Тема: «Доброта и чуткость.»
Цель: закрепить и обобщить представления детей о необходимости чуткого доброжелательного отношения к товарищам.
Задачи:
Обучающие: напомнить правила культурного поведения в общении с товарищами.
Развивающие: развивать связную речь, умение оценивать поступки героев литературных произведений.
Воспитательные: воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.
Оборудование: выставка книг: А. Митта «Шарик в окошке», В. Осеева «Навестила». Иллюстрации к рассказам.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Сегодня ребята мы поговорим с вами о чутком доброжелательном отношении к товарищам.
- Что такое доброта?
-
В словаре Ожегова Доброта-
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим ...
- Что такое чуткость?
- В словаре Ожегова чуткий -внимательный к окружающим.
- Болеть не любит никто. Но довольно часто, особенно в холодное время года, многие люди, не достаточно серьезно относящиеся к своему здоровью, могут заболеть.
- Если ваш близкий друг заболел, он вынужден провести несколько дней дома, соблюдая постельный режим. В этом случае его обязательно следует навестить.
- Обычно больной человек находится в подавленном состоянии. А если еще о нем в это время забудут друзья, он вдвойне будет чувствовать себя несчастным и одиноким.
Как известно, выздоровление напрямую зависит от внутреннего состояния больного, от того, как он сам себя настроил в подобной ситуации. Подобное пренебрежение со стороны друзей еще больше усугубит состояние больного.
2. Основная часть.
Чтение рассказа А. Митта «Шарик в окошке»
Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придёт. Нельзя, заразиться могут. Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лёжа! Только небо. Редко, когда самолёт пролетит, да и то только слышно бывает, а не видно. И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дёргаться. Вверх - вниз, вверх - вниз. Что такое? Не поймёт Коля. Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Кажется, пустяк - шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за верёвочку дёргает. А рядом, наверное, Катя стоит и смеётся. И все ребята, наверное, стоят, советы дают. Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
(Показ иллюстрации к рассказу.)
Вопросы после чтения:
1. Как можно назвать детей, которые принесли шарик? Какие они? ( этих детей можно назвать хорошими товарищами, друзьями, добрыми, заботливыми, чуткими) 2. Почему так можно их назвать? ( Дети позаботились о товарище, принесли ему шарик и показали в окне, что бы развеселить и порадовать его. Коля не просил об этом, а дети сами догадались порадовать товарища. Пэтому их можно назвать чуткими, заботливыми, добрыми товарищами)
3. Приятно ли было Коле, что товарищи не забыли о нём?
4. Как в книге об этом написано? ( Если дети не вспомнят, сказать самой или прочесть)
- Если ваш друг заболел гриппом, навещая его, вы можете заразиться и заболеть. В этом случае прийти к нему в гости лучше, когда он уже начинает выздоравливать, то есть в тот период, когда он еще не ходит учебу, но уже не лежит с высокой температурой. Инфекция в этот период, как правило, уже неопасна. К тому же в это время выздоравливающие люди начинают испытывать потребность в общении с близкими людьми, которых они не видели несколько дней из-за своей болезни.
До этого времени (примерно первые 2–3 дня болезни) лучше всего справляться о состоянии вашего друга у кого-то из его близких по телефону. Но помните: надоедать звонками категорически запрещено. Лучше звонить один раз в день, желательно вечером. Не звоните поздно, больному нужен полный покой, и ваш звонок может его разбудить. По той же причине не нужно звонить и слишком рано.
- Детям всегда бывает очень приятно, радостно, если к ним проявляют чуткость, доброту. Чуткость -это такое поведение, когда дети или взрослые делают добро людям, заботятся о других, помогают другим людям, не ждут, когда их об этом попросят, а помогают сами.
Физминутка.
Поднимаем руки выше,
Опускаем руки вниз.
Ты достань сначала крышу
Пола ты потом коснись.
Выполняем три наклона,
Наклоняемся до пола,
Выполняем рывки руками
Раз - два - три - четыре - пять
А теперь мы приседаем
Чтоб сильней и крепче стать
Вверх потянемся потом.
Шире руки разведем.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
3. Заключительная часть.
- Сейчас я вам прочту ещё один рассказ. Называется он «Навестила», написала рассказ В. Осеева. Послушайте рассказ, а потом скажите, чутко ли Муся отнеслась к Вале. ( Показ иллюстрации к рассказу.)
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю:
– Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…
– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой.
– Да, да, грелка… Муся, у нас на кухне стоит чайник…
– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! – Муся вскочила и подбежала к окну. – Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая калоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
– Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.
– Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
Вопросы после чтения:
1. Как отнеслась Муся к Вале?
2. Как её можно назвать? Какая она? Почему?
3. Как надо было поступить Мусе?
4. Как бы вы поступили, если бы пришли к больному товарищу?
5. Как бы вы помогли ему? Расскажите (спросить несколько детей, дать оценку ответам детей)
- И самое главное - вы ни в коем случае не должны утомлять пациента, которого пришли проведать.
Посидите у него недолго, будьте сердечны, Очень порадует вашего выздоравливающего друга интересная книга или журнал. По этикету допускается не дарить книгу, а просто дать ее на время почитать. То же самое можно сказать и о дисках или кассетах с фильмами. Захватывающий сюжет поможет вашему другу забыть о своей болезни. Главное при выборе – ориентироваться на вкус друга. Если ему нравятся комедии, не нужно приносить боевики, какими бы интересными они вам ни казались.
Если вы учитесь вместе с вашим другом, можно, кроме гостинцев, принести ему и записи лекций. Благодаря этому ваш друг не отстанет в учебе. Постарайтесь не нервировать пациента, следите, чтобы он не уставал.
- Давайте ещё раз вспомним правила поведения, которые надо выполнять, что бы быть хорошим, чутким товарищем.
Итог:
- О какой черте поведения мы говорили?
- Что такое доброта?
- Что такое чуткость?
- Почему нужно чутко относиться к людям?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.