«Путешествие в страну «Устное народное творчество»
Цель: обобщить знания
учащихся о малых жанрах фольклора
Задачи:
Образовательные:
• Расширить знания обучающихся о малых жанрах
русского народного творчества.
Коррекционно-развивающие :
• развивать познавательную активность
обучающихся, память, внимание, мышление;
• корригировать и развивать связную речь;
• корригировать мыслительную деятельность на
основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
Воспитательные:
• воспитывать положительную учебную мотивацию;
• доброжелательное отношение друг к другу.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
- Ребята, как называется страна, в которой мы
живём?
- Каждый человек должен знать культуру, историю
своей страны, его творчество. Сегодня мы узнаем частицу истории, познакомимся
с творчеством нашего народа. Для этого отправимся в путешествие в удивительную
страну «Устное народное творчество». Мы уже знакомы с некоторыми жанрами устного
народного творчества, наш учебник начинается с этого раздела. Давайте
вспомним, какие жанры устного народного творчества вы уже знаете. Сл.1
Это потешки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки. Это малые жанры устного народного творчества.
К большим жанрам относятся сказки былины.
Устное народное творчество - это «народная
мудрость. Устное — означает передачу из уст в уста, то есть без записи текста.
В давние времена их сочиняли люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные
ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в
поколение. Вот почему произведения и называются - устное,
создавал эти произведения народ - поэтому народное, творил,
придумывал - поэтому творчество.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Мы разделимся на 2 команды. Надо придумать название командам. Давайте вспомним, как в русских сказках называли парней? А девушек?
Итак, у нас две команды «Добры молодцы» и «Красны девицы»
Не забывайте, работать в команде вы должны
дружно, помогать друг другу.
Разминка: Интерактивное задание «Лото»
Пестушки Заклички Считалки Колыбельные песни Небылицы Пословицы Скороговорки
Пестушки — это один из жанров русского народного творчества для детей младенческого возраста. Это короткие стишки и песенки, которые развивают малыша, способствующие развитию малыша.
Заклички – это короткие песенки, обращение к природе.
Считалки - это установление очерёдности в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно.
Колыбельная — это особый жанр устного народного творчества, один из древнейших. Это песенка исполняется мамами при укачивании своего малыша, это заговор – оберег. Раньше люди верили, что их окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит их во сне, то наяву это страшное и плохое с ним ни за что не случится. Поэтому в колыбельных существует такие страшные персонажи, как «серый волчок», который схватит за бочок.
Небылица - вид сказочного жанра, в котором речь идет о выдуманных историях.
Пословицы – мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Скороговорки - это фразы с труднопроизносимыми словами.
- Как нужно произносить скороговорки?
Быстро, но так чтобы каждое слово произносилось абсолютно правильно.
Конкурс «Собери пословицы»
1 команда
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Труд кормит, а лень портит.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2 команда
Старый друг лучше новых двух
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Ученье свет, а неученье тьма.
Конкурс «Скороговорки»
1 команда:
Проворонила ворона воронёнка.
2 команда
Белые бараны били в барабаны.
Конкурс «Колыбельная»
1 команда:
Ой ты, котенька-коток,
Котик — серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога,
Да кувшин молока.
2 команда
Баю-баю-баю-бай,
Ты собачка, не лай,
Ты собачка не лай,
Нашу Машу не пугай.
Тёмна ноченька, не спится,
Наша Машенька боится,
Баю-бай, баю-бай,
Спи, Машутка, засыпай.
Конкурс «Считалочки»
1 команда:
Раз, два, три,
Четыре, пять,
Будем в прятки
Мы играть.
Небо, звезды,
Луг, цветы —
Ты пойди-ка
Поводи!
2 команда
Раз, два, три, четыре, пять —
Ты, Васятка, выйди, сядь.
Будем дальше мы считать —
Хотим в жмурки мы играть.
Рефлексия.
- С какими видам устного народного творчества мы сегодня познакомились?
- Продолжите предложение:
Теперь я знаю…..( новые скороговорки, колыбельные)
Теперь я умею …. (определять жанры устного народного творчества)
Итог.
Наше мероприятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства, на одном занятии невозможно охватить все жанры. Я предлагаю вам продолжить знакомство с устным народным творчеством, посетить нашу школьную библиотеку.
Добры молодцы
Красны
девицы
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Труд кормит, а лень портит.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Ученье свет, а неученье тьма.
Проворонила ворона воронёнка.
Белые бараны били в барабаны.
1 команда:
Ой ты, котенька-коток,
Котик — серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога,
Да кувшин молока.
2 команда
Баю-баю-баю-бай,
Ты собачка, не лай,
Ты собачка не лай,
Нашу Машу не пугай.
Тёмна ноченька, не спится,
Наша Машенька боится,
Баю-бай, баю-бай,
Спи, Машутка, засыпай.
Конкурс «Считалочки»
1 команда:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки
Мы играть.
Небо, звезды,
Луг, цветы —
Ты пойди-ка
Поводи!
Конкурс «Считалочки»
2 команда:
Раз, два, три, четыре, пять —
Ты, Васятка, выйди, сядь.
Будем дальше мы считать —
Хотим в жмурки мы играть.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.