Министерство просвещения Российской Федерации. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
ООО "Инфоурок"
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
«История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Голубевой Юлии Андреевны
СТАЖИРОВКА
4. Конспект внеклассного мероприятия.
Класс: 6
дата, время проведения: разработка
Тема мероприятия: «Живое средневековье»
Конкурс «Живое средневековье» проводится среди обучающихся 6-х
классов в качестве закрепления изученного материала, подготовки над
проектно-исследовательской работой, повторения общей большой темы в рамках
интеграции предметов. Он также может быть организован как самостоятельное мероприятие
во время проведения декады гуманитарных предметов в школе.
Предварительно (за 1—2 недели) обучающихся предупреждают о проведении конкурса,
учащиеся повторяют определенную тему или раздел, даты. Одновременно ученики и
преподаватели создают команды для проведения конкурса.
В конкурсе участвуют команды по 6 человек из 6-х классов учебной параллели.
Выбирается капитан команды. Зрителями и вместе с тем участниками конкурса
являются соученики соревнующихся команд.
Конкурс проводит учитель истории. Для подведения итогов выбирается жюри из
преподавателей или подготовленных учеников старших классов.
Конкурсное время — 1час 15 минут.
Этапы конкурса
1. Вступительная
часть. Ведущий разъясняет цели, последовательность и формы проведения
конкурса, представляет команды.
2. Основная (игровая) часть. Конкурс состоит из нескольких
туров. Участники и болельщики выполняют различные задания, а жюри оценивает,
начисляя баллы.
3. Заключительная часть. Подведение итогов, награждение
команд-победительниц.
Цель проведения конкурса
В игровой форме проверить знания по истории; дать возможность учащимся проявить находчивость, чувство юмора, творческую активность; заинтересовать школьников изучением дополнительной литературы; воспитывать интерес к истории и к другим смежным наукам; способствовать укреплению классного коллектива на основе совместной деятельности и сопереживания за свою команду.
Оборудование
Конкурс проводится в большом кабинете или в актовом зале, которые оформляются атрибутами исторической тематики. Потребуются также большой экран, портреты исторических деятелей и путешественников, исторические карты, карточки с заданиями, хронометр, при возможности желательно использовать компьютер и видеоаппаратуру.
Протокол для подсчета баллов
Название тура, |
Содержание |
Критерии выставления оценки |
6а |
6б |
|
1. Визитка |
Команды должны из букв составить название своей команды, озвучить цель. |
1 балл за составление названия, 2 балла за лучшее целеполагание) |
|
|
|
2. «Угадай кто?» |
команды получают карточки с вопросами и после обсуждения дают письменный ответ. |
1 балл за каждый правильный ответ. (всего 3 вопроса) |
|
|
|
3. Средневековые пословицы |
Участники команд объясняют смысл пословиц. |
за каждое правильное объяснение – 1 балл |
|
|
|
4. «Математическая шарада» |
С помощью математики решить задачи |
По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего 3 задачки. |
|
|
|
5. Конкурс «Распредели повинности» |
Команды получают одинаковый текст, распределяют повинности по О и Б |
За каждое правильное распределение – 1 балл |
|
|
|
6. Конкурс бургомистров и мэров |
в центр выходят капитаны команд, отвечают на вопросы. Всего 8 вопросов. |
Жюри определяет кто первый поднял руку. За правильный ответ – 1 балла. |
|
|
|
7. Конкурс пантомима |
команда должны изобразить в пантомиме популярную средневековую пословицу, выражение, понятие. |
жюри и зрители должны отгадать это выражение. За лусшее исполнение – 3 балла и по уменьшаюшей. |
|
|
|
Общее количество баллов: |
|
|
ХОД КОНКУРСА
Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами проводим увлекательную интеллектуальную игру (викторину) по истории Средних веков. Прошу команды занять свои места.
Что наша жизнь? Игра! Немецкий поэт и драматург И. Шеллер утверждал: «Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является человеком, когда он играет»
Так давайте играть! Сегодня наша игра посвящена истории Средних веков. И мы надеемся, что здесь собрались настоящие знатоки Средневековья. Удачи вам!
Представляю состав нашего ареопага –высокого жури. Итак, мы начинаем нашу игру.
1.Учитель читает правила игры.
Правила игры.
1.Не выкрикивать с места.
2.Не спорить с членами жюри.
3.Внимательно слушать друг друга.
4.В команде уважать мнение каждого.
5.Окончательный выбор ответа – за капитаном.
6.За нарушение правил баллы команды снимаются.
1. Визитка (2/1 балл) (представление команд).
Командам предложено собрать из букв одно слово, название своей команды. Кто быстрее и правильно подберет название команде – 2 балла. (Алхимики, Гуманисты, Крестоносцы). Команды составляют название, выстраиваются по порядку и произносят девиз: Мы ………………… Наша цель - ……………..и выиграть этот конкурс!
(цель должна быть определена их местом в истории). Максимум: 2 балла.
2 конкурс: Угадай, кто? За правильный ответ – 1 балл.
Участникам каждой команды предлагаются по одной карточке с одинаковыми заданиями, отвечает та команда, которая первой сформулирует ответ. Максимальное
время для обсуждения – 1 минута.
«Из племени курейшитов происходит человек, которому предстояло прославить не только родной город, но и всех арабов. Позже к нему явился архангел Джебраил (Гавриил) и возвестил о том, что он избран единым богом – Аллахом - быть его пророком». (пророк Мухаммед)
«Она объявила, что послана Небом для освобождения страны от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана». (Жанна д’ Арк)
«С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота!». А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены, сказав: «Я-то — Гусь, а за мной придёт Лебедь!». (Ян Гус).
(Конкурс со зрителями)
3 конкурс: Объясни смысл пословиц. За правильный ответ – 1 балл.
Участникам каждой команды предлагаются вопросы с одинаковыми пословицами, отвечает та команда, которая первой сформулирует ответ.
1. «Городской воздух делает свободным».
2. «Что с возу упало, то пропало».
3. «У Жака-простака широкая спина, он все вытерпит»
4 конкурс: Исторические примеры. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Участникам каждой команды предлагаются по одной карточки с одинаковыми примерами, отвечает та команда, которая первой сформулирует ответ. Максимальное время для обсуждения – 3 минуты. Всего 3 задания.
Год возникновения государства франков + Год взятия крестоносцами Иерусалима = 1599
(500+ 1099=1599)
Год созыва первых Генеральных штатов во Франции – 248 = Год разделения христианской церкви на западную и восточную. (1302-248=1054)
Год Жакерии во Франции /2+702 = Год восстания Уота Тайлера В Англии. (1358/2+702=1381)
Участникам каждой команды предлагаются по одной карточки с одинаковым текстом, отвечает та команда, которая первой сформулирует ответ. Максимальное время для обсуждения – 1 минута.
(Конкурс со зрителями)
5 конкурс: Определите, какие из нижеперечисленных повинностей составляли барщину (Б), а какие оброк (О)?
В документе XIII в. рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам выполняли следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор, отдавали одного или двух поросят и несколько кур, чистили мельничные канавы, приносили хлеб и вино к столу феодала, жали пшеницу на поле феодала и отвозили ее в хозяйские амбары, привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка, сдавали ячмень для пива.
6 конкурс: Конкурс мэров и бургомистров. Противники или союзники. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Крестоносцы - турки –сельджуки (противники)
Инквизиторы – Папа Римский (союзники)
Сеньор – город (противники)
Мастер – подмастерье (союзники)
Король – горожане (союзники)
Робин Гуд – крестьяне (союзники)
Римляне – варвары (противники)
Норманны – англичане (противники)
7 конкурс: Конкурс-пантомима (2 балла)
Командам раздаются одинаковые задания на историко-культурную тематику. С помощью жестов, мимики, движений участники должны представить на суд жюри данное явление. Одно и то же задание предлагают двум командам. Побеждает команда, которая правильно и более выразительно выполнила задание, которую угадали члены жюри, болельщики. Максимальная оценка за каждое задание — 2 балла.
Изобразите популярное средневековое выражение «вассал моего вассала – не мой вассал» в пантомиме.
Изобразите популярную средневековую пословицу «городской воздух делает тебя свободным» в пантомиме.
Изобразите сценку которая показывает 3 любимых занятия рыцарей в пантомиме.
Конкурс со зрителями - Отгадай что в ящике?
1.Этот предмет появился на столе европейцев только в 14 веке. Его привезли крестоносцы. Но простые люди им не пользовались, он был только на столах знатных людей. -вилка.
2.Этот предмет стал известен европейцам с 13-14 вв.. Но крестьяне его в глаза не видели.
В городе это висело на здании ратуши. -часы.
3. Эту пряность европейцы сыпали во все кушанья. Но стоила она очень дорого. Ее привозили в Европу венецианские и генуэзские купцы. -перец.
8 конкурс: Историко-экономический конкурс
Проводится во время выполнения задания капитанами команд. Командам дается одинаковое задание, требующее не только исторических знаний, но и математических навыков. Команды ведут расчеты и подводят их итоги на листе, который сдают жюри. Если команде удается привести абсолютно правильный ответ, то она получит максимальное количество баллов — 5; в том случае, когда верный ответ отсутствует, побеждает коллектив, который дает более близкий к истине вариант, но тогда команда получит только 2 балла.
Задание
Представьте московский базар XVII в. Какую сумму выручил купец в привычных нам рублях и копейках, продав следующие товары:
Для жюри:
1 руб. = 2 полтины
1 руб= 10 гривен
1 руб = 100 коп.
1 алтын = 3 коп.
Наименование товара, |
Цена |
Расчеты, |
10 пудов масла |
60 коп. за пуд |
60*10=600коп=6 руб |
20 пудов соленой рыбы |
37 коп. за пуд |
37*20=740коп=7руб 40 коп |
5 пар штанов из сукна |
40 алтын за пару |
5*40=200 алтын=600 коп=6руб |
Итого: |
|
19 руб 40 коп |
Вопросы для зрителей:
1.Кого в средневековой Европе называли голяками? -безземельных рыцарей
2. Кого называют «Орлеанской девой»?- Жанна дАрк
3. 3.Назовите войну, в которой участвовали Розы. - война Алой и Белой Роз.
4. 4.Как назывался особый налог на содержание духовенства. -десятина
5. 5.Что в Европе называли «черной смертью»? -чуму
6. Какие понятия относятся к истории Франции, Англии, Испании?
- генеральные штаты, Великая хартия вольностей, Жакерия, Аутодафе, Щитовые деньги, Кортесы, Парламент, Война Алой и Белой розы, домен короля.
7. Кто автор «Божественной комедии»? - Данте
8. Сколько км от Константинополя до Стамбула? – 0 км
9. Как с немецкого языка переводится слово «бург»? - крепость
10. В каком году произошло восстание «Красных повязок»? – 1368г
11. Какие разные значения имеет слово «орден»? 1 -награда. 2-е -организация рыцарей или монахов.
12. В какой битве «погиб весь цвет Франции»? -1356г.- битва при Пуатье.
13. Кого называли королем-фальшивомонетчиком? -Филиппа IV Красивого.
14. Что такое «щитовые деньги»?- плата английских рыцарей королю вместо участия в походах.
15. Какое событие произошло в:
-1215 году -принятие Великой хартии вольностей
-1337 году -начало Столетней войны
-1204 году -взятие Константинополя крестоносцами
-1302 году -созыв Генеральных Штатов
- 1429 году -снятие осады Орлеана
16. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Китай.)
17. Где изобрели цифры, которыми мы пользуемся? (Индия.)
18. По какой лестнице никто, никогда не ходил? (По феодальной.)
19. Когда в истории воевали цветы? (Война Алой и Белой розы.)
20. Что такое “арабески”? (Арабские рисунки из геометрических фигур.)
21. Назовите “жемчужину Индии”. (Тадж-Махал.)
22. Человек, который изобрел книгопечатание. (Иоганн Гуттенберг.)
23. Название какой войны указывает на ее продолжительность? (Столетняя.)
24. Изменение в обществе, преобразование. (Реформа.)
25. Участники освободительной борьбы в Чехии в 15 веке. (Гуситы.)
26. Как назывались города, освободившиеся от власти сеньора (Коммуна.)
27. Высший католический суд (Инквизиция.)
28. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.