Первую петлю при вязании спицами:
а) вяжут лицевой петлей;
б) снимают, не провязывая;
в) вяжут изнаночной петлей.
6. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют:
а) вытянутыми;
б) кромочными;
в) воздушными.
7. Сколько нужно спиц для вязания носков, варежек?
а) 3;
б) 5;
в) 2.
8. Условные обозначения петель – это…
а) рисунок;
б) схема;
в) описание.
9. Прием, который не относится к технике вязания крючком?
а) столбик с накидом;
б) воздушная петля;
в) лицевая петля.
10. Наиболее распространенный вид пряжи:
а) шерсть;
б) хлопок;
в) акрил.
Ключ к тесту (В-1):
1-в, 2-а, 3-в, 4-а, 5-б, 6-в, 7-б, 8-б, 9-в, 10-а.
Вариант 2
1. Какие петли называются кромочными?
а) те, которые находятся в середине вязаного
полотна;
б) те, которые образуют кромку, - первая и
последняя петли.
в)те, которые образуют последний ряд;
2. Чему должны соответствовать спицы?
а) толщине пряжи;
б) качеству пряжи;
в) длине нити.
3. Провязывание накидов спицами в рисунке дает
возможность получить:
а) плотный узор;
б) ажурную вязку;
в) платочное вязание.
4. Чулочная вязка получается:
а) чередованием лицевых и изнаночных рядов;
б) чередование лицевых и изнаночных петель;
в) чередованием лицевых петель и накидов;
5. Чем пользуются для поднятия спущенных петель
при вязании спицами?
а) иглой;
б) крючком;
в) любым другим острым предметом.
6. Какие из перечисленных кружев можно считать самыми популярными среди
распространенных видов домашнего рукоделия?
а) плетенные на коклюшках;
б) плетенные челноком;
в) вязаные крючком.
7. Кто является самыми искусными вязальщиками в древности?
а) испанцы;
б) арабы;
в) итальянцы.
8.Что является элементарной частицей, «кирпичиком» вязаного изделия?
а) спица;
б) пряжа;
в) петля.
9.Что можно изготовить из пряжи, не пользуясь
обычными спицами и крючком?
а) помпон;
б) носки;
в) кофту.
10. Богиня Древней Греции, которая давала людям
мудрость и знания, учила их ремеслам и искусствам:
а) Арахна;
б) Афина;
в) Венера.
Ключ к тесту (В-2):
1-б, 2-а, 3-б, 4-а, 5-б, 6-в, 7-б, 8-в, 9-а,
10-б.
Домашняя работа:
1. Изучить материал §33. Ответить на вопросы параграфа.
2. Выполнить п.3 задания 33 из рабочей тетради.
3. Принести на следующие урок: спицы, пряжу для вязания двух расцветок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.