Статья Творческие задания по химии

  • Лекции
  • docx
  • 23.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье описывается собственный опыт по использованию творческих заданий на уроках и внеурочных занятиях по химии.
Иконка файла материала Творческие домашние задания по химии.docx

 

 

Творческие домашние задания по химии.

 

 Мы с вами книги детские видали,
Пробитые насквозь гвоздем морали.
От этих дидактических гвоздей
Нередко сохнут книжки для детей...
Мораль нужна, но прибивать не надо
Ее гвоздем к живым деревьям сада.
К живым страницам детских новостей.
Мораль нужна. Но никаких гвоздей!

(С. Маршак)

   

      Домашнее задание – это  проблема, которая волнует всех: и педагогов, и родителей, и учащихся. Ученики хотят, чтобы домашние задания были минимальными или не задавались вообще. Родители мечтают, чтобы их дети выполняли уроки самостоятельно и не отвлекали их. А учителям надо, чтобы  учебный материал, который изучался на уроке, был выучен, систематизирован, обобщен, запомнен. Есть ли здесь оптимальный вариант, устраивающий всех? Надо найти золотую середину. Вспоминаются строчки некогда популярной песни «Нам учитель задает с иксами задачи. Кандидат наук и тот над задачей плачет». А ведь эти шутливые строчки в некоторой степени верны. Ведь не секрет, что каждый из нас, педагогов, считает, что важнее его предмета ничего нет, и задает огромное количество примеров и задач.  Такие задания не только занимают много времени, но еще и подчас нудные и неинтересные. А надо всего лишь показать ученику, зачем ему это нужно?

В школьной практике используются следующие виды домашнего задания:

·       индивидуальная

·       групповая

·       творческая

·       одна на весь класс

·       дифференцированная

Я расскажу о своем опыте использования только творческих заданий.

 

 

Классификация творческих домашних заданий

По содержанию

По виду деятельности

По уровню оформления

http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Вопросник
http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Кроссворд
http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gifМакет, модель
http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Ребус
http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Сообщение
http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Доклад
http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Сочинение
http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gifРеферат
http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Исследование
http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Эссе

http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Индивидуальная
http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Парная
http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Групповая (3–7     чел)
http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Групповая (10–15 чел)
http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Коллективная

http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Рабочая (в тетради, «с листа»…).
http://festival.1september.ru/articles/627832/img4.gif Экспозиционная (на отдельном формате,    содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):

·         файл-лист;

·         буклет;

·         брошюра;

·         газета;

·         альбом;

·         «раскладушка»

     Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и такие способности ребёнка, которые Вам еще не  известны. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее и воспитывающее значение.

     В методической литературе  рекомендуют  давать одно творческое задание в месяц с временным периодом на подготовку – неделя. Но бывают разные задания. На выполнение некоторых требуется всего 1 час (например, оформить что-то на формате), а для некоторых требуется несколько дней (групповое творческое). Например, изучая большую по объему тему, рассчитанную на две-три недели, можно на первом уроке, ставя проблему, дать творческое задание по заданным направлениям. Каждая группа или отдельные учащиеся сами определятся с направлением, формой работы, учитывая, что у них срок до указанной даты.

 

 

 

Понятно, что нам легче задать просто параграфы, страницы, упражнения, задачи. И чаще мы даем именно такие задания. Но иногда, в конце изучения темы, на каникулы ребята получают творческие задания. Многообразие возможных домашних заданий бесконечно, для творческих поисков здесь нет границ. Домашнее задание – это запоминание и тренировка, применение и систематизация знаний и умений, самоконтроль, знакомство с новым материалом. Домашнее задание развивает любознательность, фантазию и творческое мышление, дисциплинирует. Особенно удачно спрашивать знакомый материал у ребят с низкими учебными возможностями для создания им ситуации успеха при вхождении в новую тему.

       Предлагаю вниманию коллег некоторые примеры из системы творческих домашних заданий, ставших традиционными на уроках химии в моей практике.

1. На первых уроках в 8 классе предлагаю учащимся домашнее задание творческого характера. Например, напишите мини-сочинение "О пользе химии".        

2. При изучении темы «Химические знаки» учащиеся составляют кроссворды, ребусы.

3. После изучения темы "Классы неорганических соединений" ученики делятся на группы и получают задание: представьте, что  Вы - представитель турагенства. Придумайте рекламу, призывающую посетить виртуальные страны "Оксиды", "Основания, "Кислоты","Соли" (это может быть географическая карта, гимн, герб, песня, танец и т.д.)

4. Еще один вид работ – сообщения на различные темы. При составлении сообщения ученики должны придерживаться определенного плана. Необходимо указать свойства вещества и его применение. Приветствуются собственные рисунки, стихи и т.д.

5. Сказки по химии. Здесь ученики демонстрируют не только свои творческие способности, но и в интересной непринужденной форме запоминают тему.

6. Плакаты по темам "Здоровый образ жизни", "Химия и экология" и т.д.

Считаю, что рисунки развивают зрительную память и образное мышление, позволяют связать обучение с реальной жизнью.

 

 

 

7. Индивидуальное практико-ориентированное задание.

В 8 классе, когда очень большой объем материала, учителю необходимо не оттолкнуть ученика от нового предмета, а заинтересовать  его, показать, что с химией связаны многие вопросы, с которыми мы сталкиваемся в быту. Вот пример таких заданий:

- описать органолепттические свойства воды водопроводной, родниковой, колодезной воды (при изучении свойств воды)
- рассчитать содержание белков, жиров, углеводов в любом продукте питания (при решении задач на нахождение массовой доли компонентов в смеси)

- приготовить раствор определенной концентрации в домашних условиях с помощью необходимой посуды (вместо классной практической работы учащиеся проводят эту работу дома).

8. В 10-11 классе учащиеся, имея навыки предыдущих лет, активно участвуют в уроках-семинарах, предъявляя не просто сообщения, а доклады и мини-исследовательские работы. Например, на "Менделеевских чтениях" обучающиеся сообщают о разных сферах деятельности ученого.

9. После изучении темы "Сложные эфиры"   ученикам 10 класса выдается домашнее задание. Каждому ученику дается на выбор 1 сложный эфир, например, метилформиат, этилбутират, этилсалицилат, бутилбутират, этилбензоат, бензилацетат, изопентилацетат и др.. Предлагается написать уравнение его получения из соответствующих кислоты и спирта, уравнение его гидролиза, применение этого эфира, а самое главное, найти в магазинах продукты или товары, в которых мог бы содержаться данный эфир и сфотографироваться с ним (это может быть какой- то парфюмерный или продовольственный товар, или растворитель, или медицинский препарат). Работая над заданием, ученики исследуют свой сложный эфир, совершая разнообразные учебные действия, предлагают свое описание, и, таким образом, лучше запоминают тему. Таким образом, мы получаем рассказ о 20 - 25 разных сложных эфирах и видим, в каких разнообразных товарах они содержатся. Получаются мини - проекты.

 

 

10. Аналогичную работу вы этом году провели по теме "Жиры". Оказывается, кроме знакомых нам жиров есть и барсучий, гусиный, медвежий, тюлений жир, арахисовое, конопляное, кунжутное, миндальное, масло виноградных косточек и другие.

11. Тесты собственного сочинения на заданную тему.

12. Опорный конспект по теме в качестве домашнего задания с целью обобщения материала.

13. При подготовке к празднованию 70-летия со дня Победы в ВОАВ ученики получили задание:
  8 класс - рассказать о роли одного из металлов на войне.

  9 класс - придумать и решить задачу о применении металла на войне.

 10 класс - рассказать о вкладе ученого-химика в Победу.

        При свободном выборе формы отчетности по теме ребятам интереснее и психологически легче выполнять домашние задания. Как правило, их выполняют все; многие стараются больше узнать о проблеме и используют при работе дополнительную литературу. Творческий подход к выбору и выполнению домашнего задания по химии вызывает интерес и желание заниматься у большинства учеников класса, позволяет им ярче проявить индивидуальные способности.

      Вернемся к эпиграфу этой статьи. Статья посвящена описанию методов, которые я использую  в своей работе, чтобы без «гвоздей» заинтересовать, а не заставить изучать химию. В этом мне помогают творческие домашние задания, они имеют ярко выраженную практическую значимость именно для учеников, которые  видят результаты своей работы, приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции, этого от нас требуют новые стандарты образования.

Подведу итог всего вышесказанного:

  • творческие домашние задания должны быть регулярными;
  • задания должны быть и индивидуальными, и коллективными, состав групп желательно менять от задания к заданию с целью сплочения коллектива и выработки умения распределять обязанности внутри группы;
  • творческие домашние задания должны использоваться на уроках либо при проведении внеклассных мероприятий;
  • задания должны оцениваться.