Текст выступления.
Здравствуйте, меня зовут Кругликова Олеся Сергеевна. Я расскажу вам о системе моей работы, которая состоит из трех разделов: модульная технология, проектная работа и научная работа. Эти три блока позволяют мне достичь образовательной и воспитательной цели моей педагогической деятельности. Образовательная цель обучения химии заключается в формировании системных знаний о химических аспектах экологии на основе фундаментальных химических понятий, что способствует формированию прочных предметных компетенций. Воспитательной целью является экологоцентрическое мировоззрение, как основа нравственного поведения.
Традиционная система, по которой я работала ранее, не помогла мне достичь нужного результата, того уровня образования, который я хотела бы видеть в своих учениках. Поэтому я решила провести эксперимент по внедрению модульной технологии, так как знаю, что она дает хороший результат качества образования. Для эксперимента я взяла два восьмых класса. В одном из них я работала по технологии модульного обучения, в другом – по традиционной методике.
Главной моей целью при работе по модульной технологии является формирование социально активной личности для решения учебно-познавательных и жизненных задач для освоения приемов и способов самообразования, самоорганизации и самоопределения.
Основные задачи, которые я поставила в своем эксперименте:
- способствовать формированию общеучебных мыслительных навыков за счет введения технологии модульного обучения, проблемного подхода и организации проектной исследовательской деятельности;
- планомерно исследовать уровень сформированности предметных компетенций и универсальных способов действия для своевременной корректировки учебной деятельности.
Переход на технологию модульного обучения – важный шаг, учитывающий множество тонкостей.
Первоначально мною была проведена обзорная лекция, как пропедевтический элемент модуля, на которой я познакомила школьников с новыми методами работы.
Далее мною были разработаны пять модульных программ. Я покажу всю цепочки этой технологии, на примере одной модульной программы.
Каждая модульная программа состоит из комплексных дидактических целей и совокупности модулей, их может быть разное количество – три, пять или более. Каждый модульный блок состоит из интегрирующих дидактических целей, которые входят в УЭ 0, и совокупности других учебных элементов, которые предназначены для достижения этой цели. Каждый учебный элемент заканчивается самоконтролем, позволяющий школьникам отследить уровень его усвоения. А модульный блок завершается выходным контролем, который позволяет оценить уровень сформированности предметных компетенций и универсальных способов действий.
В результате построения модульных программ я получила пирамиду целей: нижний слой заняли частные дидактические цели, решение которых обеспечивает достижение интегрирующих дидактических целей модуля, что в свою очередь способствует достижению комплексных дидактических целей модульной программы.
Я хотела бы привести пример структуры построения учебного элемента модуля. Как видно из схемы, каждый учебный элемент имеет свое название и частные дидактические цели, он снабжен блоком информации и руководством по усвоению учебного материала. В конце элемента находятся задания самоконтроля трех уровней. Задания первого уровня предназначены для определения и узнавание признака, объекта, явления. Второго уровня на анализ, синтез, проведения сравнения. И, наконец, задания третьего уровня позволяют проверить уровень способностей делать выводы и умозаключения, формулировать и решать задачу, применять знания в нестандартной ситуации.
Результаты эксперимента работы по модульной технологии сведены в диаграмме, из которой видно, что в экспериментальном классе, где уроки велись по этой технологии, динамика средних показателей качества и успеваемости составляет 100 %, тогда как в контрольном происходило постепенное снижение средних показателей качества. Это еще раз подтверждает мою уверенность, что модульная технология приводит к высоким результатам в обучении
Помимо модульной технологии я пытаюсь внедрить в обучение химии экологический аспект.
В связи с этим, мною был разработан цикл интегрированных практических занятий, основной задачей которых является – формирование у обучающихся практических умений по изучению природных процессов и анализу различных экологических ситуаций. Курс занятий состоит из тематических разделов, соответствующих программе курса химии О.С. Габриеляна. Основное направление курса – демонстрационные опыты, которые предусматривают не только их выполнение, но и изучение результатов.
Кроме того, мною был составлен сборник методических рекомендаций «Химия и экология», включающий дополнительную информацию по различным темам. Используя этот материал, мои воспитанники учатся анализировать различные экологические ситуации, привлекая химические знания, прогнозировать функционирование природных систем в условиях антропогенного воздействия, находить пути решения на защиту и сохранение среды обитания.
В этом учебном году мною апробирован элективный курс учителя химии «СОШ № 5» Коноваловой Т.М. «Основы здорового образа жизни (с основами биохимии), основной задачей которого является привлечение детей к выполнению индивидуальных заданий, на основе которых развиваются их профессиональные способности.
Такая комплексная работа дала следующие результаты: стабильно – успеваемость – 100 %, и наблюдается рост качества в каждом учебном году на 13 %.
Во время урока невозможно удовлетворить все запросы обучающихся. Мобилизовать их активность в поисках знаний, и полнее удовлетворить интересы в области химии и экологии мне помогает внеклассная работа. Она позволяет в интересной и ненавязчивой форме развивать у моих воспитанников творческие способности, и направлений здесь несколько: индивидуальные консультации, углубленное изучение предмета за счет дополнительных занятий и элективный курс. Всего охвачено во внеклассную работу почти 100 % учеников.
С высокомотивированными детьми мы пишем научно-исследовательские работы, которые способствуют воспитанию у них осмысленного отношения к жизни, способности к самоорганизации и самореализации.
В процессе научного исследования я пытаюсь провести школьника по пути научного открытия: проблема – гипотеза – способы проверки – вывод. Организуя движение по данной схеме, я помогаю им увидеть проблему в каком-либо природном или социальном явлении, учу выдвигать гипотезу и особое внимание уделяю организации деятельности по ее проверке: обучающиеся планируют и проводят эксперимент, наблюдают за его ходом, сравнивают полученные результаты, делают выводы.
В заключении хотелось бы отметить, что модульная технология является удобной и эффективной формой организации экологического образования, позволяющая перевести его качество на более высокий уровень, о чем свидетельствуют результаты моего исследования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.