Конспект урока "Знакомство с шахматной доской"
Оценка 4.7

Конспект урока "Знакомство с шахматной доской"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
1 кл—4 кл
23.04.2023
Конспект урока "Знакомство с шахматной доской"
Конспект урока Знакомство с шахматной доской
Конспект урока шахмат в 1 классе на тему.docx

Конспект урока шахмат в 1 классе на тему:

«Знакомство с шахматной доской»

 

Цели урока: познакомить детей с шахматной доской.

Задачи:

Образовательные: заинтересовать учащихся начального этапа обучения игрой в шахматы. Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость

Развивающие: развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление у учащихся младшего школьного возраста.

Планируемые результаты:

Предметные: умение определять черное и белое поля, горизонтали, вертикали и диагонали  на шахматной доске

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности; умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать свои действия; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество, разрешать конфликтные ситуации; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Предметные УУД: узнать ценность игры в шахматы, использовать полученные знания в практической деятельности.

Основные понятия: шахматная доска, белое и чёрное поля, горизонталь, вертикаль, диагональ.

I.     Актуализация знаний.

-Добрый день, ребята!

- Ребята, а Вы любите играть? В какие игры Вы любите играть больше: в подвижные или настольные? Перечислите, какие подвижные игры Вы знаете?

- Я предлагаю Вам разгадать кроссворд, в котором зашифрованы названия игр, в которые играли Ваши мамы и папы, а возможно даже бабушки и дедушки?

- Если Вы правильно отгадаете названия представленных в кроссворде игр, то узнаете, о какой настольной игре мы сегодня с Вами будем говорить на нашем занятии.

Разгадывание кроссворда.

 

 

1 в

ы

ш

и

б

а

л

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

2 л

а

п

т

а

 

 

 

 

 

 

 

 

3 г

л

у

х

о

й

 

т

е

л

е

ф

о

н

 

 

 

4 ж

м

у

р

к

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 а

а

л

к

и

 

 

 

 

 

 

 

 

6 п

р

я

т

к

и

 

 

 

 

 

 

 

 

7 ф

а

н

т

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слушайте внимательно правила  игры и пробуйте отгадать, как данная игра называется.

1. Правила игры. Для игры нужно как минимум 3 человека. Из них 2 - вышибающие и один водящий. Играющие разбиваются на две команды. Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются два игрока другой команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда. Задача вторых – не дать себя выбить. Если ловишь летящий мяч, тебе добавляется одна жизнь. Наберёшь, к примеру, пять жизней и чтобы выбить из игры, нужно попасть в тебя шесть раз. Если мяч отскакивает от земли и попадает в игрока, это не считается. Место выбитых игроков занимают другие члены команды. Когда выбивают всех – команды меняются местами. Вышибалы.

2. Правила игры.

Я знаю два варианта игры. На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводятся две линии: одна называется городом, другая — коном, или домом. Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становится за чертой города, остальные располагаются в поле за коном. Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мечом, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется. Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку. Лапта.

3. Правила игры.

 Играть в неё можно одной или двумя командами. Выбирается водящий, который на ухо шёпотом говорит одному из игроков слово или фразу, а тот старается точно также передает другому игроку и так по цепочке. Последний игрок говорит в слух то, что у него получилось и сравнивают с оригиналом. Зачастую получается очень неожиданный и смешной результат! Если играет две команды, то ведущий передает слово двоим игрокам из обоих команд. Побеждает та команда, чей результат будет наиболее похож на оригинальный. Глухой телефон.

4. Правила игры

 Играют в данную игру несколько человек. С помощью считалки или по жребию выбирается водящий. Игроки завязывают воде плотной повязкой глаза (подсматривать в этой игре нельзя), раскручивают его на месте и "рассыпаются" в стороны. Водящий должен поймать и опознать какого-либо игрока. Если угадал - водящим становится пойманный игрок. Жмурки.


5. Правила игры.

По жребию или по считалке выбирают одного водящего. Затем устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит, тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - осален!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца. Салки.

6. Правила игры

Один человек водит, остальные прячутся. По заранее обговоренным условиям вода считает до определенного числа повернувшись к стене, все за это время прячутся не выходя за границы обговоренной территории. Ну и коронная фраза воды: раз два три четыре пять я иду искать. Прятки.

7. Правила игры.

Ведущий собирает у всех игроков по одному личному предмету, а затем каждый пишет на бумажке какое-нибудь задание. Затем бумажки собираются, перемешиваются, и ведущий не глядя вытягивает сначала чей-либо предмет, а потом записку. Человек, которому принадлежит вытащенный предмет должен выполнить задание, написанное на бумажке. Игра замечательная, но только игрокам следует помнить, что им самим может попасться их собственное задание. Фанты.

- Молодцы! Вы разгадали кроссворд. Как же называется настольная игра, о которой мы сегодня будем говорить на занятии? (Шахматы)

II. Введение в тему урока.

Шахматы считаются одной из древнейших игр. Зародились шахматы в древней Индии, а точнее, там появилась игра-прародитель современных шахмат, которая называлась «чатурАнга». Она была предназначена для четырёх игроков и очень мало напоминала ту игру, которая сегодня известна под называнием «классические шахматы». Согласно легенде, купеческие караваны, проходившие через Персию, завезли туда шахматные фигуры и основные правила чатуранги. Постепенно чатуранга трансформировалась в игру под названием «шатрАндж», которая уже была предназначена для двух игроков. Именно шатрандж сегодня считается непосредственным предшественником современных шахмат. Название игры происходит от двух персидских слов «Шах мат», что в переводе на русский означает «король умер». Чуть позже, когда мы познакомимся с целью шахматной игры, мы узнаем, как появилось такое название.

III. Открытие новых знаний.

- Поднимите руки те ребята, которые умеют играть в шахматы. Вы будете моими помощниками сегодня.

Знакомство с шахматной доской. (Показ)

- Знакомьтесь дети – это шахматная доска.

- Какую форму имеет шахматная доска? (Форму квадрата)

- Итак, шахматная доска представляет собой квадрат восемь на восемь клеточек (которые называются полями), окрашенных в светлый и тёмный цвета (соответственно, поля называются белыми и чёрными). Таким образом, шахматная доска включает в себя шестьдесят четыре поля: тридцать два белых и тридцать два чёрных.

- На шахматной доске есть полоски. Представим, что это улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонтальные. Это любая черно-белая дорожка из полей.

Горизонтальная линия, или горизонталь, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит от каждого партнера слева направо (или справа налево).

- Сколько Горизонтальных улиц? (Горизонтальных улиц 8.)

- Сосчитайте, сколько белых и сколько черных полей в каждой горизонтали? ( Белых 4, черных 4.)

- Есть еще одни улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикальные. Вертикальная линия, или вертикаль, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому.

-  Сосчитайте сколько Вертикальных улиц? (Вертикальных улиц 8.)

            - Есть ещё улицы на шахматной доске, а как они называются и куда они направлены Вы узнаете из стихотворения:

 

В поле много есть дорожек.

Будь и смел, и осторожен.

Вверх пойдешь – по ВЕРТИКАЛИ,

Вправо – по ГОРИЗОНТАЛИ.

А с угла на угол, вдаль нас ведет ДИАГОНАЛЬ.

 - Какое новое название услышали? Верно, это диагональ.

- Диагональ – это цепочка полей одного цвета, которые касаются друг друга уголками. Диагонали бывают черные и белые, а еще они разные по длине. Самая короткая — 2 клетки, а самая длинная – 8 клеток.

 - Покажите вертикали на шахматной доске. Молодцы.

VI.      Первичное закрепление. Игровая практика.

1.      Игра «Горизонталь-вертикаль»

Воспитатель: Я показываю либо горизонталь, либо вертикаль, а по очереди будете отгадывать, какую именно дорожку я загадала.

(дети отгадывают)

2.      Игра «Да – нет»

Сейчас я буду называть предложения, а вы отвечать  да или нет.

- Шахматное поле квадратное? (да)

- Шахматное поле больше доски? (нет)

- Во всех горизонталях и вертикалях одинаковое количество полей? (да)

- В диагонали все поля одинакового цвета? (да)

- На шахматной доске белых полей больше? (нет)

V. Подведение итогов.

- Родиной какой игры является древняя Индия? (Шахматы)

- Без чего нельзя сыграть в шахматы? (Без шахматной доски)

- Сколько полей включает в себя шахматная доска и какого они цвета? (32 белых, 32 чёрных, всего 64 поля)

- Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь)

- Сколько белых (черных) полей в каждой горизонтали? (4)

- Какие ещё дорожки есть на шахматной доске? (Вертикали)

- Назовите третий вид дорожек на шахматной доске.  (Диагональ)

- Молодцы.

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока шахмат в 1 классе на тему: «Знакомство с шахматной доской»

Конспект урока шахмат в 1 классе на тему: «Знакомство с шахматной доской»

Слушайте внимательно правила игры и пробуйте отгадать, как данная игра называется

Слушайте внимательно правила игры и пробуйте отгадать, как данная игра называется

Правила игры Один человек водит, остальные прячутся

Правила игры Один человек водит, остальные прячутся

Сосчитайте сколько Вертикальных улиц? (Вертикальных улиц 8

Сосчитайте сколько Вертикальных улиц? (Вертикальных улиц 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2023