Конспект в подготовительной группе по нравственно потриотическому воспитанию "Бытовая культура и традиции русского народа".
Оценка 4.9

Конспект в подготовительной группе по нравственно потриотическому воспитанию "Бытовая культура и традиции русского народа".

Оценка 4.9
doc
26.03.2023
Конспект в подготовительной группе по нравственно потриотическому воспитанию "Бытовая культура и традиции русского народа".
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию. 2 (1).doc

                 

Конспект по воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств у детей подготовительной группы через ознакомление с окружающим миром

 

Бытовая культура и традиции русского народа

Цель: Расширять знания детей об истории нашей Родины. Продолжать знакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков, с их бытовой культурой.                                                       Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, родному  дому.                                                   Развивать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.

Предварительная работа: Беседы с детьми о зарождении русского государства. Знакомство с государственной  символикой: гербом, флагом, гимном. Рисование российского флага; объяснение смысла русских народных пословиц и поговорок о семье, о хлебе, о труде. Рассказывание русских народных сказок, заучивание потешек и стихов. Рассматривание изделий народного творчества, изображений изделий народных промыслов, изготовление игрушек своими руками, знакомство с некоторыми играми наших предков.

Оборудование и материалы: Стол, накрытый по правилам старины (самовар, сервиз, сахар, бублики, сушки, деревянные кружки и ложки). Куклы в национальных русских костюмах. Русская печь, хлеб, лопатка для хлеба, чугунок, ухват, кринка, лапти, половики самовязанные.  Платки, рушник, старые фото, вышивка. Музыкальное сопровождение для проведения подвижных игр. Презентация «Колыбельная». Матрёшка. Туесок с пословицами.

                                                           Ход занятия

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много нового, волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

         К  нам пришли гости, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки, а теперь  присаживайтесь на стульчики. Мы с вами живем в стране с удивительно красивым именем - Россия. На Земле много чудесных стран, везде живут люди, но Россия - единственная необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. А что значит - Родина?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами продолжим говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках.

Очень часто за событиями и за сутолокою дней                                                                                        Старины своей не помним, забываем мы о ней.                                                                                                 Стали более привычны  нам полеты на Луну.                                                                                         Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!                                                                          Вспомните и скажите, кто такие предки?

Дети: Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. 

Воспитатель:  Культура нашего народа складывалась из обычаев, традиций и праздников. Конечно, не все традиции дошли до наших дней, но те, что сохранились, дают нам возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали.                                                                                                     А как вы понимаете слово «традиция»?

Дети: Это значит «передача», то есть из поколения в поколение передаются семейные порядки, привычки, памятные вещи, обычаи.

Воспитатель: Да, традиции передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. Мы отмечаем в семейном кругу различные праздники. Какие?

Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьей на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.

Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.

Звучит негромкая спокойная музыка.

Воспитатель читает потешку: «А баю, баю,  баю, живет мужик на краю,

                                                              он не беден не богат, у него много ребят.

                                                              Все по лавочкам сидят, кашку маслену едят.                              Сердце бьется, душа радуется».                                                                           

А что значит «душа радуется»? Почему душа радуется? Когда у вас бывает такое состояние?

Дети: Когда приходят родители, когда приходят в гости родственники, когда все вместе занимаемся каким либо делом. Когда рядом мама, то спокойно на душе, когда все здоровы.

Воспитатель: Какая бывает семья?

Дети: Большая, дружная, добрая, трудолюбивая, счастливая. Веселая. Многодетная.

Воспитатель: Кого из  близких  вы можете назвать самым родным? Самым добрым?  Самым младшим?

Дети:  Ответы детей.

Воспитатель: А бывает ли вам грустно? Почему?

Дети: Когда мама болеет, когда остаюсь один, когда мама сердится.

Воспитатель: Чем вы любите заниматься всей семьей?  (Ответы детей:  собираться за столом,  смотреть телевизор по вечерам, ходить в парк, в лес, на футбол, готовиться к праздникам)

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель: предлагаю встать полукругом и исполнить народную песню с движениями «Жили у бабуси »

Жили у бабуси
Два весёлых гуся,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых гуся.
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых гуся!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке.
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке!
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе,
Один - серый, другой - белый,
Кланялись бабусе.
Один - серый, другой - белый,
Кланялись бабусе!

Воспитатель: С давних времен повелось, что у каждого в семье есть свои обязанности, есть они и у детей, ведь дети - помощники своим родителям. Какие обязанности были в старину у девочек, у мальчиков?

Дети: Девочки убирали в избе, смотрели за младшими братьями и сестрами, помогали готовить еду. Мальчики убирали во дворе, кормили скотину, помогали отцу и деду.

Воспитатель: А какие обязанности есть у вас?  (Ответы детей) (Заправлять кровать, убирать игрушки, кормить домашних питомцев, поливать цветы, помогать взрослым)

Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много пословиц и поговорок. А какие знаете вы?

Дети: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

«Хочешь есть калачи - не сиди на печи».

«Труд человека кормит, а лень портит».

«Не сиди сложа руки, так не будет и скуки».

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Воспитатель: Народ придумал много песен, потешек, загадок, игр, хороводов, которыми сопровождалась вся их жизнь. А начиналось все с маминой колыбельной. Колыбельные, которые пела мама - нежные, добрые. Мелодичные слова убаюкивают и уносят в мир сказок. Вы знаете колыбельные песни?

Дети: поют колыбельные по очереди

Баю – баюшки - баю

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок.

И потащит во лесок

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи

Нашу Машу не буди.

Воспитатель: Вот такие добрые песни пели, и сейчас поют мамы малышам. Дети относились к маме с особым уважением, называли ее «берегиней». Как вы думаете, почему?

Дети: Мама была хранительницей семьи, оберегала детей, берегла семью.  

Воспитатель: Давайте и мы назовем наших мам самыми ласковыми словами.

 Проводится игровое упражнение «Придумай ласковые слова для мамы»

Дети (встают в круг и, передавая друг другу по кругу матрешку, называют ласковые слова для мамы: родная, любимая, нежная, ласковая, хорошая, дорогая, красивая, нарядная, сердечная и т.д.)

Воспитатель: Основной чертой русского народа было гостеприимство, стремление поделиться всем, что есть в доме. Скажите, как об этом говорили в народе?

Дети: «Гость в дом - радость в дом»

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Что есть в печи - все на стол мечи»

Воспитатель: Молодцы. А мы тоже накрыли стол, как накрывали в старину наши предки. В чем же проявлялось гостеприимство?

Дети: Любой человек-странник мог зайти в дом и поесть, его сажали на почетное место, предлагали откушать хлеб-соль, принимали как почетного гостя.

Воспитатель: А как человек относился к хлебу?

Дети: Люди бережно относились к хлебу, с уважением, если роняли хлеб, то просили у него прощения и целовали его.

Воспитатель:  А почему же просили прощения у хлеба?

Дети: Бросить хлеб- это значит обидеть труд людей, которые  его выращивали, оскорбить хлеборобов.

Воспитатель: Как говорили про хлеб в народе?

Дети: «Хлеб - всему голова», «Без хлеба нет обеда»

Воспитатель: А что вы можете сказать про соль?

Дети: Соль тоже была главной едой, ее сравнивали с хлебом, в старину стол накрывали скатертью и ставили на середину хлеб и соль.

Говорили: « Без хлеба несытно, без соли невкусно», «Хлеб и соль вам!»

Воспитатель: Этот обычай сохранился до сих пор: дорогих гостей встречают хлебом-солью. В чем же еще проявлялось гостеприимство?

Дети: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай  заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в каждом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Чай пили из блюдца, не торопясь.

Воспитатель: Молодцы.

 Традиция сохранила до нас множество игр. А как же раньше выбирали водящего?

Дети: Водящего и раньше, и сейчас выбирают с помощью считалки, еще договариваются о правилах игры. Это называется сговор.

А сейчас я предлагаю поиграть в хороводную народную игру (звучит бодрая музыка).

Проводится народная игра «Как у дяди Трифона»

 Как у дяди Трифона было семеро детей,    

 (идут по кругу, взявшись за руки, и поют)                                                                                                                                       было семеро детей, было семь сыновей.                                                                                                               Вот  такими вот ушами, вот с такими вот глазами,  

(каждая строчка  сопровождается показом)                                                                                                                                                                       вот с такими вот носами, вот с такими вот зубами                                                                                       вот с такими волосами, вот с такими вот усами,                                                                                                                 вот с такой головой, вот с такой бородой.                                                                                                                Они не пили ,не ели,  друг на друга все глядели, друг на друга все глядели,                                       разом делали вот так…(по показу одного ребенка повторяют смешные движения)

Воспитатель: Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чем же он проявлялся? Что русский народ умел делать?

Дети: Мастерил игрушки, сочинял сказки, песни, водил хороводы.

Воспитатель: Да, русский народ сочинял много сказок. Назовите  мне сказку,  в которой  есть такие строчки: «Тепло ли тебе, девица?» - «Тепло, морозушко. Тепло, батюшка» (русская народная сказка  « Морозко»).

В какой сказке мачеха заморила девочку работой: она и ткет, и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает? (Русская народная сказка «Хаврошечка»)

Из какой сказки эти слова: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает…»? (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Отпусти меня, Емелюшка, любое желание твое исполню» («По щучьему велению»)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас встанем в круг и  поиграем в старинную игру, которая называется «Золотые ворота» (музыка)

Проводится игра «Золотые ворота»                                                                                     «Золотые ворота пропускают не всегда                                                                                                            первый раз прощается, второй раз запрещается,                                                                                           а на третий раз не пропустим вас»                                                                                                               (Когда играет большая группа детей, на ворота встают четверо детей, остальные держатся за руки и под пение песни стараются быстрее пройти в ворота, кто не успел пройти, тот также встает в ворота, а остальные продолжают игру, пока не поймают всех детей).

Воспитатель:  В конце подводит итог занятия. Спрашивает детей, чем занимались на занятии,  в какие игры играли, что больше всего понравилось.

Гостинцы ребятам за участие в путешествии и помощь в проведении – все что есть на столе (сушки, баранки, конфеты)

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Конспект по воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств у детей подготовительной группы через ознакомление с окружающим миром

Конспект по воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств у детей подготовительной группы через ознакомление с окружающим миром

Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!

Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!

Звучит негромкая музыка . Воспитатель : предлагаю встать полукругом и исполнить народную песню с движениями «

Звучит негромкая музыка . Воспитатель : предлагаю встать полукругом и исполнить народную песню с движениями «

Воспитатель: Народ придумал много песен, потешек, загадок, игр, хороводов, которыми сопровождалась вся их жизнь

Воспитатель: Народ придумал много песен, потешек, загадок, игр, хороводов, которыми сопровождалась вся их жизнь

Дети : Бросить хлеб- это значит обидеть труд людей, которые его выращивали, оскорбить хлеборобов

Дети : Бросить хлеб- это значит обидеть труд людей, которые его выращивали, оскорбить хлеборобов

В какой сказке мачеха заморила девочку работой: она и ткет, и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает? (Русская народная сказка «Хаврошечка »)

В какой сказке мачеха заморила девочку работой: она и ткет, и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает? (Русская народная сказка «Хаврошечка »)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2023