Конспект по воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств у детей подготовительной группы через ознакомление с окружающим миром
Цель: Расширять знания детей об истории нашей Родины. Продолжать знакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков, с их бытовой культурой. Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, родному дому. Развивать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.
Предварительная работа: Беседы с детьми о зарождении русского государства. Знакомство с государственной символикой: гербом, флагом, гимном. Рисование российского флага; объяснение смысла русских народных пословиц и поговорок о семье, о хлебе, о труде. Рассказывание русских народных сказок, заучивание потешек и стихов. Рассматривание изделий народного творчества, изображений изделий народных промыслов, изготовление игрушек своими руками, знакомство с некоторыми играми наших предков.
Оборудование и материалы: Стол, накрытый по правилам старины (самовар, сервиз, сахар, бублики, сушки, деревянные кружки и ложки). Куклы в национальных русских костюмах. Русская печь, хлеб, лопатка для хлеба, чугунок, ухват, кринка, лапти, половики самовязанные. Платки, рушник, старые фото, вышивка. Музыкальное сопровождение для проведения подвижных игр. Презентация «Колыбельная». Матрёшка. Туесок с пословицами.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много нового, волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
К нам пришли гости, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки, а теперь присаживайтесь на стульчики. Мы с вами живем в стране с удивительно красивым именем - Россия. На Земле много чудесных стран, везде живут люди, но Россия - единственная необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. А что значит - Родина?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами продолжим говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках.
Очень часто за событиями и за сутолокою дней Старины своей не помним, забываем мы о ней. Стали более привычны нам полеты на Луну. Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину! Вспомните и скажите, кто такие предки?
Дети: Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
Воспитатель: Культура нашего народа складывалась из обычаев, традиций и праздников. Конечно, не все традиции дошли до наших дней, но те, что сохранились, дают нам возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. А как вы понимаете слово «традиция»?
Дети: Это значит «передача», то есть из поколения в поколение передаются семейные порядки, привычки, памятные вещи, обычаи.
Воспитатель: Да, традиции передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. Мы отмечаем в семейном кругу различные праздники. Какие?
Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьей на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.
Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.
Звучит негромкая спокойная музыка.
Воспитатель читает потешку: «А баю, баю, баю, живет мужик на краю,
он не беден не богат, у него много ребят.
Все по лавочкам сидят, кашку маслену едят. Сердце бьется, душа радуется».
А что значит «душа радуется»? Почему душа радуется? Когда у вас бывает такое состояние?
Дети: Когда приходят родители, когда приходят в гости родственники, когда все вместе занимаемся каким либо делом. Когда рядом мама, то спокойно на душе, когда все здоровы.
Воспитатель: Какая бывает семья?
Дети: Большая, дружная, добрая, трудолюбивая, счастливая. Веселая. Многодетная.
Воспитатель: Кого из близких вы можете назвать самым родным? Самым добрым? Самым младшим?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А бывает ли вам грустно? Почему?
Дети: Когда мама болеет, когда остаюсь один, когда мама сердится.
Воспитатель: Чем вы любите заниматься всей семьей? (Ответы детей: собираться за столом, смотреть телевизор по вечерам, ходить в парк, в лес, на футбол, готовиться к праздникам)
Звучит негромкая музыка.
Воспитатель: предлагаю встать полукругом и исполнить народную песню с движениями «Жили у бабуси »
Воспитатель: С давних времен повелось, что у каждого в семье есть свои обязанности, есть они и у детей, ведь дети - помощники своим родителям. Какие обязанности были в старину у девочек, у мальчиков?
Дети: Девочки убирали в избе, смотрели за младшими братьями и сестрами, помогали готовить еду. Мальчики убирали во дворе, кормили скотину, помогали отцу и деду.
Воспитатель: А какие обязанности есть у вас? (Ответы детей) (Заправлять кровать, убирать игрушки, кормить домашних питомцев, поливать цветы, помогать взрослым)
Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много пословиц и поговорок. А какие знаете вы?
Дети: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
«Хочешь есть калачи - не сиди на печи».
«Труд человека кормит, а лень портит».
«Не сиди сложа руки, так не будет и скуки».
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
Воспитатель: Народ придумал много песен, потешек, загадок, игр, хороводов, которыми сопровождалась вся их жизнь. А начиналось все с маминой колыбельной. Колыбельные, которые пела мама - нежные, добрые. Мелодичные слова убаюкивают и уносят в мир сказок. Вы знаете колыбельные песни?
Дети: поют колыбельные по очереди
Баю – баюшки - баю
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок.
И потащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи
Нашу Машу не буди.
Воспитатель: Вот такие добрые песни пели, и сейчас поют мамы малышам. Дети относились к маме с особым уважением, называли ее «берегиней». Как вы думаете, почему?
Дети: Мама была хранительницей семьи, оберегала детей, берегла семью.
Воспитатель: Давайте и мы назовем наших мам самыми ласковыми словами.
Проводится игровое упражнение «Придумай ласковые слова для мамы»
Дети (встают в круг и, передавая друг другу по кругу матрешку, называют ласковые слова для мамы: родная, любимая, нежная, ласковая, хорошая, дорогая, красивая, нарядная, сердечная и т.д.)
Воспитатель: Основной чертой русского народа было гостеприимство, стремление поделиться всем, что есть в доме. Скажите, как об этом говорили в народе?
Дети: «Гость в дом - радость в дом»
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
«Что есть в печи - все на стол мечи»
Воспитатель: Молодцы. А мы тоже накрыли стол, как накрывали в старину наши предки. В чем же проявлялось гостеприимство?
Дети: Любой человек-странник мог зайти в дом и поесть, его сажали на почетное место, предлагали откушать хлеб-соль, принимали как почетного гостя.
Воспитатель: А как человек относился к хлебу?
Дети: Люди бережно относились к хлебу, с уважением, если роняли хлеб, то просили у него прощения и целовали его.
Воспитатель: А почему же просили прощения у хлеба?
Дети: Бросить хлеб- это значит обидеть труд людей, которые его выращивали, оскорбить хлеборобов.
Воспитатель: Как говорили про хлеб в народе?
Дети: «Хлеб - всему голова», «Без хлеба нет обеда»
Воспитатель: А что вы можете сказать про соль?
Дети: Соль тоже была главной едой, ее сравнивали с хлебом, в старину стол накрывали скатертью и ставили на середину хлеб и соль.
Говорили: « Без хлеба несытно, без соли невкусно», «Хлеб и соль вам!»
Воспитатель: Этот обычай сохранился до сих пор: дорогих гостей встречают хлебом-солью. В чем же еще проявлялось гостеприимство?
Дети: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в каждом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Чай пили из блюдца, не торопясь.
Воспитатель: Молодцы.
Традиция сохранила до нас множество игр. А как же раньше выбирали водящего?
Дети: Водящего и раньше, и сейчас выбирают с помощью считалки, еще договариваются о правилах игры. Это называется сговор.
А сейчас я предлагаю поиграть в хороводную народную игру (звучит бодрая музыка).
Проводится народная игра «Как у дяди Трифона»
Как у дяди Трифона было семеро детей,
(идут по кругу, взявшись за руки, и поют) было семеро детей, было семь сыновей. Вот такими вот ушами, вот с такими вот глазами,
(каждая строчка сопровождается показом) вот с такими вот носами, вот с такими вот зубами вот с такими волосами, вот с такими вот усами, вот с такой головой, вот с такой бородой. Они не пили ,не ели, друг на друга все глядели, друг на друга все глядели, разом делали вот так…(по показу одного ребенка повторяют смешные движения)
Воспитатель: Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чем же он проявлялся? Что русский народ умел делать?
Дети: Мастерил игрушки, сочинял сказки, песни, водил хороводы.
Воспитатель: Да, русский народ сочинял много сказок. Назовите мне сказку, в которой есть такие строчки: «Тепло ли тебе, девица?» - «Тепло, морозушко. Тепло, батюшка» (русская народная сказка « Морозко»).
В какой сказке мачеха заморила девочку работой: она и ткет, и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает? (Русская народная сказка «Хаврошечка»)
Из какой сказки эти слова: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает…»? (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Отпусти меня, Емелюшка, любое желание твое исполню» («По щучьему велению»)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас встанем в круг и поиграем в старинную игру, которая называется «Золотые ворота» (музыка)
Проводится игра «Золотые ворота» «Золотые ворота пропускают не всегда первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас» (Когда играет большая группа детей, на ворота встают четверо детей, остальные держатся за руки и под пение песни стараются быстрее пройти в ворота, кто не успел пройти, тот также встает в ворота, а остальные продолжают игру, пока не поймают всех детей).
Воспитатель: В конце подводит итог занятия. Спрашивает детей, чем занимались на занятии, в какие игры играли, что больше всего понравилось.
Гостинцы ребятам за участие в путешествии и помощь в проведении – все что есть на столе (сушки, баранки, конфеты)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.